История возникновения слова. Аутодафе - что это такое? Морфологический разбор глагола

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова аутодафе

аутодафе в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

аутодафе

ср. несклон. испанск. (в переводе: подвиг веры) казнь за преступление против веры, казнь еретика; обычно разумеют костер, сожжение.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

аутодафе

и автодафе, нескл., ср. (португальск. auto da fe - дело веры). В средневековой Испании - публичное, торжественное Сожжение еретиков или еретических сочинений по приговору инквизиции.

Сожжение чего-н. (книжн. шутл.). Всю переписку он подверг аутодафе.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

аутодафе

[фэ], нескл., ср. В средние века; публичное сожжение еретиков еретических сочинений по приговорам инквизиции.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

аутодафе

ср. нескл. Оглашение и приведение приговора инквизиции в исполнение: обычно публичное сожжение еретиков и еретических книг на кострах (в средние века).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

аутодафе

АУТОДАФЕ (исп. и португ. auto de fe, букв. - акт веры) торжественное оглашение приговора инквизиции в Испании, Португалии, а также само исполнение приговора (главным образом публичное сожжение). Первое аутодафе относится к 13 в., последнее состоялось в 1826 в Валенсии.

Большой юридический словарь

аутодафе

(исп. и португ. auto de fe, буквально - акт веры) - торжественное оглашение приговора суда инквизиции в Испании, Португалии, а также само исполнение приговора (обычно публичное сожжение осужденных). Первое А. относится к Х111 в., последнее состоялось в 1826 г. в Валенсии.

Аутодафе

ауто де фе (исп. и португ. auto de fe ≈ акт веры), буквально ≈ торжественное оглашение приговора инквизиции в Испании, Португалии и их колониях; в общераспространённом употреблении ≈ и само приведение приговора в действие, главным образом публичное сожжение осуждённых на костре. А. появилось с началом инквизиции (13 в.), распространение получило с конца 15 в., приобретя характер массового театрализованного ритуального действа. Устраивались А. на главной площади города при огромном скоплении народа, в присутствии духовной и светской знати, иногда самого короля с семьей. Осуждённых выводили в «позорной» одежде, босыми. Последнее А. состоялось в 1826 в Валенсии. В Испании в 1481≈1808 было сожжено около 35 тыс. чел.

Лит. см. при ст. Инквизиция.

Википедия

Аутодафе

Аутодафе́ - в Средние века в Испании и Португалии - торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осужденных еретиков и чтение их приговоров.

Примеры употребления слова аутодафе в литературе.

Лиценциат Антонио де Вилъена, уроженец Альбасете, священник и очень уважаемый при дворе проповедник, появился на аутодафе в рубашке, без шляпы на голове, со свечою в руке.

Среди других севильских жертв следует отметить дона Хуана Понсе де Леона, младшего сына дона Родриго, графа Байлена, двоюродного брата герцога Аркоса, родственника герцогини Бехар, многих грандов Испании и других титулованных лиц, которые присутствовали на его аутодафе .

На протяжении пяти или шести лет едва справляли одно публичное аутодафе , да и на нем появлялись только богохульники, двоеженцы и мнимые чародеи.

Франсиско Гильен, купец, еврей по происхождению, появился на аутодафе с несколькими осужденными на передачу в руки светской власти в силу окончательного приговора, утвержденного верховным советом.

Итак, он предлагает спасительное, прогрессивное, избавительное аутодафе , а так как Иоахим Ферзенгельд - это пророк, последовательный во всем до конца, то в своем заключительном слове он предписывает: в первую очередь разорвать и сжечь его собственное пророчество!

Хуан де Сотомайор, из города Мурсии, еврей по происхождению, появился на аутодафе как кающийся с дроковой веревкой на шее и с кляпом во рту.

После сожжения находившихся в Лондоне книг Бомарше со своим контрагентом отправился для верности в Голландию, чтобы самому присутствовать на заключительном аутодафе .

Таким образом, не говоря о казнях, происшедших в Америке, Сицилии и Сардинии, в это царствование насчитывается 782 аутодафе в трибуналах Мадрида, Барселоны, Канарских островов, Кордовы, Куэнсы, Гранады, Хаэна, Льерены, Логроньо, Майорки, Мурсии, Сант-Яго, Севильи, Толедо, Валенсии, Вальядолида и Сарагосы.

Процессы трибунала Логроньо, читанные на разных малых аутодафе с 20 октября по 22 ноября 1743 года, подали повод к появлению нескольких рукописных реляций, которые циркулируют в Испании и возлагают на меня как на историка обязанность беспристрастно напомнить факты.

Если сделанный мною подсчет покажется преувеличенным, пусть составят новый по числу жертв, отмеченному на некоторых аутодафе толедской инквизиции за 1485, 1486, 1487, 1488, 1490, 1492 и 1494 годы.

Томас Перес де Руэда, арагонский дворянин, один из самых искренних друзей Антонио, был релаксирован на общем аутодафе 20 октября 1592 года.

