Развитие репортажа гиляровский. Владимир гиляровский - король репортажа

Выдающийся русский репортёр Владимир Алексеевич Гиляровский известен читателям по книгам «Мои скитания», «Москва и москвичи», «Москва газетная» , в которых увлекательно рассказано о его работе газетчика.

Трём московским изданиям посчастливилось иметь Гиляровского своим постоянным репортёром – «Московскому листку», «Русским ведомостям» и «Русскому слову» . Репортажи и другие материалы Гиляровского способствовали популярности изданий, на страницах которых они публиковались. Так, репортаж о Ходынской катастрофе 1896 г. , напечатанный в «Русских ведомостях», - единственный во всей русской и мировой прессе, в котором была рассказана правда о трагедии, случившейся в дни коронации последнего русского царя – Николая II. Однако свою литературную деятельность, в том числе репортёрскую, Гиляровский начал значительно раньше и значительно скромнее в газете «Московский листок».

Осенью 1881 г., вернувшись с театральных гастролей по России, Гиляровский (как известно, этот неугомонный человек испытал много профессий, в том числе и амплуа провинциального актёра) впервые приобщился к профессиональной работе журналиста-газетчика – несколько мелочей (стихи, анекдоты) в «Русской газете» и затем – «Московский листок» , только что открытый Н.И. Пастуховым.

Привлекая Гиляровского в «Московский листок» как репортёра, Пастухов требовал прежде всего «быстроты сведений о происшествиях». Журналисту вменялось в обязанность знать всё, что происходит в Москве и её окрестностях. Гиляровский выработал в себе обязательные качества, необходимое условие успешного репортёрства – правдивость, оперативность, высокую осведомлённость. Он составил круг надёжных источников (это было особенно важно) дополнительной информации, выходившей за рамки сведений официальных городских, полицейских и прочих учреждений. Недаром впоследствии Гиляровский не раз посмеивался над полицией, заявляя: «…мои агенты лучше ваших».



В мае 1882 г. в Москве открылась Всероссийская художественная выставка, которая внесла в жизнь города много «оживления и суеты». На выставке собиралась масса интересных людей. Но Гиляровский не поставлял репортажи с выставки. Его тема оставалась прежней: городские происшествия – пожары, убийства, кражи, крушения. Тем не менее он «целый день пылился на Выставке», узнавая городские новости.

У него везде появились знакомые: сторожа на вокзалах, писцы в канцеляриях, обитатели трущоб, трактирщики, гостиничная прислуга, охотники, пожарные – «свои люди», сообщавшие ему, где что случилось. Впрочем, Гиляровский старался сам побывать на месте каждого значительного происшествия и особенно на пожарах – он имел даже специальное разрешение ездить на пожарных обозах.

Оперативность Гиляровского хорошо иллюстрирует следующий случай. Было это в 1885 г. «В поисках сенсации для «Голоса Москвы» В.М. Дорошевич узнал, что в сарае при железнодорожной будке близ Петровско-Разумовского зарезали сторожа и сторожиху. Полный надежд дать новинку, он пешком бросился на место происшествия. Отмахав вёрст десять по июльской жаре, он застал ещё трупы на месте. Сделав описание обстановки, собрав сведения, он попросил разрешения войти в будку, где судебный следователь производил допрос.

Очень часто Гиляровский был первым и нередко единственным свидетелем какого-либо важного происшествия.

О первом достоверно принадлежащем ему репортаже можно говорить, лишь раскрыв номер 57 от 5 октября 1881 г. Это был отчёт об убийстве в Троицком посаде, подписанный сокращённо «Вл. Г-й». В следующем году репортёрская деятельность журналиста получила более определённое выражение: стало значительно больше материалов, подписанных собственной фамилией и известными псевдонимами Гиляровского – «Проезжий корнет», «Свой человек».

Первым подмосковным городом, откуда шли репортёрские заметки и отчёты Гиляровского, была Коломна. В разделе газеты «По городам и сёлам» уже в 1882 г. была помещена заметка «Из Коломны. От нашего корреспондента», которую можно с достаточной долей основания и по характеру изложения, и по месту происшествия считать принадлежащей Гиляровскому, хотя она и не подписана.

