Интегрированное внеклассное мероприятие по литературе, русскому языку и географии "своя игра". Запоминание и воспроизведение информации Понятие и виды информации, передача и обработка, поиск и хранение информации

Понимание вопроса организации хранения информации в электронных устройствах является одним из важнейших моментов для тех, кто только начинает изучать компьютер. В этом материале вы узнаете, где и в каком виде хранятся личные данные пользователя, нужные программы и прочая необходимая информация.

Диски

Вся информация пользователя, включая операционную систему, программы, игры, документы и прочие данные, хранится на специальных носителях, называемых дисками. Внутри компьютера, как правило, размещается магнитный (в основном) или твердотельный накопитель, именуемый жестким диском (винчестер). Так же данные могут храниться на всевозможных внешних носителях, к которым относятся гибкие магнитные накопители (дискеты), оптические диски (CD, DVD, Blu-Ray), карты памяти (носители, используемые для хранения данных в цифровых устройствах, например фотоаппаратах, плеерах и т.д.), флэш-диски и прочие. При этом все они предназначены для долговременного хранения информации.

Работа со всеми перечисленными дисками практически однотипна. Каждому носителю или устройству хранения данных, операционной системой присваивается уникальное логическое имя в виде латинской буквы алфавита и двоеточия после нее. Устройствам для работы с дискетами дают имена «A:» и «B:». За ними, начиная с буквы «C», в алфавитном порядке следуют имена жестких дисков, которых может быть несколько. После жестких дисков, так же в алфавитном порядке начинают присваиваться имена для оптических приводов (устройств чтения/записи оптических дисков). Затем следуют названия сетевых дисков и устройств считывания данных с флэш-карт.

Информация, хранящаяся на компьютере, измеряется в байтах. При этом самая маленькая единица измерения данных называется битом. В одном байте содержится 8 бит.

Современные программы и данные пользователей имеют размеры в несколько десятков и сотен тысяч байт, так что в реальных условиях используются гораздо более крупные единицы измерения: килобайты, мегабайты, гигабайты и терабайты.

Например, данная страница, которую вы читаете, занимает места на жестком диске равным всего Кб. Сами же жесткие диски имеют емкости, начиная от 80 Гбайт, и доходят до 3 Терабайт. Средний объем оперативной памяти у современного компьютера составляет от 2 до 4 Гбайт. Оптические диски могут разместить в себе от 700 Мб до 50 Гб информации в зависимости от типа. Всевозможные карты памяти и флэшки имеют емкости от 512 Мбайт до 128 Гбайт.

Файлы

Основной единицей информации на компьютере является файл. Это некий контейнер, внутри которого хранится какое-то количество информации, объединённое определенной смысловой составляющей. Файл может быть какой-то таблицей, текстом, программой, фотографией, видеороликом, музыкальной композицией и так далее.

Каждый файл имеет собственное имя, которые ему присваивает пользователь в момент его создания и записи на диск. Его имя состоит из двух частей - самого имени (от 1 до 255 символов) и расширения (до четырех символов), разделенных точкой. Например, у файла с названием name.txt, «name» является его именем, а «txt» - расширением. Расширение для файла является необязательным.

Расширения имен файлов, определяют их тип, то есть принадлежности к тем или иным программам, способы создания и назначения. То есть, в большинстве случаев, по расширению файла можно понять, какого рода информацию он содержит. Например:

  • exe, bat, com, msi - как правило такие расширения имеют программы и исполняемые файлы.
  • sys, dll - системные файлы и библиотеки.
  • txt - файлы, содержащие внутри себя текст.
  • doc, docx - файлы, созданные с помощью популярнейшего тестового редактора Word (Ворд).
  • xls, xlsx - файлы, созданные с помощью редактора электронных таблиц Excel (Эксель).
  • jpg, tif, bmp, gif, png - графические файлы (фотографии, картинки).
  • avi, mov, wmv, mkv - видеофайлы (фильмы, ролики).
  • mp3, wav, wma - звуковые файлы (музыкальные композиции, звуковые дорожки).

