Деятельность человека и её основные формы. Человеческая деятельность и её многообразие Ведущие виды деятельности — игра, общение и труд

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего отметим разделение деятельности на практическую и духовную

Практическая деятельность направлена??на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразующую деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях) ценностно-ориентированная д деятельность (Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирования их мировоззрения) прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразующая деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность). А идеи французским ьких просветителей. Вольтера,. Ш. Монтескье,. Ж-Ж. Руссо,. Д. Дидро (циннисноориентована деятельность) сыграли большую роль в подготовке французской резолюции XVIII в (социально-преобразующая деятельность). Матери ально-производственная деятельность способствовала познанию природы, развития наук, то есть познавательной деятельности, а результаты познавательной деятельности (научные открытия) способствуют совершенствованию производственной деятельностияльності.

В многообразии видов деятельности человека можно выделить творческую и разрушительную. Результаты первой - города и села, цветущие сады и возделанные поля, изделия ремесленников и машины, книги и кинофильмы, лечением больных их и воспитание детей. Разрушительная деятельность - это прежде всего войны. Гибель людей, разрушены жилища и храмы, опустошенные поля, сожженные рукописи и книги - это последствия локальных и мировых, гражданских и колонн иально воеоєн.

Но разрушительной может быть и административная деятельность людей, которые имеют власть. И в наше время есть немало руководителей, которые, говоря о благе народа, разрушают природу: вырубают леса, уничтожают пастбища, разрушаю ют почвы, загрязняют воды и атмосферу. По поводу разрушительной деятельности в народе говорят:"Ломать - не строить"Но чаще разрушительная деятельность порождается не злой волей, а ограниченностью воз ей достичь желаемого положительного результатату.

Среди многих характеристик деятельности особое место занимает деятельность творческая. Бывает работа, выполняется строго по правилам, по инструкции. Так, на автозаводе создается серия автомобилей одной й модели. На конвейере рабочий, устанавливая, например, левое переднее колесо, пользуется одинаковыми деталями и инструментами, выполняет те же действия. Каждый раз повторяются определенные операции, предусмотренные технол огичнимы требованиями. Эта деятельность в основе своей шаблонная, монотоннотонна.

От такой, безусловно, полезной, творческой, но однообразной деятельности отличается деятельность, требует каждый раз нестандартных, нешаблонных действий

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Представим себе, что перед конструкторами поставлена??задача создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? предотвратить загрязнение атмосферы выхлопными газами? ю.

Что же такое творчество? достижения. Наиболее яркая творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Иногда говорят, что это люди творческих профессий самом деле не все люди, профессионально занятые нау кой, делают открытия. В то же время множество других видов деятельности содержит в себе элементы творчества. С этой точки зрения, творческой является любая деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность согласно их целей и нуждаетсяпотреб.

Творчество состоит не в той деятельности, где каждое действие вполне регламентирована правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности. Творчество заключается в деятельности, создающий новую информацию и предполагает самоорганизацию. Необходимость создания новых правил, нестандартных приемов возникает тогда, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями, которые отличаются от события бних ситуаций в прошломму.

Конечно, масштабы и значение создаваемого нового в разных случаях неодинаковы. Например, изобретение книгопечатания опирался на известный ранее способ размножения рисунков. Здесь была расширена сфера применения ния уже существующих знаний. А создание. А. Энштейном теории относительности означало возникновение совершенно новой концепции, переворот в науке. Но и тот, и другой творческие акты имели историческое значениечення.

Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, есть отражение в с сознания явлений действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Представление позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Известно, что"мертвая петля"- первая фигура высшего го пилотажа - была выполнена пилотом. П. Нестеровым сначала в представлении, а затем на самолете в воздухе. Фантазия - это необходимый компонент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа или нао ческой модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточнымиатньо.

Важнейшим механизмом творчества является интуиция - знание, условия получения которого не осознаются. В интуиции оказывается, таким образом, бессознательное в деятельности человека. В этом случае человек может сказать:"Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно именно так"Решение сложной научной проблемы, над которой исследователь бьется порой годами, нередко приходит как бы внезапно, неожиданным и время, даже тогда, когда мозг человека занят решением совсем других задач. Знаменитый немецкий ученый. Г. Гельмгольц (1821-1894) говорил:"Мысль озаряет вас внезапно, без усилия, как вдохновениеення".

