Цветная революция. Дипломная работа: "Цветные революции" и переустройство постсоветского пространства Технологии цветных революций источник угроз международной безопасности

Более 300 официальных экспертов и представителей военных ведомств и международных организаций из более чем сорока стран мира принимают участие в III Московской конференции по международной безопасности, которая сегодня открылась в российской столице.

Основные темы дискуссии, организованной Минобороны РФ, были известны заранее. Это распространение "цветных революций", последствия так называемой арабской весны на Ближнем Востоке и в Северной Африке, перспективы сохранения стабильности в Афганистане после вывода оттуда войск международных сил безопасности. Разумеется, шел разговор и о ситуации на Украине.

Открыл конференцию министр обороны Сергей Шойгу. Он зачитал послание президента России участникам московского форума. Там сказано, что процесс становления новой полицентричной системы международных отношений идет непросто, сопровождается усилением глобальной нестабильности. Пока не удалось существенно продвинуться вперед в деле формирования единого пространства мира, безопасности и стабильности в Евроатлантике. Владимир Путин отметил, что сохраняется напряженная обстановка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, серьезные риски связаны с ситуацией в Афганистане. "Очевидно, что современные вызовы и угрозы требуют отказа от архаичной логики геополитических игр с нулевым результатом. От попыток навязывания другим народам собственных рецептов и ценностных ориентиров, в том числе путем цветных революций", - подчеркнул президент РФ.

Свое выступление Сергей Шойгу начал с Украины. По его словам, эта страна практически скатилась к гражданской войне. Более того, в Европе искусственно создан очаг напряженности. Его появление негативно повлияло и на глобальную безопасность. Министр обороны обратил внимание на схожесть этих процессов с тем, что сейчас происходит в Венесуэле, где законному руководству страны противостоит так называемая демократизированная оппозиция, подпитываемая из-за рубежа.

Анализ показывает, что итоги "цветных" революций зачастую существенно отличаются от замысла их инициаторов. Результатами вмешательства становится долговременная дестабилизация, - заявил Шойгу.
По его мнению, под видом распространения демократии происходит навязывание народам чужих ценностей. Социально-экономические проблемы отдельных государств используются для замены национально ориентированных правительств режимами, которые контролируются из-за рубежа. Они, в свою очередь, обеспечивают своим покровителям беспрепятственный доступ к ресурсам этих государств. "Цветные" революции все больше обретают формы вооруженной борьбы, разрабатываются по правилам военного искусства.

Шойгу напомнил, что в этом году завершается вывод из Афганистана международных сил содействия безопасности, и ответственность за стабильность в стране полностью ложится на национальную армию и национальные структуры безопасности. Министр не скрывал, что в этой связи Россию беспокоит возможность возрастания террористической угрозы из Афганистана. "Региональная нестабильность может быть выгодна отдельным государствам: ее очень удобно использовать для обоснования масштабного переформатирования действующей системы безопасности, - сказал Шойгу. - Очевидный пример - развертывание систем ПРО США в Европе и на Дальнем Востоке, поводом для которого послужили ракетно-ядерные программы Ирана и КНДР, якобы угрожающие безопасности США и НАТО".

Говоря об усилиях России по обеспечению безопасности в нестабильных регионах, министр обороны упомянул о помощи афганским властям. Вместе с союзниками по ОДКБ наша страна проводит работу, направленную на повышение потенциала вооруженных сил стран региона. Это и обучение кадров, и оснащение национальных армий, и совершенствование систем управления военными организациями стран региона. Шойгу напомнил, что
в последнее время была увеличена численность авиационной составляющей на авиабазе в Канте, переведена на дивизионный состав 201-я российская военная база в Таджикистане.

Задача проста: нейтрализовать угрозы военной безопасности для стран ОДКБ в случае нестабильного развития ситуации в Афганистане и повышения террористической угрозы, - сказал министр.

Тему "цветных революций" на конференции продолжил глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров. По его словам, операции по смене режимов в суверенных государствах, инициированные извне, наносят очевидный ущерб международной стабильности. А попытки навязывать другим народам собственные рецепты внутренних преобразований, не учитывающие их традиции и национальные особенности, оказывают деструктивное воздействие на международные отношения, оборачиваются умножением "горячих точек" на карте мира.

Коснувшись проблемы Афганистана, Лавров высказался за то, чтобы при планировании новой миссии НАТО, которой предстоит получить одобрение Совбеза ООН, была учтена вся совокупность факторов нестабильности в этой стране, а особое внимание было уделено афганскому наркотрафику.

Что касается судьбы соглашения о сотрудничестве между Афганистаном и США в сфере безопасности, рассчитываем, что новый президент Афганистана примет решение по данному вопросу, исходя из интересов афганского народа и общерегиональной стабильности. Содействие Афганистану продолжится и по линии ШОС, где в качестве членов или наблюдателей представлены все соседи Афганистана. Будут также задействованы потенциал и практический опыт ОДКБ, - сказал глава МИД.

Отдельно он остановился на поиске компромисса в сирийском урегулировании. Россия выступает за возобновление женевского переговорного процесса, продолжение межсирийского диалога в соответствии с согласованной повесткой дня, первым пунктом которой значится прекращение насилия и борьба с терроризмом. "При обсуждении вопросов переходного периода речь должна идти о поиске компромиссов на основе взаимного согласия, а не об ультимативных требованиях смены режима", - сказал Лавров.
По его словам, попытки использовать гуманитарный кризис или иные аспекты сирийского конфликта для обоснования внешнего силового вмешательства контрпродуктивны. Вместо этого необходимо обеспечить по-настоящему представительный характер делегаций оппозиционных групп на переговорах с правительством.

Министр иностранных дел РФ уверен, что кризис на Украине должен заставить Европу задуматься о построении единого мира от Лиссабона до Владивостока.

Европейский континент, который породил в минувшем столетии две глобальные военные катастрофы, вместо того, чтобы демонстрировать всему миру пример мирного развития и широкого сотрудничества, вновь перетягивает на себя главное внимание международного сообщества. Такое положение дел не может не беспокоить, тем более что оно является не проявлением случайного стечения обстоятельств, а, скорее, закономерным результатом развития событий в Европе за последние четверть века, - сказал Лавров. - Имею в виду, прежде всего, то, что наши западные партнеры предпочли реализации поистине исторического шанса построения большой Европы без разделительных линий привычную логику передвижения на восток подконтрольного им геополитического пространства. По сути, это означало продолжение в более мягкой упаковке линии на сдерживание России".

По его словам, этот курс осуществлялся, несмотря на настойчивые призывы российской стороны взяться, наконец, за практическую работу в соответствии с согласованными на высшем уровне принципами по созданию в Евроатлантике общего пространства мира, безопасности и стабильности. Глава МИД считает, что, вместо продвижения задачи гармонизации интеграционных процессов в Европе и Евразии, были предприняты попытки поставить государства на постсоветском пространстве перед жестоким выбором между Западом и Востоком. "В хрупкой внутриполитической ситуации на Украине такого давления оказалось достаточно, чтобы спровоцировать масштабный кризис государственности в этой стране, - заявил Лавров. - Для того чтобы помочь украинскому народу преодолеть этот кризис, необходимо решительно отказаться от пресловутых игр с нулевым результатом, от поощрения ксенофобских, неонацистских настроений, от стремления руководствоваться опасным комплексом превосходства".

Руководитель внешнеполитического ведомства России высказал сожаление о том, что схемы, основанные на отстаивании собственной исключительности, использовании двойных стандартов, стремлении извлекать односторонние геополитические выгоды из кризисных ситуаций, широко применяются не только в Европе, но и в других регионах. Это, по мнению Лаврова, подрывает эффективность усилий по урегулированию конфликтов. Он обратил внимание на использование разных подходов - одним силам в отдельных случаях оказывается поддержка, а в других - вооруженное сопротивление, как это было, например, в Ливии и Мали. "В результате у сторон внутригосударственных конфликтов возникает искушение инспирировать вооруженное вмешательство извне для достижения своих целей, которые зачастую не имеют ничего общего с борьбой за демократию, права человека или надлежащее управление", - сказал глава МИД России.

Досье "РГ"

Первая Московская конференция по международной безопасности состоялась в 2012 году, она была посвящена противоракетной обороне в Европе. На второй конференции в 2013 году обсуждались вопросы обеспечения общеевропейской безопасности.


ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения группового занятия по общественно-государственной подготовке с офицерами управления войсковой части 3474.
ТЕМА: «Цветные революции – угроза международной безопасности. История и механизмы возникновения».
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Довести до военнослужащих угрозу международной безопасности.
2. Изучить историю и механизмы возникновения цветных революций.
3. Воспитывать у военнослужащих любовь своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Цветные революции – угроза международной безопасности.
История и механизмы возникновения цветных революций.
ВРЕМЯ: 100 минут.
МЕСТО: методический класс.
МЕТОД: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: политическая карта мира, указка.
ЛИТЕРАТУРА:
Гапич А, Лушников Д. Технологии цветных революций. М., Риор, 2010.
Грант Аракелян. Цветные революции в контексте истории и зеркале современной политики // Академия Тринитаризма», М., 0.1.02.2014.
Ежегодное послания Президента РФ Федеральному Собранию, от 04.12 2014 г.
Кара-Мурза С.Г. Революции на экспорт. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006.
Кузьмин В. Роль США в осуществлении «цветных революций» в зарубежных странах // Зарубежное военное обозрение. 2008. № 6. С. 8-16.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Ход занятия:
Учебные вопросы, время (мин) Содержание учебного вопроса и
действия руководителя Действия обучаемых
I Вводная часть
5 минут - Принимаю доклад помощника руководителя группы ОГП;
-Предоставляю слово информатору о событиях в мире и за рубежом;
-Объявляю тему, цель, учебные вопросы
занятия и порядок их отработки;
-Приступаю к отработке первого учебного вопроса. Личный состав находится в методическом классе, помощник руководителя группы ОГП докладывает о готовности к занятию.
II Основная часть
1.Цветные революции – угроза международной безопасности.

