Кто такие тарас и бульба тургенев. Кем был Тарас Бульба? Особенности композиционного построения

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» будет справедливо назвать как исторической, так и патриотической одновременно. Она была написана в 1834 году и является, по истине, одной из ярчайших драгоценностей русской литературы.

Гоголь включил её в цикл повестей «Миргород» и щедро наполнил всё пространство произведения ярчайшей палитрой запоминающихся героев; разнообразной композицией, живым диалектом казацкой речи.

Всё настолько живо, что создаётся впечатление, будто Гоголь, поначалу, был наблюдателем самобытной жизни Запорожских казаков; вёл свой читательский дневник, записывая в него случайно подслушанный диалог, а, лишь затем, перешёл к созданию своего гениального произведения.

Погружаясь в текст повести, невольно задаёшься вопросами: почему автор взялся за написание именно этого сюжета? О чём он хотел сказать тогда своему читателю? О чём говорит сейчас нам? Сколько времени ушло на создание повести?

Отвечая на эти вопросы, мы ещё глубже и многограннее проникаемся сюжетом и читательскими эмоциями. Итак, обо всём по порядку.

Как создавалось произведение

Немного об истории создания повести. Николай Васильевич Гоголь задумал написать исторически правдивую повесть о жизни запорожских казаков ещё за четыре года до официальной даты написания повести, в 1830 году.

Известно из воспоминаний современников, что Гоголь был человеком организованным, крайне дисциплинированным.

Педантом в мелочах и перфекционистом в душе, стремящемся к творческому совершенству. Поэтому, написав первоначальный вариант повести, автор, на протяжении долгих девяти лет, корректировал своё произведение, постоянно внося в него доработки.

Таким образом, повесть, изначально написанная в объёме трёх глав, разрослась до девяти, а, затем — до двенадцати.

Гоголь, по воспоминаниям современников, придирчиво долго выискивал то, единственно уникальное сочетание слов, которое бы ярче всего отразило его мысль. Он искал слова, чтобы раскрыть самобытность украинского народа. Поэтому автор обращается в повести ко многим произведениям украинского фольклора. Это, прежде всего: думы, песни.

За основу повести «Тарас Бульба» Гоголем была взята история казацкого восстания 1638 года. Согласно истории, подавить это восстание поручили гетману Потоцкому.

А, как доподлинно известно из исторических документов, прообразом самого Бульбы был выбран реальный атаман по имени Охрим Макуха. Это был благородный воин, достойный гражданин, сподвижник самого Богдана Хмельницкого.

О романе «Тарас Бульба»

Многие ошибочно называют произведение «Тарас Бульба» романом, тогда как это повесть. Сам автор просил называть своё произведение не иначе как «исторической повестью».

Так о чём основной сюжет повести? В самом начале произведения Бульба с сыновьями, которых зовут Остап и Андрий, приезжает на Запорожскую Сечь.

Отец хочет, чтобы его сыновья стали настоящими казаками. Буквально цитируя текст: «набрались уму разуму», да «понюхали пороху». Таким образом, Остап с Андрием, по воле отца, оказываются в центре событий.

Не успев в полной мере осознать происходящее, молодые люди, призываясь на военную службу в войско Запорожское, идут воевать с кровавой шляхтой, против угнетения православных, их веры и достоинства. Казацкое войско идёт на войну, чтобы сражаться с польской армией, гораздо более многочисленной и мощной.

Конечно же, при таком неравном соотношении сил, силы казаков быстро иссякают, но они не готовы принять своё поражение, сдаться на милость врагу. Филигранно описана писателем битва казаков под Дубно: Гоголь «рисует» сцены в особом фольклорном стиле, где легко провести параллели между казаками и легендарными русскими богатырями.

Так, к примеру, Бульба троекратно задаёт вопрос своим побратимам. Он спрашивает их: «Есть ли у вас порох в пороховницах?!». Ему отвечают троекратным: «Есть, батько! Не ослабла казацкая сила, ещё казаки не гнуться!». Смерть за Родину на поле боя – это для казаков являлось высшим благом и благодатью.

Главные герои повести «Тарас Бульба»

Центральным героем является атаман Тарас Бульба, чьим именем названа повесть.

Вместе с отцом, сражается и его старший сын Остап. Мужественный Остап ещё молод, ему всего 22 года, но он в столь юные годы жизни уже является атаманом, проявляя невиданную смелость.

Образ Остапа – это образ истинного героя, готового, как отец его, отдать жизнь за Родину до последней капли крови. Даже попадая в плен к врагам и проходя через страшные пытки, Остап не становится предателем.

Безусловно, Бульба страдает, видя мучения сына. Но при этом он испытывает отцовскую гордость за него. Остап геройски погибает на плахе, как и все казаки, что попали с ним в плен.

