Для процесса формирования индустриального общества характерно. Индустриальное общество: описание, развитие, черты и признаки

Индустриальное общество - тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.
Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Если традиционное общество обходилось сравнительно простыми орудиями труда, устроенными по принципу составного предмета с геометрическим прилеганием отдельных частей (блок, рычаг, повозка), то для индустриального общества характерны технические устройства, основанные на силовых взаимодействиях (паровые машины, станки, двигатели внутреннего сгорания и т. д.). Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введения единого декретного времени. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией.
Развитие техники не только расширяет сферу господства человека над природой, но и изменяет место человека в системе общественного производства. Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Во второй половине XX в. появляются такие технические системы (автоматизированные предприятия, системы управления космическими кораблями, атомные электростанции), эксплуатация которых требует не просто виртуозных производственных навыков, но и фундаментальной профессиональной подготовки на основе новейших достижений науки. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой.
Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Мощное развитие техники заметно изменило не только предметную среду обитания человека, но и всю его повседневную жизнь. Если патриархально-застойный оборот жизни в традиционалистском сознании символизировало «колесо времен», т. е. представление о вечном возвращении на круги своя, то динамизм техногенной цивилизации породил образ осевого исторического времени, о котором писал немецкий философ К. Ясперс. «Время-стрела» становится символом не только технического, но и общественного прогресса, т. е. представления о поступательном развитии общества от варварства и дикости к цивилизации и дальнейшему наращиванию цивилизационных достижений.
Технический прогресс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, привнес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы. Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами. Такие представления отражены в метафоре мира как часового механизма, отдельные части которого связаны жестким причинно-следственным взаимодействием. Познание мира отождествлялось с его воспроизведением в формах человеческой деятельности. Религиозному «расколдованию» мира (М. Вебер) сопутствовала масштабная секуляризация общественного сознания, т. е. замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. Определение К. Марксом природы как «неорганического тела человека» иллюстрирует разрушение традиционалистских представлений об органическом единстве человека и природы: на смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья. Пафос Прометеевой воли новоевропейского человека, утверждение его силы и власти означали утверждение безграничных преобразовательных возможностей в отношении природы. Покорение, подчинение, преобразование становятся ключевыми метафорами новой индустриальной культуры. «Мы не можем ждать милостей от природы» - таков девиз не только инженера-технолога, но и ботаника-селекциониста.
В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе господствующий тип социальной связи основан не на внеэкономическом, а на экономическом принуждении к труду. Для капиталистического наемного труда характерно социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). В отличие от владельца средства производства наемный работник, вчерашний крестьянин, нуждой согнанный с земли, не располагает средствами к жизни. Поэтому формальное (юридическое) равенство сторон на практике оказывается фактическим неравенством, экономическим принуждением к труду на условиях работодателя. Но в цивилизационном отношении отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора - заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей - личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы.
Социальные отношения, невидимые нити социальной ткани, в индустриальном обществе принимают форму товарно-денежного обмена (деятельностью, продуктами труда, услугами и т. д.). Это порождает иллюзию того, что не люди господствуют друг над другом, связанные исторически определенным типом общественных отношений, но «деньги правят миром». Только глубокое изучение общества способно развеять эту иллюзию и показать, что в основе той или иной формы эксплуатации труда лежит исторически определенный тип общественного производства и соответствующие ему отношения собственности и распределения.
Если социальные отношения в традиционном обществе называют непосредственно общественными, то для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично не знакомых друг с другом людей - социальных партнеров. Описывая средневековые города, М. Вебер отмечал, что городские жилища расположены куда теснее, чем в сельской местности, однако в отличие от односельчан городские соседи вовсе не обязательно знакомы друг с другом. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей, выступая и актером, и автором собственной жизни.
Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. Характерные черты западноевропейского средневекового города складываются еще в XVI-XVII вв. От деревенских поселений город отличает укрепленная территория («бург»), а также выборные органы городского самоуправления. В отличие от сельского населения с жестким разделением на господ и подданных горожане формально уравнены в правах, независимо от их социального происхождения, личных заслуг и богатства. Промышленные корпорации защищали права своих членов в городском суде, в том числе и перед лицом бывшего хозяина. Во многих странах вердикт городского суда был окончательным и не подлежал обжалованию королевским судом. До наших дней дошла поговорка «Городской воздух делает свободным». Однако с усилением централизованных государств отправление правосудия все более сосредоточивается в руках верховной власти. Монополизация и регламентация насилия государством способствуют снижению общего уровня несанкционированного насилия в обществе. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.

Индустриальное общество - это общество, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности (как основы и ведущего сектора экономики) и соответствующих ей социальных и политических структур. Вырастает из традиционного общества.Сам термин принадлежит Сен-Симону, использовался Контом О. для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному (патриархальному). Современные теории индустриального общества представляют собой разновидность технологического детерминизма.

Отличительные особенности индустриального общества: Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной)

Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%)

Интенсивная урбанизация

Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры

Образовательная (культурная) революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования

Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (пр.всего избирательного права)

Рост уровня потребления ("революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния")

Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления")

Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).

Индустриализация является основой более широкого социального процесса - модернизации. Модель "индустриального общества" часто использовалась в качестве универсальной для описания современного общества, охватывающего капитализм и социализм как два своих варианта. В теориях конвергенции (сближения, схождения) подчёркивались признаки сближения капиталистических и социалистических обществ, которые в конечном счёте становятся и не классически капиталистическими, и не традиционно социалистическими.