В современных условиях строительство и служебно-боевая деятельность внутренних войск МВД России осуществляется в непростых условиях. На развитие войск существенное влияние оказывает целый ряд факторов, главными из которых считаются внешнеполитические, а также общественно-политические и социально-экономические условия, тенденции изменения характера войн и вооруженных конфликтов, и, конечно же, результаты и опыт «цветных революций» последних десятилетий.
20 ноября 2014 г. на заседании Совета Безопасности Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин призвал учесть уроки «цветных революций» в других странах. Он заявил: «В современном мире экстремизм используется как инструмент геополитики и передела сфер влияния; мы видим, к каким трагическим последствиям привела волна так называемых «цветных революций», какие потрясения испытали и испытывают народы стран, которые прошли через безответственные эксперименты… внешнего вмешательства в их жизнь… Мы обязаны сделать все необходимое, чтобы подобное никогда не случалось в России» (конец цитаты).
Определить долгосрочные и даже ближнесрочные планы строительства войск, не учитывая того, в каких условиях придется решать задачи, возложенные на внутренние войска, нельзя.
В настоящее время военно-политическая обстановка в мире складывается под воздействием набирающего силу сложного процесса глобализации международных политических и экономических отношений и характеризуется высокой динамичностью, повышенной нестабильностью, ростом напряженности в целом ряде регионов, обострением существующих и возникновением новых кризисных ситуаций.
Очевидно, что в настоящее время основной целью США является формирование однополярной модели мироустройства с жесткой иерархией ее основных участников. Важную роль в противодействии беспрецедентному давлению США на другие государства все в большей степени играет Российская Федерация.
Ожесточение, с которым страны Запада, воспользовавшись развязанным ими же украинским кризисом открыли волну антироссийских санкций и нагнетают обстановку вокруг России, свидетельствует о том, что взят курс на прямую конфронтацию, целью которой является провоцирование ухудшения социально-экономического положения Российской Федерации и, как минимум, ее подчинение западному диктату, а, как максимум, – распад государства.
На это прямо указывает министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров, отмечая, что западные политические деятели в открытую говорят о том, что целью экономических санкций является создание проблем именно в социально-экономической сфере, благодаря чему планируется спровоцировать недовольство и протестные выступления, конечной целью которых является смена Президента и Правительства Российской Федерации.
Одновременно с этим государства Запада, спровоцировав украинский кризис, планируют как окончательный отрыв Украины от России, так и реализацию задач глубокого переформатирования всей системы международных отношений. Основной целью этих действий является недопущение восстановления России в качестве самостоятельного центра силы, имеющего глобальное влияние.
Активное внедрение Запада в политическое переустройство государств постсоветского пространства и то, какими способами это осуществляется, свидетельствует о том, что не исключается угроза поэтапного втягивания Российской Федерации в приграничные вооруженные конфликты и провоцирования внутренних вооруженных конфликтов в отдельных субъектах страны.
Именно поэтому вопросы военной безопасности государства в настоящее время приобретают все большую важность.
Возможные угрозы военной безопасности России подразделяются на несколько групп.
Глобальные опасности и угрозы будут связаны с США и их союзниками как на западе, так и на востоке страны. Их источником следует считать стремление геополитических соперников России:
добиться безусловного доминирования и устранения Российской Федерации в качестве центра силы, обладающего ядерным оружием;
превратить Россию в страну, не способную оказывать влияние на развитие международных отношений в мире и его регионах.
Военные угрозы регионального и локального масштаба будут формироваться по периметру границ России в связи с сохранением старых или возникновением новых противоречий с соседними или другими государствами в регионах национальных интересов нашей страны. Обострение этих противоречий может привести к развязыванию локальных или региональных войн и вооруженных конфликтов.
Трансграничные опасности и угрозы военной безопасности в перспективе будет сложно отделить от внутренних угроз, которые связаны с попытками насильственного свержения законно избранных органов власти и сменой конституционного строя России в результате подготовки и реализации проектов типа «Болотная-2», «украинского» сценария развития внутриполитической обстановки, а также со стремлением отделения части территории страны для формирования так называемого происламского государства «Исламский халифат». Еще не так давно была актуальной идея создания государства «Великий Туран», объединяющего тюркоязычные народы.
Анализ экстремистских проявлений в России в 2013–2014 гг. свидетельствует о развитии ряда весьма опасных тенденций.
Речь идет, прежде всего, о расширении спектра организаций и групп, которые пытаются использовать идеологию экстремизма для достижения своих целей. Если в прежние годы ее брали на вооружение отдельные маргинальные группировки типа скинхедов и неонацистов, то сегодня ксенофобские призывы все чаще слышны из уст лидеров организаций так называемого «патриотического», псевдолиберального толка, в том числе и некоторых парламентских партий.
Особую опасность для будущего страны представляет то, что идеологи и лидеры организаций из всего спектра деструктивных сил сделали основную ставку на молодежь, поскольку она мобильна, но зачастую легковнушаема, не имеет четких нравственных и идеологических ориентиров.
Именно руками молодых людей совершаются наиболее опасные насильственные преступления, в том числе убийства на почве ксенофобии и террористические акты. Так, террористам-смертникам, осуществившим взрывы в Волгограде 29 и 30 декабря 2013 года, было 23 и 29 лет, а смертнику, совершившему террористический акт 5 октября 2014 года в г. Грозном было 19 лет.
Особую роль в распространении деструктивной идеологии в последние годы стал играть Интернет, который служит для лидеров радикальных структур инструментом вербовки новых членов, средством коммуникации и организации экстремистских и террористических акций. Зачастую наблюдается феномен «самовербовки», когда идеологические воззрения пользователей глобальной сети резко радикализуются под влиянием распространяемой пропаганды, что в результате приводит их в ряды экстремистских и террористических структур.
Продолжает оставаться высоким уровень социально-экономической активности населения страны. В настоящее время наблюдается все более устойчивая тенденция к объединению различных деструктивных сил, которые раньше вместе никогда не выступали и имели различную идеологическую платформу (анархисты, националисты и несистемная оппозиция). Территориально протестная активность населения смещается от центра на восток страны. Потерпев неудачу в столичном регионе, лидеры протестного движения решили сменить свою тактику, перенеся активность в регионы и активно пытаются участвовать в избирательных компаниях различного уровня с целью закрепиться в органах власти и управления.
Для дискредитации действующей власти лидеры радикальных структур используют любые поводы для дестабилизации ситуации, провоцируют население на массовые уличные акции. В этих целях активно задействуются ангажированные российские и зарубежные средства массовой информации, сеть Интернет.
Еще одним угрозообразующим фактором является деятельность различных неправительственных организаций и фондов, имеющих целью расшатывание сложившихся общественных отношений. Их деструктивное воздействие направлено в основном на финансовую поддержку так называемых «перспективных носителей протестного потенциала» (социальные и гражданские активисты, общественные и правозащитные организации и т.д.).
Фактор слабоконтролируемой трудовой миграции продолжает во многом обуславливать рост экстремистских проявлений в российском обществе. В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации, куда направлены миграционные потоки, фиксируется рост межнациональной напряженности и в той или иной степени имеется угроза нарастания экстремистских проявлений. Причиной этого в ряде случаев становятся попытки привнесения представителями этнических диаспор своего национального менталитета в сложившуюся социально-экономическую жизнь в городах с традиционно русским населением.
Наиболее сложная ситуация в миграционной сфере складывается на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, что с одной стороны обусловлено близостью к демографически быстро растущим республикам Северного Кавказа, а с другой – экономической привлекательностью данных регионов для мигрантов из стран Закавказья и Центральной Азии.
В настоящее время отмечается нацеленность ряда национальных общин на лоббирование интересов ряда иностранных государств (например, Саудовской Аравии, Турции, Ирана). При этом активно используется религиозный фактор, который несет объединяющую роль в среде трудовых мигрантов, в первую очередь, исповедующих ислам. Просматривается тенденция вовлечения в ислам представителей национальностей, традиционно его не исповедующих.
Исламистами активно лоббируются вопросы строительства в регионах Российской Федерации неоправданного количества культовых сооружений. Однако основной акцент в реализации мер, направленных на исламизацию населения, делается опять же на молодежь, социально незащищенные, маргинальные слои и женскую аудиторию.
Следует отметить, что процесс исламизации Российской Федерации может привести с одной стороны к значительному усилению влияния России в мусульманском мире, а с другой – к активизации деятельности эмиссаров радикальных исламских течений по разжиганию среди мусульманского населения агрессивного национализма и сепаратистских настроений, что может привести к серьезным межнациональным конфликтам.
Вместе с тем вызывает озабоченность процесс широкомасштабной экспансии радикального ислама практически во все регионы Российской Федерации. В ряде субъектов России активность проявляют эмиссары организаций, преследующих цель возрождения исламского образа жизни и распространения ислама по всему миру, в том числе путем вооруженной борьбы – «джихада» и создания «халифата» – исламского государства, основанного на законах шариата.
Угрозу суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации представляет деятельность иностранных спецслужб и организаций, направленная на инспирирование сепаратистских настроений в ряде субъектов Российской Федерации и превращение их в инструмент давления на органы государственной власти, а также на формирование антироссийски и антирусски настроенной социальной прослойки, готовой отстаивать идею государственной независимости этносов любыми средствами, в том числе применяемыми в рамках сценариев «цветных революций», дискредитацию и затруднение реализации крупных инфраструктурных проектов в богатых сырьевыми ресурсами регионах Российской Федерации.
Исходя из вышеназванных внешних и внутренних угроз, можно выделить четыре основных сценария развития обстановки в мире в долгосрочной перспективе.
