Кастанеда стирание личной. Расклад «Личная история

Термин «личная история » ввел Карлос Кастанеда в своих книгах.

Карлос Кастанеда (1925-1998) - американский писатель и антрополог, этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор 12 томов книг-бестселлеров, посвящённых изложению шаманского учения индейца из племени яки дона Хуана Матуса. Доктор философии по антропологии. /Википедия/

«У каждого из вас, и, к сожалению, даже еще у меня, есть личная история. Она есть у любого так называемого "нормального" человека. Нет ее лишь у мага - у человека Знания. Многие из вас полагают, что личная история документальна, что у нее есть свои метрики: где родился, когда женился и так да лее. На самом деле личная история - абсолютно абстрактное понятие. И поэтому с ней можно делать все что угодно. Но лучшее, что может сделать человек со своей личной историей, это не иметь ее вообще.

Для ваших родителей вы - раскрытая книга. Они знают, кто вы такие, что вы из себя представляете. Они знают, на что вы реально способны. Никто и ничто не может заставить их изменить свое мнение. Подобное знание есть у любого из ваших близких, впрочем, даже и не очень близких, друзей. У них сложился вполне определенный образ вашей личности, и вряд ли этот образ когда-нибудь изменится. Я говорю: вряд ли, потому что вы сами делаете все, чтобы сохранить и упрочить этот образ. Любое ваше публичное действие направлено на то, чтобы о вас думали именно то, что думают. И никак иначе.»

Карлос Кастанеда, «Закрытый семинар великого мастера»

«Вы писали личную историю себя. Так, как вы ее видите. Но если бы вашу биографию описывал кто-нибудь из ваших близких, я уверен — она была бы совершенно другой. А если бы ее писал ваш друг? А если - враг? Но самое интересное было бы, если бы вашу биографию вдруг написал человек, который о вас не знает ничего, кроме имени. А может, и его не знает.»

Карлос Кастанеда, «Утраченные лекции. Охота за Силой. Путь Собаки»

Личная история - это совокупность знаний человека о самом себе, являющаяся продуктом его личного опыта в прошлом. «Личная история есть то сложившееся представление, которое люди имеют о чем-либо или о ком-либо» /К. Кастанеда/. В течение жизни личная история постоянно обновляется, корректируется и демонстрируется другим людям. Личной историей становится не только то, что человек знает о себе сам, но и то, что знают о нем другие. Действия и высказывания человека, как правило, происходят в рамках личной истории.

Поступки, которые идут в разрез с личной историей, социумом принимаются негативно. Родственники и друзья, видя, что человек стал каким-то «странным», стараются вернуть его к прежнему образу. Для того чтобы избавиться от какой-либо вредной привычки или негативных паттернов поведения, человеку приходится переписывать свою личную историю и менять свое окружение.

Карлос Кастанеда призывает в своих книгах избавляться от личной истории. В частности, чтобы уберечь себя от вмешательства близких и знакомых, которые постоянно ожидают от субъекта поведения в рамках той личной истории, которая им хорошо известна. Такая практика хороша для избавления от автоматизмов в поведении и реакциях на происходящие события.

Я не призываю в психологическом консультировании использовать стирание личной истории клиента в том виде, о котором писал Кастанеда. Это несколько «из другой оперы». Но считаю полезным использовать это понятие в работе с метафорическими картами. Осознание того, как человек видит самого себя и как он преподносит себя окружающим, может дать терапевтический эффект. Далеко не всегда для человека этот образ очевиден.

Корни личной истории лежат в раннем детстве. Ребенок подбирает «правильные» действия, в ответ на которые он может получить желаемое. Родители являются зеркалом, которое отражает степень «адекватности» его действий.

У личной истории есть свои вторичные выгоды. В центре стоит чувство собственной важности. Кто не хочет выглядеть в глазах других хорошим человеком, статусным или авторитетным? Человек демонстрирует силу, потому что хочет, чтобы его уважали. Например, тот, который хочет выглядеть "мачо", ни за что не расскажет о своем провале на любовном фронте. И, наоборот, в случае демонстрации слабости, человек бессознательно хочет снять с себя часть ответственности за свою жизнь. Болезнь или бедность также иногда являются частью личной истории.

«Маг остается магом ровно до той минуты, пока он осознает это незнание, - сказал Карлос. - Как только он начинает думать, что он что-то о себе знает, у него появляется личная история. А это приговор. Личная история - это портрет, нарисованный пятилетним ребенком, у которого нарушены связи между полушариями. На этом портрете нельзя будет разобрать даже, где голова, а где ноги, не то, что найти какое-то сходство. То, что вы думаете о себе, и то, чем вы являетесь, отличается настолько, насколько «портрет» отличается от вашего настоящего облика. Тем не менее, большинство людей почему-то крайне заинтересованы в том, чтобы в глазах всего остального мира выглядеть именно так, как их нарисовал бедный больной малыш.»

