Определение понятия элита. Критика существующих подходов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова элита

элита в словаре кроссвордиста

Экономический словарь терминов

элита

наиболее видные представители какой-либо части, слоя общества, например финансовая элита, творческая элита.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

элита

элиты, мн. нет, ж. (фр. йlite).

    Избранное общество (книжн. редко).

    собир. Лучшие, отборные экземпляры каких-н. растений или животных, отличающиеся такими качествами, к-рые обеспечивают богатое воспроизводство (с.-х.). отбор элиты.

    Самый отбор таких растений или животных (с.-х.). Метод элиты.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

элита

Ы, ж. собир.

    Лучшие растения, семена или животные, по своим качествам наиболее пригодные для разведения, воспроизводства.

    Лучшие представители какой-н. части общества, группировки, а также люди, относящиеся к верхушке какой-н. организации, группировки (книжн.). Творческая э. Политическая э. Властная э. к прил. элитный, -ая, -ое и элитарный, -ая, -ое (ко 2 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

элита

    Отборные, лучшие семена, растения или животные, полученные в результате селекции и предназначенные для дальнейшего размножения или разведения.

    1. перен. Лучшие представители какой-л. части общества.

      Представители привилегированных социальных групп.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

элита

ЭЛИТА (от франц. elite - лучшее, отборное)

    (в социологии и политологии) высший слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющий важные и культурные функции. Различают как по признакам выделения элиты - политической (В. Парето, Р. Михельс), технологической (Дж. Бернхем), социально-психологической (Х. Ортега-и-Гасет, И. Шумпетер), так и по направленности - от антидемократических до либеральных. В современной социологии выдвинуты концепции множества элит (политической, экономической, административной, военной, религиозной, научной, культурной), уравновешивающих друг друга и предотвращающих установление тоталитаризма (К. Манхейм). Важнейшими являются проблемы формирования, отбора, смены и вознаграждения элиты.

    Лучшие отборные семена, растения или животные, полученные в результате селекции для дальнейшего размножения или разведения.

Элита

Эли́та - в социологии и политологии - совокупность людей, занимающих высокие должности в управлении государством, союзом государств и экономике.

Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти.

Всякая элита осуществляет функции управления социумом, а также регламентирует выработку новых моделей (стереотипов) поведения в условиях смены парадигм общественной жизни, что позволяет данному социуму адаптироваться к изменениям в окружающей среде либо в этническом ландшафте. При этом структурно элита может быть открытой для влияния извне.

Элита (Омская область)

Эли́та - село в Москаленском районе Омской области России. Административный центр Элитовского сельского поселения.

Население -

Элита (значения)

  • Элита - отборные семена , растения или животные , которые были выведены в результате селекции для дальнейшего размножения или разведения (например, «элитный скот» в сельском хозяйстве).
  • Элита - лучшие представители нации или социума (так же часто в значении „ правящая элита “).
  • Элита - слово, обозначающее что-нибудь с исключительно хорошими качествами (фактическими или мнимыми - например, «элитный боец» в кибер-спорте / «элитная недвижимость» в коммерции).

Элита (роман)

«Элита» - подростковый роман- антиутопия 2013 года американской писательницы Киры Касс, продолжение романа « Отбор ». Роман продолжает сюжетную линию предыдущего - историю Америки Сингер из семьи художников и музыкантов, отобранной в число 35 девушек-претенденток на брак с принцем и титул будущей королевы государства. В России книга была опубликована в 2014 году издательством Азбука. Заключительный роман трилогии под названием « Единственная » должен выйти в США в мае 2014 года.

Примеры употребления слова элита в литературе.

Когда бы я принадлежал к элите , То денег тратил больше бы, чем сил, Когда бы проживал в палеолите - Дубиной череп ближнему крушил, Когда бы мерил автодром кругами - Недюжинную проявлял бы прыть, Но если взмог бы вдруг писать стихами - Вмиг перестал бы прозой говорить.

В кофейне в этот день прислуживали лучшие из лучших, самая элита : это были Огюстин, Зельмир, Адонис и Зефир.

Партийная элита , справедливо замечает Амальрик, захватив власть, превосходно умеет удерживать ее в своих руках, но -- ради какой цели?

В целом, из множества уклончивых и туманных заявлений возникает ощущение, что элита экономистов знает, что страна будет доведена до состояния аутсайдера с вымиранием двух третей населения.

Для этого финансово поддерживаются через государственные программы и частное меценатство такие жанры, как опера и балет, куда обывателя и в качестве наказания не затянешь, но куда с тоской в душе, но с негою во внешнем облике ходит элита общества, чтобы на фоне разворачивающихся событий на сцене показать себя как можно с более выгодной стороны в зале и в вестибюле.

По суете, возникшей в рядах флотской элиты , было видно, что начальству нежелательно личное общение безвестного Ушакова с его светлостью, а Марко Войнович стал подлсйшс наговаривать на Ушакова, что сей бригадир флотский непослушен и горд, делает все не так, как на флотах мира принято.

И, без сомнений, Вольво будет сотрудничать с лучшими из них, с элитой .

К тому же, хотя Гальегос не принадлежала к элите воинов-пилотов боевых машин, она была заслуженным ветераном.

Сергей Скрипников, любимое чадо партийной ростовской элиты , выпускник МГИМО, дипломат и экономист, холеный английский джентльмен, красиво и барственно грассирующий, отличный синолог.

Тридцатилетний дебютант однажды и навсегда завоевал почетное место среди мировой элиты кино.

Если западная элита все же будет сформирована, знание доктрин Востока явится для нее, по только что разобранным нами причинам, совершенно необходимым для осуществления свойственных ей функций.

Во-первых, элита , высшие сословия, чьей миссией является развивать эти силы, вынуждены облекать их в формы, приемлемые для невежественных масс, которыми они руководят и правят, а как разум, так и духовность имеют тенденцию закосневать в этих формах, превращаться в стереотипы, становиться омертвелыми, лишаться жизненного импульса, утрачивать способность своего свободного проявления.

Бывшие представители традиционной, изоляционистской и националистической элиты теперь полны уверенности в себе и непринужденно обсуждают американские и западные идеи.

Клерикальная элита России в канун революции настолько исподличалась, духовенство обросло такой грязью, что я отка-зался от описания многих интересных фактов распутинщины только по причинам морального порядка.