Папки

Как правило, на жестком диске в процессе эксплуатации компьютера хранится огромное количество всевозможных файлов. Например, только одна операционная система после установки создает на диске несколько тысяч собственных файлов, необходимых ей для корректной работы. А если к ним приплюсовать еще те, которые создаются при установке всевозможных программ и ваши личные данные, то цифра получится очень впечатляющая.

Как вы понимаете, если все эти файлы свалить в одну кучу, то впоследствии найти нужные вам данные было бы практически невозможно. Именно поэтому в компьютерах используется структурированное хранение информации. Суть этого метода в том, что файлы объединяются в отдельные группы по тому или иному признаку. Эти группы получили название Папки или Каталоги . Они так же, как и файлы имеют собственные имена, только без расширений.

Выбор критериев объединения файлов в папки зависит исключительно от ваших целей и пожеланий. Внутри папок, вы можете создавать другие папки, в которых так же можно создавать необходимое количество каталогов. Единственное условие - все объекты, находящиеся в одной папке, должны иметь разные имена. Файлы и каталоги с одинаковыми именами можно хранить в разных папках. Вложенные папки образуют структуру, называемую деревом папок.

Дерево папок (каталогов)

При такой организации хранения данных, каждый файл, хранящийся на каком-либо носителе информации, имеет свой собственный путь. Путь к файлу - это определенная последовательность вложенных друг в друга папок, начиная с той, в которой пользователь находится в текущий момент. При написании пути имена разных каталогов и собственно файла разделяют символом обратной наклонной черты («\»).

Посмотрите на рисунок, например, если вы находитесь в папке Документы, то путь к файлу Диплом.doc, будет выглядеть так: Документы\Учеба\Диплом.doc

Из понятия вложенности каталогов следует и еще одно важное определение - полное имя файла - путь к файлу от имени диска, на котором он находится. В нашем примере, полное имя файла Документ.xls будет следующим: C:\Документы\Хобби\Документ.xls. Так же полное имя файла называют абсолютным путем к файлу .

Итак, теперь вы знаете, что вся электронная информация (программы, документы, фотографии и прочее) хранится в файлах на специальных носителях - дисках или картах памяти. Для удобства поиска и сортировки данных, файлы объединяют по определенным признакам в группы, называемые папками. Сами же файлы имеют расширения, с помощью которых можно понять, какого типа информация в нем содержится, а названия файлов, лишь часть его полного имени.

Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга - библиотека, картина - музей, фотография - альбом). Способы хранения информации Этот процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации. Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации: зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться во время охоты; счет предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер. С рождением письменности возникло специальное средство фиксирования и распространения мысли в пространстве и во времени. Родилась документированная информация - рукописи и рукописные книги, появились своеобразные информационно-накопительные центры - древние библиотеки и архивы. Постепенно письменный документ стал и орудием управления (указы, приказы, законы). Вторым информационным скачком явилось книгопечатание. С его возникновением наибольший объем информации стал храниться в различных печатных изданиях, и для ее получения человек обращается в места их хранения (библиотеки, архивы и т.д.). В жизни человека процесс длительного хранения информации играет большую роль и подвергается постоянному совершенствованию. Когда объем накапливаемой информации возрастает настолько, что ее становится просто невозможно хранить в памяти, человек начинает прибегать к помощи различного рода записных книжек, указателей и т.д. Различная информация требует разного времени хранения:

    проездной билет надо хранить только в течение поездки;

    программу телевидения - текущую неделю;

    школьный дневник - учебный год;

    аттестат зрелости - до конца жизни;

    исторические документы - несколько столетий.