Первый сценарий («Жесткая глобализация») является одним из наиболее негативных для России, поскольку предполагает безусловное закрепление доминирующих позиций Запада в мировой экономике. Последствиями его реализации может стать монополия Запада на развитие высокотехнологичных производств, в то время как странам остального мира будет отводиться роль вспомогательных элементов.
Исходя из этого, функции России в экономической области, скорее всего, будут сведены к обеспечению сырьевых потребностей развитых стран Запада и США при дальнейшем уменьшении ее конкурентоспособности в области высоких технологий. В военной области Россия будет вынуждена снизить свой ракетно-ядерный потенциал, зафиксировав обороноспособность на уровне, обеспечивающем, главным образом, поддержание внутриполитической стабильности. Будущее страны станет определяться степенью интегрированности в западное сообщество, но, поскольку перспективы полноценной интеграции незначительны, то одним из вариантов станет дальнейшее технологическое отставание от стран Запада, а также возможные территориальные потери.
Именно при этом варианте в долгосрочной перспективе не исключено вооруженное противостояние с Западом. С учетом этого внутренние войска МВД России, на которые возлагается участие в выполнении задач территориальной обороны, как, впрочем, и возможное привлечение к ведению боевых действий на линии фронта, как это было не единожды в годы Великой Отечественной войны, должны быть готовы к новым явлениям в вооруженной борьбе в XXI веке.
Оценивая характер вооруженной борьбы, следует ожидать, что на стороне вероятного противника будет превосходство в количестве и качестве вооружения и военной техники, господство в информационной сфере, в космосе, в воздухе и на море.
Вместе с тем мощные современные средства вооруженной борьбы становятся «палкой о двух концах». С одной стороны они позволяют достигать самых решительных стратегических целей в относительно короткие сроки, с другой – разрушительные последствия применения данного оружия (даже без применения ядерного) могут свести на нет результаты его применения, так как потребуются значительные финансовые и материальные вложения в восстановление инфраструктуры, если это вообще будет возможно.
Все это побуждает государства Запада пересмотреть свои позиции в применении военной силы и изменить способы ведения вооруженной борьбы и войны в целом. Целью их действий становится принуждение противника к принятию навязываемых ему условий. Именно поэтому в последнее время распространяется стремление ввести исключительно выгодные для себя ограничения применения военной силы по следующим основным показателям:
ограничение театра военных действий по пространству границами государства – жертвы агрессии и безусловное недопущение ответного применения военной силы на своей территории (все военные конфликты с участием США и НАТО);
ограничение вооруженного противоборства по сферам вооруженной борьбы – борьба в воздухе и в космосе, в информационной сфере и уклонение от ведения открытой вооруженной борьбы группировками сухопутных войск (война в Югославии 1999 г.);
ограничение вооруженной борьбы по способам ее ведения – вызов противников на открытую вооруженную борьбу в сферах с гарантированным успехом США и их союзников и навязывание общественному мнению представлений о недопустимости партизанских, диверсионных и других асимметричных способов ведения войны, называя это терроризмом (война в Ираке и Афганистане);
ограничение вооруженной борьбы по средствам ее ведения – недопущение применения ядерного и так называемого оружия бедных – химического, биологического и других относительно дешевых видов оружия массового поражения, стремление вывести из вооруженной борьбы противопехотные мины, а также простые и эффективные минно-взрывные средства (например, из Сирии вывезено и уничтожено все химическое оружие).
К другим характерным чертам вооруженной борьбы, которые выявлены на основе изучения уже произошедших вооруженных конфликтов и войн в целом относятся:
ужесточение характера локальных конфликтов, целью которых может стать полное уничтожение государственной системы противника;
стирание граней между состоянием войны и мира, в результате чего вооруженная борьба ведется чаще всего без открытого объявления государствами состояния войны;
ход вооруженной борьбы будет протекать по сценариям и правилам, диктуемым стороной, в наибольшей степени подготовленной к реализации на практике самых передовых достижений в военной и технологической областях. При этом вооруженная борьба все больше будет приобретать со стороны агрессора коалиционный характер;
заблаговременное создание ударных группировок для нанесения упреждающих ударов с решительными целями и, соответственно, сведение к минимуму продолжительности угрожаемого периода;
смещение акцентов вооруженной борьбы в воздушно-космическое пространство и другие.
Новые подходы к ведению вооруженной борьбы предполагают формирование новых военных концепций. Существенную опасность для Российской Федерации представляет принятая военно-политическим руководством США концепция «превентивного сдерживания», которая основным из требований к перспективному облику вооруженных сил определяет способность нанесения «быстрого глобального удара».
Понятие «быстрый глобальный удар» подразумевает способность вооруженных сил США выполнять операции с беспрецедентной скоростью, при этом речь идет не столько о скорости принятия решения о начале войны, сколько о скорости действий в рамках ведения этой войны.
Особо следует подчеркнуть, что эта способность должна быть реализована и в условиях противодействия мощной интегрированной системы ПВО противника, что с достаточной определенностью позволяет предопределить страны, являющиеся потенциальными целями такого удара (прежде всего, это – Россия).
Требования «быстроты» и «решительности» действий вооруженных сил, характерные для нанесения «глобального удара», легли также в основу концепции «быстрых решительных операций», которая заняла в последние годы одно из основных мест среди разрабатываемых концепций объединенных боевых действий.
Второй сценарий («Умеренная глобализация») развития обстановки в мире отражает возможное направление перехода от преимущественно однополярной системы международных отношений к многополярному миру, которая должна обеспечить большую свободу выбора в экономическом и политическом развитии отдельных стран и региональных объединений.
При реализации данного сценария Россия имеет шанс закрепиться на позициях мирового военно-экономического лидера, но только в том случае, если окажется в состоянии играть роль консолидирующего центра интеграционных процессов Евразийского экономического сообщества, который мог бы объединить ряд государств не только на постсоветском, но и в региональном пространстве.
Третий сценарий («Возрастание роли регионов») подразумевает доминирование экономических систем регионального масштаба без ярко выраженных мировых центров, что в принципе противоречит главным тенденциям развития современной мировой экономики, а именно ее централизм и взаимозависимость.
В случае реализации данного сценария Россия будет вынуждена или формировать собственную зону экономического влияния на постсоветском пространстве или, если окажется не в состоянии консолидироваться для решения данных задач, может стать ареной открытой экспансии со стороны региональных группировок, либо примкнет к одной из них.
Четвертый сценарий («Сползание в хаос») объединяет в себе несколько сценариев катастрофического развития военно-политической обстановки, ведущих к неуправляемым (неконтролируемым) процессам, смене (свержению) законной власти. Данный сценарий может быть спровоцирован различными факторами, как например:
усиление террористической деятельности до масштабов, при которых экономика крупнейших центров современного мира может впасть в коллапс;
разного рода природные аномалии и ряд других.
Развитие этого сценария подразумевает полную непредсказуемость ситуации. В то же время не исключается возможность провоцирования этого сценария определенными силами, о чем говорит широкомасштабная разработка в государствах Запада «теории управляемого хаоса».
Но при любом из вышеназванных вариантов, прежде всего при первом (жесткая глобализация) и четвертом (сползание в хаос), могут сложиться условия, при которых возможно определенные силы будут пытаться спровоцировать «цветную революцию» в том или ином ее виде в Российской Федерации.
Следует отметить, что во внутренних войсках МВД России проводится работа по исследованию вооруженных конфликтов и «цветных революций» последних десятилетий, которые являются основным дестабилизирующим фактором общественно-политической и социально-экономической обстановки в различных государствах мира. Обучаемые внимательно слушают, при необходимости задают вопросы, при поступлении вопросов в свой адрес отвечают.
2.История и механизмы возникновения цветных революций.
45 минут Данный учебный вопрос довожу методом устного изложение учебного материала с последующим обсуждениям изучаемого материала.
«Цветные революции» являются декларируемым ненасильственным, бескровным (либо с минимальным количеством жертв) государственным переворотом, управляемым извне при помощи специальных международно-политических технологий. Эти технологии были выработаны США и их союзниками и направлены на дестабилизацию и смену власти в самых различных странах без прямого насилия или с минимальным его использованием.
«Цветные революции» получили распространение в конце 1980-х гг. в Восточной Европе и привели к резкому уменьшению влияния Советского Союза в этом регионе. Чуть позже, под влиянием продолжавшихся в странах Организации Варшавского Договора переворотов, распался и сам СССР. Следующей после Советского Союза целью стала Югославия, которая в процессе «бульдозерной» революции и вооруженного конфликта была расколота на множество мелких государств, ни одно их которых сегодня не обладает серьезным влиянием на Балканах.
Спустя несколько лет «цветные революции» начали происходить в Содружестве Независимых Государств («оранжевая» – на Украине, «революция тюльпанов» – в Киргизии, «революция роз» – в Грузии).
В 2010–2011 гг. «цветные революции» перешли в вооруженные конфликты в ряде арабских стран. В результате «Арабской весны» в Ливии было свергнуто законное правительство во главе с Муаммаром Каддафи, а Сирия погрузилась в хаос и полномасштабную гражданскую войну.
К неудачным попыткам (или провалам) «цветных революций» можно отнести действия оппозиции в Азербайджане, Беларуси, Армении и Молдавии.
Но самой яркой попыткой организации «цветных революций» стал Евромайдан на Украине.
«Цветные революции» являются в большей степени политическими, чем социальными. Предлогом для них обычно становится несогласие руководства оппозиции с итогами парламентских или президентских выборов, а также любое, даже малозначительное, действие властей, направленное на поддержание общественного порядка и воспринимаемое оппозицией как незаконное и превышающее необходимые рамки для обеспечения правопорядка и общественной безопасности в их понимании. В случае успеха «цветные революции» приводят, как правило, к смене руководства страны, но не общественного строя. Исключением можно считать общественно-политические преобразования в ряде стран социалистического лагеря Восточной Европы в конце ХХ столетия.