Этим выражением имеют обыкновение обозначать извлечение из процесса инквизиции, читаемое секретарем перед аутодафе каждый раз, когда на основании окончательного судебного решения виновный должен выслушать свой обоснованный приговор.

Росельи приказал их судить и справил аутодафе , где эти еретики были примирены с Церковью.

Брат Бернардо Эрменголо, инквизитор Валенсии, устроил в 1360 году аутодафе в этом городе.

После того как эти священнослужители проводили с осужденным два или три дня, по всей стране объявлялось об аутодафе , которое справлялось посреди городской площади, на таком же эшафоте, о каком я уже говорил.

Ауто-да-фе - португальская форма испанского auto de f é (по-французски act de foi , от латинского actus fidei ) - торжественное объявление и вслед за тем приведение в исполнение приговора осуждённым, вынесенного судом инквизиции . Обычно, однако, так называют лишь приведение приговора в исполнение. Это же выражение применяется ошибочно, а, может быть, метафорически, и к сожжению книг (Талмуда и пр.) в раннее средневековье. В привычном понимании аутодафе - это многочисленные публичные казни на костре евреев, отказавщихся принять христианство.

Оглашение приговора

Торжественное объявление приговора происходило обыкновенно в церкви в первое воскресенье Рождественского поста, так как в этот день читается Евангелие (Лука XXI) о страшном суде. Некоторые христианские авторитеты придерживались мнения, что такие приговоры не должны читаться публично, так как многие из них связаны со смертной казнью.

Обыкновенно на городской площади устраивалась по возможности обширная эстрада, чтобы множество народа могло видеть церемонию, «ибо это зрелище наполняет зрителей ужасом и представляет потрясающую картину Страшного суда. Такой ужас и такие чувства должны быть внушаемы: они приносят величайшую пользу» (Nicolas Eymeric, Manuel des inquisiteurs, с. 143 ).

За некоторое время до аутодафе о нём официально объявлялось перед общественными зданиями и в городских садах. Объявление об аутодафе в Мадриде в 1680 году гласило: «Жители города Мадрида сим извещаются, что св. суд инквизиции города и королевства Толедского торжественно совершит общее аутодафе в воскресенье, 30 июня с. г. и что все те, кто так или иначе примет участие в совершении или будет присутствовать на указанном аутодафе, воспользуются всеми духовными милостями, какими располагает римский первосвященник».

Были разного рода аутодафе: 1) Auto publico general (общее публичное аутодафе), совершавшееся с большой помпой в присутствии всех магистратов города, часто по случаю дня рождения или бракосочетания какого-нибудь принца; 2) Auto particular - частное аутодафе, на котором присутствовали только инквизиторы и уголовные судьи; 3) Autillo (малое аутодафе) - в пределах дворца инквизиции и в присутствии судей и нескольких приглашённых гостей; 3) Auto singular, назначавшееся для одного преступника.

После долгих месяцев или даже лет заключения в подземных темницах инквизиции осуждённых выводили из тюрьмы ночью накануне аутодафе и приводили в особое место, где их приготовляли к церемонии.

На них надевали специальный костюм из материи в чёрную и белую полоску, состоявший из рубахи с рукавами и штанов, доходивших до пят. Кроме того, набрасывался наплечник, sanbenito , обыкновенно, для обвинённых в каком-нибудь преступлении против церкви, из жёлтой бумажной ткани с красными андреевскими крестами на груди и на спине. Уличённым, но упорствовавшим в отрицании своей вины и вторично уличённым полагался серый наплечник, samara , с изображением на нём спереди и сзади самого осуждённого над пылающими факелами, окружённого дьяволами; часто отмечалось также имя осуждённого и его преступление. У добровольно признавших вину огни изображались опрокинутыми. На обвинённых в колдовстве надевался бумажный колпак, carochas , в виде сахарной головы, на котором были изображены дьяволы и огненные языки. Ноги преступника были обнажены, а в руке он держал жёлтую восковую свечу.

Впереди торжественной процессии несли хоругвь инквизиции с надписью Justitia et misericordia ; за преступником следовали инквизиторы и другие сановники. Один или двое горожан назначались при каждом обвинённом в качестве крёстных отцов: они наблюдали за тем, чтобы преступники вернулись невредимыми в тюрьму. В процессии несли также останки тех, кто умер до произнесения приговора над ними, ибо, говорит Bernardus Comensis (Lucerna Inquisitor, стр. 52 ), «мёртвые еретики могут быть преданы анафеме и могут быть осуждены после смерти… и это до сорока лет». В процессии носили также изображения тех, кто был осуждён заочно.

Всё это делалось потому, что инквизиция, осудив еретика, имела право конфисковать его имущество. Так, Бернард Гюи прямо говорит в своих Practica inqisitionis , что «ересь должно преследовать не только между живыми, но также среди мёртвых, особенно, когда необходимо воспрепятствовать заражение ересью наследников, вследствие верований тех, кому они наследуют» (Molinier, L ’ Inquisition dans le midi de la France, стр. 358 ).