Мне представляется, что если когда-нибудь будет опубликована история первоизданий шедевров мировой литературы с описанием всех перипетий, выпавших на долю авторов, то курьезы Книги Гиннеса сильно поблекнут: тотальный конформизм человечества и его элиты совершенно непрошибаем, так что собственную культуру в момент ее рождения люди встречают в штыки.

Элита представляет собой группу, совершенно отличную от других. Ее даже едва ли можно назвать классом. Элита - это качество, воля, мораль. История термина "элита", его значение, применение и смысл, который вкладывали в него различные поколения.

Геннадий Константинович Ашин, основоположник научной элитологии в России, профессор кафедры философии МГИМО, доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ.

В XX веке понятие элиты прочно вошло в социологические и политологические словари. Вошло, несмотря на многочисленные возражения со стороны целого ряда социологов, целого ряда направлений социально-политической и социологической мысли. Мнение о том, что термин "элита", введенный в социологию В. Парето, неудачен, что элитаристы, считая элиту субъектом политического процесса, принижают роль народных масс, что он противоречит идеалам демократии, неоднократно высказывалось в литературе, причем авторами, придерживающимися самых различных политических ориентации - от коммунистов до либералов.

Один из основоположников современных концепций элиты Г. Моска в большинстве своих работ старался обходиться без этого термина. Против него возражает и ряд сторонников теории политического плюрализма, полагающих, что термин "элита", годный для характеристики примитивных политических систем, неприменим при анализе современных демократических структур. Правда, и они, рассматривая современные политические системы, считают возможным использование этого термина при анализе тоталитаризма, когда дихотомия элита - массы может оказаться эвристической. Так, в частности, полагают английские политологи С. Мор и Б. Хендри, не без основания утверждающие, что теории элиты приложимы к коммунистическим политсистемам, где власть сосредоточена в руках руководства компартий, образующих авторитарную элиту, контролирующую все стороны социальной жизни.

Наконец, против этого термина высказываются радикальные демократы, считающие, что наличие в обществе элиты означает узурпацию ею власти у народа (или хотя бы части этой власти); они полагают, что уже само делегирование народом власти лишает его части суверенитета (собственно, эту мысль высказывал еще Руссо, считавший, что делегируя суверенитет, народ лишается его). Но тут неминуемо возникает вопрос о технической возможности управлять обществом без элиты. Известно, что Р. Михельс, а за ним большинство современных элитологов дают отрицательный ответ на этот вопрос.

Есть и чисто терминологические возражения, касающиеся того, что неправильно и даже аморально применять термин "элита", этимология которого не допускает сомнений в том, что имеются в виду лучшие, наиболее достойные люди, по отношению к власть имущим, среди которых мы чаще видим людей циничных, неразборчивых в средствах, жестоких; недаром Ф. Хайек писал в "Дороге к рабству", что «у власти оказываются худшие». Возникает вопрос: можно ли применять термин "элита" по отношению к власть предержащим, среди которых слишком часто оказываются наиболее изворотливые, честолюбивые люди, готовые ради своего властолюбия к любым, самым беспринципным компромиссам.

Но хотя все эти возражения имеют основания, отказ от термина, который отражает определенную социально-политическую реальность, определенное социальное отношение, сам по себе неконструктивен. Раз существует определенное явление - особая роль правящего меньшинства в социально-политическом процессе, значит, нужен и соответствующий термин, фиксирующий его. Иное дело, что Парето ввел не самый удачный термин, но искать ему замену на другой - "правящая верхушка", "господствующий класс", "правящее меньшинство", "господствующие слои" "контролирующее меньшинство" и т.д. мало что дает - ведь это будет спором о словах. В этой связи вспоминается позиция Б. Рассела, который ссылаясь на Ф. Бэкона, говорил о том, что достаточно уточнить термины, чтобы элиминировать большинство споров, которые и ведутся из-за разного понимания слов. Итак, бессмысленно вести спор о словах, гораздо плодотворнее дискуссии не терминологические, а содержательные, прежде всего, о месте и роли элиты в социальной структуре общества, о том, определяет ли она социальный процесс, является ли она внеклассовой социальной группой, выражающей интересы общества в целом, как настаивает ряд авторов, или же это верхушка господствующего эксплуататорского класса, осуществляющая государственное руководство во имя поддержания социальной системы, которая ставит этот класс в привилегированное положение, позволяя эксплуатировать народные массы.

Этимология термина и его применение

Термин "Элита" ведет свое происхождение от латинского eligere -выбирать; в современной литературе получил широкое хождение от французского elite - лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII века он употреблялся (купцами, в частности) для обозначения товаров наивысшего качества. В XVIII веке его употребление расширилось, он начинает употребляться для наименования "избранных людей", прежде всего, высшей знати, а также отборных ("элитных") воинских частей. С XIX века понятие это стали использовать также в генетике, селекции, семеноводстве для обозначения лучших семян, растений, животных для их дальнейшего разведения. В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823 года, этот термин стал применяться к высшим социальным группам в системе социальной иерархии. Тем не менее, отметим, что понятие элиты не применялось широко в общественных науках вплоть до начала XX века (т.е. до появления работ В. Парето), а в США - даже до 30-х годов нашего столетия. Однако вряд ли можно сомневаться в том, что этимология может иметь сугубо вспомогательное значение при определении содержания понятия, которое выступает как момент, узловой пункт, а отчасти и результат определенной социальной концепции. Что же такое элита? Выше уже отмечалось, что при ответе на этот вопрос в построениях элитаристов мы не только не обнаружим единодушия, но, напротив, натолкнемся на суждения, порой опровергающие друг друга. Похоже на то, что элитаристы сходятся только в одном - в постулировании необходимости элиты для общества. Во всех других аспектах между ними больше разногласий, чем согласия.

