Слово патриарха о значении семьи. Патриарх Кирилл: Крепкая семья — это залог нашего будущего Патриарх кирилл о семейных ценностях

Брак исчезает тогда, когда исчезает любовь, и потому причина разделений семей именно в том, что можно назвать кризисом любви. В прошлом это тоже имело место, но люди были воспитаны иначе - в их сердцах присутствовал страх Божий.

Даже когда что-то происходило в глубине души и чувства друг к другу трансформировались, то молитвой, обращением к Богу, добрыми делами сохранялись семейные отношения и сохранялся брак. А потом, когда люди проходили через эти трудности, они уже в зрелом возрасте вдруг обнаруживали, что сохранившийся брак является величайшей ценностью в их жизни, потому что только он и ограждает их от холодных ветров извне. Брак остается реально домом, крепостью, местом, где люди поддерживают друг друга - искренне, бескорыстно, в самых трудных обстоятельствах.

Вам доводилось видеть пожилых людей, которые идут под руку друг с другом по тротуару? Если зима, то они страшно боятся друг за друга, чтобы кто-то не поскользнулся, не упал. Они идут буквально вцепившись друг в друга, они оба нуждаются в поддержке, они перестали быть сильными, они перестали быть независимыми от многих обстоятельств, и единственное, что сохраняется в их жизни, - это опора, которая рядом с тобой.

Что же происходит с людьми, которые разрушают брак, семью? А происходит следующее. Любовь исчезает, и тогда совместная жизнь становится мучением. А почему любовь исчезает? Ведь любовь-то была, когда познакомились, когда ухаживали друг за другом, когда вступили в семейные отношения… Да не просто любовь - некий апогей жизни! По-немецки «брак», «венчание» - это «высокое время жизни», это некий апогей. В каком-то смысле это действительно так - эмоциональный, душевный апогей.

Что же происходит потом? Почему же этот апогей постепенно сходит на нет? Да потому, что это великое чувство, которое люди испытали, они не сберегли, они его разрушили - несознательно, по мелочам. Когда человек начинает жить больше для себя, чем для другого, тогда он приступает к этому разрушению. Он подтачивает, подпиливает дерево, и чем больше он или она живет для себя, а не для другого, тем сильнее оно расшатывается. И когда не остается ничего для другого, а только для самого себя, когда появляются какие-то параллельные связи, увлечения, параллельная жизнь с новыми интересами, с новыми ощущениями, - тогда стоит только слегка дотронуться до дерева, которое подпилено со всех сторон, или подуть сильному ветру, не говоря уже о землетрясении, как оно рухнет и рассыплется в щепы.

Вот точно так же разрушаются семейные отношения. Беречь любовь и беречь брак нужно с первого дня, и помнить, что это трудная работа, что это некий подвиг, который человек добровольно на себя принимает.

Проблема в том, что у слов «счастье» и «удовольствие» разная смысловая нагрузка. Это не одно и то же. Если человек устремлен только к получению удовольствий, то он не будет счастливым - ни в первом браке, ни во втором, ни в третьем, ни в каком другом.

Никакое общее имущество, никакой общий дом и даже общие дети не останавливают людей от роковых решений, если исчерпано чувство любви и вместо любви появляется ненависть. Чтобы избежать такого рокового развития событий, берегите свою любовь.

20 марта 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилла возглавил заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая его, Предстоятель обратился со вступительным словом, в котором главной стала актуальная тема священнической семьи.

«Следует признать, что кризис семейных ценностей, который поразил современное общество, коснулся и жизни духовенства, – отметил Патриарх, – Конечно, не в той мере, как это произошло в миру, но тем не менее очевидно, что кризисные отношения существуют и в некоторых семьях священнослужителей. Как правящий архиерей города Москвы я получаю соответствующую информацию, и если сравнить с тем, что было 10-20 лет назад, то, конечно, мы наблюдаем отрицательную динамику в плане сохранения священнических семей, общей атмосферы в этих семьях».

«Мы живем, – особо подчеркнул Патриарх, – в условиях тотального распространения нравственно сомнительных представлений об отношениях между мужчиной и женщиной, навязываемых через средства массовой информации, через Интернет, социальные сети, глянцевые журналы, телешоу и так далее. А ведь семьи духовенства не живут в изоляции, поэтому все то, что касается любого человека, его разума и сердца, касается и семей священнослужителей.

Наши предки могли передавать семейные ценности от отца к сыну, от матери к дочери. Этому способствовал общинный строй жизни. Родитель, говоря ребенку о браке и семье, не был вынужден конкурировать с всепроникающей иной точкой зрения, которая сегодня присутствует в так называемой популярной культуре. В наши дни мы живем в условиях полной информационной открытости, непрестанной борьбы идей, а значит, снижения значения любого авторитета.

Защитить подрастающее поколение от пропаганды так называемой свободной любви практически невозможно. Включаете телевизор, идете в кинотеатр - везде эта тема достаточно красочно представлена, что, несомненно, влияет на сознание, на ум, на душевное состояние молодежи. Но, конечно, можно учиться противостоять всему этому и опровергать словом и опытом те ложные обещания, которые дает молодым людям популярная культура, открыто заявляющая об отсталости традиционных представлений о семейных ценностях».

«Семейная нравственность, – отметил Патриарх, – в том числе в священнических семьях, - это не данность. Целостность семьи - это поле непрестанных усилий, направленных на укрепление брачного союза. Возможно, в прошлые времена заключение брака можно было рассматривать как единожды сделанное приобретение, не требующее никакого внимания. Женился, вышла замуж - и как будто дальше можно особенно не беспокоиться. Развод не одобрялся обществом, раздел имущества был невероятно сложным, людям оставалось только жить вместе. Иногда терпеть друг друга, но формально браки сохранялись.

Сегодня, как вы знаете, это далеко не так. Некоторые упрекают нас в том, что семейные идеалы прошлого - это фанатизм и что Церковь проповедует нечто безнадежно устарелое. Но это совсем не так - нам известны и священники, и миряне, у которых семья - это действительно малая церковь. Однако эта церковь созидается благословенными Богом трудами. Она не созидается просто потому что один из супругов является священнослужителем, а другой воспитан в христианском духе. Этого мало, потому что каждый день супружеской жизни может бросить вызов семейным отношениям, в том числе ввиду негативного влияния на семейные отношения извне.