Трагически заканчивается и жизнь самого Тараса Бульбы: он попадает в плен к полякам, горит на костре, приговорённый к смертной казни через сожжение. Но, даже умирая в нечеловеческих муках, он остаётся героем и гражданином.

Совсем по-иному, но тоже трагически сложилась судьба младшего сына Бульбы – Андрия. Он горячо влюбляется в красивую полячку, предаёт Родину и становится на сторону врагов.

Но всё же судить однозначно плохо о личности Андрия было бы неправильным. Он по натуре своей философ и романтик. Андрий против любой войны, ему интересна лишь любовь к обожаемой паночке. Тарас Бульба не может понять и принять поступков своего младшего сына, разделить его взгляды на жизнь.

Тарасу Бульбе близок и понятен старший сын Остап: он узнаёт в нём себя. Андрий же, весь сотканный из противоречий и сомнений, далёк от властного и грозного отца. У них разные системы ценностей и им никогда не договориться между собой. Поэтому Тарас Бульба принимает неоднозначное и страшное решение: убить своего младшего сына Андрия. Он делает это собственными руками.

Гоголь последователен в своих суждениях и довольно категоричен: греховная любовь к женщине – это причина многих бед. Такая любовь сродни дьявольскому искушению и способна лишить мужчину разума и воли. По мнению самого писателя, история любви Андрия к прекрасной панночке – это дорога, ведущая в тупик, к смерти.

Тарас Бульба, Остап и Андрий – главные герои исторической повести Гоголя «Тарас Бульба». Познакомившись с главными героями, самое время перейти к знакомству с героями второстепенными.

Второстепенные герои повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Невозможно обойти стороной богатое разноцветье второстепенных персонажей, созданных Гоголем и появляющихся на страницах повести.

Давайте, следуя плану, перейдём к знакомству с ними, перечислим и назовём их имена:

  • жена Бульбы, мать Остапа с Андрием – Настя;
  • Мотря – воспитанница в семье Бульбы;
  • Воевода города Дубно;
  • Марильца;
  • Татарка – служанка Марильцы;
  • Кошевой – бывший начальник запорожских казаков еще до выборов Кирдяги;
  • Кирдяга – новый воевода казаков;
  • Бунчужный – знаменосец в Сечи;
  • Товкач – есаул казачьего войска на Украине;
  • Янкель – маркитант казачьего войска;
  • Ключарь – монах братского монастыря;
  • Кобзарь – слепой старец;
  • Довбиш – войсковой литаврщик;
  • а так же, многочисленные полковники, сотники, казаки – запорожцы, старцы, паны и пани, бурсаки, торговки, соседи Бульбы.

Товарищество и окружение значат для Тараса многое. Поэтому Гоголь щедро наполняет повествование яркими образами, как бы расстилая перед читателями «пёстрый ковёр» из героев. Второстепенные герои помогают раскрыть образы героев главных, как бы являясь для них фоном.

Важно понимать: основное различие в градации героев на главных и второстепенных заключена в том, что главные герои претерпевают развитие на протяжении всего произведения, в то время как второстепенные – нет.

Краткий пересказ «Тарас Бульба» по главам

Теперь, познакомившись, пусть даже в столь сокращённом варианте, с главными и второстепенными героями повести, самое время перейти к краткому изложению содержания каждой главы повести Гоголя отдельно. Всего в произведении 12 глав.

Уже с первой главы, Гоголь, словно бы взяв читателя за руку, бережно проводит его от одной главы – к другой, по гениально выстроенному «маршруту».

Повесть написана чётко и структурно, как конспект, с выделением важного и сюжетообразующего. Предлагаю и нам с вами незамедлительно отправиться по увлекательному, хотя и проложенному вкратце, «маршруту» повести «Тарас Бульба».

Глава 1

К Тарасу Бульбе, после учёбы в Киевской бурсе, возвращаются два сына Остап и Андрий. Отец очень рад видеть своих повзрослевших и ладных сыновей, но, будучи человеком искренним, едко шутит над одеждой бурсаков.

Старшему Остапу замечание отца приходится не по вкусу, поэтому он затевает шутливую драку с ним, пока её не прерывает мать.

Бульба принимает решение, что немного отдохнув дома, сыновья поедут в Запорожскую Сечь, чтобы возмужать духом.

Отмечая приезд сыновей Тараса Бульбы, все вокруг веселятся и празднуют это событие. В процессе общего веселья, Тарас решается «тряхнуть стариной» и поехать в Сечь вместе со своими детьми.