ЭВМ предназначена для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. Хранение очень больших объемов информации оправдано только при условии, если поиск нужной информации можно осуществить достаточно быстро, а сведения получить в доступной форме. Информационная система - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур - главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов. Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Поэтому поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляют собой стандартные, формализованные процедуры. Человек по-разному подходит к хранению информации. Все зависит от того сколько ее и как долго ее нужно хранить. Если информации немного ее можно запомнить в уме. Нетрудно запомнить имя своего друга и его фамилию. А если нужно запомнить его номер телефона и домашний адрес мы пользуемся записной книжкой. Когда информация запомнена (сохранена) ее называют данные. Для записи данных в книжку требуется больше времени, чем на то чтобы их запомнить. Востребовать данные из записной книжки или из тетрадки тоже не так просто как вспомнить, но если в голове информация не сохранилась, то и записная книжка и тетрадка оказываются более надежными источниками данных. Хранение информации Самые долговременные средства для хранения данных - это книги. В них данные хранятся сотни лет. Благодаря книгам информация распространяется не только в пространстве, но и во времени. Вы знаете что по древним рукописным книгам, созданным сотни и тысячи лет назад, можно приобретать знания и сегодня. Информация в книгах хранится столь долю потому что есть специальные организации которым поручено собирать все выходящие книги и надежно их хранить. Такие организации нам известны - это библиотеки и музеи. Любое знание, занесенное в книгу обязательно кем-то сохраняется для других поколений, для этого в каждом государстве есть специальные законы.

В памяти человека хранится информация обо всём, что он видел, слышал, чувствовал или испытывал. Люди хранят информацию на разных носителях и для хранения информации создают библиотеки и медиатеки. Зачем всё это? Хранение информации - это одно из действий с информацией, необходимое, прежде всего, для обеспечения жизнедеятельности и безопасности человека. Обратимся к истории. Давным-давно человек не умел добывать огонь и пользоваться им. Когда во время летней засухи возникали лесные пожары, люди обратили внимание на огонь и поняли, что огонь - это горячо! Если отойти подальше, то тепло, приятно. Люди сохранили в своей памяти информацию о свойствах огня и о том, как можно использовать огонь, чего при этом надо опасаться. Люди стали греться у огня, готовить на огне еду, обогревать и освещать огнём свой дом, но всегда при этом старались обеспечить свою безопасность. Только благодаря способности человека долго хранить в своей памяти информацию, его можно научить читать, писать и считать. Если бы у человека не было памяти, он не смог бы найти свой дом после прогулки, свои вещи в доме, приготовить пищу. Он не знал бы имён своих родителей и друзей и многое-многое другое. Информация, которая хранится в памяти отдельного человека, недоступна другим людям. Если то, что знает человек, он выразит каким-либо образом: звуками устной речи, письменно или рисунком, информацией смогут воспользоваться другие люди. Представленная на носителе информация уже не «связана» с памятью отдельного, конкретного человека. Сохранённой, то есть представленной на носителе, информацией может пользоваться любой человек. Важно, что представленную на носителе инфор­мацию можно хранить и передавать другим людям. Как тем, кто находится далеко, так и тем, кто будет жить после нас. Информацию, представленную на носителе рисунком, числами или текстом, можно долго хранить и передавать на большие расстояния. В каждом доме есть фотоальбом, в котором хра­нятся фотографии родных и близких людей. Тексты и рисунки сохраняют в записных книжках, книгах, журналах, дневниках. Про журнал, записную книжку, дневник или книгу можно сказать - это хранилище за­кодированной информации. Книги предназначены для длительного хранения информации. Книги хранят в библиотеках. В библиотеке обыч­но хранится много книг. Библиотеки бывают домаш­ние и школьные, городские и районные, детские и технические. Библиотека - это хранилище книг, то есть хранилище закодированной информации. В настоящее время люди научились хранить не только тексты и рисунки. Появились способы кодиро­вания и хранения звуковой и видеоинформации. Уже существуют книги, учебники, справочники, энциклопедии, которые изготовлены не из бумаги, а, напри­мер, в виде магнитных и лазерных дисков. Диски хранятся не в библиотеке, а в медиатеке. Медиатека - это хранилище электронных книг, справочников, энциклопедий, компьютерных игр, обучающих программ. Компьютер тоже хранит информацию в своей па­мяти. Закодировать и хранить в памяти компьютера в виде цифровых данных можно и звуки, и изображе­ния, и тексты, и числа, и видеофильмы. Во время работы компьютера информация хранится в его внутренней памяти. Прежде чем выклю­чить компьютер, следует сохранить информацию на дисках (во внешней памяти), иначе она пропадёт.