4 ДК 1948 сотрудниками Энергетического института АН СССР Бруком И.С. и Рамеевым Б.И. было получено свидетельства на цифровую вычислительную машину, что означало начало работ по созданию ЭВМ. Первая в СССР ЭВМ была запущена 25 ДК 1951. В России-СССР индустриальное общество создавалось и укреплялось в течение всего ХХ в. О развитии индустриального общества в России свидетельствовали: быстрая модернизация страны в к.Х1Х-н.ХХ вв., ускоренные темпы промышленного развития, рост производства на душу населения в ведущих отраслях промышленности, завершение промышленного переворота, закрытие мануфактур, рост фабрично-заводского производства, рост числа наёмных рабочих в экономике, особенно на фабриках и заводах, возникновение новых отраслей промышленности, развитие нефтедобычи, производства электроэнергии, бурное железнодорожное строительство, развитие пароходств, использование Россией технических и технологических достижений Запада

Концентрация производства и монополизация экономики, возникновение картелей и синдикатов, банковского и финансового капитала, усиление вложений иностранного капитала в экономику России

На становление индустриального общества в России в пореформенную эпоху отрицательно сказались следующие факторы: половинчатость реформ 1860-1870-х, сохранение пережитков крепостничества, недостаточное развитие рыночных отношений, что отрицательно влияло на развитие индустрии

Сохранение сословно-самодержавного строя, затруднявшего свободу предпринимательства, развитие торговли и промышленности

Активное вмешательство царизма в экономику, большое место государственного капитала в промышленности и финансах

Колониальный характер Российской империи, использование внутренних колоний для развития капитализма "вширь", а не "вглубь"

Затрата значительных средств на поддержку помещиков, содержание огромной армии чиновничества.

Индустриальное общество

Современная ступень, или эпоха, в развитии человечества. Предшествующие эпохи: первобытное общество, древнее аграрное общество, средневековое аграрно-промышленное общество. В наиболее развитых западноевропейских странах переход к И.о. начался примерно в 15 в. и завершился в 18 в. Для И.о. характерны следующие черты: резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства, невообразимый в предшествующие эпохи; бурное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; резкое расширение возможностей пропаганды; резкий рост населения, увеличение продолжительности его жизни; значительное повышение уровня жизни в сравнении с предыдущими эпохами; резкое повышение мобильности населения; сложное разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное гос-во; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

О радикальности перемен, произошедших уже в 20 в., говорят, в частности, такие факты: с начала века население планеты выросло более чем в три раза; в 1900 в городах жило около 10% населения, к концу века — около 50%; 90% всех предметов, используемых сейчас человеком, придуманы в последние сто лет; объем промышленного производства в 20 раз выше в конце века, чем в его начале; люди используют 600 млн автомобилей; запущено более 4000 искусственных спутников Земли; за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человеком за все время его существования.

И.о. является началом формирования единого человечества и, соответственно, становлением мировой истории в собственном смысле этого слова.

Иногда И.о. последних десятилетий, добившееся особо эффективного экономического роста, именуется постиндустриальным. Д. Белл выдвинул идею, что с т.зр. реализации обществом различных технологий производства в мировой истории можно выделить три главных типа социальной организации: до-индустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Такое деление истории является, однако, грубым и поверхностным. В его основе лежит лишь одна черта общественного развития — уровень экономического роста. В результате последние три столетия истории оказываются разделенными на две противопоставляемые друг другу эпохи, в то время как вся предшествующая история, занимающая многие тысячелетия, попадает в невыразительную рубрику «доиндустриального общества». Само различие между индустриальным и постиндустриальными типами общества существенно лишь с т.зр. уровня экономического развития. Оно оказывается, однако, второстепенным, когда во внимание принимается целостная культура развитых обществ трех последних веков. Постиндустриальное общество — не самостоятельная эпоха, а лишь современный этап индустриальной эпохи, обладающей несомненным внутренним единством.

В рамках каждой из эпох могут существовать одна или несколько цивилизаций, которые могут быть разделены в зависимости от характерных для них стиля мышления, строя чувств и своеобразных коллективных действий на индивидуалистические, коллективистические и промежуточные (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). Индивидуалистическая цивилизация в И.о. представлена капитализмом, коллективистическая — социализмом, два варианта которого — коммунизм и национал-социализм.

Одна из основных тенденций И.о. — модернизация, переход от традиционного общества к модернизированному. Эта тенденция сделалась заметной в Зап.

Европе уже в 17 в., позднее она распространилась и на др. регионы. Для традиционных обществ характерны опора прежде всего на веру, а не разум, на традицию, а не на знание, пренебрежительное отношение к экономическому росту, к внедрению новых технологий и управлению экономикой. Модернизирующиеся общества опираются в первую очередь на разум, знание и науку, проводят последовательную индустриализацию, резко увеличивающую производительность труда, усиливают роль управления и, в частности, управления экономикой и придают развитию производительных сил определенные динамизм и устойчивость. Модернизация ведет к росту сложности общественной системы, интенсификации коммуникаций, постепенному формированию мирового сообщества. Процесс модернизации характерен не только для капиталистических, но и для социалистических стран. Последние также апеллируют к разуму и науке и стремятся обеспечить устойчивый экономический рост. Более того, они претендуют на гораздо более эффективную модернизацию, чем та, которая доступна капиталистическим странам. Модернизация не является историческим законом, охватывающим все общества и все эпохи. Она характеризует лишь переход от аграрно-промышленного общества к индустриальному и представляет собой социальную тенденцию, заметно усилившуюся в 20 в., но способную угаснуть в будущем при неблагоприятном стечении обстоятельств (исчерпание природных ресурсов, обострение глобальных проблем и т.п.).