Интуиция играет большую роль в военной деятельности. В ходе боя полководцу приходится принимать решения мгновенно, от этого нередко зависит победа или поражение. Немецкий военный теоретик. К. Клаузев виц (1780-1831) писал:"Умственная деятельность здесь (на войне) оставляет отрасль строгого знания - логики и математики и превращается в искусство в более широком смысле этого слова, то есть в умение. Инту итивно выбрать из бесчисленного множества предметов и обстоятельств важнейшие и решающиені".

Но бессознательное в творчестве тесно связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Прежде чем счастливая мысль

"озарит"ученого полководца, изобретателя или поэта, немало труда бывает потрачено на поиск решения, анализ различных его вариантов, накопление подходящего материала. Психологи считают, что на путь ху к правильному решению происходит сознательное изучение проблемы и бессознательное накопления образов, четкое осознание задачи и бессознательное изобретения его решения. Открытие не возникает на пусто месте, оно опирается на прошлый опыте накопленные знания. Но ключом к решению может стать неосознанная часть предыдущего опыта, его"побочный продукткт".

Существуют и другие взгляды на природу творчества. Так, русский философ. МО. Бердяев считал творчество приложением, созданием нового, что не было в мире. Он связывал тайну творчества с. Богом, ство. Орив мир из ничего. В творчестве человека философ усматривает две стороны. Первый творческий акт,. М. Бердяеву, - это интуиция,"внутреннее познание"Второй творческий акт - это реализация продуктов творчества, нази ется мастерством, искусством. В первом - человек свободен, но это познание внутри самой себя. Во втором - она??связана с окружающим миром, материалами мира, зависит от других людинших людей.

Современная наука признает, что любой человек в той или иной степени имеет способности к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или нет. Что должна делать молодой человек, чтобы развить в себе творческие зд дибности? ез собственно приобщения к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы; решать нестандартные, трудные задачи; обдумывать различные варианты решения; сопоставлять несовпадающие точки зрения; общаться с искусством; развивать воображение, фантазию; не верить любом утверждению, а, сомневаясь, проверять его истинность; применять в решении проблемы различные средства; искать их наилучшую комбинацию и па мьятаты слова великого композитора. ПИ. Чайковского:"Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивыхедачих".

Наряду с названными выделяются такие виды деятельности, как труд, игра, учение

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего отметим разделение деятельности на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная деятельность (положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность). А идеи французских просветителей Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро (ценностно-ориентировочная деятельность) сыграли большую роль в подготовке Французской революции XVIII в. (социально-преобразовательная деятельность). Материально-производственная деятельность способствовала познанию природы, развитию наук, т. е. познавательной деятельности, а результаты познавательной деятельности (научные открытия) способствуют совершенствованию производственной деятельности. «Животное полагает, что все его дело - жить, а человек жизнь принимает только за возможность что-нибудь делать».

А. И. Герцен

В многообразии видов деятельности человека можно выделить созидательную и разрушительную. Результаты первой - города и села, цветущие сады и возделанные поля, изделия ремесленников и машины, книги и кинофильмы, вылеченные больные и воспитанные дети. Разрушительная деятельность - это прежде всего войны. Погибшие и искалеченные люди, разрушенные жилища и храмы, опустошенные поля, сожженные рукописи и книги - это последствия локальных и мировых, гражданских и колониальных войн.

Задания к лекции №3

1.Письменно ответь на вопросы:

Что такое «субъект деятельности»?

Что такое «объект деятельности»?

С чего человек начинает любую деятельность?

Как определить реальность цели?

С помощью чего обычно люди достигают целей?

Что такое «действие» приведи примеры.

От чего зависит достижение или неуспех деятельности?

Что значит выражение «Средства должны соответствовать цели»?



Можно ли, поставив благородную цель, пользоваться нечестными средствами?

Как вы относитесь к выражению «Цель оправдывает средства»? Ответ аргументируйте.

Подумайте, в чем смысл известной притчи.

Прохожий, увидев трех рабочих, кативших тачки с кирпичом, спросил, что они делают. «Не видишь разве, - сказал первый, - кирпич вожу». «На хлеб семье зарабатываю», - ответил второй. А третий сказал: «Собор строю». Была ли у них одна и та же деятельность? Или одинаковые действия в трех разных видах деятельности?


Задания к лекции №3

«Деятельность человека и ее многообразие»

​​​​​​​Многообразие деятельности человека (кратко):

В обществе увеличивается разнообразие потребности, а значит, и деятельность становится более разноплановой и разнообразной.