Затем корреспонденции Гиляровского в газете идут всё чаще. В той же рубрике «По городам и сёлам» помещена корреспонденция из Серпухова за подписью «Проезжий корнет». Это корреспонденция-отчёт о грабеже с убийством. А вскоре печатаются знаменитые репортёрские отчёты журналиста о пожаре рабочей казармы в Орехово-Зуеве за подписью «Свой человек». Позднее в разделе «Телеграммы» - сообщение о страшной катастрофе на Курской железной дороге. Это была телеграмма Гиляровского, который случайно, будучи вместе с управляющим Московско-Курской железной дорогой в гостях у М.В. Лентовского, узнал о крушении и немедленно, по собственной инициативе, не поставив в известность даже редакцию, выехал к месту происшествия. Нелегально, спрятавшись в вагоне служебного поезда, он первым из журналистов, опередив других репортёров почти на двое суток, прибыл на место катастрофы. И в течение четырнадцати дней «Московский листок» печатал сообщения «от нарочного корреспондента» «С места катастрофы на Курской железной дороге», подписанные полным именем автора – Вл. Гиляровский.

В 1882 г. Гиляровский печатает ряд репортёрских отчётов о пожарах, о скачках и др. Подобные сообщения лишены личностной окраски, они кратки и фактографичны. Часть этих материалов несёт в себе несомненные признаки репортажа – в них ощущается непосредственное впечатление автора, в текст вкраплены элементы оперативного интервью и масса деталей, доступных только перу очевидца. На них обратили внимание и читатели, и журналисты-профессионалы, а статьи об Орехово-Зуеве и Кукуевской катастрофе стали образцами репортёрских отчётов.

Весной 1883 г. Гиляровский снова уехал на гастроли с театром В.Н. Андреева-Бурлака. Осенью, по возвращении из поездки, он становится сотрудником газеты «Русские ведомости» , решившей улучшить свою репортёрскую часть.

Первый год работы Гиляровского в газете его публикации анонимны. В рубрике «Московские вести» почти ежедневно идут сообщения о пожарах, происшествиях, рысистых бегах, но определить среди них материалы Гиляровского практически невозможно. Все отчёты о скачках и бегах, о пожарах, как и в «Московском листке», кратки, не несут в себе индивидуальных примет, характерных особенностей стиля и не имеют подписи. Они появляются только в следующем, 1884 г.

В 1886 г. публикуется репортаж о пожаре на фабрике Хлудова в Егорьевске. Это яркий образец развёрнутых «пожарных» репортажей Гиляровского.

Гиляровский описывал солнечное затмение в Клину и полёт Д.И. Менделеева на воздушном шаре во время редкого необычного явления природы. Этим событием была посвящена известная статья-репортаж Гиляровского «Солнечное затмение под Москвой».

Второму периоду плодотворной работы в московских газетах предшествовал сравнительно небольшой отрезок времени, когда Гиляровский был сотрудником петербургской газеты «Россия» А.В. Амфитеатрова. В 1899 г. по просьбе редакции он заведовал московским отделением этой газеты. Его обязанностью было сообщать по телефону в редакцию наиболее важные московские новости.

Амфитеатров требовал от своего московского коллеги сенсационных новостей, и Гиляровский решил отправиться на Балканы. Балканских материалов в общей сложности было напечатано семь. Деспотическая политика сербского короля Милана и полицейский террор в стране сделались благодаря корреспонденциям русского журналиста предметом всеобщего осуждения, что способствовало разоблачению антинародной политики сербского правителя и спасло жизнь многим сербам.

Начало нового века для Гиляровского ознаменовалось тем, что он снова стал активным репортёром большой московской газеты «Русское слово». Он проработал там более десяти лет.

В 1902 г. Гиляровский опубликовал в «Русском слове» большой цикл очерков, зарисовок, статей, корреспонденций на болгарскую тему . Это были воспоминания, передающие впечатления от празднования в Болгарии 25-летия победы в Освободительной войне 1877-1878 гг. против турецкого порабощения. Все эти материалы написаны в манере восторженных путевых записок и представляют собой описания завершающих сражений, которые были разыграны на местах исторических боёв в дни юбилея.