Священнику нельзя оправдывать свое неучастие в семейной жизни пастырской нагрузкой. Что бы ни происходило, семья должна занимать в жизни каждого женатого священника значимое место. Потому что семейная жизнь священника, тем более в сельской местности, где жизнь каждого - на виду, имеет совершенно особое значение. Это непременно должна быть жизнь, с которой люди хотели бы брать пример».

Имеено поэтому, по мнению Предстоятеля Русской Церкви, подготовка семинаристов к семейной жизни - это не только залог благополучия их семей.

«Семья священника всегда - образец для окружающих, особенно там, где священник живет в окружении людей и где нет такого отчуждения между ними, как это имеет место в мегаполисах. В мегаполисе можно спрятаться в своей квартире, и даже сосед по лестничной площадке не будет ничего знать. А вот в сельском приходе все всё знают и, взирая на священника, на матушку, стремятся видеть в их отношениях пример.

Вот почему подготовка к семейной жизни должна быть в центре нашего внимания, особенно когда мы говорим о воспитании семинаристов, об их подготовке к пастырскому служению.

Нет такой сложности в семейной жизни, в отношениях между супругами, которая не может быть предотвращена или преодолена любовью и вниманием друг ко другу. Казалось бы, аксиома, но женатые люди знают, что эта аксиома не всегда с легкостью осуществляется. Ибо любовь - это чувство, которое требует постоянного возгревания. Эти слова касаются не только христианской любви - они имеют отношение и к семейным отношениям. Поэтому еще раз хотел бы сказать, что для нас очень важно воспитывать наших семинаристов таким образом, чтобы они выходили из семинарии хотя бы теоретически готовыми к тому, как строить семейные отношения.

Семьи священников должны быть в центре внимания и правящих архиереев. Архиерей не должен вмешиваться в жизнь священнослужителей, но он должен быть добрым отцом, советчиком, человеком, который может прийти на помощь, когда жизнь семейная подвергается испытанию. К сожалению, не всегда так бывает, и даже имея контакты с духовенством, архиереи не всегда знают, что происходит в семьях священнослужителей», – особо отметил Предстоятель.

«Поэтому я бы обратился ко всем правящим архиереям с призывом ни в коем случае не исключать из области своей архипастырской ответственности заботу о семейном благополучии духовенства, – подчеркнул Святейший Патриарх.

Он выразил надежду на то, что правящие архиереи задумаются и обратят большее внимание на взаимодействие с семьями священников и на архипастырскую заботу о благополучии этих семей.

Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушки монахини! Братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю со вторым днем Рождества Христова, когда мы посвящаем свои молитвы семье нашего Спасителя. День сей называется Собором Пресвятой Богородицы. Вокруг Божией Матери были ближайшие родственники, Ее родственники по плоти, которые были, конечно, и родственниками Младенца Иисуса. Это Обручник Иосиф, это двоюродный брат Спасителя Иаков, ставший позже первым епископом Иерусалимским, - это была семья. И когда мы говорим, что Рождество - семейный праздник, это не просто дань некоей светской традиции отмечать день сей в кругу семьи, но еще и наполненное великим смыслом почитание семейных отношений. Сам Господь, Его Пречистая Матерь жили в семье. И семья - это колыбель, в которой воспитываются дети, в которой оттачиваются человеческие отношения.

Нет более сложных отношений, чем между мужем и женой, потому что эти отношения претерпевают множество испытаний. Ведь никто больше постоянно не живет бок о бок друг с другом. Когда мы приходим на работу, мы с кем-то некоторое время общаемся, а потом уходим в семью. Но в семье мы пребываем всегда, и в семье мы такие, какие есть на самом деле . Семья снимает все условности, разрушает все предрассудки, и непросто воспринимать человека таким, какой он есть, потому что есть в этом не только хорошее, но и плохое.

Что же сохраняет семью перед лицом этой ничем не приукрашенной реальности? Существует только одна сила, которая может соединять людей, живущих друг с другом, - это сила любви.

Вот почему мы молимся сегодня о семьях - о мужьях и женах, о детях, о бабушках и дедушках, о всех, кто соединен семейными узами. Да благословит Господь жизнь наших семей! Да укрепит Господь каждого члена семьи и да умудрит, чтобы он дорожил этой великой общностью и никогда не ставил под сомнение ее ценность, - даже тогда, когда отношения между членами семьи проходят через испытания! И дай Бог, чтобы эти испытания никогда не кончались разрушением святых и Богом благословенных семейных уз. Живя в семье, каждый совершает маленький подвиг , и если он совершает его достойно, то семья крепкая , сильная, и она способна пройти через все испытания и внешние, и внутренние. В таких семьях и формируются сильные личности , способные на подвиг.

Сегодня мне стало известно о подвиге, который совершил один из наших полицейских патрульной службы. Это произошло на заснеженной трассе Оренбург-Орск. Вы, конечно, слышали и видели телевизионные передачи: страшная вьюга, мороз, холод. Многие застряли в сугробах, у многих жизнь повисла буквально на волоске, и вот рядом с этими несчастными оказался полицейский Даниил Максудов, который, спасая кого-то, отдал ему свои рукавицы, куртку… Сейчас он лежит в госпитале с тяжелейшим обморожением конечностей, и неизвестно, как все это закончится, - может быть, самым трагическим для него образом. Но ведь когда он снимал теплые рукавицы и отдавал другому, когда он сбрасывал с себя форменную куртку, он же понимал, что он делал! Он шел на этот поступок сознательно.

Пусть эти примеры помогают нам осознать важность человеческого подвига. Без таких подвигов не может состояться человеческая общность. Без подвигов не может состояться семья. Нужно научиться наступать на горло своей песне. Нужно научиться сдерживать свои эмоции. Нужно научиться хранить любовь даже тогда, когда муж и жена стареют и перестают быть привлекательными, когда теряются физические силы и энергия, которые притягивают людей друг к другу. Нужно научиться нести подвиг жизни в семье, и тогда дети будут способны на подвиг, народ наш будет способен на подвиг, без которого не может состояться человеческое общество и без которого не может быть крепким государство.