В церкви делались для церемонии установленные приготовления. В большом алтаре, задрапированном чёрным сукном, ставили два кресла, одно для великого инквизитора, другое для короля или какого-нибудь высокопоставленного лица, и водружалось распятие: те, к кому был обращён лик распятия, должны были быть пощажены, находившиеся же позади распятия были обречены на смерть. Светские власти приносили торжественную присягу, что будут оказывать инквизиции всяческую помощь и исполнять все её приказания. Затем произносилась длинная проповедь, обращённая к тем, кто упорно отрицал свою вину; она имела также целью вызвать в зрителях рвение к католическому вероисповеданию. Поэтому аутодафе носило иногда название sermo publicus (публичная проповедь) или sermo general de fide (общая проповедь веры, см. Molinier, ib., стр. 8 ).

Примером такого увещевания может служить проповедь Дон Диего Аннунциазаро Юстиниана, архиепископа Краганоры (переведена Моисеем Мокаттой, изд. в Филадельфии в 1860 году; библиографию подобных проповедей аутодафе в Португалии см. Da-Silva, Diccionario bibliographico portuguez, Лиссабон 1858 ).

Преимущество отдавалось тем, кто готов был отречься от ереси. Их помещали у стола, на котором лежало несколько открытых молитвенников. Два клирика читали отчёт о суде и соответствующем наказании, что часто занимало целый день. Во время чтения отчёта преступники находились на середине галереи. Та же церемония происходила, когда аутодафе совершалось в публичном саду. Здесь устраивался обширный амфитеатр с необходимыми принадлежностями и временными темницами под платформой.

Виды наказаний

Были четыре церемонии наказаний, определявшихся инквизицией: 1) вызов в суд инквизиции; 2) совершение благочестивых дел; 3) публичные паломничества, бичевания и ношение тяжёлых крестов и 4) конфискация имущества, вечное заключение и смерть. Тех, кого суд признал виновными, отводили обратно в тюрьму в очень торжественной обстановке.

Еретик, раскаявшийся и снова согрешивший, еретик, не раскаявшийся и не согрешивший вновь, еретик, не раскаявшийся и снова согрешивший, еретик, не признавший себя виновным и еретик, заочно обвинённый - все предавались в руки светской власти, так как инквизиция отказывалась приводить в исполнение смертные приговоры на основании принципа «церковь не хочет крови» (ecclesia non sitit sanguinem ).

Различные смертные приговоры оканчивались формулой: «По этим причинам мы объявляем вас вновь согрешившим, извергаем вас из лона церкви, передаём вас светскому правосудию, настойчиво, однако, умоляя его умерить свой приговор, так, чтобы не было по отношению к вам пролития крови или опасности смерти».

Беллярмин прямо говорит «То, что еретики заслуживают наказания, ясно или, по крайней мере, указано во Второзаконии (13, 6 и сл.)» .

Богословы придерживались различного мнения по вопросу, мечом или огнём должны быть преданы смерти осуждённые (ср. Julien Havet, L’hérésie et les bras sèculier au moyen age, 1881 ). Казнь огнём предпочиталась, как более согласная со сказанным у Иоанна XIV, 6: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и оне сгорают».

Симаноас и Рохас (Roias ) также придерживались мнения, что еретики должны быть сжигаемы заживо. Следовало только затыкать еретикам рты, чтобы они не поносили зрителей.

По-видимому, раскаявшийся сначала подвергался удавлению, а затем сжигался, нераскаявшегося же бросали в огонь живьём.

Было установлено, что светская власть не должна надолго откладывать исполнение приговоров инквизиции. Иннокентий IV в своей булле Ad extirpanda («Для искоренения») устанавливает максимальный срок в пять дней. В Испании было в обычае приводить в исполнение приговоры немедленно, вслед за объявлением их, причём это приурочивалось к какому-либо празднику, когда население было свободно от занятий.

Исполнение приговора

Той же торжественностью, с которой совершалось публичное чтение приговора, сопровождалось и приведение его в исполнение. Блестящая процессия отправлялась от темниц инквизиции к quemadero - площади с сооружёнными на ней подмостками. Присутствовали сановники церкви и государства (на аутодафе 30 июня 1680 года в Мадриде, которое устроил Карл II в честь своей молодой жены, король сам зажёг первый факел, воспламенивший костры).

Всю ночь, предшествующую аутодафе, беспрерывно заседала комиссия, готовая выслушать отречение преступников. Узников, которых эскортировали солдаты в сопровождении духовников, убеждавших их воспользоваться последней возможностью примирения с церковью, привозили на ослах.

Составлялся полный отчёт (Relacion - в Испании, Rela ç ao - в Португалии ) об аутодафе. Часто его печатали, чтобы увеличить усердие верующих и внести порядок в процесс духовного суда (E. N. Adler, Jew. Quart. Review, XIII, 395 ); отчёты посылались центральному суду инквизиции, а также и другим судам.