Жена против такого решения мужа и опасается отпускать сыновей на войну. Женщина страдает, понимая всю опасность такого решения Тараса. Крайне эмоционально проходит прощание любящей матери со своими обожаемыми детьми. Несмотря на протесты матери, они с отцом едут в Сечь.

Глава 2

В дороге царит молчание, так как каждый из героев погружён в свои мысли и воспоминания. Тарас вспоминает близких людей, товарищей, с которыми надеется скоро повидаться в Сечи.

Остап же вспоминает случай из учёбы: ему не нравилось заниматься и он, в самый первый год обучения, решил сбежать. Ему настолько не нравилось учиться, что он даже неоднократно закапывал свой букварь. Его же всякий раз ругали и давали новые учебники.

Андрий в дороге вспоминает свои многочисленные розыгрыши, устроенные настолько искусно, что никто так и не догадался, кто же за ними стоит. Андрий с ранней юности полюбил женщин и восхищался их красотой. Он вспоминает, как однажды увидел прелестную польку, когда красавица совершала прогулку в компании своего отца – польского пана.

Несмотря на случайность встречи, Андрий проникает в опочивальню к ней. Но, молодость и неопытность в любви выставили его на посмешище. В дороге, воспоминания о юной панночки не покидают его.

Уставшие, отец с сыновьями приезжают в Запорожскую Сечь. Люди в ней живут обычной мирной жизнью.

Глава 3

Семь дней троица живёт в Сечи, посвящая свои дни изучению воинских премудростей. Все казаки вокруг обожают гулять и пировать. Именно так они любят отдыхать.

В Сечи представлена самая что ни на есть разношёрстная публика: от нищих – до крестьян и офицеров. Причём последним было всё равно, на чьей стороне им воевать.

Женщин в Сечи не было и быть не могло. Бульба, подговорив дружественно настроенных к нему казаков к непослушанию, способствует переизбранию Кошевого. Новым атаманом избирают товарища Тараса, казака Кирдягу.

Глава 4

Кирдяга, вновь избранный атаман, приказывает не считаться с договорённостями о мире. Неожиданно в Сечь приплывает паром с казаками.

Эти прибывшие казаки рассказывают о бесчинствах поляков. О том, что они жестоки и несправедливы к православным украинским христианам. Именно это и спровоцировало принятие решения о начале наступления на поляков.

Глава 5

Казаки отправились в свой освободительный поход. Два брата усовершенствуют с каждым разом всё более и более своё мастерство в военном деле.

Бульба радуется таким умелым сыновьям. При этом Остап и Андрий по-разному показывают себя.

Остап, по мнению Бульбы, прирождённый полководец, так как невероятно мудр и разумен. Андрий, напротив, зарекомендовывает себя полной противоположностью старшему брату: он непредсказуем и слишком горяч.

В одну из ночей в лагерь к казакам тайно проникает служанка той самой прелестной панночки. Именно её чарами был когда-то ослеплён Андрий. Панночка, узнав его среди прочих казаков, посылает к нему свою служанку с просьбой достать пропитание, которого не было по причине блокады города. Андрий не может отказать возлюбленной и через тайный ход проникает в крепость.

Глава 6

Попав в город, Андрий наблюдает повсеместное запустение и нищету. Город фактически умирает от голода. Горожане находятся на грани, но не сдаются, так как знают, что скоро придёт подкрепление, и будет еда.

Андрий встречается со своей панночкой и забывает обо всём на свете от нахлынувшей любви. По сути, Андрий становится предателем отца, брата и Родины. В город, наконец-то, приходит подкрепление и доставляют еду.

Глава 7

Казаки постоянно пьют и веселятся, с утра до вечера. Поэтому они пропускают подкрепление, не заметив его.

Казаки посылают своего разведчика в город за информацией. Вернувшись, разведчик рассказывает Бульбе о том, что видел там его младшего сына и тот просил передать, что не вернётся назад, так как отрекается от них.

Остап занимает место погибшего куренного, чему отец несказанно рад. Тарас счастлив успехам старшего сына и, одновременно, страдает от поступка младшего. Ведь название этому поступку лишь одно – это дезертирство и предательство.

Глава 8

Неожиданно из Сечи приходит информация о набеге татар и краже казны. Есть единственный способ вернуть казну и пленных – это срочно прекратить блокаду.

Казаки спорят по этому поводу и их мнения различны. Таким образом, одна половина войска уходит, а Бульба, с оставшейся половиной, так же продолжает осаду.

Глава 9

Город и его жители опять становятся заложниками и начинают голодать.

Разведка поляков оказывается неудачной, но евреи приносят горожанам весть о том, что казаков осталось гораздо меньше, чем было.

Жители города, узнав об этом, поверили в спасение и обрадовались. Бульба, поняв это, выступает перед своими товарищами с желанием подбодрить их и вселить надежду, повести за собой.