Если суммировать основные значения, в которых этот термин употребляется социологами и политологами, то получится весьма пестрая картина. Начнем с определения Парето, который, собственно, и ввел это понятие: это лица, получившие наивысший индекс в своей области деятельности, достигшие высшего уровня компетентности ("Трактат о всеобщей социологии"). В другой своей работе Парето пишет, что "люди, занимающие высокое положение соответственно степени своего влияния и политического и социального могущества,... "так называемые высшие классы" и составляют элиту, "аристократию" (в этимологическом значении слова: aristos - лучший) ... большинство тех, кто в нее входит, как представляется, в незаурядной степени обладают определенными качествами - неважно, хорошими или дурными, - которые обеспечивавают власть". Среди других определений отметим следующие: наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство, осуществляющее управление неорганизованным большинством (Моска); люди, обладающие высоким положением в обществе и благодаря этому влияющие на социальный процесс (Дюпре); "высший господствующий класс", лица, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусов, богатством, лица, обладающие наибольшей властью (Г. Лассуэлл); люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу (Л. Бодэн), наивысшим чувством ответственности (X. Ортега-и-Гассет); лица, обладающие позициями власти (А. Этциони), формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь (Т. Дай); меньшинство, осуществляющее наиболее важные функции в обществе, имеющее наибольший вес и влияние (С. Кёллер); "боговдохновленные" личности, которые откликнулись на "высший призыв", услышали "зов" и почувствовали себя способными к лидерству (Л. Фройнд), харизматические личности (М. Вебер), творческое меньшинство общества, противостоящее нетворческому большинству (А. Тойнби); сравнительно небольшие группы, которые состоят из лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества (соответственно политическая, экономическая, культурная элиты) - (В. Гэттсмен и другие теоретики элитного плюрализма); наиболее квалифицированные специалисты, прежде всего из научной и технической интеллигенции, менеджеров и высших служащих в системе бюрократического управления (представители технологического детерминизма), люди, обладающие качествами, которые воспринимаются в данном обществе как наивысшие ценности (сторонники ценностной интерпретации элиты); лица, осуществляющие в государстве власть, принимающие важнейшие решения и контролирующие их выполнение посредством бюрократического аппарата (Л. Санистебан), руководящий слой в любых социальных группах - профессиональных, этнических, локальных (например, элита провинциального города); лучшие, наиболее квалифицированные представители определенной социальной группы (элита летчиков, шахматистов или даже воров и проституток - Л. Боден). В любом случае дихотомия элита - масса является для элитистов ведущим методологическими принципом анализа социальной структуры.

Приведем еще одно из новейших обобщенных определений элиты, которое дают социологи А. Сванн, Дж. Мэнор, Э. Куинн, Э.Р айс: "Элиты по определению - люди, которые контролируют большую долю материальных, символических и политических ресурсов общества, чем любая другая страта общества. Они занимают высшие посты в иерархии статуса и власти, полученные ими аскриптивно (по предписанному статусу) или ресептивно (благодаря собственным заслугам). В некоторых обществах элиты резко отделены от других граждан. Элита - те люди, которые занимают высшие властные позиции, контролирует большую часть собственности и имеют наивысший престиж". Эти авторы считают, число этих людей составляет примерно около одного процента от численности населения.

Начиная с XIX века термин «элита» перестает употребляться исключительно для определения «качества» товара, семян или воинских частей. А закрепляется в политологических и социологических словарях для обозначения высших слоёв общества в системе социальной иерархии. Тем не менее, широкое общественное употребление данного термина начинается только в XX веке благодаря, почти вековой исследовательской работе социально-политических систем, такими учеными, как В.Парето, Г.Моска, Р. Михельс, X. Ортега-и-Гассет, Г. Лассуэлл и др., в чьих определениях наблюдались существенные методологические различия, обусловленные их социальным положением и сложностью исследуемого объекта. Назовем их элитаристами и посмотрим, что же такое элита по их мнению:

  • Элита по В. Парето (первым ввел понятие «элита») - лица, получившие наивысший индекс в своей области деятельности, достигшие высшего уровня компетентности; - люди, занимающие высокое положение соответственно степени своего влияния, политического и социального могущества, составляющие "аристократию" (большинство тех, кто в нее входит, как представляется, в незаурядной степени обладают определенными качествами - неважно, хорошими или дурными, - которые обеспечивают власть);
  • Элита по Г. Моске - наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство, осуществляющее управление неорганизованным большинством;
  • Элита по X. Ортега-и-Гассету - люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу, наивысшим чувством ответственности;
  • Элита по Г. Лассуэллу - "высший господствующий класс"; лица, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, богатством; лица, обладающие наибольшим статусом и властью.

Что же такое элита? Выше отмечалось, что в построениях элитаристов нет единодушия, напротив, их суждения порой опровергают друг друга. Они сходятся лишь на том, что противопоставляют элиту массе и отмечают её важность для правильного функционирования общества.

Для полноты картины, стоит привести современное определение понятия «элита», предложенное социологами А. Сванном, Дж. Мэнором, Э. Куинни, Э. Райсом:

Элита - люди, которые контролируют большую долю материальных, символических и политических ресурсов общества, чем любая другая страта общества; занимают высшие посты в иерархии статуса и власти, полученные ими аскриптивно или ресептивно (в некоторых обществах элиты резко отделены от других граждан).

На базе проведенного историко-элитологического исследования мы выяснили, что данные выше определения, приветствующиеся в научном сообществе в рамках той или иной парадигмы, потеряли свой смысл, поскольку нет той страты, которую было принято считать «элитой». Привычное понятие «элита» - анахронизм, т.к. новая элита, а, соответственно и новое её понимание, датируется уже 50-60 гг. XX столетия и не имеет никакого отношения к предлагаемым до сегодняшнего дня определениям (см. п.1«Общественная дискуссия об элитах: предпосылки возникновения и основные вехи развития»).

Поэтому мы предлагаем отойти от одностороннего рассмотрения понятия «элиты» и применить к нему двоякий подход – нормативный и позитивный и на основе логики этих подходов получить иное определение термина «элита», актуальное для современного общества.

Первым рассмотрим нормативный подход .

В рамках этого подхода мы должны дать определение того, что такое «истинная» элита, и если нам удастся это сделать, то тогда мы сможем соотносить группы, претендующие на наличие у них элитного статуса, с заданным эталоном. Но у этого подхода есть несколько проблем.

Первая из них заключается в том, что не существует объективных оснований для того, чтобы дать определение «истинной» элиты. Более того, не очень понятно, в чем эти «объективные» основания могли бы заключаться.

Этот тезис необходимо пояснить более подробно.

Предположим, что у нас есть некоторые базовые понятия, в объективности которых у исследователей нет сомнений. Если на основе этих базовых понятий можно было бы сформулировать определение элиты, не противоречащее этим базовым понятиям, то такое объяснение также можно было бы считать объективным и «истинным».