Инквизиция и евреи

Первое аутодафе еврея, насколько известно, состоялось в Труа (департамент Об) в субботу 24 апреля 1288 года. Об этом событии говорится в Слихот р. Яакова бен Йеуды, р. Меира бен Элия и р. Шломо Симхи, а также в старом провансальском стихотворном рассказе, автором которого является тот же р. Яаков бен Йеуда. Эта казнь вызвала энергичный протест со стороны Филиппа Красивого (17 мая 1288 года), который усмотрел в действиях святой инквизиции нарушение собственных прав (ср. A. Darmstetter в Romania, III, 443 и сл.; idem, Revue des ét. Juives, II, 199; Salfeld, Martyrologium des Nürnberger Memorbuches, стр. 162 ).

Сохранилось, однако, мало документальных свидетельств инквизиции о евреях вне пределов Пиренейского полуострова. Большая часть сведений относится к Испании и Португалии и их колониям (см. ниже). Однако, несомненно, что число евреев, потерпевших от инквизиции в Италии, было велико. В одной лишь Венеции предстали пред святейшим судом по обвинению в «иудаизме» в течение 16-го века 43 человека, а в 17-м веке - 34 человека. Много евреев могло находиться также среди обвинённых в «магометанстве».

Инквизиция произвела величайшие опустошения в Испании и Португалии, на Балеарских островах, в испанской Америке (Мексика, Бразилия, Перу), в Гваделупе и в Гоа (в Индии).

В Испании аутодафе началось с того времени, когда Сикст IV (1480) издал буллу, разрешавшую католическим королям назначать инквизиторов над всеми еретиками, а в Португалии - с издания в 1531 году буллы Климента VII Cum et nihil magis , официально учреждавшей инквизицию в Португалии (Herculano, Estab. da inquisi ç ao, I, 255 ).

В Венеции инквизиция была уничтожена в 1794 году; в Гоа - в 1812 году. Последнее аутодафе в Португалии состоялось в Лиссабоне 19 октября 1739 года, но в короткий период реакции совершено было (1 августа 1826 года) в Валенсии сожжение еврея (Rev. é t. juiv., V, 155 ). Инквизиция была окончательно уничтожена в Испании 15 июля 1834 года. В Перу она была упразднена 9 марта 1820 года, немедленно после отпадения Перу от Испании.

В Германии следует упомянуть об аутодафе в Бреславле (был сожжён 41 еврей) 4 июля и в Швейднитце (17 жертв) 17 августа 1453 года (см. Г. Кон, Вестник русского еврейства, 1871, №№ 20-22, Brann., Gesch. D. Juden in Schlesien, Бреславль 1907, IV, 133 ).

Невозможно точно определить число евреев, нашедших смерть в массе аутодафе в Испании и Португалии. Они обыкновенно обвинялись в «иудаизме» - такое обвинение могла предъявляться морискам [крещеным мусульманам] и даже христианам, заподозренным в ереси, особенно же марранам и неохристианам. Из опубликованных документов и из списков, ныне ставших доступными, видно, что погибли многие тысячи евреев (Rev. é t. juiv., XXXVII, 269 ).

Согласно свидетельству Ллоренте, через инквизицию в Испании прошло 341021 дело и более 30000 еретиков было сожжено (см. также Kohut, Proceedings Am. Jew. Hist. Soc., IV, 109 ). Согласно другому авторитету, в течение 250 лет существования инквизиции в Америке было совершено 129 аутодафе.

(По новейшим исследованиям аутодафе в Америке началось уже с 1536 года; см. Америка, Евр. Энц., II, 189. Автор, К. Форнберг, пользовался последним трудом известного историка инквизиции H. C. Lea, Inquisition in Spanish dependencies, Нью-Йорк 1908 ).

Из собранных Адлером подробностей могут быть приведены следующие числа евреев, осуждённых, но, как известно, не всегда на смерть (о некоторых аутодафе, в особенности о тех, которые состоялись в 16-м веке, неизвестны подробности): 15-й век (с 1481 года) - 3381; 16-й век, число roes - 868; 17-й век - 821; всего - 6448. Это все те аутодафе, об именах и участи жертв которых сохранились достоверные сведения в 115 relaciones , из числа 464 аутодафе, устроенных в период 1481-1826.

Следующий список аутодафе, в которых, как положительно известно, пострадали евреи, составил E. N. Adler (Jew. Quart. Rev., XIII, 392 ). Список дополнили автор статьи (ib., XIV, 80 ), Кайзерлинг (ib., 136 ) и М. В. (по статье Адлера, America Autos, ibid., XVII, 69 ).

Источники указаны в упомянутых статьях (когда будут обнародованы тысячи томов отчётов инквизиции, хранящихся в архивах Мадрида, Севильи, Саламанки, Лиссабона и пр., число это, несомненно, увеличится).

1485 и 1486, 7 различных, Гваделупа

1490, Валенсия

1506, Пальма (Майорка)

1507, Лас Пальмас

1509, Пальма

1510, Пальма

1511, Пальма

1541, Эвора

1543, Опорто

1574, Мехико

1577, Толедо

1578, Толедо

1592, Мехико

1598, Толедо

(Cartagena de las Indias)

1639, Рио де ла Плата

1645, Мехико

1647, Мехико

1652, Лиссабон

1666, Толедо

1669, Кордова

1669, Толедо (?)