Карлос Кастанеда, «Утраченные лекции. Охота за Силой. Путь Собаки»

Расклад «Личная история»

Эта техника хорошо подойдет для исследования личной истории клиента, того, каким он себя видит, какой он на самом деле. Техника поможет выявить противоречия и конфликты.

Позиции в раскладе:

  1. Моя личная история на данный период жизни? То, как я себя вижу и позиционирую?
  2. Зачем мне нужен именно такой образ? Какие потребности я хочу удовлетворить?
  3. Какая я на самом деле?
  4. Мое подсознательное отношение к миру?
  5. Отношение мира, других людей ко мне?
  6. Совет. Как я могу удовлетворить свои потребности?

Пример из практики

Я взяла для данной техники колоду « », которая хорошо подходит для выявления сценариев и паттернов поведения. Вот какие сказки вытянула клиентка (см. иллюстрацию):

1 - Жил-был пес
2 - Снежная королева
3 - Мальвина и Буратино
4 - Царь Кощей + Стол с людьми
5 - Крошечка-Хаврошечка
6 - Маугли

Клиентка: Здесь я вижу пса из мультфильма «Жил-был пес», как раз в тот момент, когда он готов повеситься на ветке от тоски. Хм… Карта указывает мне на то, что я много ною и унываю? Ну, есть во мне что-то такое: я люблю иногда «приуныть». Мне не нравится этот образ. Я не думала, что я таким образом себя позиционирую.

Терапевт: Давайте вспомним сюжет мультфильма. Может быть, он натолкнет вас на что-то важное?

К: Пса выгнали из дома, потому что он стал старым, перестал быть полезным в хозяйстве. И он сильно переживал… Точно! Это же про меня. Мне важно быть полезной и нужной. Если я чувствую себя ненужной, то я не вижу смысла в такой жизни. Прямо как этот пес…

Т: Давайте посмотрим, зачем вам это нужно.

К: Снежная королева. Я вижу здесь большую фигуру, которая накрывает сверху две маленькие фигурки детей. Что она чувствую? Ощущение власти, всемогущества. Она такая большая и сильная, а они такие маленькие и беспомощные … Знаете, возможность помогать другим действительно мне дает ощущение собственной важности и всемогущества. Когда я кому-то нужна, я чувствую себя большой и сильной.

Т: Следующая позиция: Какая вы на самом деле? Возможно, этот образ вами просто придуман, а на самом деле вы совсем другая.

К: Мальвина (клиентка рассмеялась). Ну, конечно, Мальвина. Я такая и есть. Училка. Вот что во мне требует реализации. Мне нужно кого-то учить, во спитывать, наставлять. И в этом случае я чувствую себя важной и нужной. Хорошо, что моя профессия сейчас соответствует этой потребности, и я могу себя в этом реализовать.

Т: Следующая позиция расклада: Как мир относится к вам?

К: Крошечка-Хаврошечка. Если честно, я не особо помню сюжет сказки, но мне бросается в глаза то, что девушка дает красну молодцу яблоко, а тот его принимает. Вспоминается фраза: «Ты мне, я тебе». Она же не просто так дает ему яблоко. Видимо, хочет понравиться?

Т: С кем вы себя можете ассоциировать?

К: Я больше склоняюсь к персонажу девушки. Получается, я Хаврошечка, а мир - этот добрый молодец. Я стараюсь понравиться миру, задаривая его «яблоками». А мир охотно этот дар принимает. Девушка пареньку нравится, он ей улыбается. Я так понимаю, замуж он ее возьмет в итоге. То есть, мир мои дары принимает, и ему это нравится.

Т: Как вы относитесь к миру?

К: Царь Кощей над златом чахнет… Но я вовсе не жадная до денег.

Т: Это вовсе не обязательно будут материальные ценности. У вас есть некие ресурсы, которыми вы не готовы делиться с миром. Как думаете, что это может быть?

К: Не знаю. Я, вроде бы, девушка не жадная.

Т: Хорошо, давайте спросим об этом у колоды «Ресурсы». Что такое есть у вас, чем вы не готовы делиться с миром? Что это за ресурс?

К: Люди за столом, кушают и общаются. Причем, их много. Я все поняла. Я очень не люблю большие скопления людей. Я интроверт. Последнее время даже подумываю, не записать ли себя в социофобы. Общение с людьми, особенно незнакомыми, дается мне нелегко.

Т: Расскажите о Кощее, который изображен на картинке. Что вы о нем скажете? Какой он? Что он чувствует?

К: Он одинокий, недоверчивый, подозрительный. Сидит в какой-то темной пещере, никого не хочет туда впускать. И наружу выходить не рвется. Что он чувствует? Мне кажется, ему одиноко. Он никому не нужен. И восполняет свою ненужность материальными накоплениями. Это подпитывает его чувство собственной важности.

Т: Смотрите, какой здесь получается конфликт. С одной стороны вы можете удовлетворить свою потребность быть нужной только благодаря социуму, то есть, общаясь с разными людьми. С другой стороны вам это дается нелегко, и вы избегаете больших компаний. Но это приводит к ощущению одиночества и собственной ненужности. Что вы думаете по этому поводу?