В газете идёт репортаж Гиляровского «Бесприютные» , в котором говорится об отсутствии в городе надлежащей медицинской помощи роженицам и о нередком случае рождения ребёнка прямо на улице.

Газетные выступления Гиляровского в «Русском слове» в 1903 – 1904 гг. интересны ещё и тем, что в них он поднимает вопросы профессиональной работы репортёров. Это статьи-репортажи «По собственной неосторожности», «Три тысячи бритых старух» и некоторые другие. Автор высмеивает штампы в репортёрской практике, вскрывает серьёзные недостатки в работе репортёров по уголовным делам, издевается над хлестаковщиной, враньём, характерным для части буржуазных журналистов своего времени.

Русско-японская война вскрыла многие пороки в деле организации снабжения армии. Гиляровский откликнулся и на эту тему. В начале 1905 г. он пишет знаменитый репортаж «Нитки» , разоблачающий недобросовестных поставщиков швейных изделий для солдат и офицеров. Военную тему отразили и его репортёрские зарисовки, выполненные на основе бесед с солдатами, вернувшимися в Москву. Все они посвящены героизму русского солдата.

По-прежнему не проходит журналист мимо жизни простых горожан-тружеников. Он пишет о трактирных половых, о бедности штатных воспитателей (надзирателей, как их тогда официально называли) Воспитательного дома, о плохом состоянии благотворительных учреждений в городе, о попытках борьбы с пьянством и т.д.; обращает внимание на пробуждающееся в народе стремление к улучшению своей жизни, условий труда.

Гиляровский убедительно показал, что материал, написанный после события (даже воспоминания) может быть хорошо передан именно в жанре и стиле репортажа. В этом отношении показательны его воспоминания о своём первом полёте на воздушном шаре. Написанные впервые 40 лет спустя после события для книги «Мои скитания», они читаются и воспринимаются как прямой репортаж, лишь дошедший до нас с запозданием.

О бурлаках, о тяжести их труда, знают все, но только у Гиляровского читатель прочувствует профессиональные особенности бурлачества. Его заметки дают возможность представить реально, зримо труд и быт бурлаков, их положение, рабочий день, приём пищи, отдых, раскрывают их психологию и манеру поведения. Описание бурлацкого труда в книге «Мои скитания» выдержано в репортёрском стиле, в динамике движения; автор сообщает яркие профессиональные подробности и детали, использует специальную лексику, терминологию бурлаков, их песни-речевки («Белый пудель шаговит, шаговит…») и т.д.

Как все газетные репортажи Гиляровского, рассказ о бурлачестве написан с такими подробностями, так обстоятельно, что любой вопрос, возникающий у читателя по мере чтения, находит разрешение в самом тексте. Повествование как бы предусматривает возможные недоумения читателя. Это свойство всех репортажей Гиляровского – никаких неясностей при весьма экономной манере изложения.

В репортажах Гиляровского часто можно найти указания на то, что он сам был очевидцем событий, описания, как и когда прибыл на место происшествия, от кого получил необходимые сведения и т.д. Тайны из этого журналист почти никогда не делал.

Особенностью Гиляровского-репортёра, корреспондента, было то, что он не перегружал свои материалы деталями, не относящимися к существу дела. Его впечатления от любой репортёрской поездки были значительно шире и богаче тех сведений, которые обычно помещались им в газетах и которые были необходимы для освещения события.

В любом событии Гиляровский видит не только сюжетную фабулу, основное его внимание всегда отдано людям – непосредственным участникам событий и тем, кто лишь присутствует (как и он) при этом.

Гиляровский не избегает поэтических сравнений, пейзажных зарисовок. Однако подобные поэтические приёмы используются им крайне сдержанно, с чувством меры.

В 1887 г. появляется большой материал Гиляровского «Ловля собак в Москве» . В жанровом отношении это бесспорный репортаж, хотя и с элементами статьи в нём, особенно там, где рассказывается о правилах отлова собак на улицах города. Чтобы до конца узнать механизм поимки собак, мотивы, которыми руководствуются лица, приставленные к этому делу, Гиляровский обратился к людям, занятым подобным промыслом, как человек, у которого якобы пропала собака. Это тот случай, когда можно сказать: репортёр меняет профессию. Такая позиция позволила не только познакомиться с неприглядными условиями содержания у некоего Грибанова отловленных собак, но и с барышничеством, которое поощряло похищение породистых собак, с нарушениями инструкции порядка изоляции бездомных животных.