В общем смысле выделяют практическую деятельность человека (преобразование реальных объектов) и духовную (изменяющую сознание людей).

В формате истории и исторического развития можно выделить созидательную или разрушительную деятельность. А также прогрессивную деятельность (направленную на прогресс - изменения) и реакционную (консервативную).

По формам объединения людей - это будет массовая, коллективная или индивидуальная деятельность.

В зависимости от сферы - это будет политическая, экономическая, религиозная и др. деятельность.

В соответствии с правилами установленными обществом и ценностями общества можно выделить законную/незаконную, моральную/аморальную деятельность.

По новизне целей и способов достижения можно определить деятельность как однообразную, монотонную, шаблонную или наоборот творческую, инновационную. Чем больше в деятельности правил и инструкций, тем ближе она к первому полюсу, чем больше свободы и возможности изменений, тем ближе ко второму.

В психологии деятельность разделяют на четыре вида:

- учение - приобретение новых знаний;

- труд - создание нового - практического результата;

- общение - развитие и поддержание контактов между людьми;

- игра (интеллектуальная, спортивная, ролевая) - процесс создания воображаемой ситуации и действия в рамках внутренних правил. Игра не несет практической ценности, но может служить для общения, обучения, подготовки к труду или развлечения.

Особенности проявления деятельности :

  • внутренняя - происходит в разуме;
  • внешняя - видима со стороны в виде движений, действий с предметами.

Как правило, они взаимосвязаны.

Деятельность как способ человеческого бытия

Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность. В обществознании деятельность представляет собой сложную и многоплановую категорию, которая включает в себя многие стороны взаимодействия человечества с миром.

Деятельность - это форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя.

Человеческая деятельность - это деятельность конкретных индивидов, которая протекает или в условиях открытой коллективности - среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром - перед гончарным кругом или за письменным столом. В каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она осуществляется, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей.

Деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.

Для человека общество составляет не только внешнюю среду, к которой он вынужден приспосабливаться, чтобы не оказаться неадаптированным и выжить, совершенно так же, как животное вынуждено приспосабливаться к внешней природной средой. Главное заключается в том, что в обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, а в том, что сами эти общественные условия несут в себе мотивы, и цели его деятельности, средства и способы, словом, общество производит деятельность образующих его индивидов

2. Особенности человеческой деятельности

В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной. Для человека, как и для животного, свойственно приспособительное поведение. Так, на ранних ступенях своего развития человечество приспосабливалось к климатическим, географическим условиям своего существования, В те далекие времена изменение русла реки, или, наоборот, затопление реками полей, могли существенно изменить жизнь того или иного народа, характер и виды его хозяйственной деятельности.

Человечеству потребовалось много времени и усилий для того, чтобы покорить природу и подчинить ее своим целям и нуждам. Люди научились строить сложные ирригационные системы, каналы, дамбы, шлюзы. Природная стихия стала подвластна человеку. Поэтому человек, в отличие от животных, не только приспосабливается к природе, но и посредством своей деятельности ее преобразует.

Следующие отличие человека от животных заключается в том, что люди не имеют врожденной программы деятельности, не могут передавать ее своим потомкам генетическим путем. Нюх не приводит человека к продуктам питания, механический навык не побуждает строить гнезда. Немецкий просветитель Гердер назвал человека самым беспомощным и неприспособленным к жизни из всех живых существ. Многие из первых человеческих популяций погибали, выживали лишь те, которым удавалось выработать новый небиологический способ организации своего бытия. Условием выживания стала необходимость постоянного изменения способов, поведения, форм деятельности, установок психики.

Человек самостоятельно и прижизненно должен был выработать программы своей деятельности, отобрать оптимальные варианты и передать своим потомкам. Каким образом он мог это сделать? Через объективированные (т. е. отделенные от своих творцов) продукты своей деятельности. Мысли людей, их идеи, знания и опыт приобретают объективное бытие в вещах и предметах материальной культуры и в таких образованиях, как язык, мифология, религия. Значит; человек создает предметный мир как результат опредмечивания своих способностей.

В то же время каждый входящий в этот мир человек и каждое входящее в историю поколение людей используют накопленные знания и способности ее творцов. Они осваивают их, приобщаясь тем самым к опыту своих предков и становясь культурными существами.