Помолимся о брате нашем Данииле, чтобы Господь исцелил его, дал ему силы и чтобы его пример многих вдохновил совершать и профессиональный подвиг, и что, может быть, еще труднее, подвиг несения ответственности за свою семью и за своих ближних.

Еще раз сердечно вас всех поздравляю с праздником Рождества Христова!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Жирным шрифтом текст выделен мной, потому что я особенно хотел обратить внимание, прежде всего своё на непостижимую силу борьбы, которую мы ведем ежечасно с врагом, ежеминутно испытываясь и проходя испытания. Мне многогрешному не стоит ничего ни добавлять, ни убавлять от слов Святейшего Патриарха.

Я только заострю внимание. Мы здесь на этом сайте знакомств, так или иначе находимся или с семьей или в поисках ее - сайт, знаете, тематический - обязывает!

Как тонко, его Святейшество отмечает, что мы все находимся в семье! Даже принявшие на себя высокий подвиг подвижничества и служения Богу - родом из семьи! Даже иноки приходят из семьи и в семью!

Вы представляете, братия и сестры - как это высоко поднимает идеал семьи! На какие непостижимые высоты!!! Далее Святейший Патриарх говорит: "...Живя в семье, каждый совершает маленький подвиг..." и далее: "...В таких семьях и формируются сильные личности, способные на подвиг." Причем речь ведется не только о детях, растущих в такой семье. Мы знаем немало случаев, когда по произволению Божьему, великие подвижники, постники воспитывались вне семьи, вне родителей! Но и это тоже семья! Такие отношения еще ближе дают ощущение близости Бога!

Святейший Патриарх, как мне понимается, не ограничивает этот круг "личностей, способных на подвиг" детьми! Нет! И еще раз (по моему прискорбному и многогрешному мнению) нет! Родители! Вот с кого начинается - наипрекраснейший образец подвига!

По словам Святейшего Патриарха Кирилла, Московского и всея Руси, "...Сам Господь, Его Пречистая Матерь жили в семье." Так мы 31 января будем вспоминать прекрасных подвижников и одновременно родителей Кирилла и Марию Радонежских, даровавших нам отца нашего преподобного Сергия, игумена Радонежского!

Дорогие братия и сестры во Христе, давайте помнить, что мы - подвижники в своем родительстве, кто-то будущем, а кто-то уже. Давайте держать перед своими очами тот незримый идеал, который даровал нам Сам Господь, родившись в семье! Давайте помнить слова Святейшего Патриарха, который говорит, что" без подвигов не может состояться семья" и "нужно научиться хранить любовь", которой (Любви) еще надо научиться!

Молитвенной нам всем помощи, сил и терпения для "несения ответственности за свою семью и за своих ближних" от Всемилостивого и Всещедрого Господа нашего Иисуса Христа! Храни Господи Русь Святую и все православные христиане! Спаси Господи нас многогрешных и даруй многая и благая лета Святейшему Патриарху нашему Кириллу, Московскому и всея Руси!

Помоги Господи брату нашему рабу Божьему Даниилу, и даруй ему мирная Твоя и премирная благая

21.12.2018

Ключевой темой Патриаршего доклада на Епархиальном собрании города Москвы стала семейная жизнь священнослужителей. Собрание проходит 21 декабря в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя

Осмысление проблемы

«В этом году в нашей епархии случилась ужасная трагедия, когда священник, очевидно – больной человек, чье состояние, судя по всему, не было своевременно диагностировано, совершил убийство своей жены. От всей нашей епархии приношу глубокие соболезнования родным и близким погибшей матушки и молюсь, да причтет Господь ее с праведными и да дарует ей Царство Небесное», – сказал Святейший Патриарх Кирилл.

Святейший Владыка подчеркнул, что «эта трагедия вновь обращает нас к теме семейной жизни священнослужителей». При этом Предстоятель Русской Православной Церкви обозначил: «Одно из свойств современных средств коммуникации состоит в том, что они, обнажая недостатки в жизни общества, которые, быть может, существовали всегда, придают им не вполне соразмерный реальности масштаб. Это верно и в отношении так называемого кризиса священнических семей. Благодарение Богу, несмотря на сложности, время от времени возникающие в семьях священнослужителей (а нередко это такие же сложности, какие встречаются внутри любой другой семьи), семьи клириков в большинстве случаев сохраняются».

Но проблема, тем не менее, нуждается в осмыслении, уверен Святейший Владыка. «В последние два-три года эта тема стала предметом обсуждения с участием архиереев, священнослужителей и их жен, о чем я хорошо информирован. Далеко не со всеми оценками, звучащими в ходе этой дискуссии, можно согласиться, но уже сейчас совершенно очевидно, что недопустимо упрощать проблему, сводя ее к вопросам административного и материального характера или игнорируя влияние этих вопросов на семейную жизнь духовенства», – считает Его Святейшество.

По словам Патриарха, «мы имеем дело с целым комплексом накопленных не одним десятилетием проблем, среди которых – и общий кризис семьи, и экономические трудности, и, порой, неготовность семей будущих священнослужителей к жизненным обстоятельствам, связанным с принятием главой семьи священного сана, и многое другое».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул, что в духовных школах на регулярной основе должны проводиться беседы на темы семейной жизни, воспитания детей, норм общения с лицами другого пола, для чего следует приглашать опытных в семейной жизни священников. «Надо подумать и о том, чтобы сведения о христианском понимании брака были включены в учебные программы соответствующих дисциплин в рамках духовного образования будущих клириков – в существующих курсах пастырского богословия, например, эти вопросы пока что освещены недостаточно, – отметил Его Святейшество. – Те, кто намерен сделать делом своей жизни служение алтарю Господню, должны иметь осознанное евангельское представление о браке и семейной жизни».

Святейший Владыка обратил внимание на то, что во время дискуссий о кризисных явлениях в семьях духовенства много говорят о материальных и бытовых трудностях. «Это справедливо, но и преувеличивать значение этих трудностей не следует, – уверен Предстоятель Русской Православной Церкви. – В какой-то степени священнослужители разделяют жребий всего народа, находятся в той же ситуации, что и обычные люди - с подобными трудностями сталкиваются сегодня и миряне любых профессий, а в особенности те, кто, подобно священнослужителям, не могут считать себя вполне свободными в выборе места работы или в поиске средств к существованию, например, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, врачи и многие другие».