К: Надо выбираться в люди?..

Т: Давайте спросим совет у колоды.

К: Маугли. Главный посыл этого мультика - «Мы с тобой одной крови». Маленький мальчик чувствует себя вполне уютно и безопасно, находясь в обществе хищников. И они его, и правда, не трогают. Наоборот, любят и защищают. Какой совет я здесь вижу? Отбросить свои страхи, быть со всеми на равных - «Мы с тобой одной крови». Больше доверять миру и людям вокруг себя. Больше общаться, встречаться, быть открытой новому опыту. Да, это воодушевляет. Мне многое стало понятно про себя и про мир вокруг.

От автора

На что стоит обратить внимание в раскладе.

Карты клиент тянет из колоды в закрытую и раскладывает на столе рубашками вверх. Затем карты открываются по одной, следующую карту можно открывать после того как изучили предыдущую. Если какая-то позиция в раскладе вызывает вопросы, можно доставать дополнительные карты из той же колоды метафорических карт или из любой другой, которая, по вашему мнению, подходит для ответа на вопрос.

Когда все карты открыты, можно понять, есть ли проблема и где она гнездится. Далеко не всегда негативная карта в позиции 1 является признаком наличия проблемы. Бывает, что человеку в такой роли хорошо и уютно. Он не готов что-либо менять. И положительные карты в позициях 4 и 5 это подтверждают. Не нужно чинить то, что не сломано. Если карты 4 и 5 положительны, то его личная история не мешает ему взаимодействовать с социумом.

На наличие внутренних проблем с самоопределением может указать большое расхождение между картами в 1 и 3 позициях. Насколько искаженный образ транслирует в мир наш клиент? Насколько ему в этом комфортно? И самое главное - зачем ему нужно? Здесь уже можно искать корни искаженного образа самого себя. И проверить с помощью карт, не будет ли лучше немного изменить личную историю в сторону реального Я.

В вышеуказанном раскладе выявилась следующая проблема: клиентка хочет быть полезной и нужной для общества и для окружающих людей. Если у нее это не получается, ей становится плохо, пропадает смысл жизни. Далее мы выясняем, что быть «училкой» - ее истинная природа, если хотите, предназначение. То есть, здесь нет никаких противоречий.

Где мы находим противоречие? Карта Кощея явно указывает на то, что клиентка придерживает какой-то свой ресурс, не готова им делиться, не готова открыться миру. Здесь прослеживается недоверие миру, попытка от него отгородиться. Но это не дает ей в полной мере реализовать свое предназначение. Дальнейшая психологическая работа должна быть направлена на работу с недоверием миру и подсознательным страхом перед социумом. О доверии клиентка как раз говорит в карте Маугли.

В соответствии с этикой психотерапии реальные случаи публикуются с согласия клиента, диалоги и монологи сокращаются до минимума, некоторые обстоятельства реальной ситуации изменяются.

(с) Ирина Федорова

Стирание личной истории - одна из толтекских техник. У людей, знакомых с книгами Кастанеды, могло сложиться впечатление, что стирание личной истории заключается в том, чтобы окружить свою личную жизнь туманом таинственности. Однако, игры в шпионов не имеют отношения к этой технике. В чём же она заключается и какая от неё польза?

В первую очередь, хочу отметить, что стирание личной истории относится к левой, иррациональной стороне сознания. Я долгое время не понимал, что же такое вообще техники для левой стороны. Пока, в один прекрасный момент не обнаружил, что у меня появились некие навыки, которые я могу применить и которые действуют, но я совершенно не способен объяснить, как они действуют.

Такое открытие, конечно, напугало меня, вернее, мой рациональный ум. Ведь левая сторона - это область за границами ума и разумных объяснений.

Хорошо, что же такое стирание личной истории? Технически говоря, это остановка внутреннего диалога. И всё. Вот так просто.

На самом деле, конечно, ни фига не просто, тут есть некие тонкости. С понятием внутреннего диалога, наверное, знакомы многие. Мы постоянно описываем сами себе окружающий мир. И делаем это настолько упорно и целеустремлённо, что сами начинаем верить в своё же описание.

Другими словами, мы создаём и жёстко фиксируем картину мира, а в результате наше восприятие теряет гибкость и мы уже не способны замечать ничего нового. Способность к обучению падает, и мы уже не можем правильно проходить свои жизненные уроки, поэтому попадаем в унылый замкнутый круг существования, постоянно наступая на одни и те же грабли.

Личная история - это и есть наша картина мира. Накопленный тяжеленный чемодан жестких представлений, которые мы к тому же постоянно подтверждаем себе с помощью внутреннего диалога. Или, такой образ: жесткая скорлупа, почти не пропускающая свет, которой мы себя окружили, и которая продолжает нарастать и утолщаться. Она отгораживает нас от истинной жизни и лишает наше существования радости и новизны.