К причинам, а в большей мере – поводам, по которым революционные движения могли развернуться в странах, вставших на путь демократического развития еще в начале 1990-х годов, сторонники этих процессов относили то, что в их государствах население несвободно, отсутствует свобода слова, не происходит социального развития, не поднимается уровень жизни. Такой комплекс причин вполне может служить основанием для социального возмущения любой формы. Однако в большинстве случаев жизнь людей в государствах, переживших «цветную революцию», не изменилась к лучшему, путь нового социального, экономического и политического развития не был найден, если не сказать более – государства оказывались разваленными, а общество – расколотым. Поэтому их стоит рассматривать исключительно как проявление сетевых технологий в современном информационном и геополитическом противостоянии.
Опыт прошедших в первом десятилетии XXI столетия «цветных революций» показывает, что процесс их подготовки в разных странах и алгоритм их проведения хотя и имеют общие черты, но могут существенно отличаться.
Первый сценарий предполагает готовящийся правящей элитой неожиданный переворот, приуроченный к выборам и последующему организованному кризису легитимной власти (представители этой же элиты являются оппонентами по выборам). Он характерен для Грузии, Украины и Киргизии.
Второй сценарий представляет собой заговор части правящей элиты в отношении ее формального лидера и/или другой части правящей элиты (клана и т.п.). Он был апробирован на Украине и в Грузии.
Третий сценарий предполагает своеобразный экспорт революции из периферии в столицу, организованный совместными усилиями столичных и региональных элит. Особенно характерен этот сценарий для Украины, где киевский Евромайдан в течение трех месяцев подпитывался радикально настроенными отрядами из Западной Украины, подготовку которых спонсировали спецслужбы западных стран.
Четвертый сценарий – «революция вдогонку». Представители части элиты в данном сценарии пользуются результатами охвативших страну беспорядков, связанных прямо или косвенно с деятельностью главы государства и правительства или же с какими-либо иными факторами. Они возглавляют революцию, выдвигая вместе с восставшими требования о «демократизации» и смене политического режима, переводя конфликт в необходимую политическую плоскость.
Важным аспектом «цветных революций» является акцентирование внимания на «ненасильственных действиях». Все они совершаются при показном декларируемом минимальном уровне насилия. Постоянно говорится о необходимости не поддаваться на провокации и не проявлять агрессии. Хотя, по сути, «цветная революция» – типичное насилие, где вместо огнестрельного оружия используется толпа – масса невооруженных людей, которая, сама по себе обладает большой пробивной и разрушительной силой. Элитные группы и олигархи, стремящиеся к политической власти и легализации своих состояний, как правило, поддерживают новую революцию.
В ходе действий оппозиционерами заранее создаются ударные группы из экстремистов. Боевики имеют четкую структурированную организацию, знают своих лидеров, обмениваются опытом, а в моменты смены власти участвуют в активных действиях. Эти организации, подразделяющиеся на боевые группы, являются зачатками будущей «гвардии» – структуры, обеспечивающей охрану демонстраций и штабов, возможность физического противостояния силовым структурам, организацию транспорта, связи, снабжения. При этом арсенал вооружения боевых групп может быть очень разнообразен – от металлических прутов и бейсбольных бит до огнестрельного оружия. Эти силы хорошо финансируются, и именно они предназначены для организации и проведения массовых протестных мероприятий. Ярким примером такой организации является «Правый сектор» на Украине.
Не меньшее значение имеют всевозможные подпольные и легальные «кружки» по свержению власти, которые не вооружаются битами и «коктейлями Молотова», а действуют иначе. Они сильны именно налаживанием организации протеста, путем использования, в том числе, Интернет-ресурсов и СМС-сообщений. Достаточно вспомнить, что в декабре 2011 – феврале 2012 г. в Москве на Болотной площади и проспекте Академика Сахарова именно социальные сети позволили достаточно эффективно организовать и собрать в определенное время в назначенном месте «несогласных». Залог успеха или, наоборот, провала «цветной революции» во многом зависит от того, кто контролирует и как использует информационные технологии. При этом исход политической борьбы в сфере информационных технологий определяется не столько количественным соотношением объема вещания, сколько качеством вещания, умением захватить и убедить аудиторию.
«Цветные революции» показали, насколько средства массовой информации могут легко манипулировать людьми. Сознательная и хитроумная манипуляция организованным общественным мнением и привычками масс становится на данном этапе истории самым эффективным способом достижения своих целей.
Прекрасным примером тому служит информационная война против законного президента Украины Виктора Януковича. При этом с первых же дней Евромайдана именно Россию США и Евросоюз обвиняли в дестабилизации обстановки в стране, а в последующем и в агрессии против Украины. Катастрофа малайзийского Боинга, расследование причин которой демонстративно затягивалось и в которой до сих пор не найдены виновные, стала причиной очередного ужесточения как политических, так и экономических санкций против России.
Для психологического давления на сотрудников правоохранительных органов организаторы беспорядков часто используют граждан как живой щит. Толпа, состоящая из женщин, детей, студентов и прочих мирных «борцов за свободу», деморализует силовые структуры. По сути, это является методом из арсенала террористов. Только здесь, вместо классического взятия в заложники, речь идет о добровольном и целенаправленном самозахвате толпой себя в заложники ситуации. Жизнь и здоровье этих людей становятся рычагом воздействия оппозиционных сил на руководство государства.
Важнейшим фактором победы «цветных революций» является финансирование за счет заинтересованных зарубежных лиц и организаций, а также части местной бизнес-элиты. Например, администрация США открыто признала, что в события на Украине, приведшие к антиконституционному перевороту в феврале 2014 г., Соединенные Штаты инвестировали более 5 млрд. долларов, не считая финансовой помощи от американских общественных организаций.
Следует отметить, что «цветные революции» в странах СНГ оказывались удачными, если их лидерами становились высокопоставленные чиновники, которые покинули исполнительную власть не ранее, чем один избирательный цикл назад. Так, лидерами «оранжевой» революции 2004 г. на Украине стали бывший премьер Виктор Ющенко и бывший вице-премьер правительства Юлия Тимошенко. Лидерами революции в Киргизии – бывший премьер КурманбекБакиев и экс-глава МИД Роза Отунбаева. Лидерами «революции роз» в Грузии – бывший министр юстиции Михаил Саакашвили, а также занимавший пост главы парламента Зураб Жвания, рассматривавшийся незадолго до этого как возможный преемник президента Эдуарда Шеварднадзе. Нельзя забывать и о том, что нынешний президент Украины Петр Порошенко в 2009–2010 гг. занимал пост министра иностранных дел в правительстве Виктора Януковича.
Важным фактором победы «цветных революций» являлось наличие у оппозиции серьезной поддержки в одном из регионов страны. Для «оранжевой» революции и Евромайдана на Украине таким регионом стал запад страны, а для «тюльпановой» революции в Киргизии – юг. Часто поиску региональной опоры для действий оппозиции способствовало культурно-историческое различие регионов. При этом ядром актива для уличных акций подчас становились националисты, а в руководстве оппозиции тон, как правило, задавали либеральные политики, не чуждые националистических идей.
Обычно «цветные революции» связывают с деятельностью зарубежных неправительственных организаций. Отрицать их влияние на развитие событий на постсоветском пространстве нельзя, поскольку именно оттуда шло и идет финансирование всех «цветных революций».
В настоящее время существуют различные предположения политических и общественных деятелей о том, что необходимо сделать для предотвращения «цветных революций». В чем же были основные ошибки руководителей государств – жертв этих событий?
Так, во внешнеполитической сфере должна была вестись более целенаправленная работа с политическими элитами постсоветского пространства и стран бывшего Варшавского договора и переосмысление роли и значения друзей и союзников в современных условиях. К примеру, позиция некоторых из них в условиях украинского кризиса и прессинга со стороны США, НАТО и ЕС оказалась предательской по отношению к России.
Следует извлечь уроки из анализа событий в Киеве в части, касающейся внешнего вмешательства в противостояние власти и оппозиции. Ошибкой Виктора Януковича можно считать то, что он вовремя не приостановил деятельность различного рода неправительственных организаций, не запретил зарубежным официальным лицам принимать участие в любых антиправительственных акциях, что должно было рассматриваться как вмешательство во внутренние дела и нарушение суверенитета государства.
В вопросах социально-экономической сферы особое внимание должно обращаться на материальное благополучие населения и выполнение всех взятых на себя правительством социально-экономических обязательств. Анализ «цветных революций» показывает, что их начало и проведение было успешным в государствах, испытывающих экономические и социальные трудности. Недовольство населения государственными структурами и политическими руководителями, не выполняющими свои предвыборные обязательства, становится толчком к возникновению массовых мероприятий, которые в последующем могут быть использованы идеологами «цветных революций» в своих интересах. Хотя это не всегда является основанием для мотивации переворота – примером может служить социальное благополучие Ливии до 2010 г.
В информационной сфере правительство не имело шансов на успех если своевременно не вводило жесткий контроль за средствами массовой информации и интернет-сайтами, которые пропагандируют идеи сепаратизма, экстремизма, терроризма, а также действия, направленные на свержение существующего государственного строя. Как показывает практика, именно через них происходит вербовка лиц, которые в будущем могут стать движущей силой «цветной революции». Особое внимание следовало уделять социальным сетям, при помощи которых в течение нескольких часов небольшая группа протестующих может превратиться в толпу, требующую свержения государственного строя. Информационное противоборство должно носить активный характер, защищающий интересы государства.
В военной сфере особое внимание предлагается уделить законодательному обоснованию действий силовых структур, которые в ходе «цветных революций» представляют собой основную силу, противостоящую беспорядкам. В каждой из «цветных революций» наступал момент, когда никакие переговоры, невоенные меры не могли разрешить ситуацию и только применение военной силы в рамках законности оставалось последней возможностью остановки террористов и экстремистов. Обучаемые внимательно слушают, при необходимости задают вопросы, при поступлении вопросов в свой адрес отвечают.
III Заключительная часть
5 минут -Напоминаю тему, цели, учебные вопросы;
-Отвечаю на возникшие в ходе занятия вопросы;
-Отмечаю лучших;
-Даю задание на самостоятельную подготовку;
-Заканчиваю занятие. Обучаемые при возникновении вопросов задают их.