Две фундаментальные оппозиции (индивидуалистическое общество — коллективистическое общество и традиционное общество — модернизированное общество) позволяют выделить четыре типа общественного устройства И.о.: традиционное коллективистическое общество (Китай, Индия и др.), традиционное индивидуалистическое общество, модернизированное коллективистическое общество (коммунистическая Россия, национал-социалистическая Германия и др.) и модернизированное индивидуалистическое общество (США, Япония и др.). Современная Россия переходит от коллективистического общества к модернизированному индивидуалистическому обществу.

Данная схематизация показывает неединственность т.н. зап. пути и вместе с тем неединственность социалистического, в частности коммунистического, выбора. Нет общей дороги, которую должно было бы пройти — пусть в разное время и с разной скоростью — каждое общество. История И.о. не идет в направлении, когда-то описанном К. Марксом, — к социализму, а затем к коммунизму. Но она не является и повторением всеми обществами того пути, который прошли в свое время зап. страны. Современное человечество не является единым, однородным целым. Оно слагается из очень разных обществ, находящихся на разных уровнях экономического и культурного развития. Общества, относящиеся к разным историческим эпохам, существуют и в настоящее время. В частности, доиндустриальные, аграрно-промышленные общества широко распространены в Африке, Латинской Америке и Южной Азии. Общества индустриального типа существенно различаются по уровню своего развития. Валовой национальный продукт на душу населения в России и Бразилии в несколько раз ниже, чем в Италии и Франции, а в последних почти в два раза ниже, чем в США и Японии. Наличие в современном мире обществ, относящихся к разным историческим эпохам, и существенные различия между обществами, принадлежащими к одной и той же эпохе, говорят о том, что каждая эпоха, включая и индустриальную, — это всегда известная неоднородность и определенная динамика. Эпоха — только тенденция развития достаточно обширной и влиятельной группы обществ, способная стать тенденцией развития и многих др. обществ, а со временем, возможно, и подавляющего их большинства.

⇐ Предыдущая123

Отправной точкой промышленной революции, изменившей экономический облик Европы, стал XVIII век, когда возникли первые крупные промышленные предприятия. Изменения, произошедшие в обществе, описал А. Тоффлер . Наиболее крупные из них связаны с требованием высокого уровня образованности, востребованности квалифицированного труда большинства рабочих.

10.Основные черты индустриального,постиндустриального и информационного общества.

Переворот в промышленности привел к появлению массовой школы современного типа. Родители, занятые на производстве, уже не могли обеспечить детям круглосуточную опеку, поэтому часть этих функций взяла на себя система образования. Уподобляемая промышленному конвееру, она в массовом порядке стремилась охватить большую массу обучаемых стандартным набором умений и навыков. Это в корне отличает систему образования индустриального общества от предшествующих типов.

Основоположник теории индустриального общества О. Конт отмечал в нем основные тенденции:

Образование профессионально-квалификационных групп;

Расширение разнообразия экономических форм жизни;

Рост материального благосостояния населения.

Все это не могло не повлиять на изменение духовной жизни, ее основных компонентов и структуры. Чрезмерная специализация, рост городского населения, по мысли Конта, привели к росту преступности, но самое главное - к разрушению фундамента общества – солидарности (согласия) людей. Конкуренция развивает в индивидах жажду наживы, которая становится основой корпоративной этики в защите узкогрупповых интересов.

Э. Дюркгейм связывал появление понятия «частная жизнь» с развитием индустриального общества, когда на смену коллективному сознанию приходит суверенитет отдельной личности, ее ценности, устремления, идеалы. Клан сменяет семья, а затем трудовая организация, индивиды объединяются не по принципу родства, а по профессиональной принадлежности. Рост городов ускоряет горизонтальную социальную мобильность, что ведет к высокой плотности населения в центрах экономики, политики, социальной жизни .

В 60-е годы ХХ века создатель теории «единого индустриального общества» французский экономист и социолог Раймон Арон («18 лекций об индустриальном обществе», 1962) утверждал, что технический прогресс создает не множество типов общества, а единственную универсальную форму, единый тип общества в различных модификациях - западной (демократической) и советской(тоталитарной).

В возникших позже теориях конвергенции (сближения, схождения) П. Друкера, Р. Арона, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейта подчеркивались признаки сближения капиталистических и социалистических обществ, которые, в конечном счете, становятся и не классически капиталистическими, и не традиционно социалистическими.

Среди пяти универсальных черт, присущих любому индустриальному обществу, выделяется основная, первая по значимости: предприятие полностью отделено от семьи, что указывает на смену ценностных ориентаций в духовной жизни.

Такой тип общества требует жесткой дисциплины, иерархии, субординации. Демократические же идеалы ориентируют личность на равенство, свободу, самоопределение. Между этими составляющими неизбежно возникает конфликт, что обрекает общество на нестабильность.