Не оставить в одиночестве

Но все же положение священнослужителей – особое, констатировал Святейший Патриарх Кирилл, об этом известно еще из Священного Писания, а потому «недопустимо, чтобы в затруднительных обстоятельствах жизни своей семьи священнослужитель оказался в одиночестве перед выбором между жертвой главным делом своей жизни – служением алтарю – и поиском необходимых средств к существованию».

Его Святейшество особо отметил, что «такое искушение поистине страшно, ведь каждый священнослужитель в глубине сердца понимает: когда им оставляется служение алтарю Господню, основание его жизни рушится». Священник, вверивший себя и «жизнь своих близких Богу и Церкви», не может не надеяться «на Церковь, и она не должна отказать ему в поддержке». Преосвященным викариям и отцам благочинным поручено иметь особое о том попечение.

Святейший Патриарх Кирилл одобрил деятельность попечительской комиссии при епархиальном совете города Москвы, которая «в последние годы расширяется, и в идеале должна сложиться ситуация, при которой никто из остро нуждающихся не остался бы за рамками ее внимания».

Архиерейский Собор 2017 года подчеркнул в соответствующем постановлении, что при определении места служения священнослужителя и его материального содержания важно по возможности принимать во внимание состав и численность его семьи. «К сказанному Собором я добавил бы, что обстоятельства жизни семей священников и диаконов должны учитываться настоятелями и благочинными также при составлении богослужебного расписания на приходах и при распределении отпускного времени. К примеру, семьи священнослужителей с детьми школьного возраста должны иметь приоритет при выборе времени отпуска в период летних или иных школьных каникул», – напутствовал викариев, благочинных и настоятелей.

«Опыт показывает, что доброе мудрое участие в судьбе терпящей кризис семьи во многих случаях может изменить ситуацию, – считает Предстоятель Русской Православной Церкви. – Однако важно, чтобы такие встречи не оказались формальными. В особенности следует избегать в их организации методов административного руководства. Избыточное внимание к вопросам семейной жизни со стороны начальства порой воспринимается с опаской и недоверием как вмешательство и попытка неоправданного контроля. Деликатность в этой чувствительной сфере не будет излишней».

Об аскезе, любви и семейном счастье

«Благополучная семейная жизнь, возрастание во взаимной любви - это христианский подвиг, аскетическая и – в нашем случае – пастырская задача, – подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Все ли наша собратья помнят об этом? Не в забвении ли этих основ находится корень проблемы? Да, кризис в семьях священнослужителей есть отражение – слава Богу, в меньшем масштабе – подобного кризиса в жизни народа. Но если не знающие Церкви люди сквозь свои трудности нередко бредут без евангельского ориентира, то кому, как не священнику, должно быть понятно, что кризис в семьях есть в первую очередь аскетическая неудача и грех – грех равнодушия, невнимания, оскудения любви, за которым, увы, порой следует неверность, а порой и ненависть вплоть до готовности поднять руку на самого близкого человека?! Излишне говорить, что крах семейной жизни священника неизбежно ложится мрачной тенью и на его пастырское служение. Как он будет чистым сердцем служить Церкви Христовой, когда его домашняя церковь распалась?»

Предстоятель Русской Православной Церкви упомянул о том, что обыденному сознанию свойственно судить о христианской аскезе как о каком-то наборе ограничений, пусть даже принимаемых добровольно, как о необходимом средстве обуздания зла. «Но ведь за хорошо известными словами Псалмопевца: «Уклонись от зла», – следуют другие: «И сотвори добро, взыщи мира и устремись к нему» (Пс. 33. 14), – напомнил Святейший Патриарх. – И если о том, как уклониться от зла, мы размышляем и говорим много и охотно, то о второй части этого императива Священного Писания бываем склонны забывать, считая, что благо в нашей жизни совершается само собой. А ведь именно стремление к благу, к миру Христову требует подвижнических усилий обеих сторон супружеского союза и особенно - главы семьи, облеченного священным саном», – подчеркнул Его Святейшество.

Семейное счастье – это не только о молодости, отметил Патриарх: «Общая молитва, сохранение взаимной любви и возрастание в ней, обретение общего взгляда на мир, способность хранить внимательное, благодарное и признательное отношение друг к другу, великодушное терпение, умение слушать и слышать - все это должно быть содержанием ежедневного духовного подвига священнослужителя и его супруги, причем не только в период становления молодой семьи, но и – это не менее важно – много позже, в годы зрелости и даже в преклонном возрасте».

Семья священника – в первых рядах его паствы

Предстоятель Русской Православной Церкви обратил внимание на то, что у священника есть ответственность за паству, но также и за собственную семью: «Жертвенность пастыря – это, в первую очередь, готовность жертвовать собой, своими силами, своим вниманием, своим отдыхом и временем. Но это не означает, что следует полностью жертвовать ближними! Всегда ли отцы внимательны к своим супругам? Не бывает ли так, что занятый пастырскими трудами священник не смотрит на настроение жены, на ее нужды, не замечает ее усталости, оставляет ее наедине со скукой и однообразием домашних дел? Внимательное и чуткое отношение к прихожанам есть норма пастырского поведения. А ведь не в меньшей мере в таком внимательном и чутком отношении нуждаются домашние священника и в первую очередь – та, кто связала с ним и его служением свою жизнь. Она вместе с детьми – в первых рядах его паствы».

Если учитывать все это, многие из упомянутых выше житейских трудностей не будут иметь рокового характера, полагает Святейший Патриарх Кирилл. Даже вопрос готовности семьи к священству мужа теряет свою болезненность и остроту. «Да, не всегда супруга священника или диакона с первых дней может вполне понести связанные с ее положением обязанности и определенные ограничения, действительные или мнимые тяготы. Но там, где есть подлинная общность жизни и не угасает взаимная любовь и привязанность, там рано или поздно формируется и мировоззренческое единство, общий взгляд на вещи, единомыслие и готовность к несению тягот друг друга и исполнению закона Христова (ср.: Гал. 6, 2)», – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

Благодарность матушкам

Почему, чтобы стать священнослужителем, нужно уже быть женатым? Святейший Патриарх напомнил об истоках этой традиции. «Традиция избрания на диаконское и пресвитерское достоинство состоящих в браке людей – это не просто древний обычай нашей Церкви. Это свидетельство ее мудрости, вдохновленной Духом Святым; это широко распахнутое окно возможностей для деятельного распространения правды Христовой в мире. Именно поэтому апостол Павел в послании к Тимофею (см.: 1 Тим. 3. 4); напоминает нам, что способность хорошо управлять своим домом есть один из критериев доброго пастырского служения», – подчеркнул Его Святейшество.