Существует такой упрощенный взгляд на майдан, как на продукт госдепа. Вот придумали в госдепе и ЦРУ майдан и осуществили.

Но без капиталистов, рвущихся к власти, без националистов, без боевиков, без так называемой «пятой колонны» осуществить майдан было бы невозможно.

Потому что ЦРУ и госдеп – это внешние силы, а прочное цельное государство внешним силам просто так не пробить.

Однако я все-таки думаю, что России майдан не грозит.

Нужна трещинка, чтобы вбивать в нее клин, раскалывать, заливать вовнутрь яд псевдодемократии, псевдосвобод, финансировать различные общественные организации, которые потом выведут на майдан тысячи активистов, а в решающий момент – сотни боевиков.

Трещинки есть в любом государстве.

В истории любой страны есть какие-то внутренние конфликты, споры, передряги, всегда есть какая-то часть общества, которая видит свое государство иначе, чем оно есть сейчас. Всегда кто-то из элиты неудовлетворен своим положением, хочет большего, всей полноты власти.

И вот здесь проявляется способность власти работать с противоречиями внутри страны и ликвидировать угрозы.

Если правительство знает о проблемах и грамотно работает с ними, то расколоть государство извне очень сложно.

Госдеп, ЦРУ и другие внешние силы могут сколько угодно лить яд в трещины, но здоровое государство на каждый вид яда выработает противоядие и перекроет каналы вливаний. Любой клин, вбиваемый извне, будет откушен и переработан на опилки, а опилки будут розданы населению, чтобы сыпать их в лотки домашним животным.

Чтобы вырабатывать противоядия, перекрывать каналы вливаний и ломать внешние клинья, у государства есть спецслужбы, общественные организации и патриотические институты. Вернее, должны быть.

Этим как раз и отличается здоровое государство от больного. Здоровое государство способно эффективно противостоять внешнему влиянию, по крайней мере культурному и идеологическому. С финансовым влиянием сложнее, поскольку экономические возможности США несопоставимы с возможностями большинства стран. Но одних только денег для раскола крепкого государства недостаточно.

Государство – это организм.

Борьба за власть, за сохранение или раскол государства, конечно, имеет отличия от обычных инфекций. Это в первую очередь борьба людей. Кто более мотивирован, кто сильнее, тот и победит. Если защитники действующей власти хорошо организованы и мотивированы, то они ликвидируют любую внешнюю угрозу, если нет – тогда увы.

Действующая власть в здоровом государстве имеет большое преимущество, потому что работает на своей территории, обладая огромным ресурсом спецслужб, местных органов и ресурсом общества, у которого пользуется поддержкой. Если пользуется.

Тут и кроется ответ на вопрос, как стал возможен майдан на Украине и как вообще случаются цветные революции в разных странах.

Действующая власть на Украине за 23 года независимости потеряла доверие и утратила свой ресурс. Не только общественный, но и административный. Оказалась разъедена коррупцией до того, что президенту перестали подчиняться структуры государственной и муниципальной власти.

Где проходил майдан? В центре Киева. Возможно ли было провести его без участия муниципальных властей? Конечно, нет.

Когда мэром Киева стал Кличко, в течение двух месяцев городские службы благополучно убрали палатки, а милиция помогла обеспечить это мероприятие. Вот вам живой пример действия муниципальной власти.

Как собирали на майдан? Через телеканалы. Привозили на автобусах. Платили деньги. Поили чаем со стимуляторами.

Где были спецслужбы? Где был наркоконтроль? Где была милиция?

Когда к власти после майдана пришли Яценюк и Порошенко, очень быстро оказались заблокированы российские телеканалы, никакой антимайдан в Киеве стал невозможен. А почему при Януковиче был возможен майдан?

Можно ли было заблокировать доставку активистов автобусами из других городов? Конечно, можно.

Можно ли было взять пробы чая и поднять шум, что на майдане спаивают народ, переключить внимание общества на вопрос, какими методами достигается «патриотическая атмосфера майдана»? Конечно, можно.

Можно ли было установить посты и заблокировать подвоз покрышек и горючих смесей? Конечно, можно.

Можно ли было вычислить организаторов и арестовать их? Тоже можно.

Почему жнее ничего этого не было сделано?

Потому что организаторы майдана получили контроль над местной властью, милицией и даже спецслужбами.

А как они получили такой контроль? Купили!

Государство, глубоко пораженное коррупцией, оказывается беззащитно перед частным капиталом. В таком государстве становится возможен массовый подкуп чиновников в самых разных ведомствах.

Когда в государстве действует повсеместный подкуп чиновников, становится невозможно выдать поручение на ограничение доставки активистов на майдан, невозможно перекрыть подвоз покрышек, невозможно приостановить вещание телеканала, даже если через него распространяются призывы к государственному перевороту.

Государство, глубоко пораженное коррупцией, можно сравнить с автомобилем на льду, управление которым становится практически нереальным. Малейший толчок извне – и автомобиль сперва идет юзом, а затем летит в кювет.

Чем выше уровень коррупции в государстве, чем выше уровень морального разложения элиты и чиновников, тем проще и дешевле можно организовать переворот.

Финансовые возможности США велики, но не безграничны.

Нужно понимать, что США не могут бросать на организацию переворотов суммы, сопоставимые с ВВП стран, в которых организуются эти перевороты. Во-первых, стран много и если на каждую бросать сотни миллиардов, то даже экономика США не выдержит таких затрат. А во-вторых, тратить на переворот суммы, сопоставимые с ВВП «переворачиваемых стран», просто невыгодно, это может не окупиться никогда.

США могут позволить себе затраты в несколько миллиардов, в некоторых случаях – несколько десятков миллиардов на каждый переворот. Но не более того.

И если государство эффективно использует свой ресурс и коррупция не превышает критический уровень, то никакого переворота у госдепа и ЦРУ не выйдет.

Это как в физике – если на объект действуют две силы, то двигаться он будет в направлении большей из сил. Если ресурс государства больше, чем США выделяют на переворот в нем, а также если этот ресурс используется эффективно – переворот невозможен.

А еще есть «внефинансовый» фактор – идеи.

Всегда существует часть общества, готовая сражаться за идею, для нее деньги – только средство реализации своих идей. На Украине такой частью общества являются бандеровцы. Но готовых идти на баррикады среди них не так много. Большинство не идут дальше бравирования в соцсетях и быстро разбегаются от малейшей угрозы своим нежным и горячо любимым попкам.