В это же время американский социолог Уолт Уитмен Ростоу («Теория индустриального общества, 1960) выдвигает теорию «стадий экономического роста», в которой выделяет в качестве основного компонента духовной жизни достижения науки и их внедрение в технический прогресс, что требует от государства многократного увеличения вложений в эти отрасли. Эта теория была развита Д. Беллом, З. Бжезинским, Дж. Гэлбрейтом и другими учеными. В книге последнего «Новое индустриальное общество» появляется новая идея «смягчения» последствий научно-технической революции за счет интенсификации процесса социализации. Приведем отличительные особенности общества такого типа, которые отражают смену ориентиров в духовной сфере:

1) утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах - от экономической до культурной и духовной;

2) интенсивная урбанизация (доля занятых в сельском хозяйстве до 3-5% от всего населения);

3) возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры;

4) образовательная революция, переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования;

5) рост уровня потребления, формирование «общества потребления»;

6) изменение демографического типа развития (низкая рождаемость, старение населения).

Два глобальных процесса, приведших к образованию такого типа общества - урбанизация и индустриализация - повлекли за собой изменение многих компонентов духовной жизни. В частности, традиционные, ориентированные на религиозные образцы ценности сменились на светские, ориентированные на будущее .

⇐ Предыдущая123

Поиск на сайте:

Особенности системы социализации в индустриальном обществе

Становление индустриальной экономической системы сопровождалось радикальной перестройкой социальной структуры западного общества. Традиционная «закрытая» система социализации личности, основанная на жесткой иерархии сословных групп и нормативной корпоративной этике, сменилась состязательным стилем жизни, растущим многообразием ценностных установок и поведенческих стереотипов. Человек получил возможность свободного или, по крайней мере, не регламентированного извне выбора образа жизни. Однако социальная идентичность, т. е. соотнесение собственного «Я» с определенными социальными сообществами и присущими им нормами поведения, так и не приобрела «открытого» характера. В обществе возобладали классовые формы социализации, связанные с антагонистическим противостоянием «труда» и «капитала».

Естественно, что социальное пространство индустриального общества не могло приобрести строгую биполярную структуру. Помимо классов предпринимателей и наемных работников, важную роль в нем по-прежнему играли традиционные социальные слои, в том числе аристократия, крестьянство, ремесленники, корпоративные категории городского населения (офицерство, чиновничество, учителя, врачи, адвокаты и пр.). Однако в общественном сознании безусловно преобладающими становились только два социальных типажа – буржуа и пролетарий.

Характерную эволюцию претерпел институт семейных отношений, играющий ключевую роль в системе социализации. Уже в конце XIX в. доминирующими культурно-демографическими моделями стали так называемые буржуазная семья и пролетарская семья.

Буржуазная семья как малая социальная группа была ориентирована на воспроизводство предпринимательской мотивации и психологии, аккумулирование «семейного капитала», обеспечение высокого образовательного уровня, укрепление привилегированного социального статуса с помощью брачных союзов. Образ жизни пролетарской семьи определялся полной зависимостью от положения главы семьи как наемного работника, ориентацией семьи на поддержание биологически необходимого уровня потребления, стрессовой психологической и физической нагрузкой на производстве и потребностью в специфических формах досуга, способных уравновесить ее. Характерно, что как в буржуазной, так и в пролетарской семье к концу XIX в.

значительно снизилась роль этнических и конфессиональных факторов социализации.

В начале XX в. влияние классовых факторов на формирование социальной идентичности стало еще более заметным. Процесс монополизации, и в особенности централизации банковского сектора, привел к ослаблению средней и мелкой предпринимательской буржуазии, стиранию отраслевых отличий буржуазных групп, формированию внутриклассовой олигополической элиты. Одновременно шел процесс сближения буржуазных слоев со старой родовой аристократией, унификации жизненных стандартов и поведенческих стереотипов элитарных социальных групп, их идеологических ориентиров и духовной культуры. Все это создавало предпосылки для консолидации всех имущих слоев как единого класса, обладающего общими экономическими интересами и претендующего на политическое главенство в обществе.

Значительные перемены произошли к началу XX в. и в структуре рабочего класса. Из люмпенизированного аморфного слоя городской «трудовой бедноты» с низкой квалификацией и минимальной заработной платой рабочий класс превратился в мощную социальную группу, обладающую собственными мировоззренческими ценностями и способную организованно бороться за свои права. Технологическое обновление производства привело к оптимизации труда рабочих и повысило требования к их квалификации. Расширение фабрично-заводского законодательства и практики коллективных договоров, рост профсоюзного движения (только за полтора десятилетия перед Первой мировой войной – в 3–7 раз) привели к повышению общего уровня заработной платы и сокращению рабочего времени. Так, например, только в 1890–1910 гг. средняя продолжительность рабочей недели в ведущих странах Запада сократилась на 10–15 %. После Первой мировой войны начался постепенный переход к 8-часовому рабочему дню и 48-часовой рабочей неделе, появилась практика оплачиваемых отпусков для некоторых категорий рабочих. В итоге прежний революционно настроенный пролетариат, отличавшийся крайне негативным отношением к собственному социальному статусу, превратился в востребованный обществом класс наемных работников физического труда, заинтересованных в сохранении и улучшении своего социального и экономического положения.

На фоне консолидации двух основных классов индустриального общества численность традиционных средних слоев быстро уменьшалась. Но все большую общественную роль приобретали «новые средние слои», состоявшие из лиц наемного нефизического труда. Эта категория включала немало профессиональных групп, которые и прежде занимали в обществе достаточно заметное положение, – юристов, врачей, учителей, банковских клерков, инженеров.