Гиляровский много писал о трагедиях: убийствах, грабежах, пожарах, о погибающих от голода и холода людях, о жертвах железнодорожных и иных катастроф, об обречённых на смерть рабочих. Но, несмотря на это, в его репортажах никогда нет чувства безысходности.

Ещё одно важное качество отличает Гиляровского-журналиста: постоянное искреннее внимание к людям труда и условиям их жизни. В репортаже «С гуслицкого пожара» (1887) журналист не забывает отметить: «Героем дня в деревне явился 13-летний мальчик Гаврило Лаврентьев», спасший из горящей избы младшего брата.

Не раз писал он о героическом поведении пожарных при тушении огня.

«Москва и москвичи» - главная, наиболее известная книга Гиляровского. Она вобрала в себя более чем полувековые впечатления о Москве и её обитателях.

Первое, очень краткое, знакомство с Москвой произошло в 1873 г., когда писатель находился в юнкерском училище. «Помню, как шли по Покровке, по Ильинке, попали на Арбат. Всё меня занимало, всё удивляло» (цитата из книги). Но эти впечатления были кратковременны.

Второй раз Гиляровский приехал в Москву в 1881 г. и с тех пор не покидал её, за исключением репортёрских командировок и кратковременного отдыха в задонских степях. Много лет занимался он изучением городских трущоб, улиц и переулков, знакомился с жизнью, бытом обитателей города.

Работать над книгой он начал вскоре после Октябрьской революции.

В 1926 г. вышло первое издание книги. В ней было всего 5 глав, рассказывающих о рынках, трущобах, трактирах и долговой тюрьме-яме. Интерес к этим объектам был вызван тем, что Моссовет приступил к их уничтожению. Затем Гиляровский пишет новые главы и выпускает книгу в 1931 г. под названием «Записки москвича». Не останавливается он и на этом, до конца жизни продолжая дорабатывать и пополнять книгу новыми главами.

Причину катастрофы выяснит следствие, которое уже начато и ведется. Пока же я ограничусь описанием всего виденного мной и теми достоверными сведениями, которые мне удалось получить от очевидцев. Начинаю с описания местности, где произошла катастрофа. Неудачное расположение буфетов для раздачи кружек и угощений безусловно увеличило количество жертв. Они построены так: шагах в ста от шоссе, по направлению к Ваганьковскому кладбищу, тянется их цепь, по временам разрываясь более или менее длительными интервалами. Десятки буфетов соединены одной крышей, имея между собой полторааршинный суживающийся в середине проход, так как предполагалось пропускать народ на гулянье со стороны Москвы именно через эти проходы, вручив каждому из гуляющих узелок с угощением. Параллельно буфетам, со стороны Москвы, т.е. откуда ожидался народ, тянется сначала от шоссе глубокая, с обрывистыми краями и аршинным валом, канава, переходящая против первых буфетов в широкий, сажень до 30, ров, - бывший карьер, где брали песок и глину. Ров, глубиной местами около двух сажен, имеет крутые, обрывистые берега и изрыт массой иногда очень глубоких ям. Он тянется на протяжении более полуверсты, как раз вдоль буфетов, и перед буфетами имеет во все свое протяжение площадку, шириной от 20 до 30 шагов. На ней-то и предполагалось, по-видимому, установить народ для вручения ему узелков и для пропуска вовнутрь поля. Однако вышло не так: народу набралась масса, и тысячная доля его не поместилась на площадке. Раздачу предполагали производить с 10 часов утра 18 мая, а народ начал собираться еще накануне, 17-го, чуть не с полудня, ночью же потянул отовсюду, из Москвы, с фабрик и из деревень, положительно запруживая улицы, прилегающие к заставам Тверской, Пресненской и Бутырской. К полуночи громадная площадь, во многих местах изрытая ямами, начиная от буфетов, на всем их протяжении, до здания водокачки и уцелевшего выставочного павильона, представляла из себя не то бивуак, не то ярмарку. На более гладких местах, подальше от гулянья, стояли телеги приехавших из деревень и телеги торговцев с закусками и квасом. Кое-где были разложены костры. С рассветом бивуак начал оживать, двигаться. Народные толпы все прибывали массами. Все старались занять места поближе к буфетам. Немногие успели занять узкую гладкую полосу около самих буфетных палаток, а остальные переполнили громадный 30-саженный ров, представлявшийся живым, колыхавшимся морем, а также ближайший к Москве берег рва и высокий вал. К трем часам все стояли на занятых ими местах, все более и более стесняемые наплывавшими народными массами. К пяти часам сборище народа достигло крайней степени, - полагаю, что не менее нескольких сотен тысяч людей. Масса сковалась. Нельзя было пошевелить рукой, нельзя было двинуться. Прижатые во рве к обоим высоким берегам не имели возможности пошевелиться. Ров был набит битком, и головы народа, слившиеся в сплошную массу, не представляли ровной поверхности, а углублялись и возвышались, сообразно дну рва, усеянного ямами. Давка была страшная. Со многими делалось дурно, некоторые теряли сознание, не имея возможности выбраться или даже упасть: лишенные чувств, с закрытыми глазами, сжатые, как в тисках, они колыхались вместе с массой. Так продолжалось около часа. Слышались крики о помощи, стоны сдавленных. Детей - подростков толпа кое-как высаживала кверху и по головам позволяла им ползти в ту или другую сторону, и некоторым удалось выбраться на простор, хотя не всегда невредимо. Двоих таких подростков караульные солдаты пронесли в большой № 1 театр, где находился г. Форкатти и доктора Анриков и Рамм.