Поэтому и говорится, что внутренний диалог нужно остановить, тогда картина мира станет более гибкой, а вместе с ней - и подход к жизни в целом будет более творческий и дарящий радость.

Однако, внутренний диалог не так прост, как кажется. Та внутренняя болтовня, которую легко заметить, немного понаблюдав за собой - только вершина айсберга. Это словесное выражение внутреннего диалога, которое достаточно просто задавить волевым усилием. Но подобный акт не является остановкой внутреннего диалога. Наши представления о себе и о мире гораздо глубже въелись в наше восприятие, и это не только внутренний разговор, но и образы, и эмоциональные шаблоны и много чего ещё.

Например, однажды я обнаружил у себя кусочек личной истории, который назвал «комплекс гуру». Началось это ещё в те времена, когда я стал пробовать себя в роли инструктора по даосским практикам . Я убедил себя, что моя миссия - нести знания. И сам не заметил, как глубоко эта идея проникла в моё подсознание и оттуда начала давить на всё моё восприятие. Что называется, встал на разрыв: с одной стороны, постоянно свербит мысль: «нужно проводить семинары, читать лекции, что-то делать наконец!» С другой стороны, идёт сопротивление, не получается двигаться в этом направлении. С третьей, появляется чувство вины, как будто что-то не сделано. С четвёртой, если всё таки какой-то семинар планировался, я начинал чрезмерно волноваться о том, как он пройдёт, будет ли достаточно народу и т. д.

Хочу обратить внимание: этот «комплекс гуру» почти не был выражен словесно во внутреннем диалоге, я не бухтел сам себе постоянно «проводи семинар, проводи семинар, проводи семинар». Но, вместе с тем, смотрел на мир сквозь вот это искажающее цветное стёклышко, к которому настолько привык, что не замечал его. И не понимал, откуда весь этот ворох негативных эмоций , в чём источник?

Когда я осознал этот кусочек личной истории и отпустил его, было такое ощущение, что гора с плеч свалилась. Представьте, что раз за разом Вас заставляют делать что-то не очень Вам приятное, а Вы как можете, сопротивляетесь, но всё равно вынуждены подчиниться. И вдруг в один момент Вас перестали заставлять, и Вы вдруг поняли, что у Вас есть выбор: делать или не делать, Вы можете выбрать, как воспринимать эту ситуацию и т.д. Короче, глоток свободы в истинном смысле слова.

Вот и у меня было примерно такое чувство. С той лишь разницей, что я заставлял себя сам. Мы действительно тратим, даже не замечая, огромные объёмы энергии на поддержку своей картины мира, которая нас же и ограничивает!

Стирание личной истории как раз состоит в кропотливой разборке своей картины мира на такие вот фрагменты, осознание их и стирание всего, что является слишком жестким и тормозит эволюцию.

(англ. erasing personal history)

Дон Хуан сказал, что мой отец – пример того, о чем идет речь. Он велел вспомнить, что думает обо мне отец, а потом сказал.

– Отец знает о тебе все. Поэтому ты для него – как раскрытая книга. Он знает, кто ты такой, что собой представляешь и чего стоишь. И нет на земле силы, которая могла бы заставить его изменить свое отношение к тебе.

Дон Хуан сказал, что у каждого, кто меня знает, есть представление обо мне, и что я подпитываю это представление всем, что делаю.

– Неужели тебе не ясно? – драматически сказал он. – Ты должен постоянно обновлять свою личную историю, рассказывая своим родителям, родственникам и друзьям обо всем, что делаешь; а если бы у тебя не было личной истории, надобность в объяснениях тут же отпала бы. Твои действия не могли бы никого рассердить или разочаровать, а самое главное – ты не был бы связан ничьими мыслями .

<...> Всю личную историю следует стереть потому... – медленно, как бы давая мне время для моего неуклюжего записывания, произнес он, – ...что это делает нас свободными от обременяющих мыслей других людей.

- Я имею в виду скопление твоих обычных чувств и мыслей, твою личную историю , - объяснила Клара. - Все то, что делает тебя тем, кем ты себя считаешь, единственной и неповторимой личностью .

Что плохого в моих обычных чувствах и мыслях? спросила я.

Ее непонятные высказывания определенно начинали меня раздражать.

Эти обычные чувства и мысли - источник всех твоих проблем, - заявила она.

Цель

Текучесть

Дон Хуан пояснил, что к тому времени, как воин, овладев сновидением и видением , разовьет дубля , он должен также преуспеть в стирании личной истории , самозначительности и распорядков .

Он сказал, что все техники, которым он обучал меня и которые я считал пустыми разговорами, были, в сущности, средством устранить непрактичность обладания дублем в обычном мире , делая меня самого и мир текучими, помещая меня самого и мир за границы предсказуемости.

– Текучий воин не может больше принимать мир в хронологическом порядке, – объяснил дон Хуан. – Для него мир и он сам не являются больше объектами. Он – светящееся существо в светящемся мире. Дубль – это простое дело для мага, который знает, что он делает. Записывание – это простое дело для тебя, но ты все еще пугаешь Хенаро своим карандашом.