Индустриальное общество

Но если ранее все эти категории отличались ярко выраженной корпоративной идентичностью, то к началу XX в. они постепенно слились в единый социальный слой служащих, интегрированный в индустриальную производственную и социокультурную систему.

По сравнению с рабочими служащие обладали рядом преимуществ: более устойчивым спросом на рынке труда (в силу высокой квалификации и образовательного уровня), меньшей продолжительностью рабочего времени, системой льгот, в том числе оплачиваемых отпусков, пенсий, пособий, относительной свободой в организации труда. Однако их организованность в защите своих интересов была значительно ниже, чем у рабочих. Постепенно сокращался и разрыв в уровне оплаты труда. Так, например, в США в начале XX в. заработная плата рабочих была в 2,5 раза меньше, чем у служащих, а к концу 1920-х гг. – только в 1,8 раза. Невысока еще была и внутренняя дифференциация служащих по уровню доходов и социально-производственному статусу.

Значительную эволюцию претерпели в этот период сельские слои населения. На смену традиционному крестьянству постепенно приходит фермерство. От крестьянского фермерское хозяйство отличалось более современной технической и технологической базой, а главное, связями с системой ипотечного кредитования и крупными сбытовыми компаниями. Рост производительности сельскохозяйственного труда разительно менял и демографическую модель сельского населения – на смену патриархальным многодетным крестьянским семьям, состоящим из нескольких поколений, приходили «малые» фермерские семьи, включавшие только супружескую пару и несовершеннолетних детей. Значительная часть выходцев из фермерских семей, а также разорившиеся крестьяне устремлялись в города. Благодаря этому в начале XX в. начался один из самых мощных витков урбанизации. В то же время фермерские семьи успешно усваивали многие черты городского образа жизни.

Итак, система социализации личности, сложившаяся в индустриальном обществе, носила ярко выраженный биполярный характер. Она впитала дух противостояния «имущих» и «неимущих» слоев, отражала несовместимость их мировоззренческих ориентиров, образа жизни, стиля мышления. Классовая конфликтность стала на рубеже XIX–XX вв. характерной чертой общественного сознания. Однако в действительности социальная структура населения в ведущих странах Запада так и не приобрела жестко поляризованного характера. По мере уменьшения численности и общественной роли традиционных социальных групп их нишу между предпринимательской элитой и рабочим классом заполняли «новые средние слои» и фермерство. Одновременно верхние слои в этой социальной пирамиде становились все более унифицированными по образу жизни и источникам доходов, а пролетарская масса сменялась квалифицированным рабочим классом.

Индустриальное

постиндустриальное .

Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная и горнодобывающая промышленность.

В индустриальной стадии преобладают перерабатывающие отрасли - машиностроение, легкая и пищевая промышленность.

В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становится отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение.

Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкого производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.

На стадии индустриального развития в городе или регионе действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, "локомотивов индустрии", которые создают так называемый мультипликативный эффект и определяют весь ход развития города или региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города.

http://ecsocman.hse.ru/data/507/714/1231/012iNOZEMCEW.pdf

Постиндустриальное хозяйство и постиндустриальное" общество

На постиндустриальной стадии развития города или региона главным фактором, определяющем его благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры.

Признаки индустриального общества в России

Насколько развиты дороги, связь, жилищный сектор, сфера услуг и индустрия развлечений, насколько доступны офисные помещения, насколько низок уровень преступности и обеспечен город квалифицированными кадрами — все это определяет потенциал развития постиндустриального города. Насколько вся инфраструктура города способна принять новые виды бизнеса — это определяет потенциал постиндустриального развития.

Развитие инфраструктуры является чрезвычайно капиталоемким, при этом большая часть инфраструктурных сооружений не дает значительных доходов, а часто является убыточным. В этой связи распространенной во всем мире практикой является создание таких инфраструктурных объектов за счет государственных инвестиций, а также их эксплуатация государственными или «общественными» организациями.

Рис.1 Факторы развития городов разных типов.

Говоря о России, с сожаление можно отметить, что если до начала рыночных реформ 90-х годов Россию можно было отнести к стране индустриальной стадии развития, то спустя 20 лет остается констатировать, что Россия в своем развитии опустилась на стадию доиндустриального развития.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Типология обществ

3 основных исторических тип общества : аграрное, индустриальное и постиндустриальное.

Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество . Состав: Древний Восток, Средневековье, сегодня ряд государств Азии и Африки. Основные черты: земледельческий труд, зависимость от природы – человек как малая часть природы, подчинение ритмам природы. Главное богатство – земля. Личная зависимость и внеэкономическое принуждение к труду. Социальная структура – сословия. Коллективы: община, цех. Человек воспринимал себя как часть коллектива. Статус человека – определялся не личными заслугами, а происхождением. Устойчивость повседневной жизни: традиция – свод неписанных правил, образцов поведения, деятельности и общения, воплощающих опыт предков. Представление о «золотом веке» — лучшее было в прошлом. Отсюда – стабильность с застойно-патриархальным круговоротом жизни, замедленные темпы общественного развития. Верховная власть авторитет, который отождествлялся с личностью монарха божественного происхождения. Теократия – олицетворение политической и духовной власти в одном лице. Приводило к подчиненности людей и государству и церкви.