Так, в 12 часов ночи принесли в бесчувственном состоянии девушку лет 16, а около трех часов доставили мальчика, который, благодаря попечению докторов, только к полудню второго дня пришел в себя и рассказал, что его сдавили в толпе и потом выбросили наружу. Далее он не помнил ничего. Редким удавалось вырваться из толпы на поле. После пяти часов уже очень многие в толпе лишились чувств, сдавленные со всех сторон. А над миллионной толпой начал подниматься пар, похожий на болотный туман. Это шло испарение от этой массы, и скоро белой дымкой окутало толпу, особенно внизу во рву, настолько сильно, что сверху, с вала, местами была видна только эта дымка, скрывающая людей. Около 6 часов в толпе чаще и чаще стали раздаваться стоны и крики о спасении. Наконец, около нескольких средних палаток стало заметно волнение. Это толпа требовала у заведовавших буфетами артельщиков выдачи угощений. В двух-трех средних балаганах артельщики действительно стали раздавать узлы, между тем как в остальных раздача не производилась. У первых палаток крикнули "раздают", и огромная толпа хлынула влево, к тем буфетам, где раздавали. Страшные, душу раздирающие стоны и вопли огласили воздух... Напершая сзади толпа обрушила тысячи людей в ров, стоявшие в ямах были затоптаны... Несколько десятков казаков и часовые, охранявшие буфеты, были смяты и оттиснуты в поле, а пробравшиеся ранее в поле с противоположной стороны лезли за узлами, не пропуская входивших снаружи, и напиравшая толпа прижимала людей к буфетам и давила. Это продолжалось не более десяти мучительнейших минут... Стоны были слышны и возбуждали ужас даже на скаковом кругу, где в это время происходили еще работы.

Толпа быстро отхлынула назад, а с шести часов большинство уже шло к домам, и от Ходынского поля, запруживая улицы Москвы, целый день двигался народ. На самом гулянье не осталось и одной пятой доли того, что было утром. Многие, впрочем, возвращались, чтобы розыскать погибших родных. Явились власти. Груды тел начали разбирать, отделяя мертвых от живых. Более 500 раненых отвезли в больницы и приемные покои; трупы были вынуты из ям и разложены кругом палаток на громадном пространстве. Изуродованные, посиневшие, в платье разорванном и промокшем насквозь, они были ужасны. Стоны и причитания родственников, разыскавших своих, не поддавались описанию... По русскому обычаю народ бросал на грудь умерших деньги на погребение... А тем временем все подъезжали военные и пожарные фуры и отвозили десятками трупы в город. Приемные покои и больницы переполнились ранеными. Часовни при полицейских домах и больницах и сараи - трупами. Весь день шла уборка. Между прочим, 28 тел нашли в колодезе, который оказался во рву, против средних буфетов. Колодезь этот глубокий, сделанный опрокинутой воронкой, обложенный внутри деревом, был закрыт досками, которые не выдержали напора толпы. В числе попавших в колодец один спасен был живым. Кроме этого, трупы находили и на поле, довольно далеко от места катастрофы. Это раненые, успевшие сгоряча уйти, падали и умирали. Всю ночь на воскресенье возили тела отовсюду на Ваганькодское кладбище. Более тысячи лежало там, на лугу в шестом разряде кладбища. Я был там около 6 часов утра. Навстречу, по шоссе, везли белые гробы с покойниками. Это тела, отпущенные родственникам для погребения. На самом кладбище масса народа.