1673, Коимбра

1683, Лиссабон

1684, Гренада

1689, Гренада

1700, Севилья

1781, Севилья

От слова «аутодафе» веет Средневековьем, в воображении возникают ассоциации со злыми ведьмами (по сути, несчастными оклеветанными женщинами) и суровыми инквизиторами типа Торквемады. Вспоминается трактат по демонологии «Молот ведьм» и костры, горящие на площадях Испании. Итак, аутодафе - что это? Рассмотрим подробнее это понятие.

Происхождение термина

Каково происхождение этого слова? В испанском языке есть выражение auto de fe, которое означает «акт веры». Подобное словосочетание есть также и в португальском, и в латинском языке. А на русском, что это аутодафе?

Во времена Средневековья в Испании и Португалии существовала религиозная церемония, обставленная с большой торжественностью. Она состояла из нескольких частей, среди которых были такие, как:

  • Прохождение процессии.
  • Совершение богослужения.
  • Выступление с речами проповедников.
  • Принесение публичного покаяния осужденными еретиками.
  • Оглашение им приговора.

Эта религиозная церемония и называется "аутодафе".

Другие значения слова


Иногда это понятие употребляют и в других значениях. Так, например, в общеупотребительном смысле слово "аутодафе" обозначает еще и сам процесс приведения в действие сурового приговора. В основном это было проводимое на глазах у заинтересованной публики сожжение несчастных осужденных в пламени костра. Но как мы увидим ниже, строго говоря, это не соответствует действительности, так как казнь проходила за рамками аутодафе.

Не следует путать эту церемонию и с так называемым костром тщеславия, представлявшим собой сожжение на площадях Флоренции различных предметов по указанию религиозного деятеля Савонаролы в XV веке. Такими предметами являлись «орудия светской тщеты», к которым относили книги мирского содержания, зеркала, наряды, парфюмерию и картины, конфискованные у флорентийских граждан.

Возникновение церемонии


Существует мнение, что аутодафе возникло тогда, когда появилась инквизиция, то есть в XIII веке. А широкое его распространение произошло уже в конце XV века. Именно тогда оно приобрело характер массового ритуального действа, при этом обставляемого весьма театрально.

Но нужно отметить, что Анна Комнина (дочь византийского императора Алексея I и одна из первых историков-женщин, жившая в XI-XII веках) описывала произошедшее в 1025 году сожжение представителя секты богомилов Василия.

В Испании практика проведения аутодафе установилась тогда, когда инквизиция усилила там свои позиции в конце XV века. Впервые в Севилье были сожжены 6 человек в 1481 году. Нередко механизм аутодафе использовался для того, чтобы обогатить королевскую казну.

Факты из истории


Изучая вопрос о том, аутодафе - что это, приведем некоторые факты из истории этой церемонии:

  • Широко известный деятель испанской инквизиции Торквемада с 1483 по 1498 год подверг сожжению 8,8 тыс. человек. По некоторым данным, в Испании с 1481 по 1808 годы было сожжено около 34 тыс. человек, а около 29 тыс. замурованы, отправлены на галеры, потеряли свое имущество. Хотя существуют и другие цифры, которые на порядок меньше.
  • Инквизиция распространила свое влияние также и на американские колонии. Аутодафе проводились и в Перу, и в Мексике, и в Бразилии. А еще и в португальских колониях, находившихся в Индии.
  • В XVI веке применение аутодафе достигло огромных масштабов, эта практика существовала до окончания XVII столетия.
  • В Испании инквизиция была отменена окончательно лишь в 1834 году, а последнее аутодафе состоялось в 1826 в Валенсии, но тогда осужденный был не сожжен, а повешен.

Как происходило аутодафе?


Процедура аутодафе, как правило, устраивалась на главной городской площади при большом скоплении людей. При этом действе обязательно присутствовала знать как духовная, так и светская. В некоторых случаях на площади находился и король со своей семьей, приближенными, городскими чиновниками, представителями ремеслянных корпораций.

Для проведения аутодафе назначали конкретный день, в который объявляли приговоры по нескольким делам одновременно. С осужденных еретиков и ведьм снимали обувь, облачали их в «позорную» одежду, давали в руки свечи и выводили на торжественную процессию.

Затем проводилась католическая месса, во время которой читалась проповедь и молитва, а после нее все присутствующие приносили клятву в том, что они будут подчиняться и оказывать помощь инквизиторам.

После этого происходило оглашение приговоров. Сначала зачитывались легкие, а за ними тяжелые проступки тех еретиков и преступников, которые раскаялись. Тот, кто не раскаялся, передавался в распоряжение светских властей, что являлось равносильным приговору о сожжении.

Таким образом, никаких костров непосредственно во время аутодафе не разжигалось. На смерть инквизицией никто не осуждался. Вынесение приговоров и приведение их в исполнение было исключительно прерогативой светской власти.

Самым тяжелым из приговоров инквизиции было отлучение от церкви и передача светским судебным органам. В соответствии с законодательством тех времен, упорство в ереси и отречение от веры приравнивалось к государственной измене - самому тяжкому из преступлений.