Следовательно, между человеком и природой вырастает целый ряд опосредствующих звеньев, целый мир новых отношений, которого нет в мире природы. Так, благодаря человеческой деятельности, биологическое существование становилось одновременно социальным. В отличие от животных, которые живут в естественной (природной) среде, люди живут в среде социальной, являющейся результатом их сознательной трудовой деятельности. Между людьми устанавливается целый ряд связей и отношений: социальных, экономических, политических, правовых и т. д. В биологическом мире таких связей нет. Таким образом, человек, являясь существом производящим, осуществляющим свою деятельность, творит новую реальность. Этой новой реальностью является мир человеческой культуры и общественных отношений.

3. Структура деятельности

Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных тем; что она предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.

Субъект - тот, кто осуществляет действия, обладает активностью, направленной на объект. Субъектом деятельности может быть отдельный индивид, группа людей, организация или государственный орган. Действия субъекта могут быть направлены на другого человека или на самого себя.

Объект - то, что противостоит субъекту, то, к чему устремлена практическая и познавательная деятельность человека. Объектом деятельности может быть природа в целом или ее отдельные аспекты, а также различные сферы человеческой жизнедеятельности.

В широком смысле слова под содержанием человеческой деятельности понимается процесс взаимодействия между субъектом и объектом.

Иначе говоря, человек целенаправленно преобразует те или иные формы бытия. Условием человеческой деятельности является целеполагание, т. е. наличие заданной человеком цели и активность, осуществляемая в соответствии с этой целью.

Цель - субъективный образ желаемого результата, «то, ради чего» (Аристотель) предпринимаются определенные действия.

Целенаправленность деятельности становится возможной благодаря тому, что человек обладает сознанием. Сознание, органически вплетаясь в деятельный процесс, не просто составляет его необходимое условие, а является внутренней составной частью самого процесса. Поэтому «в конце процесса труда получается результат, который раньше был в представлении человека» (Маркс), т. е. идеально. Таким образом, деятельность людей включает в себя две противоположные формы: идеальное и материальное преобразование объекта.

Идеальное: преобразование объекта осуществляется в сознании человека. Именно сознание, как идеальная форма человеческой деятельности, придает целенаправленный характер материальному процессу. Сознательная цель, поставленная человеком, определяет способ и характер его действий.

Цель, которую ставит перед собой человек или группа людей, должна соответствовать реальным возможностям ее реализации. Все, что используется ради достижения цели, называется средствами деятельности.

Так, например, труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Орудийность человеческого труда является его специфически человеческой особенностью. Только люди способны опосредовать свое воздействие на среду с помощью специально созданных средств труда, отличных от органов тела. Средства труда - это различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека: Причем, орудийность человеческой деятельности не сводится к использованию готовых, «подобранных на земле» орудий труда, а означает их систематическое изготовление, совершенствование, хранение и многократное использование.

Помимо цели и средств действие предполагает результат. Так, в результате учебной деятельности школьник умеет читать, писать, решать задачи, абстрактно мыслить. В результате деятельности рабочего машиностроительного завода появляются новые машины и детали к ним. Наука является результатом деятельности ученых, их исследований, экспериментов и умозаключений. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

4. Мотивы деятельности

Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Мотивация и принятие решения не может проходить без познания выработанных ценностей и алгоритмов (принципов) деятельности.

Мотив - побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов и представляющая собой образ желаемого человеком блага.

Таким образом, под мотивом понимается осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности. Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Он играет важную роль в оценке действий и поступков, так как от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности.

Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достичь, основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в их выборе люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей, и как следствие - аналогичную социальную реальность.

5. Виды деятельности

Можно выделить различные классификации видов человеческой деятельности.

В онтогенетическом развитии человека обычно выделяются три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд.

Так, например, известный философ и историк культуры Хейзинг все виды человеческой деятельности рассматривает как проявление игры. Игра, как особый тип взаимодействия, многими исследователями рассматривается, как процесс, в ходе которого имитируются реальные действия, т. е. она является неким прообразом реальных действий, в ходе которых развиваются умения, навыки, способности человека. Так, например, в процессе игры ребенок осваивает различные социальные роли, приобретает навык поведения в социальной среде и т. д. (воспитательное значение игры отмечал еще Аристотель, который считал, что учить следует развлекая).

В более узком смысле слова под игрой понимается вид деятельности, который осуществляется не для практических целей, а служит для развлечений. Процесс игры доставляет радость, поддерживает хорошее настроение в любом возрасте.

Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовлений орудий труда. Только люди способны опосредствовать свое воздействие на среду с помощью специально созданных средств труда, отличных от органов тела. Средства труда - это различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека. Причем орудийность человеческой деятельности не сводится к использованию готовых, «подобранных на земле» орудий труда, а означает их систематическое изготовление и хранение, а также многократное использование. В отличие от этого орудийная активность приматов носит одномоментный характер, не предполагает регулярного их использования. На протяжении всей своей истории человек совершенствовал и развивал средства своей деятельности. Это был путь от каменного топора до современных суперкомпьютеров.

Чаще деятельность человека разделяют на два основных типа: практическую и духовную. Первая направлена на преобразование объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность - это непосредственное преобразование окружающей природы и социума (включая и самого человека). Принято разделять практическую деятельность на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества). Современные философы в основном отказываются от признания преимуществ и особой ценности какой-то одной из форм деятельности человека. Они указывают на важность, равнозначность и единство материального и духовного миров.

Духовная деятельность человека очень разнообразна и многогранна. Обычно к духовной деятельности относят духовно-практическую деятельность (отражение действительности в художественной форме, в мифах, религиозных учениях) и духовно-теоретическую деятельность (отражение действительности в науках, законах природы и общества), в нее же входит ценностное осмысление окружающего мира, которое выражается в идеологии и мировоззрении.

6. Сознательное и бессознательное в поведении людей

В своем поведении человек руководствуется не только сознательными, но и бессознательными мотивами. Существование сознания является очевидным, менее очевидно наличие бессознательного. Бессознательное - это совокупность психических процессов, состояний, не представленных в сознании и самосознании. Главное отличие сознательного и бессознательного заключается в том, что в сознании четко разделяются внешний мир и его отражение в образах, а в бессознательном реальность и ее переживание человеком сливаются. О существовании бессознательного различным ученым и философам было известно давно, но главная заслуга в привлечении широкого внимания и интереса к этому феномену принадлежит австрийскому ученому, врачу-психиатру З. Фрейду, который выдвинул проблему бессознательного в центр своих исследований.

При этом надо отметить; что многие концепции и выводы Фрейда не разделяются другими учеными.

Современная наука выделяет следующие основные уровни бессознательного:

Усвоение отдельным человеком поведения и привычек, типичных для той социальной группы, к которой он принадлежит, например, индивиды усваивают через подражание основные черты поведения, структуру быта своей этнической группы. При этом они не осознают, как происходит такое усвоение, и сознательно не контролируют его.

Неосознаваемые стереотипы автоматизированного поведения, Например, человеку, вышедшему из дома, вдруг кажется, что он не запер дверь, но он просто не осознавал, как это делал, потому что эту операцию он выполнял постоянно, много раз, а сознание было занято другими, более важными в данный момент делами.

Неосознаваемое восприятие, когда на поведение человека воздействуют такие раздражители, которые лежат за порогом его сознания и о которых он не может дать себе отчет. Человек в этом случае способен переработать информацию, находящуюся за пределами его сознания (например, проблема так называемого 25-го кадра).

С физиологической точки зрения бессознательные процессы весьма целесообразны. Они выполняют охранительнуй функцию, освобождая мозг от постоянного напряжения. О полном объеме хранящейся в памяти информации мы даже не подозреваем. Бессознательное выполняет функцию автоматизации человеческих действий. Если бы все элементы человеческой жизнедеятельности одновременно потребовали бы осознанности и контроля, то человек не мог бы ни думать, ни действовать.

В то же время бессознательное может выполнять и деструктивную, разрушительную функцию. Прорываясь в наше сознание, оно может захлестнуть и парализовать рациональные психические структуры социального бытия личности, вызвать необдуманные действия больших масс людей в огромных масштабах, что особенно вероятно и очень опасно в периоды крупных социальных преобразований.

7. Способность человека к творчеству

Творческие способности человека проявляются на основе его познавательных способностей. Но если познание субъекта есть отражение объективной действительности, т. е. движение от объекта к субъекту, то творчество, по преимуществу, есть движение от субъекта к объекту.

Творчество - это познавательно-деятельная способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности.

Творчество изучается различными науками: психологией, философией, кибернетикой, информатикой и др. Специальной наукой, изучающей творческую деятельность, является эвристика. Ее назначение - создавать модели творческого процесса решения задач в условиях неопределенности. Название науки происходит от греческого слова «эврика» - «я нашел». Приемы, усиливающие творческие возможности, называются эвристическими.