29 марта 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Московскую городскую думу. Это визит стал первым посещением законодательного собрания города Москвы Предстоятелем Русской Православной Церкви.

А.В. Шапошников, председатель Московской городской Думы: Ваше Святейшество, большое спасибо за выступление. Спасибо за оценку тех законов, которые принимает Московская городская Дума. Действительно, капитальный ремонт, жилищно-коммунальное хозяйство постоянно находятся в центре внимания депутатов Московской городской Думы. После принятия закона, который Вы упоминали, 4,5 миллиона москвичей имеют льготу на капитальный ремонт, то есть, по сути, каждый третий москвич теперь обладает таким правом. Коллеги, предлагаю перейти к вопросам. И первый вопрос у нас от фракции партии «Единая Россия».

А.Н. Метельский, заместитель председателя Московской городской Думы: Ваше Святейшество, уже много говорилось и, наверное, будет сказано о Вашей исторической встрече с Папой Франциском. Но вот о чем хотел спросить именно сегодня. Совместная Декларация содержит положения, посвященные теме семьи, ее христианскому пониманию. И вопрос: почему, на Ваш взгляд, сегодня это очень важно, и почему это было записано именно в Декларации, и в чем необходимость появления темы семьи в таком важном документе?

Спасибо. Я попытался в завершение своего выступления перед вами коснуться темы семьи. То, что сегодня происходит в мире, особенно в западных странах, можно назвать тяжелейшим кризисом в семейных отношениях. Во-первых, потому что западное общество в какой-то момент времени решило, разрушая всю нравственную традицию предыдущих поколений и всей предыдущей истории, что брак - это вовсе не союз мужчины и женщины, что брак - это не совместная жизнь с соответствующими обязательствами. Вообще, многие сейчас считают, что брак - устаревшая форма общения людей, предлагая разного рода новации.

Вот почему в Декларации, о которой Вы сказали, эта тема была отмечена, - потому что и у нас есть эти проблемы, но на Западе они еще более острые. Думаю, Папа Франциск прекрасно понимает, что с кризисом семьи на Западе связан кризис человеческой личности. Ведь христианство проповедует любовь как высшую ценность, а именно в семье эта ценность и реализуется в первую очередь - не только, но в семье в первую очередь. Семья - это школа любви.

А почему семья - школа любви? А потому что в семье есть не только радости, но и скорби, и отношения супругов проходят через кризисы. Что же это означает? Это означает, что люди, желая спасти семью, могут идти на такие жертвы, на какие они не пойдут ни при каких условиях в иных ситуациях.

Наверное, каждый, кто живет семейной жизнью, знает, что многое приходится прощать и нередко наступать на горло собственной песне. Для совместной жизни требуется находить такие выходы из сложных положений, которые большинство людей не стали бы искать в системе иных отношений со знакомыми, с друзьями. Порой такие отношения разрушаются, когда кто-то в гневе говорит: «Больше с тобой общаться не хочу», - и люди расходятся. Но в семье так не скажешь, если есть дети, есть ответственность за будущее. А значит, жертва, на которую идут ради семьи, является в онтологическом смысле невероятно важным фактором возрастания человеческой личности. Человек растет, когда преодолевает эти трудности. Поэтому развитие человека, не говоря уже о воспитании детей, без семьи чаще всего ущербно. Это действительно школа любви.

В христианской традиции мы называем семью малой церковью. Все навыки человеческой жизни, человеческого общения, любви, сострадания, взаимной поддержки, солидарности - все это воспитывается в семье. Уберите семью, посмотрите на современную школу, которая вообще не воспитывает, и задайте вопрос: а где и как все это будет формироваться? Значит, если демонтируется семья, то человечество программирует, как я сегодня уже сказал об этом вскользь, совершенно другого человека. Я лично убежден, что это будет страшный человек. А страшные люди не могут создать доброе, справедливое общество, где будут защищаться те же права человека. Злые люди неспособны на общежитие. Человеческая цивилизация неспособна существовать, если будет уничтожен институт семьи.

Я постоянно получаю статистическую информацию, как, конечно, и мой римский собеседник. И было принято решение - сказать очень громко, обращаясь ко всему миру: защищайте институт семьи! Ведь помимо бездумного отношения к теме семьи, просматривается некая стратегия, которая поддерживается мощными финансовыми силами, направленная на разрушение семейных отношений. А если какие-то злые люди объединяются, чтобы создать стратегию, разрушающую семью, то и люди доброй воли должны объединиться, для того чтобы семью спасать. Собственно говоря, такой призыв и был обращен к миру со страниц этой декларации.

Губенко Н.Н., заместитель председателя Московской городской Думы: Ваше Святейшество, честно говоря, после Вашего выступления мне захотелось стать Вашим дворником, чтобы вечерком, прогуливаясь по Вашей территории, задать Вам несколько вопросов. Но поскольку это мне не светит, задам один-единственный. Русская Православная Церковь сегодня активна в публичном пространстве, но, тем не менее, декларирует свое неучастие в политической жизни. Удается ли Церкви проводить четкую грань между общественной и политической деятельностью? И возможно ли, на Ваш взгляд, вообще четко разграничить понятия общественной и политической деятельности Церкви? Спасибо.

Я хотел бы, во-первых, сказать, что когда-то мы с Вами встречались и общались, Николай Николаевич. Но, может быть, когда-нибудь мы еще побеседуем и поговорим.

Что же касается общественного и политического измерений… Есть, конечно, формальный признак, присущий политической деятельности. Главным вопросом политики является вопрос о власти. Политическая деятельность всегда связана с решением этого вопроса, то есть со стремлением той или иной группы людей, объединившихся в партию, в движение, добиваться властных полномочий. А если вы снимаете вопрос о власти, то такую деятельность, строго говоря, политической назвать нельзя, - это деятельность общественная.