Остановка внутреннего диалога

Он сказал, что существуют два основных вида деятельности или две техники, используемых для ускорения остановки внутреннего диалога : стирание личной истории и сновидение . Он напомнил мне, что на первых этанах моего ученичества дал мне целый ряд особых методов для изменения моей личности. Я внес их в свои заметки и забыл о них на несколько лет, пока не понял их важности. На первый взгляд, эти методы казались крайне специфическими способами заставить меня изменить свое поведение.

Исключение жалости к себе

Фасады изменяешь, изменяя использование элементов острова, – сказал он. Возьмем опять жалость к себе. Она была полезной для тебя, потому что ты или чувствовал свою важность, считая, что заслуживаешь лучших условий, лучшего обращения, или потому, что ты не желал принимать ответственность за поступки, приводящие в состояние, которое вызывало жалость к себе, или потому, что ты был неспособен сделать идею неизбежной смерти свидетелем своих действий и дающей тебе советы. Стирание личной истории и три сопутствующие ей техники являются средствами, используемые магами для изменения фасадов элементов острова. Например, стиранием личной истории ты отрицал использование жалости к самому себе . Для того, чтобы жалость к себе сработала, тебе необходимо быть важным, безответственным и бессмертным. Когда эти чувства каким-либо образом изменены, ты уже не можешь жалеть самого себя.

Достижение

Избавление от самозначительности

Он объяснил, что для того, самозначительности , и .

Принятие ответственности

Он объяснил, что для того, чтобы помочь мне в стирании личной истории, нужно было обучить меня еще трем техникам . Они заключались в избавлении от самозначительности , принятии ответственности за свои поступки и использовании смерти как советчика . Без благоприятного эффекта этих техник стирание личной истории могло вызвать в ученике переменчивость (shifty – ловкий, изворотливый, хитрый, жульнический, нечестный, переменчивый) , уклончивость и ненужную подозрительность относительно самого себя и своих поступков.

Принятие смерти как советчика

Он объяснил, что для того, чтобы помочь мне в стирании личной истории, нужно было обучить меня еще трем техникам . Они заключались в избавлении от самозначительности , принятии ответственности за свои поступки и использовании смерти как советчика . Без благоприятного эффекта этих техник стирание личной истории могло вызвать в ученике переменчивость (shifty – ловкий, изворотливый, хитрый, жульнический, нечестный, переменчивый) , уклончивость и ненужную подозрительность относительно самого себя и своих поступков.

Перепросмотр

Флоринда сказала, что самыми важными задачами, которые может выполнить воин, ее бенефактор считал три основных техники сталкинга – ящик, список событий для пересмотра и дыхание сталкера. По его мнению, наиболее действенным средством для потери человеческой формы является глубокий пересмотр. После пересмотра своей жизни сталкерам легче использовать все неделания самого себя, такие, как стирание личной истории , потеря собственной значительности, ломка привычек и т. п.

Захотеть и отсекать понемногу

– Но как можно избавиться от личной истории? – спросил я с желанием спорить.

– Сначала нужно этого захотеть, а потом человек должен продолжать гармонично отсекать ее понемногу.

Стирать вокруг себя все до тех пор, пока ничего не будет само собой разумеющимся

– Возьми для примера себя, – продолжал он. – В данный момент ты не знаешь, что тебе делать, потому что я стер личную историю, постепенно окутав туманом свою личность и всю свою жизнь. И теперь никто не может с уверенностью сказать, кто я такой и что делаю.

– Но ты-то сам знаешь, разве не так? – вставил я.

– Я-то, будь уверен… тоже нет! – воскликнул он и покатился по полу, смеясь над моим удивленным взглядом.

Прежде чем сказать «тоже нет» он выдержал довольно длительную паузу, и я был уверен, что он скажет «знаю». Его уловка действительно очень меня напугала.

– Это и есть тот маленький секрет, который я намерен тебе сегодня открыть, – тихо произнес дон Хуан. – Никто не знает моей личной истории. Никому не известно, кто я такой и что делаю. Даже мне самому.

<...> – Откуда мне знать, кто я такой, если все это – я? – спросил он, движением головы указывая на все, что нас окружало. Потом он взглянул на меня и улыбнулся.

– Ты должен стирать вокруг себя всё до тех пор, пока ничего не будет само собой разумеющимся, пока ничего не будет несомненным или реальным. Сейчас твоя проблема в том, что ты слишком реален. Твои стремления слишком реальны, твои настроения слишком реальны. Не принимай вещи настолько очевидными. Ты должен начать стирать самого себя.

Никому не раскрывай то, что в действительности делаешь

– Начни с простого – никому не рассказывай (revealing - делать скрытое видимым, открывать, показывать) о том, что в действительности делаешь. Потом расстанься со всеми, кто хорошо тебя знает. Таким образом ты постепенно создашь вокруг себя туман.