Поэтому для защиты от угроз, исходящих от немногочисленной идейной части оппозиции, опять же нужны спецслужбы, не слишком пораженные коррупцией.

Теперь подведем промежуточный итог. Для организации цветной революции внешними силами и рвущимся к власти капиталом нужно следующее:

1. Высокий уровень коррупции в стране.
2. Утрата доверия к действующей власти со стороны общества.
3. Потеря управляемости государственным аппаратом.
4. Выход муниципальных служб в столице из подчинения властей.
5. Слабость или отсутствие государственной идеи.

Тема № 4: «Цветные революции – угроза международной безопасности. История и механизмы возникновения».

Учебные вопросы:

1. Понятия гибридных войн.

2. Секреты «цветных революций».

Учебный вопрос.

Понятия гибридных войн.

Практика многих конфликтов современности, некоторые научные разработки позволяют рассматривать цветные революции в качестве важной составной части войн нового типа, которые чаще всего определяются как гибридные войны. В общем случае под гибридом (от лат. hibrida, hybrida – помесь) понимается организм или клетка, полученные вследствие скрещивания генетически различающихся форм.

В военно-политическом контексте понятие «гибридная война» может объединять широкий диапазон действий, осуществляемых противником с использованием военных и иррегулярных формирований с одновременным привлечением гражданских компонентов. В работах экспертов встречается близкое к этому понятие «войны управляемого хаоса», использование которого, как представляется, требует более четкого научного обоснования.

Широкое распространение получает также понятие «гибридные угрозы», которые определяются как угрозы, создаваемые противником, способным одновременно адаптивно использовать традиционные и нетрадиционные средства для достижения собственных целей.



Конфликты нового типа

Стратегии гибридных войн и рекомендации по противостоянию гибридным угрозам в течение последних лет разрабатываются в США и НАТО, при этом делается вывод о принципиальных изменениях в характере войны. Суть изменений сводится к усилению влияния на подготовку, ход и исход гибридной войны как военной, так и иррегулярной составляющих контингента с одновременным привлечением потенциала гражданских компонентов.

Сегодня из научных статей понятия «гибридных войн и угроз» «перекочевывают» в некоторые официальные и рабочие документы США и НАТО. Например, в пункте 13 Итоговой декларации саммита НАТО, состоявшегося в Шотландии в начале сентября с.г., впервые на высоком официальном уровне говорится о необходимости готовить альянс к участию в войнах нового типа – гибридных войнах (hybrid warfare). По мнению специалистов альянса, такие войны включают в себя проведение широкого спектра прямых боевых действий и тайных операций, осуществляемых по единому плану вооруженными силами, партизанскими и другими иррегулярными формированиями при участии различных гражданских компонентов.

В интересах совершенствования способности союзников противостоять новым гибридным угрозам (hybrid warfare threats) в документе содержится требование наладить тесную координацию между министерствами внутренних дел, привлекать силы полиции и жандармерии для пресечения нетрадиционных угроз, связанных с пропагандистскими кампаниями, кибератаками и действиями местных сепаратистов. Проведение учений для отработки действий в гибридной войне называется одним из приоритетов альянса. В Латвии, в частности, для целей подготовки и координации таких учений создан специальный центр (Strategic Communications Centre of Excellence).

Понятие «гибридные угрозы» объединяет широкий диапазон враждебных обстоятельств и намерений, таких как кибервойна, сценарии асимметричных конфликтов низкой интенсивности, глобальный терроризм, пиратство, незаконная миграция, коррупция, этнические и религиозные конфликты, безопасность ресурсов, демографические вызовы, транснациональная организованная преступность, проблемы глобализации и распространение оружия массового уничтожения (ОМУ). В концепции НАТО, получившей название «NATO"s Bi-Strategic Command Capstone Concept» (2010), гибридные угрозы определяются как угрозы, создаваемые противником, способным одновременно адаптивно использовать традиционные и нетрадиционные средства для достижения собственных целей.

Таким образом, для задач обеспечения национальной безопасности России в современных условиях важно учитывать возможность адаптивного и систематического использования одной из упомянутых или каких-то других угроз или комбинации нескольких из них противником, который преследует долговременные политические цели. Таким противником может быть отдельное государство, международная организация или группа заинтересованных стран, а также некоторые негосударственные акторы.

Оборона и наступление

Важным шагом альянса по подготовке к войнам нового типа является решение о формировании в составе Сил первоначального задействования (СПЗ) общевойсковых Сил быстрого развертывания (СБР) Very High Readiness Joint Task Force, находящихся в 48-часовой готовности к действию. Наряду с подразделениями сухопутных войск, авиации и флота, в их составе планируется иметь силы специальных операций.

Комплексный состав СБР позволяет предположить, что это формирование может привлекаться для решения двух принципиально разных задач. Одна из них будет заключаться в предотвращении диверсионно-разведывательных действий противника в угрожаемый период (если он будет), борьбе с иррегулярными формированиями на собственной территории. Другая задача может состоять в организации подрывной работы на территории противника за счет создания иррегулярных сетевых структур с привлечением заранее созданных людских и материальных ресурсов.

Наши отечественные специалисты (например, Ю.Н. Балуевский и М.М. Хамзатов в статье «Глобализация и военное дело», опубликованной в «НВО» № 27 за 2014 год) также предупреждают, что сегодня военные действия изначально предполагают согласованные точечные воздействия по ключевым элементам системы национальной безопасности противника на всей его территории разновидовыми (разноведомственными) тактическими группировками, управляемыми из единого стратегического центра. При этом тактическими единицами могут быть не только регулярные части и подразделения, но и разнотипные иррегулярные воинские формирования, и ЧВК, и даже сугубо гражданские структуры (например, организации из области высоких технологий).

Следует отметить, что стратегия гибридных войн разрабатывается на Западе в течение ряда лет (примерно с начала 90-х годов прошлого века), однако до сих пор нет четкого единого определения такой войны. Наряду с предложенным выше определением, в общем виде гибридной войной называют, например, вид партизанской войны, который объединяет современные технологии и современные методы мобилизации. Гибридная война определяется также как основной метод действий в асимметричной войне, ведущейся на трех выборочных видах поля боя: среди населения конфликтной зоны, населения в тылу и международного сообщества.

Гибридную войну можно определить и как совокупность заранее подготовленных и оперативно реализуемых государством действий военного, дипломатического, информационного характера, направленных на достижение стратегических целей. При этом важно отметить, что для гибридной войны нет необходимости разрабатывать новые системы оружия и военной техники, достаточно уже имеющихся в наличии.

Гибридная война включает в себя реализацию комплекса гибридных угроз различного типа: традиционные, нестандартные, масштабный терроризм, а также подрывные действия, в ходе которых используются различные, нередко инновационные технологии для противостояния превосходящей военной силе. Это могут быть, например, массированные кибератаки, действия в энергетической сфере и др.

Фактор цветных революций

Отдельное место в списке инновационных подрывных технологий занимают цветные революции (технологии управляемого хаоса). По мнению автора, политическим реалиям современности вполне соответствует формулировка, предложенная политологом Андреем Манойло: цветная революция – это «технология организации государственного переворота в условиях искусственно созданной политической нестабильности, когда давление на власть осуществляется в форме политического шантажа, а основной движущей силой таранного удара по власти выступает специально организованное молодежное протестное движение». Можно добавить, что от политического шантажа противоборствующие стороны переходят к силовым мерам воздействия, реализация которых может привести к развязыванию в стране гражданской войны, в ходе которой применяются технологии упомянутой выше гибридной войны.

Комплекс гибридных угроз формируется по заранее определенному стратегическому замыслу и воздействует на широкий спектр военных и гражданских целей противника, включая население страны-мишени. Конечная цель состоит в подрыве совокупной мощи государства, позиций и влияния правительства внутри страны и на международной арене. Таким образом, в отличие от других видов угроз комплекс гибридных угроз ориентируется строго на выбранный объект воздействия (конкретную страну-мишень), имеет четко определенный формат и заранее определенную конечную цель и представляет собой ядро стратегического замысла операции. Успешная реализация комплекс угроз зависит от наличия источника, способного обеспечить необходимые силы и средства, а также возможности доступа к ним. Такой синергетический эффект применения гибридных угроз обусловливает их особую опасность для всей системы обеспечения национальной безопасности страны.

Комплекс гибридных угроз обладает рядом характеристик, обеспечивающих его эффективное применение на всех этапах гибридной войны. Такой комплекс обладает гораздо большей разрушительной силой, чем простая сумма входящих в него угроз. «Кумулятивный эффект» от воздействия угроз этого вида обеспечивается реализацией системы комплексных и взаимозависимых подготовительных и исполнительных мероприятий, связанных с координацией деятельности значительного количества участников, действующих на территории страны-мишени и за ее пределами. Успеху способствует умелое использование факторов, обусловливающих высокую динамику развития обстановки и придания процессам необходимой направленности с использованием как невоенных, так и военных решений. В основе стратегии гибридных войн лежит целенаправленная работа по прогнозированию и стратегическому планированию.