Творческие способности человек может проявлять в различных видах деятельности: производственно-технической, научной, художественной, изобретательской, политической, воспитательно-педагогической. Наиболее ярко творчество проявляется в искусстве, науке и технике.

Выявлены общие черты творческого процесса или этапы творчества:

осознание проблемы, формулировка задачи;

сбор и изучение информации;

переключение на другие задачи или занятия: проблема уходит в подсознание;

озарение: проблема решается с неожиданной стороны; решение обнаруживается там, где поначалу его не пытались искать;

проверка: она может быть логической или экспериментальной;

оценка новизны найденного решения,

В творческом процессе значительную роль играет интуиция, Судя по воспоминаниям ученых, художников, для творчества важно сочетание логически обработанных знаний и интуитивных догадок. Творческое озарение - это результат работы ума, долгих поисков и освоения уже известного, сравнений, обобщений, рассуждений всего того, что составляет основу логического мышления.

Активизировать творчество можно путем специальной организации творческой работы. В 30-е гг. XX в. возник метод группового решения проблемы - мозговой штурм. Несколько человек, специалистов одной, смежных или различных областей, собираются для решения какой-либо задачи.

1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

II. В зависимости от хода истории, общественного прогресса:

а) прогрессивная деятельность;

б) реакционная деятельность;

в) созидательная деятельность;

г) разрушительная деятельность.

III. В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам: - соответствие правовым нормам

а) законная,

б) незаконная,

-соответствие моральным нормам

а) моральная,

б) аморальная.

IV. В зависимости от социальных форм объединения людей:

а) коллективная,

б) массовая,

в) индивидуальная.

V. В зависимости от характера самой деятельности: наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления:

а) репродуктивная (деятельность по образцу)

б) творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от образца);

VI. В зависимости от общественных сфер:

а) экономическая;

б) политическая;

в) социальная;

г) духовная (культурная).

VII. В зависимости от особенностей проявления:

а) внутренняя деятельность (происходит посредством умственных действий);

б) внешняя деятельность (проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами).

VIII. Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Выделены в соответствии с процессом становления личности:

А) игровая деятельность;

Б) учение;

В) труд.

Игра - это особый вид деятельности, целью которой не является производство какого-нибудь материально» продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.



Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процесса используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.

Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.

Структура общения:

Субъект - тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)

Цель - это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении

Средства -это способы передачи, перера­ботки и расшифровки информации, переда­ваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)

Получатель информации.

Виды общения

1. Поиспользуемым средствам общения

Непосредственное - с помощью естественных органов - рук, головы, голосовых связок и т. д.

Опосредованное - с помощью специально приспособленных или изобретенных средств - газета, компакт-диск, след на земле и т. д.

Прямое - личные контакты и непосредственное восприятие друг друга

Косвенное - через посредников, которыми могут выступать другие люди

2. По субъектам общения -

Между реальными субъектами

Между реальным субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)

Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека

Между воображаемыми партнерами - художественными образами произведений

Функции общения

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

1. Деятельность и общение тождественны друг другу, так как любое общение обладает признаками деятельности.

Общение - это элемент любой деятельности, а деятельность - необходимое условие общения, между ними можно составить знак равенства;

2. Деятельность и общение – противоположные понятия, так как общение есть только условие деятельности, но никак не она сама.

3. Общение взаимосвязано с деятельностью, но является самостоятельным явлением.

Общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

Общение и деятельность - это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение - это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным {осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования.

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

Труд - это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;

Труд - один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Труд - это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; целенаправленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействуя друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Важнейшей разновидностью практической деятельности является материально-производственная деятельность людей, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.

Структура трудовой деятельности:

1) сознательно поставленные цели – производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и т. д.;

2) предметы труда – те материалы, на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства и орудия труда – все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии – приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности используют следующие п а р а м е т р ы:

а) производительность труда – количество продукции, произведенной в единицу времени;

б) эффективность труда – соотношение материальных и трудовых затрат и полученных результатов;

в) уровень разделения труда – распределение производственных функций между участниками трудового процесса.

Общие т р е б о в а н и я к участникам трудовой деятельности:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс;

2) квалифицированный работник не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда;

3) безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка.

Loading...Loading...