Но ведь и общественная деятельность не связана с сугубо стерильными вопросами, которые по природе своей не имеют отношения к вопросу о власти. Вот тема ЖКХ - разве она не имеет отношения к вопросу власти? Очень даже имеет. Взбудоражьте народ и посмотрите, что с властью произойдет. Однако к этой теме могут быть два подхода, и тот, который я пытался сегодня продемонстрировать, не связан с выборами. Я не хочу критиковать власть - ни городскую, ни какую-либо другую. Я просто хочу подсказать всем - и тем, кто во власти, и тем, кто в оппозиции, и тем, кто как бы аполитичен, - что эта тема опасна, в том числе для духовной жизни нашего народа, для его самочувствия. В таких границах это, конечно, общественное заявление. Но как только в такую речь вносятся конкретные предложения, касающиеся того, как москвичам нужно голосовать, вы можете сказать: «Ваше Святейшество, до этого момента Вы были общественным деятелем, а сейчас уж очевидно стали политиком».

Так вот, Церковь категорически не должна входить в эту тему - категорически! И тогда Церковь может со всеми вами говорить честно, открыто, потому что вы все - братья и сестры, и никакое деление по политическим факторам для Церкви не является существенным. Любой может подойти к храму, перекреститься, войти и почувствовать себя дома - вне зависимости, к какой партии он принадлежит, будь то «Единая Россия», коммунисты, ЛДПР, «Справедливая Россия» или кто-нибудь еще. Для каждого храм должен быть собственным домом, а чтобы было так, Церковь не может на своих знаменах писать политические лозунги и призывать к конкретным политическим действиям.

Вот так мы пытаемся действовать. Не знаю, как со стороны все это воспринимается.

Молев А.И., депутат МГД: Добрый день. Спасибо большое, Ваше Святейшество, за Ваше послание. Надо сказать, что редко в стенах Думы мы слышим такую эмоциональную, насыщенную, настолько искреннюю и красивую русскую речь. Спасибо Вам большое за это. А от лица депутатского объединения, если позволите, хотел обратиться к той части послания, где Вы затронули проблему дихотомии, как Вы выразились, традиций и новаций, и очень много приводили примеров из отечественной истории XX века. И вопрос будет конкретно связан с проблематикой разделения, дихотомии и столь популярной ныне темы десоветизации. Многие призывают к тому, чтобы забыть историю XX века или отказаться от нее в той или иной степени. Хотелось бы услышать более конкретно Вашу позицию. И, если можно, вторя Вашей же идее про десоветизацию, узнать, насколько вообще может история и, в частности, история XX века быть не поводом для разделения, а основанием для объединения людей. Спасибо.

Глубоко убежден в том, что история не должна сегодня разделять российское общество. Понимаю, что многим этот тезис трудно воспринять. Теоретически да, но как только мы начинаем листать страницы истории, мы сразу расходимся. Дело в том, что историю не нужно идеализировать. В каждый момент истории были святые и грешники, великие государственные деятели, которые работали на благо страны, и преступники. Больше того, бывало, и нередко, что великий государственный деятель, который, несомненно, многое сделал для Отечества - расширил границы, укрепил его положение, содействовал развитию экономики, - одновременно в своей жизни допускал совершенно преступные, особенно с точки зрения нас, людей XXI века, способы управления государством. Вот так все перемешано.

Значит, есть два пути, как разбираться с этим сложнейшим культурным слоем. Все зависит от того, какое вы сито поставите, процеживая этот культурный слой, какой будет ячейка. Если вы будете убирать всех тех, в чьих действиях были этические изъяны, то останется такая просеянная часть этого культурного слоя, которую вообще никак нельзя соотнести с национальной историей. Больше того, если вы возьмете эту просеянную часть и станете ее просеивать через другое сито, где критериями будут польза для государства, защита Отечества, самопожертвование, величайшие открытия, - то от этой кучки тоже ничего не останется.

Так вот, если мы будем использовать эти разные сита, то от нашей истории ничего не останется. А кому надо, чтобы от нашей истории ничего не осталось? Тем самым, кому вообще не нужно, чтобы мы что-то помнили. Ведь была же попытка сказать, что все началось с 1917 года. Некоторые сейчас говорят: только с 1992 года, а до этого вообще была страна-неудачник: цари непонятные, ни одного хорошего среди них не было, генсеки какие-то, но вот наступил некий год в конце XX века и все, началась новая Россия. Есть такой подход? Есть. Правильный ли он? В корне неправильный, как был в советское время в корне неправильный подход начинать все с революции. Что-то, конечно, было и до того: темнота, классовая борьба, восстания рабов, помещики, капиталисты, с какого-то времени стали упоминаться Чайковский и даже Суворов, но в общем, все это хлам, и только с приходом новой власти все стало хорошо. Если мы будем так относиться к прошлому, то у нас не будет истории, не будет народа, не говоря уж о национальной идее.

Самый важный критерий: государственного деятеля мы должны оценивать по практическим результатам его государственной деятельности. <…> Если не нравится кому-то, что Иван Грозный создал опричнину, надо прямо об этом говорить и в учебнике написать. Но из-за того, что Иван Грозный создал опричнину, нельзя вычеркнуть его как великого государя, который укрепил Россию, как ни один царь не укреплял. Почему нельзя говорить и об одном, и о другом? Почему нельзя так говорить о деятелях послереволюционного времени - оценивать и государственную деятельность, и человеческие качества? Но у нас, как только начинаем обсуждать известных персонажей, сталкиваются два лагеря, и никакого диалога не получается. Одни говорят: «Все хорошо, потому что были величайшие достижения в области государственного строительства». Другие говорят: «Ничего хорошего не было, потому что такой-то столько убивал, столько сделал нехорошего…» Полагаю, нужно стремиться к объективному взгляду на историю. Самое главное: всегда, в любую эпоху, были люди, которые делали много доброго для нашей страны. И этот положительный образ исторического героя должен присутствовать в нашем национальном сознании.

Я в свое время выдвинул некие идеи, которые могли бы объединить наше Отечество. Есть такое понятие, как державность. Оно к нам пришло, конечно, со времен Российской империи и даже средневековой России, что было связано с созданием великого государства, с расширением его границ. Но державности, если это единственная ценность, недостаточно, потому что, несомненно, в основу державности были положены величайшие нравственные идеалы. А в средневековой России главным нравственным идеалом была святость. И Святой Русью страну нашу называли не потому, что она была эмпирически свята, а потому что ее идеалом была святость. Если взять эти две ценности - святость и державность, - то они уже могут рассматриваться как некие конструкции, создающие национальную идею.