Гиляровский Владимир Алексеевич (1855-1935) - писатель, журналист, бытописатель Москвы.

Репортаж - один из излюбленных жанров современных журналистов. И это не просто дань моде. Так было всегда, еще со времен возникновения этого жанра в газетной периодике. Вспомним хотя бы репортажи В. Гиляровского, Л. Рейснер, М. Кольцова, Д. Рида, Э. Киша, Э. Хемингуэя, Ю. Фучика, Е. Богата и многих других замечательных репортеров, которые создавали в данном жанре литературные шедевры.

Понятие образовалось от латинского слова «reportare» и буквально означало «передавать», «сообщать». В начале XIX века, когда в Европе и в России намечается бурное развитие ежедневной периодической печати, под репортажами подразумевались любые оперативные сообщения из залов суда, парламентских заседаний, городских сборищ и т. д. В России форма прежде всего «отливалась» в лучших произведения российских журналистов. Именно в репортажах таких публицистов и журналистов XIX -XX вв., как В. Гиляровский, М. Кольцов, Л. Рейснер и других, данный жанр приобретает свои индивидуальные признаки и черты.

На западе работают жанр развивается благодаря репортажам Джона Рида, Эгона Эрвиша Киша, Эрнеста Хэмингуэя, Юлиса Фучика и др.

Особый вклад в развитие репортажа внес выдающийся русский репортер В. А. Гиляровский , который хорошо известен читателям по книгам «Мои скитания», «Москва и москвичи», «Москва газетная» и др. Гиляровский работает с 1882 по 1905 г. преимущественно в таких изданиях, как «Московский листок», «Русские ведомости» и «Русское слово». Прежде всего он выработал репортерские методы сбора информации, в поисках материала пешком ходил за Даниловку, Марьину Рощу и другие по тем временам окраины, изучал городские трущобы. Сидя в редакции, добыть такие живые «картинки» было невозможно. Это позволяло ему первым узнавать о всех значимых событиях горожан. За счет широкой сети информаторов Гиляровский первым узнавал о всех более или менее значимых столичных событиях. Как видим, оперативность, правдивость и высокая осведомленность уже в те годы становятся важными качествами репортерских материалов, выгодно отличающими их от других газетных публикаций. В практике репортажа Гиляровский, возможно, одним из первых использовал элементы прямого репортаж. Благодаря репортерской деятельности Гиляровского в газетную практику вошло понятие как «специальный репортаж». Такого термина в те годы не существовало, но признания самого репортера указывают именно на это: «Я вел городские происшествия, и в случае катастрофы, эпидемии или лесных пожаров командировался специальным корреспондентом». Такие репортажи отличались от сухого отчета живыми картинками и наличием непосредственных впечатлений самого репортера. Очень часто, изложив сообщение в жанре отчета или заметки, журналист заканчивает его несколькими репликами участников события, тем самым, придавая материалу репортажный характер.

Обобщая опыт известного репортера, можно заключить, что благодаря творческим находкам Гиляровского происходит жанровая дифференциация репортажа на различные подвиды: прямой репортаж, репортаж-отчет, репортаж-статья, репортаж-воспоминание.

Целью курсового исследования является изучение деятельности Гиляровского в качестве репортёра. Исходя из цели работы, требуется решить следующие задачи: рассмотреть заслуги Гиляровского в жанре репортажа, охарактеризовать отличительные профессиональные черты репортёра, ознакомиться с репортажами и книгами журналиста.
Объектом исследования данной курсовой является Владимир Гиляровский, предметом – книга «Москва и москвичи» и серия репортажей.