Другие значения

Рассматривая вопрос о том, что это аутодафе, нужно упомянуть и о его отражении в современном нам мире. Естественно, что такая известная в истории церемония не канула в Лету бесследно. Она неоднократно была запечатлена в произведениях литературы, кино и в музыке.

Среди книг в жанре фэнтези можно отметить роман Алексея Пехова «Аутодафе». Это известный в России писатель, в основном работающий в этом жанре. Он имеет награды, полученные на отечественных и международных фестивалях, а также является сценаристом компьютерных игр. Книга Алексея Пехова «Аутодафе», конечно же, не о средневековом ритуале. Но поклонники фэнтези оценили ее высоко.

Существует еще песня группы Unreal «Аутодафе». Это московская рок-группа, которая придерживается в основном стиля индастриал, что значит «промышленный». Темы песен этого коллектива весьма разнообразны – апокалипсис, второе пришествие Христа, космическая и средневековая тематики.

И Португалии - торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осужденных еретиков и чтение их приговоров.

История

Считается, что ауто-да-фе появилось с началом инквизиции (XIII века), распространение получило с конца XV века , приобретя характер массового театрализованного ритуального действа. Однако Анна Комнина подробно описывает в «Алексиаде » сожжение на костре богомила Василия в 1025 году, говоря про императора, что тот принял решение «новое, необычное по своему характеру, неслыханное по своей смелости».

Собственно, аутодафе есть всякое торжество, устраиваемое инквизицией по поводу объявления приговора (соответствующее название во Франции «sermo generalis» - общая проповедь). Механизм провозглашения ауто-да-фе нередко служил для обогащения королевской казны.

Практика аутодафе установилась в Испании вместе с усилением там инквизиции в конце XV века , первое аутодафе (сожжение) шести человек проведено в Севилье в г. Инквизиция действовала и в испанских колониях Америки. Позже эта практика приняла огромные размеры в течение XVI века , и просуществовала до конца XVIII века , когда аутодафе стали реже.

В Португалии, где инквизиция была учреждена в , она не имела столь широкого масштаба. Её влияние сильно упало при Помбале , во второй половине XVIII века. Ауто да фе имели место в Мексике, Бразилии и Перу .

Они также проводились в португальских колониях - в Гоа , Индия после установления там инквизиции в период - .

Последнее ауто-да-фе состоялось в в Валенсии через повешение (сожжения не было).

По Льоренте , в 1481-1808 в Испании сожжено живыми 31912 чел., а 29145 наказаны замурованием, галерами, конфискацией имущества.

Церковь оправдывала правомерность применения казни еретиков через сожжение на костре словами из Евангелия: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь , и они сгорают» (Ин 15:4.6).

Российской практикой аутодафе подразумевалось сожжение человека не на столбе, но в деревянной клетке - в срубе , смотрите первую из Двенадцати статей царевны Софьи . Сообщения о казнях на костре встречаются, к примеру, в списках Национальной Летописи: так в Софийской второй летописи под 1480 годом говорится о том, что Иван III Васильевич Великий сжег своих советников за неудачное «волшество» (то есть волхование , волшебство ).

Исполнение

Ауто-да-фе устраивались на главной площади города при огромном скоплении народа, в присутствии духовной и светской знати, иногда самого короля с семьей, аристократии , городских магистратов , корпораций. Осуждённых выводили в торжественной процессии со свечами в руках, в «позорной» одежде, босыми.

Для аутодафе назначался особый день, и приговоры объявлялись по целому ряду дел сразу.

Произносилась проповедь (католическая месса), молитва, после которой присутствующие клялись повиноваться и помогать инквизиции; затем следовало чтение приговоров: сначала лёгких, потом содержащих более или менее тяжёлые наказания для раскаявшихся еретиков и преступников; потом нераскаянные предавались в руки светской власти, что было равносильно присуждению к сожжению на костре (Peters 1988: 93-94).

Употребление слова

В общераспространённом употреблении ауто-да-фе - это также и сама процедура приведения приговора в действие, главным образом, публичное сожжение осуждённых на костре, хотя формально казнь уже не являлась частью религиозной церемонии ауто-да-фе, а относилась уже к юрисдикции светской власти. Такой перенос значения может быть обусловлен тем обстоятельством, что общественность не воспринимала этого различия, во-первых, в условиях слияния церковной и светской власти и, во-вторых, в условиях единства места, времени и состава участников этих событий: два события воспринимались как одно, и название метонимично закрепилось за его "главной частью". Аутодафе следует отличать от костра тщеславия , на котором сжигались книги, зеркала, духи и прочие «орудия светской тщеты».