Перестать объяснять свои поступки

– Ты каждый раз чувствуешь себя обязанным объяснять свои поступки, как будто ты – единственный на всей земле, кто живет неправильно. Это – твое старое чувство значительности. У тебя его все еще слишком много, так же, как слишком много личной истории . И в то же время ты так и не научился принимать на себя ответственность за свои действия, не используешь свою смерть в качестве советчика и, прежде всего, ты слишком доступен. Другими словами, жизнь твоя по-прежнему настолько же беспорядочна, насколько была до того, как мы с тобой встретились.
– Нельзя ли уточнить, что имеется в виду, когда ты говоришь «избавиться от личной истории»? – спросил я.

– Уничтожить ее, покончить с ней – вот что, – жестко ответил дон Хуан.

– Возьмем, например, тебя. Ты – яки. Ведь ты не можешь этого изменить.

– Я – яки? – с улыбкой спросил он. – С чего ты взял?

– Верно! – сказал я. – Я не могу этого знать наверняка, но сам-то ты знаешь, и это единственное, что имеет значение и что делает этот факт личной историей.

Я почувствовал, что попал в точку. Но он ответил;

– То, что мне известно, – яки я или нет, еще не делает это личной историей. Личной историей становится лишь то, что знаю не только я, но и кто-нибудь другой. И я уверяю тебя, что никто никогда не узнает этого наверняка.

<...> – Ты недоумеваешь, кто же я такой? – спросил он, словно читая мои мысли. – Тебе никогда не узнать, кто я и что из себя представляю. Потому что у меня нет личной истории.

Находиться в одиночестве без дискомфорта

Я следовал его советам, хотя и не всегда буквально, и частично преуспел в разрушении повседневных распорядков, принятии ответственности за свои поступки, стирании личной истории . И наконец я пришел к тому, что еще несколько лет назад приводило меня в ужас. Отныне я мог оставаться в одиночестве без нарушения физического или эмоционального комфорта.

Не недооценивать практику

Он утверждал, что, заставив меня сфокусировать внимание на псевдозадаче учиться «видеть», он успешно достиг двух вещей. Во-первых, он наметил прямое столкновение с «нагуалем», не упоминая о нем, а во-вторых, с помощью трюка он заставил меня рассматривать важнейшие моменты его учения как несущественные. Стирание личной истории и сновидение никогда не были для меня столь же важными, как видение . Мне они казались очень увлекательной деятельностью. Я даже считал, что они были практиками, которые давались мне легче всего.

– Легче всего, – сказал он насмешливо, когда услышал мое замечание.

Умеренность и сила

Он убедительно объяснил, что благодаря его завлекающему маневру я заинтересовался стиранием личной истории и сновидением. Эффект этих двух техник был бы совершенно разрушительным, если бы они практиковались во всей их полноте . А главной заботой каждого учителя является не дать своему ученику сделать что-то такое, что швырнет его к помрачению разума и истощению.

– Стирание личной истории и сновидение должны были только помочь, – сказал он. – Каждому ученику для поддержки необходимы умеренность и сила . Вот почему учитель знакомит ученика с путем воина или способом жить как воин. Это клей, который соединяет все в мире мага. Мало-помалу учитель должен выковывать и развивать его. Без твердости и уравновешенности невозможно выстоять на тропе знания.

Переломный момент

Твой переломный момент означает конец той жизни, которую ты знаешь. <...> Ты должен покинуть своих друзей. <...> Критерий, по которому можно определить, что маг мертв, - продолжал дон Хуан, - определяется тем, что ему становится безразлично, находится он в обществе или один. Твоя личность умрет в тот день, когда ты перестанешь жаждать компании своих друзей и прикрываться своими друзьями как щитом .

Покинуть друзей

Ты должен покинуть своих друзей. Ты должен распрощаться с ними по-хорошему (for good - идиома: навсегда, бесповоротно). Ты не сможешь продолжать идти путем воина, неся за плечами свою личную историю . И если ты не покончишь с прежним образом жизни, то не сможешь следовать моим наставлениям.

Минутку, минутку, минутку, дон Хуан, - сказал я. - Мне нужно прийти в себя. Ты требуешь от меня слишком многого. По правде говоря, я не уверен, что смогу все это сделать. Мои друзья - это моя семья. Моя точка отсчета (points of reference) .

Точно, точно, - заметил он, - твоя точка отсчета. Именно поэтому с ними следует расстаться. У магов только одна точка отсчета - бесконечность.

Задняя сторона ног - склад личной истории

- Ходьба всегда погружает в воспоминания, - продолжал дон Хуан. - Маги древней Мексики считали, что мы храним все, что пережили, в виде ощущений с задней стороны ног. Они считали задние стороны ног складом личной истории человека. Так что давай сейчас пройдемся по холмам.

Быть мужчиной означает, что ты должен отчитываться, ты не можешь исчезнуть так просто, как женщина

– Прости, – сказал я, – неужели ты действительно собираешься рассказать мне о своей личной жизни?