Индустриальное общество. Имеет другие ценности – новое, новизна. Стремительное развитие техники, науки привели к появлению спроса на грамотных людей, что привело к появлению массовой системы образования. Развитие техники привело к изменению места человека в системе общественного производства (не силовые функции, а контрольно-информационные). Наука – производительная сила.

Повышение качества жизни, появились новые потребности, изменение повседневной жизни.

Прогресс – поступательное развитие общества. Вместо природы – стихии – природа как система, кладовая. Стратегия покорения природы. Секуляризация общественного сознания, вместо религиозного мировоззрения – рациональное. Социальные связи – экономическое принуждение к труду. Социальный контакт на основе правового договора. Социальная мобильность. Личная свобода. Посредники в отношениях людей – социальные институты. Усложнение социальных ролей. Рост городов. В городах происходит уравнение в правах, что привело к появлению правового государства. Техногенная цивилизация – это воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества.

Восток и Запад

Восток – земледельческий труд, община, подчинение человека социально-этическим стандартам, традиции. Мировоззрение: созерцательность, принцип минимального действия, следование естественному порядку вещей. Власть – авторитарный характер.

Черты индустриального общества

Социальные связи – общинно-клановые. Государство – патерналистское. Мировоззрение – созерцательность. Ссылка на авторитет заменяет знания. Ядро любой цивилизации составляет система ценностей и жизненных смыслов. Духовные ценности Востока отражены в учениях даосизма, буддизма, конфуцианства. Коллективизм.

Запад – промышленно развитые страны, высокие темпы развития экономики, науки, техники, демократия, правовое государство, социальная мобильность, личная свобода. Мировоззрение: мир управляется естественными законами. Идея практической деятельности, активное преобразование природы и общества. Рациональное мышление. Наука могла возникнуть только на Западе. На Востоке знания существовали для решения прикладных задач и не оформились в доказательное, систематическое знание. Идея прогресса. Индивидуализм. Демократия. Правовое государство. Гражданское общество. Личная свобода. Социальная мобильность. Деятельность. Активное преобразование природы. Истоки – Древня Греция (ораторы, система доказательств).

На Западе в сер. XX в. развитие индустриального общества подошло к критическому рубежу, что привело к обращению к восточным ценностям: отношение к природе, принцип разумной достаточности.

Типология обществ

План:

1. основные типы обществ: 1) традиционное (аграрное, доиндустриальное)

2) индустриальное (капиталистическое)

3) постиндустриальное (информационное)

2. Традиционное общество: 1) сельское хозяйство как основа экономики

2) сословное деление общества

3) монархическая форма власти

4) религиозное мировоззрение и традиционная культура

3. Индустриальное общество: 1) промышленность как основа экономики

2) классовое деление общества

3) представительные органы власти как основа политической системы

4) рациональное мировоззрение, появление массовой культуры

4. Постиндустриальное общество: 1) наука и сфера услуг как основа экономики

2) размывание границ между классами и группами населения

3) тенденция к развитию прямой демократии через IT технологии

4) особая роль науки и образования в духовной сфере

Основные понятия: традиционное общество, индустриализация, техногенная цивилизация, постиндустриальное общество, западное общество, цивилизация восточного типа

Термины : внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение, теократия, секуляризация, социальный контракт

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 500 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

тип общества, для которого характерны развитая система разделения труда при сильной его специализации, массовое производство товаров на широкий рынок, машинизация и автоматизация производства и управления, научно-техническая революция, разветвленные системы средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и урбанизации, качественные сдвиги в структуре национального потребления.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Индустриальное общество

промышленное общество)

обозначение стадии развития общества, сменяющего традиционное, аграрное (родоплеменное, феодальное) общество. Термин принадлежит А. Сен-Симону; широкое распространение концепция индустриального общества получила в 50-60-х гг. 20 в. (Р.Арон, У. Ростоу, Д. Белл и др.). Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства (см. Индустриализация), урбанизацией, утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей и наемных работников, становлением демократии, гражданского общества и правового государства. Капитализм в теориях индустриального общества рассматривается как его ранняя ступень (европейские страны в 19 - нач. 20 вв.). В ряде стран противоречия становления индустриального общества привели в 20-30-х гг. 20 в. к возникновению тоталитарных режимов (Тоталитаризм). В кон. 20 в. индустриальное общество переходит к постиндустриальному обществу.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В современном обществознании широкое распространение получил теоретико-методологический подход, в соответствии с которым различные страны последовательно проходят в своем эволюционном развитии такие общие этапы, как доиндустриальный (первобытный, аграрный), индустриальный и постиндустриальный (информационный).

Для этого подхода, получившего название историко-технологического или модернизационного, характерна идея о ведущей роли в общественном прогрессе такого фактора, как развитие техники и технологий жизнеобеспечения. Современные теории индустриального общества представляют собой, по сути, разновидность технологического детерминизма. По мнению Д. Белла, именно в зависимости от того, какие технологии производства реализуются обществом в мировой истории можно выделить три главных типа социальной организации: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный.

Сам термин «индустриальное общество» впервые был использован в работах французского социалиста-утописта А. Сен-Симона в начале XIX в. Концепцию же индустриального общества, которое приходит на смену традиционному (доиндустриальному аграрному) обществу первым выдвинул французский ученый Ж. Фурастье в середине XX в. Позже эта концепция была развита в трудах других учѐных, в частности, Р. Арона, который акцентировал внимание на том, что если для аграрного (традиционного) общества характерно доминирование земледелия и животноводства, натуральное хозяйство, существование сословий, авторитарный способ правления, то индустриальному обществу присущи господство промышленного производства, рынок, равенство граждан перед законом и демократия. В работах известных обществоведов (например, О. Конта, Э. Дюркгейма, У. Ростоу и др.) встречаются несколько отличающиеся характеристики индустриального общества, но вместе с тем были выявлены наиболее общие параметры этого общества.