Введение
ГЛАВА I. Журналистская биография В.А. Гиляровского…………4
1.1.Начало творческого пути. «Московский листок»…………………...4
1.2. «Русские ведомости»………………………………………………….7
1.3. «Русское слово»………………………………………………………..9
ГЛАВА II. Особенности репортажей В.А. Гиляровского…………..11
2.1. «Москва и москвичи»………………………………………………...11
2.2. Понятие «репортаж»……...………………………………………….14
2.3. Журналистское мастерство………………………………………….16
ГЛАВА III. Практическая часть………………………………………22
Заключение……………………………………………………………….28
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Институт журналистики

Кафедра истории журналистики

Гиляровский – репортёр

Введение

ГЛАВА I. Журналистская биография В.А. Гиляровского…………4

1.1.Начало творческого пути. «Московский листок»…………………...4

1.2. «Русские ведомости»…………………………… …………………….7

1.3. «Русское слово»……………………………………… ………………..9

ГЛАВА II. Особенности репортажей В.А. Гиляровского…………..11

2.1. «Москва и москвичи»…………………………… …………………...11

2.2. Понятие «репортаж»……...……………………………………… ….14

2.3. Журналистское мастерство………………………………………….16

ГЛАВА III. Практическая часть………………………………………22

Заключение……………………………………… ……………………….28

Список литературы

Введение

8 декабря 2011 года исполнится 158 лет со дня смерти «короля репортёров» Владимира Гиляровского, автора книг очерков о дореволюционной России "Трущобные люди", "Москва и москвичи", "Мои скитания", "Люди театра".

Гиляровский – родоначальник жанра репортажа. Сегодня наблюдается размывание жанровых границ, отмирание «чистых», появление синтетичных жанров. Творческая судьба этого репортёра может быть примером для многих поколений журналистов. Не смотря на множество трудов, посвящённых изучению творческого пути Гиляровского, тему нельзя назвать не актуальной. Считаю, что для будущего журналиста будет полезным изучение особенностей деятельности матёрого и талантливого репортёра.

Целью курсового исследования является изучение деятельности Гиляровского в качестве репортёра. Исходя из цели работы, требуется решить следующие задачи: рассмотреть заслуги Гиляровского в жанре репортажа, охарактеризовать отличительные профессиональные черты репортёра, ознакомиться с репортажами и книгами журналиста.

Объектом исследования данной курсовой является Владимир Гиляровский, предметом – книга «Москва и москвичи» и серия репортажей.

ГЛАВА I. Журналистская биография В.А.Гиляровского

    1.1.Начало творческого пути. «Московский листок»

Гиляровский был постоянным репортёром трёх московских изданий - “Московского листка”, “Русских ведомостей” и “Русского слова”.

Он не придавал большого значения оформлению материалов и соглашался с требованиями редакций. Самым важным в работе были факты. В “Русских ведомостях” его сообщения иногда печатались сплошным текстом. А в “Русском слове” наоборот – статьи разбивались на короткие фразы и абзацы.

Гиляровский всегда был в гуще событий московской жизни. Умел оперативно разыскать интересный и важный материал. Журналист приносил существенную пользу как периодическим изданиям, с которыми сотрудничал. Его репортажи способствовали популярности изданий.

Достаточно вспомнить его репортаж о Ходынской катастрофе 1896 г., напечатанный в “Русских ведомостях”, - единственный во всей русской и мировой прессе, в котором была рассказана правда о трагедии, случившейся в дни коронации последнего русского царя - Николая II .

Однако свою репортёрскую деятельность Гиляровский начал значительно раньше в газете “Московский листок”.

“Мое знакомство с Н. И. Пастуховым произошло в первых числах августа 1881 года в саду при театре А. А. Бренко в Петровском парке, где я служил актером. Н. И. Пастухов, узнав от Кичеева и Андреева-Бурлака кое-что из моего прошлого, а главное, его подкупила георгиевская ленточка, со свойственным ему газетным чутьем заметил, видимо, во мне, как он впоследствии назвал, - тягу к репортажу.

Вскоре после знакомства Н. И. Пастухов усадил меня на извозчика и начал возить по разным местам Москвы и знакомить с людьми, которые были интересны для газеты.