Главное, что мы должны понять и запомнить

1. Хранение информации - это одно из действий с информацией. 2. Человек хранит информацию в своей памяти для обеспечения своей жизнедеятельности и безопасности. Память человека обеспечивает его способность учиться и работать. 3. Книги предназначены для длительного хранения информации. 4. Компьютер - это очень удобный инструмент для хранения закодированной информации. 5. Закодировать и хранить в памяти компьютера можно и звуки, и изображения, и тексты, и числа, и видеофильмы.

Человек в своей памяти хранит информацию об окружающей действительности в виде различных образов: зрительных, звуковых, вкусовых и т.д. Для долговременного хранения информации, ее накопления и передачи из поколения в поколение используются материальные носители информации. Материальная природа носителей информации может быть различной:

    молекулы ДНК, которые хранят генетическую информацию;

    бумага, на которой хранятся тексты и изображения;

    магнитная лента, на которой хранится звуковая информация;

    микросхемы памяти,

    магнитные и лазерные диски, на которых хранятся программы и данные в компьютере и т.д.

Носители информации характеризуются информационной емкостью, т.е. количеством информации, которое они могут хранить. Наиболее информационно емкими являются молекулы ДНК, которые имеют очень малый размер и плотно упакованы. Это позволяет хранить огромное количество информации (до 10 21 бит в 1 см 3), что позволяет организму развиваться из одной единственной клетки, содержащей всю необходимую генетическую информацию. Современные микросхемы памяти позволяют хранить в 1 см 3 до 10 10 бит информации, однако это в 100 миллиардов раз меньше, чем в ДНК. Можно сказать, что современные технологии пока существенно проигрывают биологической эволюции. Однако, если сравнивать информационную емкость традиционных носителей информации (книг) и современных компьютерных носителей, то прогресс очевиден. На каждом гибком магнитном диске может храниться книга объемом около 600 страниц, а на жестком магнитном диске целая библиотека, включающая десятки тысяч книг.

Носитель информации - материальный объект, предназначенный для хранения информации.

Носители информации можно различать не только по материалу, из которого они изготовлены, но и по способу их изготовления (например, рукописные, машинописные и т.д.), по специфике предназначения (микрофотокопии; чертежи; книги для слепых, напечатанные шрифтом Брайля).