Итак, индустриальное общество - это такой тип общества, для экономики которого характерна завершѐнная индустриализация, под которой подразумевается создание крупной, технически развитой промышленности и, прежде всего, отраслей, производящих орудия и средства производства (т. е. отраслей тяжѐлой промышленности) как основы и ведущего сектора экономики страны. Индустриализация обеспечивает преобразование всей экономической сферы на основе крупного промышленного производства и преобладание промышленного сектора с развитым машинным производством над аграрным сектором.

Вместе с тем, формируются соответствующие социальные и политические общественные структуры. Утверждение индустриального технологического уклада в качестве доминирующего во всех общественных сферах сопровождается 1) значительным сокращением доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и ростом доли занятых в промышленности (до 50-60%), а также в сфере услуг (до 40-45%); 2) интенсивной урбанизацией; 3) формированием национальных централизованных государств на основе общей культуры; 4) установлением политических прав и свобод; 5) распространением всеобщей грамотности и формированием национальных образовательных систем; 6) бурным развитием науки и техники; 7) ростом уровня потребления в условиях массового производства товаров; изменением структуры рабочего и свободного времени - формированием «общества потребления» и др. Становление индустриального общества было непосредственно связано с промышленной революцией (промышленным переворотом).

Термин «промышленная революция» был введен в научный оборот известным французским экономистом Ж. Бланки. Главное содержание промышленной революции составляет переход от мануфактурного производства к машинному фабрично-заводскому производству, который сопровождался быстрым развитием производительных сил на базе крупной машинной индустрии, резким повышением производительности труда, ростом жизненного уровня населения. Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общественной системы.

При этом в качестве господствующего способа производства утверждается капитализм, основанный на частной собственности, наѐмном труде, свободном рынке, политическом господстве класса частных собственников средств производства. Промышленная революция сопряжена с производственной революцией в сельском хозяйстве, которая вызывает резкий рост производительности труда в аграрном секторе, а также обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора - в индустриальный. Впервые в мировой истории промышленная революция началась в Англии, где во второй половине XVIII в. был изобретѐн паровой двигатель.

В условиях уже достаточно развитых к этому времени рыночных отношений и активной деятельности сформировавшегося предпринимательского слоя английское общество оказалось подготовленным к широкому внедрению этого эффективного технического изобретения в производство. Кроме того, владея колониями и лидируя в мировой торговле, Англия располагала большими финансовыми ресурсами, необходимыми для индустриализации. Превращению английского общества из традиционного, аграрного - в индустриальное общество способствовали также традиции протестантской трудовой этики, либеральная политическая система, благоприятствующая развитию экономической активности населения. В 1810 г. в Англии насчитывалось около 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось.

С 1830 г. по 1847 г. производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Следует отметить, что хотя начало промышленной революции в Англии относится к XVIII в., полноценное индустриальное общество сформировалось здесь лишь в XIX в. а за Англией уже последовали остальные страны. Итак, начавшись в XVIII в. в Англии, промышленная революция уже в первой половине XIX в. приобрела масштабный характер, охватив ряд стран Европы и Америки. В современном обществознании понятие «индустриальное общество» тесно связано с понятием «модернизация», под которой некоторые учѐные понимали процесс «европеизации» или «вестернизации», т. е. прямого заимствования достижений передовых западных стран (где уже сложилось индустриальное общество) остальными, менее развитыми странами.

Но наряду с этим сложилось и более широкое понимание модернизации, согласно которому модернизация как объективный процесс становления и развития индустриального общества первоначально имела место в Западной Европе, а остальные же страны с большим или меньшим запозданием просто повторяют тот путь, который уже пройден западными странами. Американский социолог Н. Смелзер, обращал внимание на то, что термин «модернизация» означает сложную совокупность перемен, происходящих почти в каждой части общества в процессе его индустриализации: в экономике, политике, образовании, в сфере традиций и религиозной жизни общества.

Если, например, Н. Смелзер, У. Ростоу и многие другие исследователи, рассматривали именно индустриализацию как главный процесс в модернизации, то другие учѐные трактовали модернизацию, прежде всего, как процесс становления капиталистических социально-экономических отношений. Эйзенштадт и другие учѐные определяли модернизацию как процесс изменений, которые ведут к тем типам социальных, экономических и политических систем, которые сложились в Западной Европе и Северной Америке в период между XVII и XIX вв. и распространились затем на все страны и континенты. Страны Запада вступили на путь модернизации давно и поэтому значительно продвинулись по нему, а всем остальным странам приходится идти по этому пути с некоторым опозданием, как бы догоняя лидеров мирового процесса модернизации.

Соответственно, в последние годы в литературе широкое распространение получили понятия «органическая» и «неорганическая» (или «догоняющая») модернизация. «Органическая» модернизация, связанная с естественным внутренним развитием капитализма и становлением индустриального общества, характерна для ведущих западноевропейских стран. «Неорганическая», «догоняющая», же модернизация, представляет собой, как правило, ответ на вызов других стран, более мощных в экономическом и военном отношениях. Именно в контексте этого понятия «догоняющая модернизация» зачастую рассматриваются особенности российской модернизации, специфика становления индустриального общества в нашей стране.