Для организации противодействия важно заранее определить меры по обеспечению национальной безопасности и координации усилий по противодействию угрозам с международными организациями, например, с ООН, ОБСЕ, ОДКБ или ШОС, поддержка со стороны которых чрезвычайно важна для обоснования легитимности действий отдельной страны или группы государств. Весьма существенным является заранее обретенный международный консенсус в вопросе, какие действия могут считаться агрессией, например, в контексте возможного кибернападения, определения его источника и законных мер противодействия. Или как соотносятся вопросы обеспечения энергобезопасности с правом суверенного государства распоряжаться принадлежащими ему природными ресурсами. Особенно актуальной является задача выработки таких видов консенсуса в рамках ОДКБ и ШОС.

К числу наиболее важных характеристик гибридных угроз можно отнести:

– источники угроз – государство, террористическая организация, структуры транснациональной организованной преступности, олигархические кланы;

– состав угроз, который определяется возможностями и целями того, кто их формирует, а также уязвимыми местами объекта воздействия;

– масштаб или размах угроз, определяющий границы зоны их воздействия, которые зависят от количества и доступности объектов угроз, а также возможностей их предварительного вскрытия и изучения.

Комплексный характер гибридных угроз усложняет задачу вскрытия их источника, который, как правило, является анонимным. Создаваемая таким путем неопределенность позволяет существенно замедлить целенаправленную ответную реакцию со стороны страны, подвергшейся нападению, или международного сообщества.

Хотелось бы отдельно остановиться на наличии прямой связи технологий гибридных войн и цветных революций, которые взаимно дополняют друг друга.

Как правило, цветная революция представляет собой начальный этап гибридной войны. В дальнейшем события развиваются в рамках алгоритма адаптивного применения силы, когда мирные демонстрации оппозиции постепенно перерастают в жесткую конфронтацию с властями, вплоть до свержения правительства и гражданской войны. На каждом из этапов гибридной войны задействуется набор соответствующих гибридных угроз.

Борьба с новой угрозой

Целенаправленный характер и высокая динамика перехода гибридных угроз из категории потенциальных к реально действующим требуют тщательной предварительной проработки на государственном уровне мер по противодействию.

При этом, как представляется, важно иметь в виду следующие обстоятельства:

– в прошлом СССР, а затем Российская Федерация и ее союзники оказались достаточно уязвимыми для применяемых Западом подрывных технологий управляемого хаоса;

– в настоящее время разработаны и внедряются инновационные адаптивные технологии гибридных войн и гибридных угроз, представляющие угрозу национальной безопасности России;

– в рамках нормативно-правовой базы существующих организаций по обеспечению коллективной безопасности (ОДКБ) и в национальных законодательствах стран-участниц целесообразно дополнительно предусмотреть положения, позволяющие оперативно определить союзника, подвергающегося агрессии с применением нетрадиционных угроз в виде гибридных подрывных технологий, и оказать ему необходимое содействие;

– важной задачей России и ее союзников является понимание опасности и заблаговременная выработка адекватных мер противодействия. В системе обеспечения национальной безопасности страны важно своевременно вскрыть места, уязвимые для этого вида угроз, а также провести анализ с целью определить возможный состав гибридных угроз, которые могут быть сформированы для воздействия;

– принимаемые в этой сфере меры должны осуществляться в общем русле подготовки страны и Вооруженных сил ко всему спектру возможных конфликтов современности.

С учетом упомянутых обстоятельств необходимо научно-практическое обоснование влияния глобализации, особенностей внутренней обстановки в России и странах-союзницах на возможные способы применения гибридных угроз. Особое внимание следует уделить вскрытию уязвимых мест для применения этих технологий и выработке превентивных мер противодействия развязыванию гибридных войн против России и ее союзников. Меры по противодействию гибридным угрозам требуют взаимодействия с широким спектром партнеров – отдельными государствами и международными организациями, а также привлечения внутренних ресурсов, включая совершенную систему территориальной обороны, надежную защиту границ, а также привлечения бизнес-сообщества, образовательных учреждений, использования возможностей публичной дипломатии.

Необходимо выработать и внедрить в практику систему критериев и признаков, позволяющих оперативно, с использованием преимущественно количественных методов проводить оценку способности страны противостоять подрывной деятельности с целью исключить возможные попытки спровоцировать на территории России или отдельных ее частей гибридные войны.

Следует провести тщательный анализ уязвимых мест и возможного состава гибридных угроз, которые могут быть сформированы для воздействия против Российской Федерации в ходе гибридной войны.

Особое внимание должно быть уделено работе с молодежью, которая представляет собой первоочередной объект воздействия для технологов гибридных войн. На первом месте должны стоять задачи обеспечения ее занятости, вовлечения в работу организаций патриотической направленности, создания условий для занятий спортом, в том числе технологически продвинутыми видами спорта, например, авиационным и автомотоспортом. Серьезная угроза может быть связана с деятельностью неконтролируемых молодежных структур, например, организаций футбольных болельщиков-«фанатов», которые могут подпасть под влияние радикальной оппозиции или криминала.

Еще одним уязвимым местом может стать недостаточная культурная ассимиляция мигрантов, ведущая к созданию этнических анклавов в крупных городах и в регионах. Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет в рамках сетевой организации оперативно создавать с участием мигрантов мощные источники дестабилизации обстановки в различных районах страны.

При подготовке гибридной войны ее потенциальные участники заблаговременно объединяются в сеть, которая охватывает столицу, другие крупные города, а также регионы. При этом для сетевых форм управления подготовкой и развертывания действий характерно отсутствие единого центра, это полицентрические структуры. Сетевая организация имеет горизонтальную архитектуру, для которой в отличие от жесткой иерархической пирамиды присущи взаимосвязанность ячеек (групп) сети и непрерывный обмен информацией между ними в масштабе времени, близком к реальному. Это обеспечивает выживаемость и работоспособность всей структуры в хаосе гражданской войны, как, например, в Ливии и Сирии.

В современных условиях угроза развязывания гибридной войны против Российской Федерации и ее союзников приобретает вполне конкретные очертания. В США и в штабах НАТО разрабатываются соответствующие концепции, создаются необходимые силы и средства, продолжаются попытки обеспечить контроль и влияние на внутреннюю оппозицию с целью ее радикализации в нужный момент.

В этих условиях требует особого внимания своевременное вскрытие комплекса проводимых мероприятий по подготовке противника к гибридной войне, начиная от планирования первоначальных этапов ненасильственных действий и вплоть до перехода к жесткой силовой конфронтации.

В рамках таких мероприятий стороной-агрессором реализуются следующие шаги:

– поиск источников устойчивого финансирования протестного движения, а затем вооруженных формирований как со стороны внешних заинтересованных сил, так и с использованием внутренних возможностей;

– выявление протестных общественных групп, способных участвовать в планируемых акциях ненасильственного, а затем и силового характера, вплоть до гражданской войны;

– определение практических лозунгов, максимально приближенных к реальным требованиям протестных общественных групп, действия которых в итоге могут использоваться для делегитимации и слома существующей власти;

– определение политических объединений и подготовка лидеров, способных возглавить политический протест;

– подготовка в специализированных лагерях полевых командиров и боевиков для силовых акций, организация мобилизационных пунктов за рубежом и маршрутов перебросок наемников;

– обеспечение поддержки оппозиции и осуществление ее экспансии в регионы, прежде всего за счет координированного использования контролируемых оппозицией электронных отечественных и зарубежных СМИ. Немаловажное место отводится завоеванию поддержки со стороны международных организаций и международной общественности;

– организация сетевых структур управления подрывными действиями, снабжения, связи и мониторинга обстановки.

С учетом масштабов и реального характера угрозы успешное решение комплекса задач по обеспечению национальной безопасности России и ее союзников может быть достигнуто за счет консолидации общества, укрепления национальной обороны, развития связей с союзниками и партнерами, умелым использованием потенциала существующих конструктивных организаций обеспечения международной безопасности и решительным противодействием попыткам деструктивного влияния в сфере международных отношений.

Учебный вопрос.

Секреты «цветных революций».

В условиях глобализации мир не стал более стабильным и предсказуемым. Наоборот, его главными характеристиками стали турбулентность, состояние хаоса и возросший потенциал конфликтности. Важнейшим проявлением сжатия «тисков турбулентности»1 стали события, произошедшие в2011 году в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока.

Получившие название «арабские революции», эти события далеко не случайность, тем более - не стихийный протест «грезящих о демократии», а следствие реализации конкретных проектов по глобальному переустройству мира. Одним из спо-собов и технологий осуществления таких проектов являются «цветные революции» (ЦР), в зависимости от ситуации подаваемые как «оранжевые», «тюльпановые», «жасминовые» и т. п.

Это утверждение, к великому сожалению, не имеет ничего общего с модой на конспирологию. Оно базируется на конкретных фактах, о которых и пойдет речь. Ниже, не вдаваясь в анализ сложнейшего комплекса внутренних и внешних факторов, которые лежат в основе любых революций, остановимся на сути и технологиях ЦР как особого феномена протестного движения.