Если спилить дерево, то по кольцам на стволе можно определить, сколько ему лет, дождливым или засушливым был каждый год его жизни и многое другое. Значит, дерево хранит информацию обо всей своей жизни. Давным-давно, когда на Земле жили первобытные люди, возникла необходимость хранить различные сведения о способах охоты, земледелия. Для этого люди использовали рисунки, зарубки на палках, узелки на веревках. По этой информации мы и узнаем, как они жили. С появлением письменности человек стал хранить информацию на папирусе, глиняных табличках, берестяных свитках, бумаге. Современный человек для хранения информации использует фотопленку, киноленту, магнитные ленты и диски, лазерные диски и другие носители. Технические устройства и другие приспособления, на которых хранится информация, называются информационными носителями. Всем знаком информационный носитель – книга. Записная книжка, дневник, в который ученик записывает расписание уроков и домашние задания, - тоже информационные носители. Дверной косяк, на котором родители ежегодно отмечают рост своего ребенка, - тоже информационный носитель. Вы уже знаете, что иметь дело с хранением информации приходится очень часто, но информацию недостаточно просто сохранить, надо сделать так, чтобы потом, когда она понадобится, ее можно было быстро найти. Для этого люди придумали организацию хранения информации. Вот, например, вы решили сохранить адреса и телефоны одноклассников. Как лучше поступить? Правильно, нужно записать фамилии в записную книжку на странички, помеченные буквами – указателями в алфавитном порядке. Если хранить информацию в таком порядке, то очень быстро можно найти нужную фамилию, ведь алфавит мы хорошо знаем. Как найти нужное место в книге? Можно, конечно, просто перелистывать книгу страница за страницей, пока не найдется нужная страница, но этот способ займет много времени. Гораздо быстрее посмотреть оглавление. А какой способ использован для записи учеников в классном журнале? В расписании поездов указано, в какой город и в какое время уходит каждый поезд. В каком порядке надо расположить эту информацию, чтобы было удобно пассажиру? А как будет удобнее диспетчеру железнодорожного вокзала? В каком порядке располагаются слова в словаре? В телефонной книге названия учреждений тоже расположены в определенном порядке. В каком? Какие же существуют способы организации информации? Это таблицы, схемы, каталоги и др. Со схемами и таблицами вы уже работали на уроках. Посещая детскую библиотеку и читальный зал, видели библиотечные каталоги, в которых карточки расположены в алфавитном порядке. На карточки заносятся различные сведения, например: автор, название книги, год выпуска книги и др. Существуют и компьютерные электронные каталоги. Одну и ту же информацию можно представить различными способами

– 120 минут

I тур

Задание 1.

Арте рия, пате нт, пре сса, шине ль.

Задание 2.

Родственны ли слова Обоснуйте свой ответ.

Задание 3.

Я желаю тебе и себе –

Задание 4.

Есть ли в предложении

Задание 5.

1. Русский, английский, немецкий, испанский, арабский, китайский.

2. Латинский, старославянский, санскрит.

Задание 6.

Годы жизни: . Уроженец города Кувшинова Тверской области . Выдающийся языковед, лексикограф. Один из основоположников и теоретиков научной нормализации языка, автор трудов по культуре речи . Составитель первого однотомного «Толкового словаря русского языка » (1949), неоднократно большими тиражами переиздававшегося в нашей стране и за рубежом. В ХХ1 веке этот словарь называют главной книгой России, кладезем русской речи. Принимал деятельное участие в разработке свода «Правил русской орфографии и пунктуации » (1959).


Задание 7.

Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.

Задание 8.

1. Он хотел пить . – Он хотел чаю .

2. Она начала писать – Она начала письмо.

3. Мечта победить о победе в гонке

преследовала его. Победить – вот его мечта.

4. Отец был машинистом . – Отец был в отъезде . – Отец был в ярости .

Задание 9.

Не стоит пороха и дроби.

Чёрная овца в семье.

Задание 10.

бретер

людской, с парком. (. «Крыжовник»)

скрижалями

II тур

Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем:

1. Читайте, читайте, читайте!

2. О времена! О нравы!

3. Мой дом – моя крепость!

Ответы и критерии оценивания.

11 класс

I тур

Задание 1.

Обозначьте в транскрипции звуки, которые произносятся на месте подчеркнутых букв, в следующих словах. По каким словарям можно проверить правильность своего решения?

Арте рия, пате нт, пре сса, шине ль.

Количество баллов.

1. Транскрипция - 4 балла.

2. Тип словаря – 1 балл.

Всего 5 баллов

1. Ар[тэ]рия, па[т ̓ э]нт, п[р ̓ э]сса, ши[н ̓ э]ль.

2. Орфоэпические словари.

Задание 2.

Родственны ли слова диктант, диктатор, диктофон, диктат, диктор, диктатура? Обоснуйте свой ответ.

Количество баллов.

Ответ на вопрос – 1 балл. Комментарий – до 6 баллов.

Максимум 7 баллов.

Этимологически родственны все эти слова (1), но при этом они восходят к разным значениям лат. (1) diktare (1): диктант, диктофон, диктор (1) – произносить вслух (1), а диктатор, диктат, диктатура (1) – предписывать что-либо для безоговорочного выполнения, приказывать (1).