Для «догоняющего» типа модернизации характерны более сжатые исторические сроки осуществления, выборочное заимствование организационных и технических достижений передовых стран и в то же время консервирование целого ряда традиционных общественных структур, в результате чего происходило своего рода «наложение эпох» (индустриальной и доиндустриальной). При этом модернизация сопровождается утверждением неоднородного экономического пространства, перенапряжением всех сил страны, обострением социальных и политических проблем, чрезмерным усилением роли государственного регулирования. По мнению ряда исследователей, догоняющая модель становления индустриального общества в России во многом была обусловлена уже тем, что в силу большой территориальной протяжѐнности страны, а также достаточно длительного расширения границ затянулся процесс еѐ экстенсивной аграрной колонизации.

Поэтому в России в условиях незавершѐнного экстенсивного аграрного развития общества начался ускоренный процесс его индустриальной трансформации. Это привело к незавершѐнности и неравномерности индустриальных преобразований в разных сферах экономики, и, в целом, к многоукладной экономике страны. В процессе формирования российского индустриального общества, очевидно, можно выделить такие исторические периоды как 1) период возникновения предпосылок для промышленного переворота, 2) сам промышленный переворот, 3) незавершѐнная дореволюционная индустриализация на рубеже XIX- XX вв., 4) индустриализация, завершившаяся в условиях уже советского социалистического строя. К российской истории второй половины XIX в., которая рассматривается в данной лекции, относится период именно промышленного переворота. Предпосылки промышленного переворота складывались в России с середины XVIII в. в связи с научно-техническими достижениями, а также в связи с появлением таких важных элементов капиталистического уклада, как первоначальное накопление капитала и формирование рынка наѐмной рабочей силы.

Однако существовавшее в России крепостное право сдерживало эти процессы. Промышленный переворот в России, по мнению большинства исследователей, начался в кон. 30-х - нач. 40-х гг. XIX в., т. е. позднее, чем в Западной Европе (в Англии, например, он начался в 60-е гг. XVIII в., а во Франции — в начале XIX в.). В истории российского промышленного переворота, как правило, выделяют два этапа: первый этап (дореформенный) охватывает 30-50-е гг. XIX в., а второй этап (пореформенный) - 60-80-е гг. XIX в. Существенным критерием завершения промышленного переворота, т. е. завершения, в основном, технического обновления промышленности считается ситуация, когда более половины всей промышленной продукции выпускается предприятиями, которые оборудованы машинами и двигателями, приводящими эти машины в действие.

В России такая ситуация сложилась в 80-е гг. XIX в. Следует заметить, что в отличие от стран Запада, где в результате буржуазных революций вначале происходил переворот в аграрно- производственных отношениях, а только потом - промышленный переворот, в России, наоборот, промышленный переворот предшествовал буржуазно- демократической революции и аграрно-капиталистическому перевороту. Особенностью промышленного переворота в России стало и то, что он был совершѐн в более короткие сроки, чем в странах Западной Европы (Англия затратила около 100 лет, Франция - 70 лет), так как у России была возможность заимствовать у западных стран передовую технику, прогрессивные идеи и технологии. Машинное оборудование ввозилось в Россию из Англии, Бельгии и других европейских стран. Одновременно зарождалась и отечественное машиностроение, например, в Петербурге, Нижнем Новгороде. Новые формы организации производства, прежде всего, внедрялись в легкой промышленности, например, в текстильной, а затем охватывали постепенно и другие отрасли.

При этом осуществлялось техническое перевооружение промышленности, повсеместное внедрение в производство различных двигателей и передовых технологий, благодаря чему резко сокращалось использование ручного труда. Поскольку промышленный переворот в России начался в условиях господства крепостнической экономики, постольку целый ряд факторов сдерживал его темпы, обуславливал неравномерность размещения промышленных предприятий по территории страны и препятствовал быстрому формированию крупных предпринимательских капиталов. В условиях крепостничества в дореформенной России, несмотря на начавшийся промышленный переворот, относительно медленно формировались характерные для капиталистического общества новые социально-классовые слои - промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Рынок наѐмной рабочей силы в России на первом этапе промышленного переворота мог сложиться, главным образом, лишь за счѐт государственных и крепостных крестьян, уходивших на заработки.

В отличие западноевропейских рабочих российские рабочие зависели не только от предпринимателей, но и от своих владельцев или от общины, отпустившей их на заработки. Характерной особенностью процесса становления индустриального общества в России являлось и то, что промышленный переворот происходил при активном участии государства как непосредственном, через государственные заказы и вложение государственных средств, так и опосредованном - через протекционистские тарифы, например. Переход ко второму этапу промышленного переворота в России связан с крестьянской реформой 1861 г., отменившей крепостное право и снявшей тем самым очень многие преграды на пути становления индустриального общества в стране.

Крестьянская реформа 1861 г. рассматривается как прогрессивное по своему значению событие в русской истории, которое положило начало ускоренной модернизации страны, т. е. переходу от аграрного - к индустриальному обществу. В пореформенный период процесс становления индустриального общества в России продолжался в гораздо более благоприятных условиях. «Великие реформы» второй половины XIX в. многими исследователями определяются в качестве рубежа между традиционным (аграрным) и современным (индустриальным) обществом.

Loading...Loading...