Страна пережила революционное время - тяжелое, кровавое; и последствия были страшные. Но какая идея была положена при этом в основу? Идея справедливости. Мы знаем, были разные факторы, в том числе внешние, и сейчас историки об этом много говорят. Можно и об этом говорить, но что было хорошего? А хорошим было то, что люди стремились к справедливости. Так почему бы к святости и державности не добавить справедливость?

Советское время - опять-таки много тяжелого, трудного. Но ведь были огромные свершения, связанные с идеей солидарности. Можем ли мы к святости, державности, справедливости добавить солидарность? Можем.

Ну и, наконец, 90-е годы. Что, тоже только все плохое? Но ведь мы себя иначе стали чувствовать. Возникло чувство человеческого достоинства. И почему слово «достоинство», которое, может быть, было лучшим из всего, к чему люди стремились в 90-е годы, не поставить в ряд со святостью, державностью, справедливостью, солидарностью?

Есть понятия, которые нас объединят. История должна всех нас объединять. Не под одну гребенку стричь, а оставлять свободу для различного понимания тех или иных этапов истории. Однако нужно раз и навсегда прекратить ссориться, используя исторические аргументы. На этой ссоре мы далеко не уедем.

Шибаев А.В., руководитель фракции «Родина». Ваше Святейшество, как Вы оцениваете реализацию программы по строительству новых храмов в Москве? Время от времени в связи с возведением храмов возникают конфликтные ситуации. Какими Вы видите пути их решения?

По милости Божией 22 храма уже построено, и там уже проходят богослужения. Я освятил уже третий храм, и практически каждое воскресенье буду освящать новые. Завершается строительство 34-х храмов, так что где-то четверть мы за эти пять лет, наверное, построим.

Вначале программа шла тяжело. Была идея: «Давайте попросим богатых людей, и пусть они нам построят эти храмы». Кто-то из богатых действительно откликнулся, но потом стало ясно, что это совершенно не та методика. Поэтому мы стали строить временные храмы на участках, которые нам выделили. А как только построен временный храм, сразу объединяются люди, развивается христианская община, и поддержка строительства появляется на местном уровне. То есть приходят люди, спрашивают: «А вам, может быть, помочь?» - «Да, помочь. Вот фундамент нужно залить». - «Ну, давайте зальем фундамент». Стали собирать средства, и очень споро пошло строительство, когда перестали ожидать помощи какого-то доброго дяди, который принесет деньги и построит.

Сам факт строительства просто изменил жизнь людей. Вчера я освящал храм Всемилостивого Спаса в Митино, где живет 200 тысяч человек. По стандартам там должно быть 20 храмов, чтобы более или менее могла вестись пастырская работа с населением. У нас в среднем по России один храм на 9-10 тысяч человек. В Митино было два храма, то есть на каждый храм - 100 тысяч. Другими словами, абсолютно обезбоженное пространство.

Построили новый храм. И, как рассказывает священник, пока строили, люди стали приходить, спрашивать, интересоваться. Сейчас это живой приход. Есть своя молодежная организация, своя социальная служба, своя воскресная школа, свои различные кружки. Молодежь потянулась. И вот я смотрел на этот храм, окруженный современными высотными панельными домами и думал: «Это же как оазис в пустыне, а не было бы этого храма, каждый бы жил в своей квартирке. Это же место встречи, место объединения - какая замечательная идея!»

Теперь о протестах. Протесты бывают разного характера. Иногда люди говорят: «Мы за храм, но здесь мы привыкли отдыхать, гулять». Мы всегда отвечаем: «Ну ладно, давайте подыщем другое место».

Но иногда бывают странные аргументы. «Мы против храма, потому что в почтовом ящике была бумажка, а в ней написано: если построят храм, то в пять часов утра здесь будет колокольный звон, будут штабелями возить покойников и вся ваша жизнь станет совсем другой». Что это такое? Это организованная работа, чтобы настроить людей против. Иногда к этой работе подключаются политические партии. Вот это мы очень не приветствуем. Уж, вы, товарищи, постарайтесь пиар делать на чем-то другом, а не на борьбе с храмами, особенно когда в этом участвуют коммунисты. Очень же просто выдвинуть такое обвинение: тогда вы храмы закрывали, а сейчас вы против строительства. Я вам открыто говорю, товарищи коммунисты: не надо этого делать, потому что многие православные к вам хорошо относятся, а если вы будете бороться с храмами, то все будут воспринимать вас как наследников той самой антирелигиозной пропаганды.

Или вот «Яблоко», есть у нас такая организация, - тоже против храмов. Эти уже с либеральной точки зрения: «А какие храмы, когда мы в Европу идем, нам нужды однополые браки, а тут количество храмов будет увеличиваться. Нет, не пойдет». Политическая составляющая не декларируется, но сам факт участия этих политических сил, конечно, создает напряжение.

На мой взгляд, это неправильно. Политические партии не должны зарабатывать очки на теме, связанной со строительством храмов. Это просто неправильно, тактически это большая ошибка. Пользуясь этой трибуной, хотел бы сказать. Помните, была в «Литературной газете» рубрика «Если бы я был директором»? Так вот, если бы я был во главе партии, я бы сказал: «Боже упаси в это вмешиваться. Пускай народ сам решает. У нас есть свои аргументы «за» и «против», так зачем мы будем восстанавливать людей против нас, возбуждая еще и нехорошие исторические ассоциации?»

Но это, к сожалению, имеет место, и я бы очень просил представителей этих двух партий в Московской Думе обратить внимание на данный вопрос. Нам бы очень не хотелось, выступая против храмоборцев, связывать эту тему с деятельностью той или иной политической партии.

Есть и еще один фактор. К сожалению, в Москве действуют сектантские группы, и мы получаем информацию о том, что нередко источником такого рода настроений являются хорошо организованные группы сектантов, которые в этом качестве себя не позиционируют, но входят в соприкосновение с политическими партиями и возбуждают их активность. У нас есть даже карта, на которой видно: количество сектантских организаций и количество конфликтных мест вокруг строительства храмов на 100 % совпадают. Неслучайно все это.