Однако понятие элиты в сегодняшней структуре научного знания само по себе является базовым, неразложимым на понятия более общего уровня. Поэтому объективистский подход к понятию элиты сводится, как правило, к выявлению семантических корней самого этого слова (термин "элита" ведет свое происхождение от латинского eligere: «выбирать»; в современной литературе получил широкое хождение от французского elite: «лучший, отборный, избранный»). Между прочим, учитывая, что в каждом языке этот термин, даже если он заимствован, связан со своими собственными, присущими только данному языку, коннотациями, то на этой почве возникают самые разнообразные искусственные проблемы, наличие которых позволяет многократно увеличивать объем публикаций по теме.

На самом же деле мы, как правило, имеем дело с субъективными определениями элиты, сколько бы ни уверял нас автор в обратном.

Под предлогом объективного определения элиты нам всегда пытаются дать описание того, какой автор хотел бы видеть элиту: какими она должна обладать свойствами и как действовать в тех или иных ситуациях. Очень часто, хотя и не всегда, речь идет о свойствах, которые автор сам себе предписывает, и о действиях, которые он сам предпринял бы, если бы оказался на том или ином месте. Например, Николай Бердяев, происходивший из дворянской семьи, в своих работах пишет про культурную элиту. В его понимании настоящая элита - это аристократия духа (причем аристократизм определяется происхождением, а не достижениями). А Джованни Сартори в своей работе «Пересматривая теорию демократии» (1987г.) рассматривает политическую элиту в связи с неверной, по его мнению, трактовкой термина «элита» по отношению к политике и власти. Согласно Сартори элита является одной из инстанций власти не в силу того, что она находится на верхушке общества, а потому, что люди, входящие в элиту, обладают определенными качествами, которые обеспечивают власть.

Здесь всегда очень трудно спорить. Редко кто скажет о себе плохо. Наоборот, каждый будет сам себя выставлять хорошим и пытаться понравиться. Конечно, оценки того, «что такое хорошо и что такое плохо» у людей могут очень сильно различаться, особенно при анализе конкретных ситуаций и действий. При повышении уровня абстрактности требований к элитам расхождения могут быть сняты. Например, определение «элиты - это те, кто за все хорошее против всего плохого» особо много возражений не вызовет.

Обсуждать эти темы можно бесконечно долго – у каждого человека свои субъективные предпочтения, однако едва ли возможно из этих обсуждений извлечь что-то полезное для понимания социального устройства.

Но главная проблема нормативного подхода заключена в сфере прагматики: в чем состоит цель рассуждений о том, какими элиты должны быть? В сравнении действующей элиты с идеалом и построении вывода, что эти элиты на самом деле таковыми не являются? Вывод, конечно, важный, но бесперспективный, потому что под воздействием рассуждений едва ли изменятся сами «элиты». (Бердяев выдвигал следующее требование к элите: учет и соответствие культурно-исторической ситуации, процессам, происходящим в обществе, ответственность перед народом). Маловероятно и то, что люди сами свергнут так называемые элиты и вручат власть «настоящей» элите. Даже если это и так, то вызывает сомнения одно обстоятельство: следует ли в целях агитации прибегать к понятию элита. С одной стороны, большинство населения в таких терминах о власти не думает и скорее настроено принципиально антиэлитарно, поэтому попытка заменить одну элиту, пусть и не годную, другой, годной, может вызвать отторжение (что мы часто и наблюдаем). Для этих целей надо не адекватную теорию элит строить, а продумывать, как хоть какую-то элитную теорию продать населению – это совсем другая задача.

При такой постановке задачи все равно сохраняется множество вопросов. Допустим, что известно какой должна быть идеальная элита, но как сделать так, чтобы реальная элита соответствовала идеальной? О таком соответствии может говорить только автор идеальной модели о самом себе, если он войдет в элиту, а еще лучше, если он ее возглавит. При этом все равно не понятно, как убедить других представителей элиты соответствовать этой идеальной модели.

Возможное возражение состоит в предположении, что в истории были периоды, когда национальные элиты в гораздо большей степени соответствовали идеалам (какие бы они не были), чем нынешние. Или посмотреть на зарубежную историю, где тоже есть примеры более дееспособных элит.

На это можно было ответить следующее – давайте попробуем более подробно изучить, почему элиты другого времени или других стран вели себя иначе, чем сегодняшние. Что такого было в условиях их существования, из-за чего они вели себя не так, как это обычно делают элиты.

Но это уже не нормативная, а позитивная программа исследований.

Таким образом, от нормативного подхода к исследованию мы переходим к позитивному подходу (в гносеологическом смысле).

Позитивный подход не занимается выдумыванием «идеальной» элиты, поэтому объектом его исследования является реальная, «формальная» элита. Мы понимает, что семантика слова «элита» во многих случаях не позволяет употреблять этот термин применительно к реальным правителям, но другого термина у нас нет.

С точки зрения позитивного подхода формируется наиболее универсальное понятие элиты:

Элита – это группа лиц, занимающих высшие позиции в общественной иерархии и преследующих цели:

  • по отношению к неэлите – сохранение своего главенствующего положения;
  • внутри элиты – повышение своего статуса относительно других членов элиты.

Основная проблема в рамках позитивного подхода формулируется следующим образом: как условия функционирования элиты меняют ее поведение и как это отражается в идеологических концепциях, формулируемых элитой.

На практике мы видим совершенно различные типы поведения элиты, что могло бы показаться странным, учитывая, что исходные цели у всех элит одинаковы. Таким образом, задача сводится к тому, чтобы выделить факторы, определяющие то, какие стратегии выбирают элиты для реализации имманентно присущих им целей.

Эти факторы мы группируем следующим образом:

  • - давление неэлитных слоев (этот фактор работает крайне редко, но, тем важнее понять, когда именно и почему);
  • - давление внешних элит (международная конкуренция);
  • - внутриэлитная конкуренция.

Этот последний фактор представляется нам наиболее важным. Как правило, большинство исследователей рассматривает элиту как однородную среду, что, на наш взгляд, является настолько высоким уровнем абстракции, что подобрать хотя бы немного близкий к однородной элите аналог в реальности можно только в теории. То есть, элиты всегда неоднородны и в реальных условиях внутри них существуют конфликты между высшими и более низкими слоями элиты. Кроме того, обычно элита представляет собой смесь нескольких иерархий, которые в силу тех или иных обстоятельств складываются в единую элитную иерархию – как правило, неустойчивую, насыщенную внутренними конфликтами.

Одним из способов разрешения внутриэлитных конфликтов является привлечение частью элиты на свою сторону неэлитных слоев, за счет чего состав элиты видоизменяется и переформатируется.