– А почему бы и нет? – ответила она вопросом на вопрос.

Я разразился длинным обстоятельным объяснением на тему того, что дон Хуан говорил мне об обременяющей силе личной истории и о том, что каждому воину необходимо стереть ее. Сказал и то, что он запретил мне когда-либо говорить о моей жизни.

Она звонко расхохоталась, как будто я ее чем-то очень обрадовал.

– Это относится только к мужчинам, – сказала она. – Неделание твоей личной жизни состоит в рассказывании бесконечных историй, в которых нет ни единого слова о тебе реальном. Видишь ли, быть мужчиной означает иметь за спиной солидную историю. У тебя есть семья, друзья, знакомые, и у каждого из них есть определенное представление о тебе. Быть мужчиной означает, что ты должен отчитываться, ты не можешь исчезнуть так просто. Для того, чтобы стереть себя, тебе понадобилась уйма труда. Мой случай иной. Я женщина, и это дает мне замечательное преимущество. Мне не надо отчитываться. Известно ли тебе, что женщинам не надо отчитываться?

– Я не знаю, что ты имеешь в виду под необходимостью отчитываться.

– Я хочу сказать, что женщина может легко исчезнуть, – сказала она. – Во всяком случае, женщина может выйти замуж, она принадлежит мужу. В семье, где много детей, дочерей очень рано сбрасывают со счетов, никто не рассчитывает на них, и есть шансы, что какая-нибудь из них исчезнет, не оставив следа. Их исчезновение принимается легко. Сын же, с другой стороны, – это некто, на кого делается ставка. Сыну не так легко ускользнуть и исчезнуть. И даже если он это сделает, он оставит после себя следы. Сын чувствует вину за свое исчезновение, дочь – нет.

Ошибки

Отшельничество - это индульгирование

– Теперь ты должен отрешиться , – сказал он.

– Отрешиться от чего?

– Отрешиться от всего.

– Но это невозможно. Я не намерен становиться отшельником.

Личная история - это социальная личность, ЧСВ - это телесная сущность

Личная история , формируемая чувством собственной важности , - это тот автоматический сон (в терминах Гурджиева) в котором человек находится вследствие неразвитости своей .

Чувство собственной важности возникает, когда вы в автоматическом существовании , то есть существовании с фиксированной точкой сборки , заряженные привнесенными из вне мем-комплексами , то есть шаблонами восприятия и жизни, формируете в себе структуру (личность) и которая частенько не соответствует вашей сущности (в терминах Гурджиева) и создает внутренний конфликт.

<...> Личная история это лог поступков в связи с такой мотивацией . Личную историю нужно калибровать только относительно пути к полной свободе аля Кастанеда.

Личная история - это набор шаблонов, которые ложное эго ассоциирует с собой

Чувство собственной важности (ЧСВ) ассоциируется с реактивно-инстинктивным вещами, а личная история (ЛИ) с непосредственным конкретным менталитетом, который находится онлайн в "оперативной памяти". Тяжело воевать с бессознательным (в том числе и с телом), а более конкретные вещи (ваши представления, шаблоны, мировоззрение) можно разобрать элементарно. Здесь встречается тема исключения личной истории.

Что такое ЛИ, если вы читали Путешествие в Икстлан ? Это то, что вы о себе напридумали и то, что связывает вас, через это напридуманное, с другими людьми, точно такими же напридуманными.

Здесь первое, что могут вспомнить разные типы оккультистов, допустим Гурджиевцы, это Личность . Сложилась Личность , она нам мешает жить, действует посредством рассудочного ума, оперативного посюстороннего меркантильного интеллекта. Так наверное и есть, но давайте пойдём ещё дальше...

Всё упирается в идею фиксированности в определенном диапазоне и множественностью завязанностей с другими такими же фиксированностями. Чуть более абстрактно я пересказал то же самое, но отсюда всплывает тема кармической обусловленности и кармических взаимосвязей.

То, что мы себе придумали и поддерживаем и ассоциируем с собой называется нашим Я или ложным эго. Это ложное эго состоит из завязок с другими во вне и странных представлений о самих себе.

Личная история в конечном итоге - это вопрос исключения этого самого ложного эго из нашей жизни, чтобы обнаружить внутреннее, подлинное, энергетическое эго.

<Исключение личной истории не является самоцелью и вершиной. Наоборот. Исключение личной истории - это фундамент на котором разворачивается дальнейшая практика.>

Неделание личной истории синонимично пути достижения нирваны

Как пишет Кастанеда, осознанный контролируемый сдвиг точки сборки возможен только после потери человеческой формы.

Человеческая форма - это... если поискать описание у КК и найти его в учении джайнистов... это некая клейкая субстанция, которая цементирует или делает вашу карму. У буддистов человеческая форма - это кармическая обусловленность. Корнем кармической обусловленности является Я. Избавление от человеческой формы

  • Достижение переломного момента
  • В своих книгах.