Поэтому отношение такое: там, где есть некая стратегия, направленная против строительства храмов, мы с этим мы будем бороться - честно, обращаясь к нашему народу, так же честно, как я с вами сейчас разговариваю. Там, где есть желание людей действительно сохранить место, где они привыкли гулять и отдыхать, мы, конечно, будем идти навстречу. Зачем строить храм там, где люди хотели бы что-то другое? И очень важно, чтобы такие аргументы не приводили к протестным движениям.

В одном месте было принято решение строить храм. Это была заброшенная площадка, но кое-кто ставил там свои автомобили. И вот мне докладывают: возникло движение против строительства храма. Я спрашиваю: «А кто возглавляет?» - «Одна женщина, у нее «Порше Кайен», она его там ставит, и сказала: умру, но не дам попам построить храм на том месте, где я паркую свою машину».

Так что протесты неоднородны, и я вас заверяю в том, что мы будем с полным пониманием относиться к законным просьбам и предложениям москвичей. Так мы и делаем в большом количестве случаев: встречаемся, беседуем, принимаем иные решения, и власти идут навстречу, предоставляя другой участок. А вот там, где знамена развеваются, там дело нечистое, поэтому прошу вас иметь это в виду.

А.В. Шапошников, председатель Московской городской Думы: Спасибо. Ваше Святейшество, Вы в своей работе очень много внимания уделяете молодежи, и в своем выступлении затронули эти вопросы. Сегодня у нас присутствуют также представители Молодежной палаты при Московской городской Думе. И, если Вы не возражаете, мы хотели предоставить возможность задать вопросы заместителю председателя Молодежной палаты Летниковой Марии.

М. Летникова, заместитель председателя Молодежной палаты при Московской городской Думе: Ваше Святейшество, Вы так чудесно сказали, спасибо Вам большое, что любовь - это когда наши сердца открываются друг другу. Вот мы, молодые люди, все время торопимся куда-то - учиться, работать и все успеть. Как нам в этой суете жизни не пропустить, как нам понять и почувствовать то, что мы друг друга любим? Подскажите нам, пожалуйста.

Вот Вы задали самый трудный вопрос. Вы знаете, есть определенные тесты. Я уже однажды об этом рассказал, рискну еще раз напомнить эту историю.

В Церкви есть такой обычай, когда семинаристы, учащиеся духовных школ приходят к архиерею для получения благословения на брак. И архиерей, наверное, в 99 % случаев благословляет. В моей жизни было всего три или четыре случая, когда я не благословил. Забегая вперед, скажу: все, кого я не благословил, благодарны мне за то, что у них иначе сложилась жизнь.

Но был один очень драматический случай. Приходит семинарист с девочкой, и говорят: «Мы друг друга так полюбили, что жить друг без друга не можем». Горящие глаза, смотрят не на меня, а друг на друга, все это наполнено колоссальной энергией… Я смотрю на этого мальчика, и возникает какое-то внутреннее чувство, что надо бы ему подождать. И приходит мне в голову спросить его о чем-то - больше никогда в жизни я не буду так строить свою беседу, это был очень суровый разговор. Я знал, что он на мотоцикле ездит, и говорю: «Знаешь, я хотел бы спросить. Вы, конечно, любите друг друга». - «Любим безумно». - «Я хотел бы представить такую картину. Вы со своей избранницей едете на мотоцикле, попадаете в аварию, и она до свадьбы становится инвалидом на всю жизнь. Ты на ней женишься?» Мне важно было не то, что он скажет, - мне важно было почувствовать его реакцию. Он ответил: «Да, конечно». Но я понял, что это совсем не так, что он представил себе эту ситуацию и понял, что не сможет жить с ней. Я говорю: «Хорошо. Вот вам год, через год я вас сам повенчаю». Через год они ко мне не пришли, и никакой аварии не произошло…

Когда у людей такой возраст, что все предстает в розовом свете, когда человек вообще ни о чем не думает, как только о своей любви, тогда, может быть, и следует ставить себе такие вопросы. Может быть, не столь радикальные, но помнить, что любовь - это всегда жертва. Если человек не жертвует собой ради другого, то это не любовь. Это можно назвать как угодно - увлечение, привязанность… Но способность человека жертвовать собой ради другого - это единственный критерий, применяя который, вы точно поймете, что у вас в душе и что у другого человека в душе.

Если люди готовы на все, то это очень счастливые люди. И когда они проходят через скорби, и когда они остаются вместе, они являют замечательный пример для окружающих. Я в своей жизни видел такие примеры - без слез смотреть нельзя, когда пожилые, совершенно старенькие люди, он и она, идут, поддерживая друг друга. Думаешь: «Господи, насколько они в этот момент счастливей, может быть, тех молодых, которые на улице целуются!» Они всю жизнь так прожили, они одно целое, они страшно боятся, чтобы кто-то из них поскользнулся, чтобы разрушилось то, чем они жили. И в этом смысле счастливый брак - это не тот, что обусловлен физиологическими обстоятельствами или еще какими-то факторами, а это брак, когда два человека чувствуют себя одним целым.

Я глубоко убежден в том, что если такой идеал совместной жизни станет идеалом жизни нашего народа, то мы станем другим народом. Мы будем лучше, мы решим множество проблем, которые перед нами сегодня стоят, в том числе в области экономики, политики и всего остального. Потому что все начинается с человеческого сердца и с человеческого разума.

А.В. Шапошников, председатель Московской городской Думы: Ваше Святейшество, большое спасибо за то, что Вы нашли возможность посетить Московскую городскую Думу. Уверен, что наше сегодняшнее общение даст новый импульс развитию отношений Русской Православной Церкви и Московской городской Думы, и позвольте от лица депутатов вручить подарок от Московской городской Думы.

Спасибо большое. Благодарю Вас, Алексей Валерьевич. Ну, а я бы хотел вручить этот образ Христа Спасителя. Он выполнен современными мастерами, но очень высокого уровня. Мы возродили в полной мере искусство иконописания в нашей Церкви. Пусть этот образ присутствует в городской Думе. Всем вам помощи Божией и мира душевного, успехов в ваших трудах, чтобы Господь хранил вас от всякого зла. Помогай вам Бог.

Loading...Loading...