Таким образом, позитивная программа изучения элит заключается в выявлении закономерностей внутриэлитных, межэлитных и элитно-неэлитных взаимодействий на широком историческом материале.

Одним из важных элементов проводимого исследования является выявление форм и методов идеологического обеспечения такого взаимодействия и последующего влияния идеологических конструкций на характер разворачивания элитных конфликтов.

В данном случае возможное возражение состоит в том, что позитивный подход рассматривает пассивное приспособление элит к условиям своего функционирования, но это неправильный взгляд на реальность, поскольку известно, что в определенные моменты времени элиты реализовывали долгосрочные проекты.

На самом деле, утверждение о том, что элиты реализуют какие-то проекты, является широко распространенной логической ошибкой, основанной на том, что в истории все время происходят различные (крупные, мелкие) события, и, если известно, что произошло какое-то значимое событие, то с помощью ретроанализа можно воспроизвести цепочку событий, приведших к нему.

Эту цепочку можно назвать «проектом», потому что с внешней точки зрения любой проект, который строится на перспективу, выглядит точно так же: итоговое событие (цель) и цепочка действий, которые мы должны предварительно выполнить.

Но то, что верно в отношении перспективы, абсолютно неверно в отношении ретроспективы.

Достаточно условного примера. Предположим, что цепочку событий можно довести до сколь угодно отдаленного времени, например, до первобытного человека. Это всегда можно сделать, поскольку любому событию предшествует какое-то другое, тому тоже что-то предшествует и так далее.

Но это не значит, что любое происходящее сейчас событие является реализацией проекта первобытного человека. Тогда непонятно на основании чего (по каким мотивам) на каком-то периоде исследователь (ученый) обрывает ретроцепочку в определенный период времени. Связано ли это с нехваткой информации или же с тем, что так удобнее самому исследователю.

Традиционно логика ретроспективного анализа выглядит следующим образом: в прошлом ищутся события, которые на взгляд исследователя связаны с произошедшим впоследствии событием, именуемы проектом. На основании наличия таких событий и делается вывод о том, что этот ряд событий и есть воплощение в жизнь проекта. На самом же деле, некие события и высказывания объединяются в единый проект только потому, что известно том, что итоговое событие уже произошло. Для современников же это были просто события и высказывания на фоне других равнозначных им событий и высказываний.

Исследователь же выстраивает ретроспективную логику событий и высказываний под тот проект, который есть в его голове, но что не было каким-то проектом для реальных участников событий.

Постфактум, когда событие уже произошло и кто-то объявил его проектом, даже многие из участников событий будут склонны считать, что это действительно был заранее продуманный проект, активными участниками реализации которого они сами и были. Несогласных же с тем, что это был проект, будет меньшинство и их едва ли услышат.

Доподлинно известно, сколько трудов (и крови) стоило написание канонической истории КПСС. Но, очевидно, что если бы не произошла октябрьская революция, то о большевиках знал бы, в лучшем случае, узкий круг историков, специализирующихся на том периоде.

Исторические проекты существуют только в головах тех, кто уже знает, что то или иное событие произошло в истории. Но это знание является ничем иным, как ложным знанием, которое мешает пониманию действительного значения истории.

Оксфордский словарь 1823 года.

Вильфредо Парето (1848-1923) - итальянский инженер, экономист, социолог, и философ; Гаэтано Моска (1858-1941) - итальянский юрист и социолог. Наряду с Парето известен как создатель теории элит; Роберт Михельс (1876-1936) - немецкий историк, экономист и социолог; Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) - испанский философ, социальный мыслитель, публицист и общественный деятель; Лассуэлл Гарольд (1902-1978) - американский политолог.

В этимологическом значении слова: aristos - лучший.

De Swaan A., Manor J., Oyen E., Reis E.P. Elite Perceptions of the Poor: Reflections for a Comparative Research Project // Current Sociology vol.48, 2000.

По предписанному статусу/благодаря собственным заслугам.

У этой операции есть свои сложные методологические и логические проблемы, описание которых занимает слишком много места и не является темой данной работы.

В экономической теории примером является длительная и до сих пор не завершенная дискуссия о неправильном переводе Маркса и о необходимости замены термина «стоимость» термином «ценность».

Николай Александрович Бердяев (1874 -1948) - русский религиозный философ XX века.

Джованни Сартори (р. 1924) - итальянский и американский философ и социолог.

Понятие «элита» впервые фигурирует у Аристотеля, затем появляется в Средние века у Макиавелли, а в начале XX века - у Парето. Важный шаг в развитии теории элит связан с выходом в свет в 1953 году книги Р. Миллса «Властвующая элита». Среди имен ученых, сыгравших огромную роль в развитии теории, - М. Доган, Дж. Хигли, М. Бертон и другие. В России таких работ исторически мало. Среди современных российских авторов ведущими специалистами являются М. В. Ильин, О.В. Гаман-Голутвина, а также О. В. Крыштановская с ее работами по «анатомии российской элиты».

Формально принадлежность к элите («он - элита», «элита - не элита») - это определенная позиция во власти, армии, финансах, науке или культуре, хотя во многом это субъективное мнение людей. Причем поскольку у представителей разных школ, культур, взглядов и направлений обычно есть свои амбиции, то они редко, кроме бесспорных случаев, легко присваивают этот титул кому-либо. Политическую элиту все наблюдают, но неясна граница между теми, кто «на самом деле» принимает важнейшие решения, и видимыми статусными элементами. Например, в большинстве политических партий и движений решения принимаются ограниченной группой лиц, а по формальным признакам всех членов парламентов, министров и прочих «власть придержащих» исследователи относят к «властной» элите.

1. Виды элиты

Характер и состав элит специфичны стране: если в стране не было серьезной армии или со временем она исчезла, то у этой страны не может быть армейской элиты. Так, например, в Австро-Венгерской империи была армейская элита, но сейчас ее уже нет. Существуют страны, в которых есть очень серьезная религиозная, церковная элита, например в Польше или Италии с большим традиционным влиянием религии и на общественную жизнь. Постепенно этот фактор слабеет по сравнению с прошлым, но не исчезает. Помимо армейской и церковной, существуют политическая, финансовая и интеллектуальная элиты.