Напишите отзыв о статье "Аутодафе"

Примечания

Литература

  • Peters, Edward. (1988) Inquisition . New York: The Free Press.
  • Kamen, Henry. (1997) The Spanish Inquisition: A Historical Revision . London: Weidenfeld & Nicolson.
  • Lea, Henry Charles (1906-1907). A History of the Inquisition of Spain (4 volumes). New York and London.
  • Whitechapel, Simon (2003). Flesh Inferno: Atrocities of Torquemada and the Spanish Inquisition . Creation Books. ISBN 1-84068-105-5
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Аутодафе

Князь Николай Андреич знал через m lle Bourienne все слухи, ходившие по городу, и прочел ту записку к княжне Марье, в которой Наташа отказывала своему жениху. Он казался веселее обыкновенного и с большим нетерпением ожидал сына.
Чрез несколько дней после отъезда Анатоля, Пьер получил записку от князя Андрея, извещавшего его о своем приезде и просившего Пьера заехать к нему.
Князь Андрей, приехав в Москву, в первую же минуту своего приезда получил от отца записку Наташи к княжне Марье, в которой она отказывала жениху (записку эту похитила у княжны Марьи и передала князю m lle Вourienne) и услышал от отца с прибавлениями рассказы о похищении Наташи.
Князь Андрей приехал вечером накануне. Пьер приехал к нему на другое утро. Пьер ожидал найти князя Андрея почти в том же положении, в котором была и Наташа, и потому он был удивлен, когда, войдя в гостиную, услыхал из кабинета громкий голос князя Андрея, оживленно говорившего что то о какой то петербургской интриге. Старый князь и другой чей то голос изредка перебивали его. Княжна Марья вышла навстречу к Пьеру. Она вздохнула, указывая глазами на дверь, где был князь Андрей, видимо желая выразить свое сочувствие к его горю; но Пьер видел по лицу княжны Марьи, что она была рада и тому, что случилось, и тому, как ее брат принял известие об измене невесты.
– Он сказал, что ожидал этого, – сказала она. – Я знаю, что гордость его не позволит ему выразить своего чувства, но всё таки лучше, гораздо лучше он перенес это, чем я ожидала. Видно, так должно было быть…
– Но неужели совершенно всё кончено? – сказал Пьер.
Княжна Марья с удивлением посмотрела на него. Она не понимала даже, как можно было об этом спрашивать. Пьер вошел в кабинет. Князь Андрей, весьма изменившийся, очевидно поздоровевший, но с новой, поперечной морщиной между бровей, в штатском платье, стоял против отца и князя Мещерского и горячо спорил, делая энергические жесты. Речь шла о Сперанском, известие о внезапной ссылке и мнимой измене которого только что дошло до Москвы.
– Теперь судят и обвиняют его (Сперанского) все те, которые месяц тому назад восхищались им, – говорил князь Андрей, – и те, которые не в состоянии были понимать его целей. Судить человека в немилости очень легко и взваливать на него все ошибки другого; а я скажу, что ежели что нибудь сделано хорошего в нынешнее царствованье, то всё хорошее сделано им – им одним. – Он остановился, увидав Пьера. Лицо его дрогнуло и тотчас же приняло злое выражение. – И потомство отдаст ему справедливость, – договорил он, и тотчас же обратился к Пьеру.
– Ну ты как? Все толстеешь, – говорил он оживленно, но вновь появившаяся морщина еще глубже вырезалась на его лбу. – Да, я здоров, – отвечал он на вопрос Пьера и усмехнулся. Пьеру ясно было, что усмешка его говорила: «здоров, но здоровье мое никому не нужно». Сказав несколько слов с Пьером об ужасной дороге от границ Польши, о том, как он встретил в Швейцарии людей, знавших Пьера, и о господине Десале, которого он воспитателем для сына привез из за границы, князь Андрей опять с горячностью вмешался в разговор о Сперанском, продолжавшийся между двумя стариками.
– Ежели бы была измена и были бы доказательства его тайных сношений с Наполеоном, то их всенародно объявили бы – с горячностью и поспешностью говорил он. – Я лично не люблю и не любил Сперанского, но я люблю справедливость. – Пьер узнавал теперь в своем друге слишком знакомую ему потребность волноваться и спорить о деле для себя чуждом только для того, чтобы заглушить слишком тяжелые задушевные мысли.
Когда князь Мещерский уехал, князь Андрей взял под руку Пьера и пригласил его в комнату, которая была отведена для него. В комнате была разбита кровать, лежали раскрытые чемоданы и сундуки. Князь Андрей подошел к одному из них и достал шкатулку. Из шкатулки он достал связку в бумаге. Он всё делал молча и очень быстро. Он приподнялся, прокашлялся. Лицо его было нахмурено и губы поджаты.
– Прости меня, ежели я тебя утруждаю… – Пьер понял, что князь Андрей хотел говорить о Наташе, и широкое лицо его выразило сожаление и сочувствие. Это выражение лица Пьера рассердило князя Андрея; он решительно, звонко и неприятно продолжал: – Я получил отказ от графини Ростовой, и до меня дошли слухи об искании ее руки твоим шурином, или тому подобное. Правда ли это?
– И правда и не правда, – начал Пьер; но князь Андрей перебил его.
– Вот ее письма и портрет, – сказал он. Он взял связку со стола и передал Пьеру.
– Отдай это графине… ежели ты увидишь ее.
– Она очень больна, – сказал Пьер.
– Так она здесь еще? – сказал князь Андрей. – А князь Курагин? – спросил он быстро.
– Он давно уехал. Она была при смерти…
– Очень сожалею об ее болезни, – сказал князь Андрей. – Он холодно, зло, неприятно, как его отец, усмехнулся.
– Но господин Курагин, стало быть, не удостоил своей руки графиню Ростову? – сказал князь Андрей. Он фыркнул носом несколько раз.
– Он не мог жениться, потому что он был женат, – сказал Пьер.
Князь Андрей неприятно засмеялся, опять напоминая своего отца.