23 мая под эгидой Министерства обороны России начала работу III Московская конференция по международной безопасности. Около 300 официальных представителей военных ведомств (в том числе министры обороны ряда европейских и азиатских государств), пяти международных организаций и экспертов из более чем 40 стран приступили к обсуждению проблем, связанных с распространением «цветных революций», дестабилизирующих обстановку во многих регионах мира, последствий так называемой «арабской весны» на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также перспектив сохранения стабильности в Афганистане после вывода войск Международных сил безопасности.

На полях конференции состоялись двусторонние встречи министра обороны России генерала армии Сергея Шойгу с главами военных ведомств Ирана, Пакистана, Азербайджана, Сербии и Армении.

Тезисы выступления министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу на пленарном заседании конференции по международной безопасности по вопросу «Глобальная безопасность и региональная стабильность»

Рад приветствовать вас на конференции по вопросам международной безопасности. Для Министерства обороны Российской Федерации стало доброй традицией приглашать в Москву в мае ведущих экспертов неправительственных организаций в области безопасности.

Российское руководство уделяет большое внимание нашей с вами работе (глава военного ведомства огласил обращение Президента РФ к участникам и гостям конференции. - Ред.).

У нас вызывает удовлетворение растущий интерес к проводимому форуму. В этом году, в столь непростой ситуации, на конференции собралось около 300 гостей более чем из 40 стран и пяти международных организаций.

Сегодня мы предлагаем сосредоточить внимание на проблемах влияния так называемых «цветных революций» и региональных конфликтов на глобальную безопасность.

Феномен «цветных революций» становится существенным фактором дестабилизации обстановки во многих регионах мира. Под видом распространения демократии происходит навязывание народам чуждых ценностей.

Социально-экономические и политические проблемы отдельных государств используются для замены национально ориентированных правительств режимами, которые контролируются из-за рубежа. Они в свою очередь обеспечивают своим покровителям беспрепятственный доступ к ресурсам этих государств.

«Цветные революции» всё больше обретают форму вооружённой борьбы, разрабатываются по правилам военного искусства, при этом задействуются все имеющиеся инструменты. В первую очередь - средства информационной войны и силы специального назначения.

Для усиления эффекта может быть использована военная сила в полном объёме. Война против Сербии, удары по Ливии, вмешательство в конфликт в Сирии являются подтверждением этому.

В каждом конкретном сценарии поводы для внешнего вмешательства были разные, однако схема реализации универсальна: информационное воздействие - военное давление - смена политического руководства и изменение внешнеполитического и экономического вектора государства.

Если сменить власть в стране не удаётся, то создаются условия для вооружённого противостояния с целью дальнейшего «расшатывания» неугодного правительства.

Опыт «цветных революций» может быть применён в любом регионе мира. Такая схема уже опробована на Ближнем Востоке и Севере Африки.

Помним попытки реализовать концепцию «цветных революций» на пространстве бывшего СССР. В недавнем прошлом это были страны Центральной Азии и Грузия. Теперь - Украина. После силового отстранения от власти действующего президента при активном участии внешних сил страна скатилась практически к гражданской войне. В Европе искусственно создан очаг напряжённости. Его возникновение негативно повлияло и на глобальную безопасность. Сегодня схожие процессы происходят в Венесуэле, где законному руководству страны противостоит так называемая демократизированная оппозиция, подпитываемая из-за рубежа. Анализ показывает, что итоги «цветных революций» зачастую существенно отличаются от замысла их инициаторов. Результатом вмешательства становится долговременная дестабилизация. В региональное противостояние втягиваются приграничные страны.

Региональная нестабильность крайне негативно отражается на глобальной безопасности. Несмотря на усилия, предпринимаемые международным сообществом, количество очагов напряжённости, к сожалению, по-прежнему велико.

«Арабская весна» привела к серьёзной дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке и Севере Африки.

Существенный конфликтный потенциал накоплен в странах Сахеля. Ряд африканских государств - на грани распада.

Не утихает конфликт в Сирии. Расширяется спектр сил, вовлечённых в противостояние. Регион превращается в источник постоянной террористической угрозы. Боевики с опытом войны возвращаются из Сирии в места жительства, в том числе в Европу, и готовы по первому зову выехать в любую точку планеты.

Ещё одна зона нестабильности - Афганистан.

В 2014 году завершается вывод из страны Международных сил содействия безопасности. Ответственность за стабильность в стране полностью ложится на национальную армию и национальные структуры безопасности. В этой связи беспокоит возможность возрастания террористической угрозы из Афганистана.

Региональная нестабильность может быть выгодна отдельным государствам. Её очень удобно использовать для обоснования масштабного переформатирования действующей системы безопасности. Очевидный пример - развёртывание системы противоракетной обороны США в Европе и на Дальнем Востоке, поводом для которого послужили ракетно-ядерные программы Ирана и КНДР, якобы угрожающие безопасности США и НАТО.

Уверены, что урегулирование региональных конфликтов возможно лишь при широком международном взаимодействии. Только совместно можно найти ответы на новые вызовы и угрозы, в том числе исходящие от «цветных революций».

Мы активно участвуем в решении острых проблем международной безопасности.

Так, нами оказана существенная поддержка на начальном этапе становления нового Афганского государства.

Вместе с союзниками по Организации Договора о коллективной безопасности и партнёрами по Шанхайской организации сотрудничества проводим работу, направленную на повышение потенциала вооружённых сил стран этого региона. Это и обучение кадров, и оснащение вооружённых сил, и совершенствование системы управления военной организации государства.

В последнее время были предприняты усилия по укреплению российских военных баз в Таджикистане и Киргизии. Увеличена численность авиационной составляющей на авиабазе в Канте, переведена на дивизионный состав 201-я российская военная база. Задача проста: нейтрализовать угрозы военной безопасности для стран ОДКБ в случае нестабильного развития ситуации в Афганистане и повышения террористической угрозы.

Отдельно нужно сказать о том, что благодаря энергичным миролюбивым инициативам Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина было предотвращено крупное военное вмешательство в сирийский конфликт. После начала международной операции по ликвидации вывозимого из Сирии химического оружия Министерство обороны Российской Федерации оказало этой стране соответствующую разностороннюю поддержку.

В целом удалось создать эффективные механизмы координации международных усилий.

Совместно с военно-морскими силами ряда стран Военно-морской флот России принимал активное участие в антипиратской кампании в районе Африканского Рога, что обеспечило регулярные морские перевозки в этом регионе мира.

Теперь важно не растерять накопленный опыт, использовать его в других ситуациях.

Тезисы выступления начальника Генерального штаба Вооружённых Сил РФ - первого заместителя министра обороны России генерала армии Валерия ГЕРАСИМОВА на тему «О роли военной силы в современных конфликтах»

Разрушение биполярной системы мироустройства, вызванное распадом Советского Союза, не сделало мир безопаснее.

Сохранив и наращивая свой потенциал, США не могут смириться с формированием новых центров силы, поскольку позиционируют себя в качестве единственного субъекта международных отношений, имеющего право устанавливать правила игры на международной арене в интересах обеспечения своих интересов.

При этом активно задействуется широкий арсенал проверенных на практике средств, включая применение санкций, оказание гуманитарной, финансовой и военно-технической помощи прозападным оппозиционным силам. Решающим аргументом становится военная сила, подходы к применению которой претерпевают значительные изменения.

Об этом свидетельствует опыт современных военных конфликтов, большая часть из которых в той или иной форме инициирована США и их союзниками по НАТО.

В недалёком прошлом достижение военно-политических целей США и их союзниками осуществлялось, как правило, в открытой вооружённой борьбе, которая заключалась в непосредственном проведении военных операций против государств-оппонентов.

Война в Персидском заливе в 1991 году, операции против Югославии в 1999 году, в Афганистане в 2001 году и Ираке в 2003 году обладали всеми признаками «традиционных» военных действий.

Их единственным различием являлся повод для развязывания агрессии, который в большинстве случаев создавался в обход норм международного права. Широкая трактовка формулировки «угроза миру и стабильности», изложенная в Уставе ООН, позволяла США и другим западным странам оправдать открытое военное вмешательство в дела суверенных государств.

Так, бомбардировка Югославии в 1999 году была начата под предлогом необходимости защиты косовских албанцев от «геноцида со стороны белградских властей». В Афганистане в 2001 году военная операция была преподнесена как «борьба с международным терроризмом». Оправданием вторжения коалиционных сил в Ирак в 2003 году послужило «недопущение распространения химического оружия», которое в итоге так и не было обнаружено.

Во всех перечисленных случаях заявленная цель по обеспечению мира и стабильности не была достигнута. Наоборот, военные действия привели к эскалации напряжённости, обострению противоречий, росту вооружённого насилия и гражданским войнам, гибели мирного населения. На операцию «Несгибаемая свобода» в Афганистане США и их союзники затратили более 800 млрд. долларов. Несмотря на это, они признают, что ситуация в этой стране так и не нормализовалась. И в ближайшем будущем не имеет перспектив положительного решения. Местные силовые структуры не способны обеспечить безопасность. По-прежнему большая часть территории государства находится под контролем различных вооружённых группировок. Продолжает действовать созданная международными террористическими организациями сеть лагерей по подготовке боевиков. Существует угроза переноса активности исламских экстремистов не только на весь регион, но и за его пределы. За более чем 10-летний период присутствия в Афганистане Международных сил содействия безопасности незаконное производство наркотиков возросло в 30 раз.

Loading...Loading...