Разделение видов правящей элиты (то есть той, которая принимает ключевые решения) на политическую, финансовую и военную было предложено американским ученым Райтом Миллсом в его исследованиях 1950-х годов. Из позднейших интересных работ следует отметить книгу под редакцией Дж. Хигли и М. Бертона «Элита как основание либеральной демократии». Политологи теперь неохотно пишут о том, что демократия и контроль могут находиться под некоторым воздействием правящих элит - это политически некорректно. Естественно, демократия и контроль элит - это две противоположные концепции. Существуют показатели, измеряющие характер политического режима в странах от автократии до демократии, что во многом отражает характер и положение элиты. Современное общество, с одной стороны, внешне может быть демократическим, с другой - где-то внутри скрывать политическую элиту, которая будет независимо от избирателей принимать ключевые решения (отдавая на «откуп» народу - принятие незначительных решений на местном уровне) и категорически утверждать, что кругом демократия (гибридные режимы). Но элиты, видимо, находят средства «подстраховывать» политический процесс, чтобы избежать потрясений и революций. И очень редко ученому удается нащупать «руку элиты». В устоявшихся развитых демократиях элита не выходит на поверхность как сила вне демократического процесса. В средневековой Венеции проводилась масса выборов, жребиев и так далее. Начинали там с выборов 1600 человек, потом жребием - 500, затем выбирали сто и так далее. Чередуя выборы и жребий, останавливались на десяти, которые, разумеется, оказывались представителями примерно одних и тех же семейных кланов. Но заметим, что венецианская система захватывала выборами довольно широкие слои граждан, так что «Серениссима» испытала, пожалуй, гораздо меньше социально-политических потрясений, чем другие итальянские города.

Dogan M. Elite Configurations at the Apex of Power. Leiden - Boston: Bril, 2003

Elites, crises, and the origins of regimes / M. Dogan, J. Higley (Eds.). - Rowman & Littlefield publishers inc., Lanham etc., 1998

2. Консенсус элит

Правящая элита обладает особыми возможностями и стремится к определенному статусу. У нее есть две задачи: поддержание своего положения элиты и «проекты развития». Если элиты между собой находятся в согласии (например, они прошли какой-то период борьбы между собой, потом устоялись и действуют вместе), то общество обычно находится в развитии. В Англии короли и бароны лет сто переписывали Великую хартию вольностей (см. Британскую библиотеку), но заложили основы прав. Потом долго воевали в гражданских войнах, казнили Карла I. Наконец, классическим примером компромисса элит можно назвать события 1684 года в Англии, когда виги и тори договорились свергнуть Стюартов, привели к власти Оранских. С тех пор демократия в Англии, а потом в Великобритании продолжается вплоть до недавнего референдума о независимости Шотландии. Так что фактор согласия элит имеет колоссальную важность для политической жизни и в устойчивости финансовой сферы.

Higley J., Burton M. Elite Foundations of Liberal Democracy. 2006

Leonid Grigoriev «Elites: the Choice for Modernization» in «Russia: the challenges of transformation», ed. By P.Dutkiewicz and D.Trenin, NY University Press and SSRC, NY and London, 2011

3. Интеллектуальная элита

Для интеллектуальной и других элит важно различие функциональной и нормативной элит. Представителем функциональной элиты может быть директор академического института или член парламента. Также есть нормативная элита. К ней причисляют деятелей искусства, литературы, политики. Они дают новую норму, новые идеи, как, например, академик Сахаров.

Известен феномен игнорирования истинных членов интеллектуальной элиты при жизни. Так что нередко окончательное определение человека в ранг интеллектуальной элиты происходит посмертно. Если мы посмотрим биографии выдающихся полководцев, писателей или художников, то выяснится, что многие не были признаны при жизни и только после смерти их начинали причислять к элите. Например, стоит вспомнить тяжелые отношения адмирала Нельсона с адмиралтейством, старт художников-импрессионистов.

Признание человека интеллектуальной элитой - сложный процесс, несводимый к высокой должности или индексу цитирования. Нужно оказать огромное воздействие на жизнь людей, их культуру или науку, дать явный положительный результат (открытие, произведение искусства), чтобы критическая масса коллег-специалистов и граждан признала кого-то лидером - выдающимся деятелем в той или иной области, то есть членом элиты.

Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты России: вехи исторической эволюции. - М.: РОСПЭН, 2006

Григорьев Л. М. Интересы и проблемы во время мирового кризиса: ответственность элит, понимание среднего класса и терпение бедняков // Экономика переходных процессов. Т. 2. М., МУМ, 2009

4. Общественные движения и элиты

В общественной сфере, от политики до СМИ, вопрос о выделении элит усложняется различием взглядов социальных слоев. Так что партии, профсоюзы, движения, СМИ могут в общем случае располагать элитами, группами индивидуумов, которые относятся к правящей элите, контрэлитам парламентским и непарламентским, разделяющим общие системные принципы политического устройства или оспаривающим его в тех или иных аспектах. Помимо национальных элит, выделяются, естественно, региональные элиты.

В свое время Макс Вебер выделял традиционных, харизматических и легитимных лидеров, что отражало смену феодализма капитализмом. Соответственно, исторически идут смены или трансформации элит. Революции и большие общественные трансформации, естественно, предполагают смену элит. Ленин говорил, что «верха не могут, а низы не хотят» жить по-старому. На нашем языке речь шла, по существу, об элитах («верхах»), которые не могут продолжать управлять страной прежними методами.

Конфликты элит и контрэлит в условиях демократии решаются выборами, компромиссами, интеграцией контрэлит. Выход конфликта элит из легального поля - это и есть гражданский конфликт той или иной степени тяжести и остроты форм проявления.

Григорьев Л. М. Элиты и средний класс. // «Spero» #13, 2010

Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005

5. Исследования элит

В этой области идут интересные работы по странам, по характеру элит. Надо быть очень осторожным, поскольку классификации элиты очень разные. Но в конце концов наиболее влиятельные люди эпохи оказываются в элите, выдающиеся ученые рано или поздно, хоть в посмертном списке, но оказываются в элите науки. Понятие элиты очень интересное, и им может заниматься и тот, кто не является профессиональным политологом. Однако нельзя сначала назначить кого-то элитой, а потом по нему делать аршин. Чрезвычайно важен менталитет элиты, поведение, их интересы.