Происходит бой. В этом бою поляки берут Остапа в плен. А, Андрий, страстно влюблённый в полячку, погибает от карающей руки своего отца.

Глава 10

Бульба ранен в бою и две недели мечется в лихорадке. Его тревожит мысль о старшем сыне, попавшем в плен. Немного придя в себя, Тарас платит еврею пять золотых и просит переправить его в Варшаву. Ведь именно туда отвезли пленённого Остапа.

Глава 11

Тарас благополучно добирается до Варшавы с целью организовать побег и спасти сына. Ему не удаётся совершить задуманное из-за предательства конвоира. Бульбе остаётся лишь смириться.

Тарас идёт на площадь, туда, где планируется проведение казни над пленными. На глазах отца страшно сына пытают, подвергая его чудовищным мукам. Остап в муках зовёт отца и слышит его ответ. Тарасу чудом удаётся избежать плена и благополучно добраться до Сечи.

Глава 12

Мощное казацкое войско идёт в атаку. Бесстрашным полком этого войска командует Тарас Бульба. Поляки же хотят мирно договориться, чтобы избежать дальнейшего кровопролития.

Бульба не готов идти на мировую ни при каких обстоятельствах. Казакам удалось и в этом бою, когда всё было против них, одержать верх над противником.

Тарас Бульба, почувствовав свою непобедимость, решает вернуться на поле битвы в поисках потерянной курительной трубки.

Бульбу поляки берут в плен и казнят, сжигая на костре. Его соплеменникам и боевым товарищам удаётся спастись.

Заключение

Вот так коротко выглядит рассказ о главных событиях повести. В заключении хочется особо отметить, что любое, даже самое талантливое описание содержания произведения, никогда не сможет заменить и сотой доли удовольствия от непосредственного чтение этой замечательной повести.

«Тарас Бульба» был написан гениальным пером Гоголя с искренним желанием автора пообщаться со своими читателями на многие, важные темы. Тему любви к Родине и любви к женщине. Тему личного выбора каждого и ответственности за него. Тему дружбы, предательства и возможности прощения.

Гоголь проводит психологический анализ человеческих характеров в отдельности, и, посредством этого, рисует собирательный образ всего казачества в целом. Писатель рассуждает с нами об опасности деградации человеческой души и учит противостоять этому.

Николай Васильевич Гоголь не является нашим с вами современником, но, несмотря на это, его мысли, рассуждения и созданные им обобщённые образы являются актуальными, понятными и сегодня.

Тарас Бульба стал символом отваги и любви к отчизне. Персонаж, появившийся на свет из-под пера , успешно прижился в кинематографе и даже в музыке - оперные постановки по мотивам гоголевской повести идут в театрах всего мира начиная с конца XIX века.

История создания персонажа

Повести «Тарас Бульба» Николай Гоголь отдал 10 лет жизни. Замысел эпичного произведения в жанре исторической повести родился в 1830-х годах и уже в середине десятилетия украсил сборник «Миргород». Однако автора литературное творение не удовлетворяло. В итоге оно пережило восемь правок, причем кардинальных.

Первоначальный вариант Николай Васильевич переписывал вплоть до изменения сюжетных линий и введения новых героев. С годами повесть потолстела на три главы, батальные сцены наполнились красками, а Запорожская Сечь обросла мелкими подробностями из жизни казаков. Говорят, писатель выверял каждое слово, чтобы оно более точно передавало атмосферу и характеры действующих лиц, при этом стремился сохранить колорит украинского менталитета. В 1842 году произведение вышло в новой редакции, но все равно исправлялось вплоть до 1851 года.

Николай Гоголь родился в Полтавской губернии. Там он провёл своё детство и юность, а позже переехал в Петербург. Но история и обычаи родного края продолжали интересовать писателя на протяжении всего творческого пути. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий» и другие произведения описывают обычаи и ментальность украинского народа. В повести «Тарас Бульба» история Украины преломляется через лирическое творческое сознание самого автора.

Идея «Тараса Бульбы» появилась у Гоголя примерно в 1830 годах. Известно, что над текстом писатель работал около 10 лет, но окончательной правки повесть так и не получила. В 1835 году в сборнике «Миргород» была опубликована авторская рукопись, но уже в 1842 выходит другая редакция произведения. Следует сказать, что Гоголь был не очень доволен напечатанным вариантом, не считая внесённые правки окончательными. Гоголь переписывал произведение около восьми раз.

Гоголь продолжал работать над рукописью. Среди значительных изменений можно заметить увеличение объёма повести: к первоначальным девяти главам было добавлено ещё три. Критики отмечают, что в новой версии герои стали более фактурными, добавились яркие описания батальных сцен, появились новые подробности из жизни на Сечи. Автор вычитывал каждое слово, стремясь найти то сочетание, которое наиболее полно раскрыло бы не только его писательский талант и характеры героев, но и своеобразие украинского сознания.