Значение слова "аутодафе", к сожалению, часто толкуется по-разному. Под этим процессом подразумевается в первую очередь торжественное объявление инквизиции, а уже затем приведение его в исполнение. Аутодафе еще называют исключительно исполнение предписанного. Более того, путают данный процесс и с так называемым костром тщеславия, на котором сжигали, к примеру, зеркала или священные книги (тот же Талмуд).

Аутодафе - так называемая священная казнь еретиков - колдунов, ведьм, вероотступников и всех неугодных инквизиции лиц. Она приводилась в исполнение через сожжение виновного на костре. Зачастую все обвинения не соответствовали действительности, а лишь доказывали невежество людей того времени. Бытует даже мнение, что благодаря святой инквизиции, которая упорно боролась с ведьмами, в Европе практически не осталось красивых женщин. Так как привлекательность сама по себе уже могла служить поводом для обвинения в колдовстве.

История возникновения

Аутодафе (ударение на последний слог) буквально означает «акт веры» (лат. actus fidei). Появилась эта торжественная церемония практически тогда же, когда и в XIII столетии. Однако распространение получила несколько позже - в конце XV в.

В Испании старт аутодафе был задан буллой Сикста IV в 1480 году, в Португалии - аналогичным указом Климента VII в 1531 году. Первое массовое сожжение относится к 1481 году, оно состоялось в испанской Севилье. На протяжении нескольких столетий сожжение еретиков успешно практиковалось в Испании и Латинской Америке (Бразилия, Мексика, Перу), Италии, Португалии и ее колониях (Индия, Гоа). В частности, наибольшие опустошения были в Испании - почти 32 тысячи заживо сожженных.

Любопытен и тот факт об аутодафе, что это явление не минуло и Россию. Так, в Софийской летописи от 1480 года говорится о сожжении советников Ивана III Васильевича, которые осмелились прогневить царя неудавшимся «волшебством».

Отмена торжественного объявления приговоров

В Португалии инквизиция не достигла такого размаха, как в Испании, и была отменена уже в 1794 году. В Испании же аутодафе окончательно запретили только в 1834 году, хотя последний процесс имел место быть еще в 1826 году, однако это была казнь через повешение, а не сожжение.

Как все происходило

Первое воскресенье поста перед Рождеством, в которое надлежит читать Евангелие от Луки о Страшном суде, отводилось зачастую и под торжественное объявление приговора. Хотя следует отметить, что не все отцы Церкви были согласны с такой датой, поскольку многие вердикты были напрямую связаны со смертью.

На вопрос о том, аутодафе - что это, мы уже ответили, теперь прейдем к самому процессу. На площади города устанавливали помост, чтобы происходящее могло увидеть максимальное количество желающих. Своеобразная картина Страшного суда в миниатюре, призванная не иначе как вселить благочестивый трепет верующим. К тому же о грядущем аутодафе обыкновенно сообщалось заранее, да и приходилась церемония, как правило, на выходной день. Непосредственно в ночь перед процессом заседала и специальная комиссия, целью которой было выслушать отречение преступников, сопутствовать их примирению с церковью. Впрочем, признание вины не слишком смягчало участь.

Виды аутодафе

Выделяли несколько разновидностей «акта веры», в частности:

  • Auto singular - для одного преступника.
  • Autillo, или малое аутодафе, проводилось в пределах дворца инквизиции. Присутствовали отдельные приглашенные и собственно сами судьи.
  • Auto particular - приватный процесс, на котором допускалось присутствие только уголовных судей и инквизиторов.
  • Auto public general - общее публичное аутодафе, которое торжественно устраивалось при большом скоплении народа в присутствии магистратов города и часто приурочивалось к каким-либо событиям. Например, сохранились сведения об аутодафе в Мадриде в 1680 году. Казнили молодую жену Карла II, причем король лично зажег первый факел.

Приговоренных выводили к народу в специальных «позорных» одеждах с различными наплечниками (в зависимости от преступлений), с босыми ногами и свечами из желтого воска в руках. Кроме того, на обвиняемых в колдовстве дополнительно надевали колпак из бумаги в виде сахарной головы.

Теперь читателю известен ответ на вопрос о том, аутодафе - что это. Это церемониальное и неугодных церкви людей. Любопытный факт: обвинить в колдовстве в те времена можно было кого угодно. Достаточно было заявить, что видел, как жена соседа ночью вылетала на метле из трубы. Затем за нее брались святые отцы, которые пытками заставляли признаться в сожительстве с дьяволом и прочих «греховных деяниях».

Loading...Loading...