Списка правящей элиты для любой страны не существует, поскольку нет жесткого формального критерия. Элита - это слой очень «стеснительных» людей. Особенно в странах с демократическим управлением она принципиально старается не демонстрировать себя. Она экранируется различными промежуточными слоями, функциональными организациями, поэтому исследователю сложно узнать, что она на самом деле собой представляет, как она принимает решения, из кого она состоит, как взаимодействует внутри клана. Элиты обычно очень скупы на статистические данные о себе и особенно о характере принятия решений, логике и мотивации. Дуальность интересов правящей элиты - сохранение своего положения и «проекты развития» - предполагает очень сложные процессы, которые часто остаются в тени.

Миллс Р. Правящая элита. М., 1989

Элиты и общество в сравнительно измерении. Под ред. О.В.Гаман-Голутвиной, М., «Росспэн», 2011

Литература

Григорьев Л.М., Салмина А.А. Структура российского среднего класса: предварительный анализ для будущих исследований. М.: «Spero», № 12, 2010;

Григорьев Л.М. Элиты и средний класс. М.: «Spero», № 13, 2010;

Григорьев Л.М., Салмина А.А. «Структура» социального неравенства современного мира: проблемы измерения. М.: «Социологический журнал», № 3, 2013, с. 5-16.


И сказал Господь Моисею: поспеши сойти:
ибо развратился народ твой, который ты вывел
(ЭЛЕЙТА от АЛА) из земли Египетской
Исход 32:7

В современных общественных науках господствует «теория элит», эта доктрина предполагает, что народ не может управлять государством и функцию управления берут на себя «избранные» представители общества - элита. Процесс формирования высшей группы управленцев исторически всегда носил стихийный характер, приход к власти другого правителя приводил к смене управления на всех уровнях. Исследователи считают, что элиты отбирались по разным признакам: военная сила, происхождение, меньше по критериям образования и способностям, больше по богатству и дворцовым связям.

В СССР люди часто считали, что партийно-государственный аппарат мешает обществу нормально развиваться, такие же представления о власти господствовали в России в досоветский период, в эпоху самодержавия. В ходе революции 1917 г. и Гражданской войны старая дворянская элита, упорно придерживающаяся взгляда на свою исключительную роль и положение в обществе - была полностью уничтожена, на смену ей пришла элита из среды «кто был ничем». Но и эту однопартийную советскую номенклатуру, еще при жизни людей её создавших, отстранили от власти. Не было ПРАКТИЧЕСКОГО результата: национальное богатство разбазаривалось на революции в других странах, бытовая жизнь простого человека была неустроенной, не хватало жилья, одежды и продуктов питания весь советский период.

В 1990 г. произошли «демократические» изменения, удалось ли приблизиться к справедливому обществу или создать приемлемые экономические и социальные программы развития? Наоборот, очевидна национал-патриотическая тенденция практически во всех государствах СНГ, национальные элиты обособились, отделились границами и таможнями друг от друга, а «государственно-образующий этнос» бесповоротно перевели из культурно-этнической группы в БОЕВУЮ единицу.
Начался процесс «творения» национальной истории и языкознания (одной преобладающей этнической группы), обожествление "святых" царей и князей привело к идолопоклонству, первый идеологический шаг к развязыванию новых войн. В странах СНГ укоренился обычай во время официальных церемоний воздавать почести феодалам и мифическим прародителям. Миф – жанр литературы или устной традиции, с его помощью элиты пытаются выделить «свою» группу населения, создать особое культурно-социальное пространство и за счет этой группы (силы) решить свои частные экономические и политические проблемы.

В связи с большим объемом общечеловеческой культуры происходит отставание локальных культур, ряд национальных культур притязают (без всякого на то основания - они не смогли объединить людей даже на областном уровне) на то, чтобы стать полноценными культурами и заменить собой общечеловеческую культуру. Элиты отбирают элементы культуры в формы, доступные для узкого национального потребления, происходит СВЕРТЫВАНИЕ общечеловеческой культуры; то, что человечество приобрело в ходе развития, сворачивается в национальные мифологические микроформы, которые непригодны к использованию людьми другой этнической принадлежности. Отсюда заострившиеся национальные проблемы, в ряде регионов они привели общества к возврату в первобытное состояние, когда они существуют в состоянии язычества - войны всех против всех.

Однако европейские народы были организованы на идеях иудаизма (библейского идеологического единства), где работает МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ общества от неразумных действий лидеров или групп людей, стремящихся приобрести привилегии по «крови» или по праву первенства – МОРАЛЬ. Возникла очередная моральная «стена», которая очень быстро превратилась в постоянный социально-политический и экономический кризис (вспомним «Потоп, Вавилонскую башню, Исход»).

Из этой ситуации есть несколько выходов: 1) национализм (язычество) – регресс; 2) пустить общество на самотёк – застой; 3) выполнять иудейские Заповеди – прогресс (доказано опытом тысячелетий).
Сегодня европейский мир стоит перед проблемой: либо сознательно культивировать соблюдение национальной традиции (обособленный национальный язык и культура, унижение нацменьшинств, всегда приводят к войнам и экономическому хаосу), либо – развитие, создание единой территории, культуры и языка.

Тенденция единства пока просматривается только в экономической области (джинсы, компьютер, самолет и т.д.), в духовной и языковой сфере наблюдается ожесточенное противостояние «языков титульных наций» с универсальными языковыми системами, оформившихся на громадных пространствах, а также православия, католицизма, протестантизма, иудаизма и ислама (закрепился в Европе), и многочисленных религиозных сект.

В серии статей автор показывает - насколько «национален» язык, какова роль нации, а соответствии и ЭЛИТЫ (как группы людей ведущей за собой общество) в создании "национальной" культуры и на каком мировоззренческом фундаменте создана культура народности. Очевидно, что европейское мировоззрение и национальные (искусственные) языки формировались на библейских идеологических образах и терминологии иврита, роль ЭЛИТЫ сводилась к удержанию равновесия между властью и обществом, для чего использовался институт иудеохристианства.

На сегодняшний день европейское языкознание констатирует: «Теории, господствующие в языкознании неспособны сколько-нибудь удовлетворительно, объяснить причины и характер развития языка» (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990, с. 159).
В данной статье мы исследуем происхождение (этимологию) термина ЭЛИТА, который приписывают французскому языку (elite).

1) Существующая этимология и история понятия

А) Викисловарь

Корень: -элит-; окончание: -а. Значение: биол., собир. лучшие растения, семена или животные, по своим качествам наиболее пригодные для разведения, воспроизводства; собир. лучшие представители какой-либо части общества, группировки, а также люди, относящиеся к верхушке какой-либо организации, группировки.