История создания «Тараса Бульбы» по-настоящему интересна. Гоголь ответственно подошёл к задаче: известно, что автор с помощью газет обращался к читателям с просьбой передать ему ранее неопубликованные сведения об истории Украины, рукописи из личных архивов, воспоминания и прочее. Кроме этого, среди источников можно назвать «описание Украины» под редакцией Боплана, «Историю о козаках запорожских» (Мышецкий) и списки украинских летописей (например, летописи Самовидца, Г. Грабянки и Величко). Все почерпнутые сведения смотрелись бы непоэтично и неэмоционально без одного, невероятно важного, составляющего. Сухие факты истории не могли полностью удовлетворить писателя, который стремился понять и отразить в произведении идеалы прошедшей эпохи.

Николай Васильевич Гоголь очень ценил народное творчество и фольклор. Украинские песни и думы стали основой для создания национального колорита повести и характеров героев. Например, образ Андрия схож с образами Саввы Чалого и отступника Тетеренки из одноимённых песен. Из дум были почерпнуты и бытовые детали, сюжетные ходы и мотивы. И, если ориентация на исторические факты в повести не вызывает сомнений, то в случае с фольклором нужно дать некоторое разъяснение. Влияние народного творчества заметно не только на повествовательном, но и на структурном уровне текста. Так, в тексте с лёгкостью можно найти яркие эпитеты и сравнения («как хлебный колос, подрезанный серпом…», «чёрные брови, как траурный бархат…»).

Появление троичности, характерной для сказок, в тексте произведения связано с испытаниями, как и в фольклоре. Это прослеживается в сцене, где под стенами Дубно Андрий встречает татарку, которая просит молодого козака помочь панночке: та может умереть от голода. Это получение задания от старухи (в фольклорной традиции обычно от Бабы Яги). Козаки съели всё приготовленное, а на мешке с припасами спит его брат. Козак пытается вытащить мешок из-под спящего Остапа, но тот на мгновение просыпается. Это первое испытание, и Андрий проходит его с лёгкостью. Дальше напряжение возрастает: Андрия и женский силуэт замечает Тарас Бульба. Андрий стоит «ни жив ни мёртв», а отец предостерегает его от возможных опасностей. Здесь Бульба-старший одновременно выступает и как противник Андрия, и как мудрый советник. Не ответив на слова отца, Андрий идёт дальше. Юноша должен преодолеть ещё одну преграду перед встречей с любимой – пройти по улицам города, видя, как жители умирают от голода. Характерно, что Андрию также встречаются три жертвы: мужчина, мать с ребёнком и старуха.

В монологе панночки есть и часто встречающиеся в народных песнях риторические вопросы: «Не достойна ли я вечных сожалений? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришлась на часть мне?» Нанизывание предложений с союзом «и» также характерно для фольклора: «И она опустила свою руку, и положила хлеб, и… смотрела ему в очи». Благодаря песням сам художественный язык повести становится более лиричным.

Гоголь неслучайно обращается к истории. Будучи образованным человеком, Гоголь понимал, насколько важным для конкретного человека и народа является прошлое. Однако не стоит расценивать «Тараса Бульбу» как историческую повесть. В текст произведения органично вплетается фантастика, гипербола и идеализация образов. История повести «Тарас Бульба» отличается сложностью и противоречиями, но это нисколько не умаляет художественную ценность произведения.

Тест по произведению

    суперский фильм.

    делай домашку, не позорься)

    Лен! Я так понимаю, что предыдущие ответчики дальше школьной программы не продвинулись в этом вопросе(((Насколько я правильно поняла, у самого Гоголя все перемешалось...

    Вот несколько интересных фактов по данному вопросу:

    1) Когда вообще происходили описанные в повести события? Гоголь, похоже, сам в этом путался, так как начинает свое повествование так (цитирую по редакции 1842 года):
    «Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников...»
    Итак, Гоголь относит события к XV веку – когда действительно Московия еще являлась улусом Орды, а земли Украины вовсе не были «оставлены своими князьями» и «опустошены», как он выдумывает, а вполне процветали в составе Великого княжества Литовского (о котором Гоголь нигде ни словом не упоминает). До 1569 года Киевщина, Запорожье (тогда «Поле»), Подолье, Волынь – часть Великого Княжества Литовского.

    2) А далее идет противоречие: «Короли польские, очутившиеся, наместо удельных князей, властителями сих пространных земель, хотя отдаленными и слабыми, поняли значенье козаков и выгоды таковой бранной сторожевой жизни».