Задание 3

Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение К. Ваншенкина?

Пусть и впредь в нашей долгой судьбе

Гордость с нами идет, как доныне.

Я желаю тебе и себе –

Больше гордости, меньше гордыни.

Количество баллов.

1 балл.

Паронимы.

Задание 4.

Есть ли в предложении В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран ошибка? Обоснуйте свой ответ.

Количество баллов.

Ошибочное выражение – 1 балл. Комментарий - до 3 баллов.

Максимум 4 балла.


Выражение снежный буран (1) - это плеоназм (1), ошибка, заключающаяся в употреблении слов, семантически дублирующих друг друга (1): ср. снежный и буран – сильный зимний ветер, снежная буря, ме

Задание 5.

Какие лингвистические термины используются применительно к следующим группам языков?

1. Русский, английский, немецкий, испанский, арабский, китайский.

2. Латинский, старославянский, санскрит.

Количество баллов.

2 балла.

Живые языки. (1) Мёртвые языки. (1)

Задание 6.

О ком из отечественных лингвистов идет речь?

Годы жизни: . Уроженец города Кувшинова Тверской области. Выдающийся языковед, лексикограф. Один из основоположников и теоретиков научной нормализации языка, автор трудов по культуре речи. Составитель первого однотомного «Толкового словаря русского языка» (1949), неоднократно большими тиражами переиздававшегося в нашей стране и за рубежом. В ХХ1 веке этот словарь называют главной книгой России, кладезем русской речи. Принимал деятельное участие в разработке свода «Правил русской орфографии и пунктуации» (1959).

Количество баллов.

1 балл.

Задание 7.

1. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.

Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

Количество баллов.

1 балл.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Задание 8.

Определите синтаксическую роль выделенных слов.

1. Он хотел пить . – Он хотел чаю .

2. Она начала писать – Она начала письмо.

3. Мечта победить в гонке преследовала его. – Мечта о победе в гонке

преследовала его. Победить – вот его мечта.

4. Отец был машинистом . – Отец был в отъезде . – Отец был в ярости .

Количество баллов.

Максимум 10 баллов.

1, 2. Пить, писать - часть сказуем. (2); чаю, письмо - дополн. (2)

3. Победить - несогл. определ. (1), о победе – несогл. опредлел. (1); победить – подлежащ. (1)

4. Машинистом – часть сказуем. (1), в отъезде – обстоятельство (1), в ярости - часть сказуем. (1)

Задание 9.

Какие пословицы и поговорки используют говорящие на русском языке в ситуациях, когда англичане скажут:

Птицы одинакового оперенья держатся вместе.

У него еще за ушами не просохло.

Для каждой собаки наступит её день.

Не стоит пороха и дроби.

Чёрная овца в семье.

Количество баллов.

До 7 баллов.

Одного поля ягоды (1); два сапога пара (1).

Молоко на губах не обсохло.(1)

Будет и на нашей улице праздник. (1)

Овчинка выделки не стоит.(1)

В семье не без урода (1); паршивая овца в семье. (1)

Задание 10.

Определите лексическое значение выделенных слов.

Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретер , живший вместе с Анатолем. (. «Война и мир»)

Брат Николай купил сто двенадцать десятин с барским домом, людской, с парком. (. «Крыжовник»)

Зеркала, вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметов на память. (. «Обломов»)

Количество баллов

3 балла.

Бретер – человек, любящий драться на дуэли, скандалист и забияка.

Людская – помещение для дворни, прислуги.

Скрижаль – доска, плита с написанным на ней текстом (преимущественно священным, культовым).

Максимальное количество баллов за I тур - 41 балл

II тур

Критериями оценки являются логичность(2), разнообразие привлекаемого языкового материала (2), ориги­нальность мышления(2), композиционная стройность(2), грамот­ность(2).

Максимальное количество баллов за II тур -10 баллов

Итого: 51 балл

Loading...Loading...