Этимология
Происходит от франц. elite «избранное», от гл. elire «выбирать», далее из вульг. лат. *exlegere, из eligere «выбирать», далее из ex- «из-, от-» + legere «собирать, читать» (восходит к праиндоевр. *leg- «собирать, подбирать»).

Б) Onlain Etymology Dictionary (перевод Гугл)

Элита; https://www.etymonline.com/search?q=elite

«1823, от французской элиты "выбор, выбор," из старого французского Eslite (12 в.), жен. причастие прошедшего времени elire , elisre "выбрать, выбрать", от латинского eligere «выбирают» (см. выборов). Заемные на Ближнем английского как «избранный человек" (конец 14 в.). Особенно избранный епископом; вымерли середины 15 в. Повторно внесено Байроном "Дон Жуан". Как прилагательное в 1852 году. Как шрифтом, первый зарегистрированный 1920».

В) Г. К. Ашин, основоположник научной элитологии в России, профессор кафедры философии MГИMO, доктор философских наук.

«Термин "Элита" ведет свое происхождение от латинского eligere -выбирать; в современной литературе получил широкое хождение от французского elite - лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII века он употреблялся (купцами, в частности) для обозначения товаров наивысшего качества. В XVIII веке его употребление расширилось, он начинает употребляться для наименования "избранных людей", прежде всего, высшей знати, а также отборных ("элитных") воинских частей.

С XIX века понятие это стали использовать также в генетике, селекции, семеноводстве для обозначения лучших семян, растений, животных... В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823 года, этот термин стал применяться к высшим социальным группам в системе социальной иерархии… понятие элиты не применялось широко в общественных науках вплоть до начала XX века (т.е. до появления работ В. Парето), а в США - даже до 30-х годов нашего столетия».

«На вопрос, кто правит обществом, элитарист ценностной ориентации может дать ответ: мудрые, дальновидные, достойнейшие. Однако любое эмпирическое исследование правящих групп в любых существующих ныне (и существовавших ранее) политических системах с легкостью опровергнет такое утверждение, ибо покажет, что слишком часто это - жестокие, циничные, коррумпированные, корыстолюбивые, властолюбивые, не брезгующие для достижения своей цели никакими средствами лица».

2) Применение термина в русском языке. Национальный корпус русского языка

В НКРЯ термин зарегистрирован в 1919 году, использовался редко до 1960 гг.

Ф. Ф. Зелинский. Религия эллинизма (1922): «Писатели; не народ, а элита народа; а народ оставил нам достаточно памятников своей религиозной жизни, притом и в своей совокупности, и в лице отдельных своих единиц, сложение которых тоже дает совокупность».

3) Обобщение и вывод

А) Никто из исследователей не связывает французский термин ELITE с еврейским языком и идеологией иудаизма.

Б) Слово фиксируется во французском языке с XII века, в средневековом английском языке с XIV века, "elite" существовало в значении "отбирать" и "выбирать на должность"; "избранный" и "выбранный", "избрание". Термин использовался в церковной терминологии (избрание епископа, папы); повторно ввел Байрон (Дон Жуан, 1823).
В европейских языках термин распространяется к концу XIX века. Элита - правящий класс, элитарный - принадлежащий к какой либо элите: политической, религиозной, финансовой, военной и искусства; в общий оборот понятие входит в 30-40 гг. XX века, а в США в 50-60 гг.

Очевидно, что термин означал человека (или группу людей) наделенного руководящими полномочиями по организации жизни общества, такой деятель «ВЕЛ» за собой зависимую от него группу людей.
Разрушительная мощь национальных элит – колоссальна, убийство в Сараево наследника австро-венгерского престола Фердинанда стало поводом для первой мировой войны, организованной элитами европейских стран, в ходе которой от боевых действий, голода и эпидемий погибло ок. 40 миллионов человек, а воюющим государствам был причинен значительный материальный ущерб.
Целесообразно рассмотреть слово в связи с библейскими образами и терминологией, европейское общество вплоть до 1918 года было религиозным.

4) Терминология иврита и библейский образ

А) Терминология

ЭЛИТА = фр. ELITE = в современном иврите ИЛИТ избранное, лучшее, элита, цвет общества. Слово-понятие образовано от корня иврита АЛА, ИЛА восходить, подниматься, расти, иметь цену, удаваться; превозносить, возвеличивать и т.д.

В библейском иврите термин имел значения: восходить, быть вознесенным, взятым вверх, возноситься, возгордиться, вести, превосходить, быть возвышенным и т.д.

Термин употреблялся в Библии 73 раза, в основном в текстах связанных с деятельностью Моисея по выводу евреев из Египта и странствованиям по пустыне, в значениях: вести (кого-либо, куда-либо), взойти, восходить, подниматься (к Богу на аудиенцию); т.е. достичь какой-либо высшей точки.

Источник
См. Синодальный перевод термина иврита АЛА; формы глагола ЭЛИТану, АЛИТем, АЛИТ; http://manuscript-bible.ru/S/S/h59.htm#5927

Б) Библейский образ

* Моисей – руководитель

Числа 16:13: «Разве мало того, что ты вывел (ЭЛИТАНУ от АЛА) нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне, и ты еще хочешь властвовать над нами!». 16:14: «Привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, дал ли нам во владение поля и виноградники? Глаза людей сих ты хочешь ослеплять? Не пойдем!».

* Моисей - посредник между людьми и Господом

Втор. 5:5: «Я же стоял между Господом и вами в то время, дабы пересказывать вам слово Господа, ибо вы боялись огня и не восходили (АЛИТЕМ от АЛА) на гору».

* Притчи 31:29: «Много было жен добродетельных, но ты превзошла (АЛИТ от АЛА) всех их».

Таким образом, из контекста стихов Библии (текст позволяет уточнить смысл слов) ясно, что еврейское понятие ИЛИТ означало – РУКОВОДИТЕЛЯ, ведущего группы людей к цели, высшей ценности.
Французское понятие ELITE, скорее всего, заимствовано из библейской терминологии и символики, обозначает человека или группу людей наделенных в силу каких-либо обстоятельств (случайность, избрание, авторитет, захват власти, династические права, аристократическое происхождение) полномочиями по управлению обществом.

Исх. 34:2: «Будь готов к утру и взойди (АЛИТА) утром на гору Синай, и предстань предо Мной там, на вершине горы».
Всегда ли наши элиты готовы взойти и предстать перед Ним???

Loading...Loading...