    Поляки стали властителями Украины только при заключении Унии 1569 года (создании Речи Посполитой), когда в обмен на помощь в освобождении оккупированного Иваном Грозным Полоцка – мы отдали полякам земли Украины. Потом была и церковная Уния 1596 года – после того, как Борис Годунов выторговал в 1589 году у греков право единой Москово-ордынской религии называться впервые «Русской православной Церковью» - вместо РПЦ Киева. Как следует далее из текста, события повести происходят в середине XVII века, а вовсе не в XV веке и даже не в XVI.

    3) У Гоголя: «Не было ремесла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, пить и бражничать, как только может один русский, – все это было ему по плечу».

    В то время не существовало этноса «русские», а был этнос «русины», под которым понимались только и именно одни украинцы. Что же касается русских (именовавшихся московитами), то в XV веке в Московии был «сухой закон», поэтому фраза Гоголя «гулять напропалую, пить и бражничать, как только может один русский» - является выдумкой.

    Но вся эта легенда о Тарасе Бульбе скрывает одновременно чудовищный геноцид над Беларусью и беларусами – геноцид войны 1654-1667 годов, в которой от рук московских и украинских оккупантов погиб КАЖДЫЙ ВТОРОЙ БЕЛАРУС.

    Не вызывает сомнения, что именно об этой войне пишет в последней главе Гоголь, где относит злодеяния полковника Бульбы к «польским землям», а на самом деле казаки тогда занимались геноцидом только и именно в БЕЛАРУСИ, а не в Польше, куда они не дошли:

    «А Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова».

    «Всей Польшей» Гоголь тут называет нашу Беларусь, ибо не в Польше, а именно и только у нас занимались разбоем и геноцидом казаки Хмельницкого и Золотаренко. А слова «уже доходил до Кракова» следует, видимо, отнести к оккупации Бреста войсками казаков и московитов – которые вырезали там все местное население, включая каждого младенца.

    «Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие земли и лучшие замки; распечатали и поразливали по земле козаки вековые меды и вина, сохранно сберегавшиеся в панских погребах; изрубили и пережгли дорогие сукна, одежды и утвари, находимые в кладовых. «Ничего не жалейте!» – повторял только Тарас. Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя».

    Это было не в Польше, а на нашей территории Беларуси. В войну 1654-67 гг. казачьи войска Хмельницкого и Золотаренко так и не добрались до территории Польши. Они истребили вместе с союзными войсками московитов царя Алексея Михайловича 80% населения Восточной Беларуси (Витебская, Могилевская, Гомельская области), 50% населения Центральной Беларуси (Минская область), около 30% населения Западной Беларуси (Брестская и Гродненская области). В Польшу и Жемойтию оккупанты не добрались.

    Только читал обзор. После этого не захотелось смотреть.

    300 Спартанцев?

    Большой фильм с большой буквы.. Не сказать что псец шедевр но реально стоящий фильм.. съемки тоже стоит отметить, кадры неописуемые.. в конце вообще жестко совсем.. кости ломают, казни..
    вобщем 5

    Делай домашку сам(а)

    Персонаж реальный списан с Тараса Федоровича поднявшего восстание на Украине в 1630 году.

    Федоро́вич (также Тарас Тряси́ло, Хассан Тарасса, Гассан Трасса) (ум. ок. 1637 г.) - гетман запорожских нереестровых казаков (с 1629 года), активный участник борьбы за освобождение Украины из-под власти Польши.

    По происхождению - крещеный крымский татарин. Участник Тридцатилетней войны 1618-1648 годов как наемник на стороне империи Габсбургов (воевал в Силезии и Венгрии), где отличился значительными жестокостями по отношению к протестантскому населению.

    В 1625-1629 гг - Корсуньский полковник.

    С 1629 г. - гетман запорожских казаков; в том же году возглавил казацкий поход в Крым. В марте 1630 г. стал во главе крестьянско-казацкого восстания против Польши, вызванного попыткой польского военного командования расквартировать польские части на казацких территориях. В боях под Корсунем и под Переяславом (битва 20 мая 1630, известная как «Тарасова ночь») повстанцы разбили польское войско под командованием С. Конецьпольського и С. Лаща и в июня 1630 г. заставили гетмана Станислава Конецпольского подписать соглашение в Переяславе.

    Недовольный соглашением, Трясило был низвержен с поста гетмана и отошел с недовольными казаками на Запорожскую Сечь, где пытался поднять новое восстание.

    Участвовал в русско-польской войне 1632-1634 гг, которая велась за Чернигово-Северскую и Смоленскую земли. На казацкой раде в Каневе зимой 1634-1635 гг. Трясило призвал к восстанию против шляхетской Польши; позднее с частью казаков ушел за Дон.