    Понятие личной истории является во многом интуитивным, но вкратце его можно охарактеризовать как совокупность знаний других людей о воине, а также постоянный процесс обновления личной истории, подтверждения её перед другими людьми, действий в рамках этой личной истории и рассказывания личной истории другим.

    Личная история является механизмом сдерживания воина в рамках общества; поступки, не согласующиеся с личной историей, порождают негативные реакции социума, в котором живёт воин.

    Для избавления от ограничивающей свободу воина личной истории существует практика стирания личной истории.

    Я собираюсь взять твоего отца в качестве примера, чтобы проиллюстрировать мою точку зрения на личную историю. Твой отец знает о тебе все. Поэтому ты для него - как раскрытая книга. Он знает, кто ты такой, что из себя представляешь и чего стоишь. И нет на земле силы, которая могла бы заставить его изменить своё отношение к тебе.
    Естественно, такое интимное знание о тебе есть и у всех твоих друзей. У каждого, кто тебя знает, сформировался определённый образ твоей личности. И любым своим действием ты как бы подпитываешь и ещё больше фиксируешь этот образ. Личная история постоянно нуждается в том, чтобы её сохраняли и обновляли. Поэтому ты рассказываешь своим друзьям и родственникам обо всем, что делаешь. С другой стороны, для воина, у которого нет личной истории, нет необходимости в объяснениях, его действия не могут никого рассердить или разочаровать, а самое главное - он не связан ничьими мыслями и ожиданиями».

    Стирание личной истории

    Стирание личной истории достигается неразглашением сведений о себе другим людям, в особенности близким друзьям и родственникам, а также использованием трёх специальных техник:

    • избавление от чувства собственной важности
    • принятие ответственности за свои поступки
    • использование идеи о собственной смерти как советчика

    В помощь стиранию личной истории воин, как учитель, должен обучить своего ученика трем техникам. Они заключаются в избавлении от чувства собственной важности, принятии ответственности за свои поступки и использовании смерти как советчика. Без благоприятного эффекта этих техник стирание личной истории может вызвать в ученике неустойчивость, ненужную и вредную двойственность относительно самого себя и своих поступков.

    Карлос Кастанеда «Колесо времени»

    Это маленький секрет, который я собирался дать тебе сегодня, - сказал он тихим голосом, - никто не знает моей личной истории. Никто не знает, кто я есть и что я делаю. Даже я не знаю.

    Мало-помалу ты должен создать туман вокруг себя. Ты должен стереть все вокруг себя до тех пор, пока ничего нельзя будет считать само собой разумеющимся. Пока ничего уже не останется наверняка или реального. Твоя проблема сейчас в том, что ты слишком реален. Твои усилия слишком реальны. Твои настроения слишком реальны. Не принимай вещи настолько сами собой разумеющимися. Ты должен начать стирать себя.

    Карлос Кастанеда «Путешествие в Икстлан»

    Ссылки

    «…если у тебя нет личной истории, то никаких объяснений не требуется, никто не сердится, никто не разочаровывается в твоих поступках. И, более того, никто не пришпиливает тебя своими мыслями.»

    (К.Кастанеда)

    Стирание личной истории — описанное Карлосом Кастанедой действие, практикуемое воинами. Он описывал действие на каждого человека мыслей и ожиданий окружающих людей как оковы, от которых невозможно избавиться. Именно эти связи создают личное пространство человека, давая почувствовать свою уникальность. Но, создавая, внутреннюю личную область, они возводят крепкие стены, через которые человек больше никогда не увидит свободу.

    Кастанеда подчеркивает, что воин должен быть легким и текучим. А этого невозможно достичь, действуя в рамках программы, которую для каждого из нас составляет окружение.

    Находясь в подобных социальных рамках мы теряем связь с духом, теряем свою силу. Это одна из причин того, что 99% людей живут как зомби. Они наслаждаются поддержанием личной истории окружающих и поддерживают свою. Их толкает к этому страх. Страх того, что без личной истории они попросту перестанут существовать.

    «Воин не нуждается в личной истории.

    В один прекрасный день он обнаруживает, что в ней нет никакой нужды,

    и просто избавляется от нее.»

    (К.Кастанеда)

    Воин — это полноценный самодостаточный организм. Ему нет нужды опираться на окружение, чтобы чувствовать себя живым. Поэтому он и практикует стирание личной истории на ряду с другими техниками. Как он это делает?

    «Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни все что угодно. В любое время. Мгновенно.»

    (К.Кастанеда)

    Как происходит стирание личной истории?

    Достаточно перестать рассказывать окружающим что ты делаешь. Перестать оправдываться. Перестать доказывать. Не распостраняться о своих планах на будущее. И вообще, не говорить о себе лично ничего лишнего. Все ведь прекрасно понимают, что вопрос «как дела?» не подразумевает искреннего интереса. Так зачем цепляться за него как за последнее средство спасения своей значимости. Оставь это для других.

    Со временем твоя жизнь станет загадкой для всех. От тебя не будут ничего ожидать. Это и будет твоя свобода в мире людей.

    Loading...Loading...