    В 1635 г. вел переговоры с московским правительством о переселении 700 казаков на Слободскую Украину. Весной 1636 г., после возвращения с Дона, Трясило ездил в Москву с просьбой о переходе части украинского казачества на службу к Московскому государству. Однако его предложение было отклонено, поскольку московское правительство не желал обострять отношения с Речью Посполитой после неудачной московско-польской войны 1632-1634 гг.

    Дальнейшая судьба Трясила неизвестна; по данным казацких летописей, он «находился со славой девять лет и умер спокойно» в 1639 г. По семейным преданиям, потомками Трясила считал себя казацко-старшинский род Тарасевич (XVII - XVIII века).

    Предводитель казацкого восстания 1638 года Яков Остряница ранее участвовал в восстании под руководством Тараса Трясило.

Меню статьи:

Образы украинцев неразрывно связаны с творчеством Николая Васильевича Гоголя. Несмотря на то, что в художественном наследии Гоголя не единичны работы на темы, не связанные с жизнью украинского села и казаков, у читателей, в первую очередь, с его именем возникают образы Тараса Бульбы и его сыновей – Андрея и Остапа.

Внешность и возраст Тараса Бульбы

С Тарасом Бульбой мы знакомимся уже в преклонном возрасте – о том, как он выглядел в молодости, мы не знаем. Да, собственно, его возраст и на момент разворачивания основных событий тоже неопределенный. Гоголь его обозначает как «преклонный».

Выглядит Бульба подобно всем людям в возрасте – он излишне полон, его голову покрыла седина. Так как всю свою жизнь он провел в походах и битвах, тело его покрыто шрамами и рубцами. Несмотря на свой возраст, его рука еще не лишена былой силы и ловкости – он все еще сильный и могучий.

Предлагаем ознакомиться с в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

Его облик завершают усы и «чуприна» – традиционные символы казаков.

Одежда Бульбы также традиционна для казаков. Из общей толпы Тарас ничем не выделяется внешне.

Происхождение Тараса Бульбы

Общепринято, что основную массу казаков Запорожской сечи составляли люди не отличавшиеся наличием материальных благ – бегство на Сечь для них было единственным спасением от злых панов и нищеты. Финансовая ситуация Тараса Бульбы не подпадает под эту тенденцию. Он вполне зажиточный человек. У его владении имеется небольшой хутор. Так как в хуторе Тарас редкий гость, то основную работу по ведению хозяйства выполняет его жена и сыны.

Семья Бульбы и отношения между ее членами

Тарас Бульба – женатый человек. Со своей женой у него довольно сложные отношения – практически все время он проводит на Сечи и видится с женой пару раз в год.

На своем хуторе Бульба не задерживается – ему тут скучно, он мается от безделья и поэтому стремиться побыстрее вернуться на Сечь. Его женитьба не была расчетом – между супругами было чувство любви, но отношения между ними сложилось специфическое.

Жизнь на Сечи сделала Бульбу грубым не только по отношению к врагам, его родные не часто удосуживаются ласки по отношению к себе со стороны Тараса.

Несмотря на то, что Тарас принадлежит по вероисповеданию к православным, он часто не придерживается основных принципов и догм и в первую очередь это проявляется в общении со своими родными. Он грубо и довольно жестоко обращается со своей женой. В ее адрес сыпятся не только словесные упреки, но и побои. К тому же физическое насилие по отношению к жене не единичное явление, для Тараса такое поведение становится нормой. Позволял ли такое себе глава семейства раньше – вопрос неопределенный, Гоголь об этом умалчивает.

Его жестокость по отношению к жене проявляется во всем, он даже не удосуживается ласково к ней обращаться – грубое «баба» – обычное явление и при людях, и во время общения в кругу семьи.

Несмотря на такие странные взаимоотношения, у них в браке родилось два ребенка – мальчика, которых назвали Остап и Андрей.

Прошло время – сыны выросли, в то время, когда разворачивались основные события повести – они уже взрослые. Остапу – 22 года, а возраст Андрея неточен – ему 20-21 год.

Их отец с недоверием относится к наукам, но признает необходимость образования, поэтому отправляет своих сыновей грызть гранит науки. Оба брата учатся в Киевской академии. Сам же Тарас Бульба, человек неглупый и довольно образованный, но активно скрывает этот факт и часто выдает себя за полного дуралея.


По отношению к своим сынам Тарас тоже груб и строг. Он считает, что мальчики не должны быть нежными и полными романтичных порывов. Для Бульбы – они, в первую очередь, будущие защитники своей родины. В его глазах будущее сыновей неотрывно связано с Сечью и казацтвом.

К сожалению, все происходит не так как Тарас хочет. В начале все идет по плану Бульбы – он с сыновьями отправляется на Сечь.

Это первое посещение Сечи сыновьями, поэтому это событие становится волнительным и для молодых людей, которые хотят себя зарекомендовать наилучшим образом, и для их отца, который хочет, чтобы всем его сыновья понравились.


Дальнейшие события стали трагическими и для Остапа с Андреем и для самого Тараса: Андрей переходит на сторону поляков – его влюбленность в польскую панну оказывается сильнее, чем любовь к отцу и Родине. При следующей встрече Тарас хладнокровно, на глазах Остапа убивает своего младшего сына. Совершая убийство сына, Тарас руководствуется не страхом перед общественным мнением, хотя, вполне вероятно, что мысли о всеобщем осуждении у Тараса присутствуют. В глазах Бульбы Андрей – предатель и для него не может быть никаких смягчающих обстоятельств.


Судьба крайне неблагосклонна и к старшему сыну Бульбы. Он попадает в плен. Тарас пытается спасти от смерти своего, единственного теперь, сына. Он храбро отправляется в тыл врага, но его план не срабатывает – у Тараса не получается освободить сына и его публично казнят.

Жизнь Тараса Бульбы на Сечи

Тарас Бульба в глазах читателей – это идеальный казак. Он смелый и храбрый, беспокоится о судьбе своей Родины, пытается своей деятельностью сделать жизнь лучше. Его образ в этом плане сродни образам средневековых рыцарей и героев народного эпоса.

Тарас Бульба большинство времени проводит на Сечи. Там он уже не рядовой казак. На момент рассказа Тарас – полковник. Среди казаков он пользуется авторитетом – и это не удивительно. Военные походы для него не диковинка, а способ жизни. Во время боевых действий Бульба не пассивный наблюдатель, он активно принимает участие в действиях, пытается разобраться в элементах тактики и военного дела, поэтому его опыт и военные умения становятся предметом восхищения. Доблесть и смелость – постоянные его характеристики.

Жизнь на Сечи лишена роскоши и всевозможных удобств, поэтому излишний комфорт для него необычное явление. Тарас привык довольствоваться малым и не стремиться к роскоши.

Как и любой человек, Тарас не лишен темной стороны. Он излишне упрям и нетерпелив. Последний факт значительно утрудняет его жизнь – он неохотно приобщается к военной дипломатии – в этом плане личное всегда берет верх, и Тарас начинает руководствоваться эмоциями и чувствами, а не здравым смыслом.

Он мечтает о том моменте, когда его сыны станут такими же храбрыми и смелыми воинами, как и он сам. Для этого он готов пойти на подлость.

Когда он с сыновьями прибыл на Сечь, то оказалось, что в ближайшее время никаких военных походов не планируется. Это не устраивает Тараса. Бульба не пытается разобраться в причинах отказа, им движет только слепое желание. Он устраивает смещение должностей и ставит на место куренного своего человека, который готов организовать военную кампанию. Такая подлость не приносит Тарасу счастья. Доблесть, смелость и храбрость Тараса не спасают ситуацию – военная кампания становится трагедией.

Тем не менее, несмотря на такой поступок, казаки доверяют Тарасу и, оказавшись в затруднительном положении во время осады, выбирают его в командующую должность. Это происходит не от безвыходности ситуации. Тарас свирепо и беспощадно расправляется со своими врагами, он готов на подвиг, пожертвовать собой ради достижения высшей цели.

Смерть Тараса Бульбы

После казни Остапа Тарасом овладевают самые печальные порывы. Личная трагедия, связанная с гибелью сына, не позволяет ему здраво размышлять и оценивать происходящие события. Его сердце не переполняет жалость по отношению к Андрею – молодой человек предал и своего отца, и Родину, и веру православную, но простить смерть старшего сына – Остапа, у Тараса нет сил.

Он становится безрассудным, излишне рискует собой и противоречит всем приказам, которые нацелены на примирение с поляками. В его глазах Остап остался доблестным и верным казаком, Тарас считает, что у его сына было бы большое будущее. После заключения мира с поляками Тарас организовывает свой отряд и нападает на села. Такие действия не могли длиться вечно – Бульбу берут в плен и сжигают заживо на костре, но и в последние минуты своей жизни он верен своему чувству патриотизма – он подсказывает своим соратникам путь к отступлению.

Подведем итог: Тарас Бульба – неоднозначная личность. С одной стороны – он храбрый воин, идеал казака, но на этом его идеальность заканчивается. Он плохой муж и не лучший отец. Ему чужды сострадание и ласка по отношению к своим родным. Его действия на военном поприще нередко спасали казаков, но спасти своих сыновей ему не удалось.

Loading...Loading...