Я видел, как он добывал сведения, как ловко задавал умелые вопросы, рассказывал мне о каждом уголке, где мы бывали, рассказывал о встреченных людях, двумя словами, иногда неопровержимо точно определяя человека.

Репортаж Н. И. Пастухов ценил выше всего, потому что весь интерес газеты строил на быстроте сообщений, верности факта, образности и яркости изложения.

Экстренные поручения давались им на ходу: в редакции, на улице, где придется. Редакция помещалась тогда на Софийской набережной в маленьких комнатушках нижнего этажа при типографии Д. М. Погодина, сына известного историка” .

В поисках материала репортер пешком ходил за Даниловку, Марьину рощу и другие по тем временам окраины, изучал городские трущобы. Он составил круг надежных источников дополнительной информации, выходившей за рамки сведений официальных городских, полицейских и прочих учреждений. Недаром впоследствии Гиляровский не раз посмеивался над полицией, заявляя: “...мои агенты лучше ваших” .

Всюду, где бывали Пастухов и Гиляровский, они собирали сведения и оставляли “своего” человека: из служащих, нищих, пожарников, сторожей на вокзалах, полицейских, обитателей трущоб.

Будь как вор на ярмарке! Репортёрство дело такое, - говорил Пастухов.- И забудь раз и навсегда слово “не знаю” .

Гиляровский старался сам побывать на месте каждого значительного происшествия и особенно на пожарах. У него было разрешение ездить пожарных обозах.

Первым достоверно принадлежащим Гиляровскому репортажем считается отчёт об убийстве в Троицком посаде. Под материалом стояла подпись “Вл. Г-й”.

С 1882 года стало выходить гораздо больше материалов, подписанных либо фамилией, либо известными псевдонимами журналиста - «Проезжий корнет», «Свой человек». Достаточно много материалов посвящено подмосковным городам - Коломне и Егорьевску.

Первым подмосковным городом, откуда шли репортерские заметки и отчеты Гиляровского, была Коломна. В разделе газеты «По городам и селам» уже 21 января 1882 г. (№ 13) была помещена заметка «Из Коломны. От нашего корреспондента», которую можно с достаточной долей основания и по характеру изложения, и по месту происшествия считать принадлежащей Гиляровскому, хотя она и не подписана .

В июле 1882 года журналист примчался к месту крушения поезда на Курской железной дороге и по телеграфу передал сообщение в ближайший номер газеты. Сенсационное известие и последовавшая за ним серия репортажей резко повысили тираж “Московского листка” .

Гиляровский случайно узнал об этой трагедии. Спрятавшись в вагоне поезда, приехал к месту происшествия. Он был первым журналистом, прибывшим на место катастрофы, и делал свои репортажи ещё в течение двух недель. Все материалы подписывались полным именем автора. Эти отчёты об аварии и сделали известным имя репортёра.

1.2.«Русские ведомости»

Весной 1883 г. Гиляровский уехал на гастроли с театром В.Н. Андреева-Бурлака. Вернувшись из поездки, стал сотрудником газеты “Русские ведомости”.

“Я вел городские происшествия и в случае катастрофы, эпидемии или лесных пожаров командировался специальным корреспондентом” .

“Днем завтракаешь в «Эрмитаже», ночью, добывая материал, бродишь по притонам Хитрова рынка. Сегодня, по поручению редакции, на генерал-губернаторском рауте... а завтра едешь осматривать задонские зимовники, занесенные снегом табуны... Рубинштейн дирижирует в Большом театре на сотом представлении «Демона», присутствует вся Москва в бриллиантах и фраках, - я описываю обстановку этого торжественного спектакля; а через неделю уже Кавказ... А через месяц Питер - встречи в редакциях... у Глеба Успенского на пятом этаже в его квартирке на Васильевском острове... А там опять курьерский поезд, опять мечешься по Москве, чтобы наверстать прошедшую прогульную неделю” .

Первые годы работы Гиляровского в «Русских ведомостях» - это годы его тесной дружбы с А. П. Чеховым.

В это время материалы были анонимны. В рубрике «Московские вести» почти ежедневно шли сообщения о пожарах, происшествиях, рысистых бегах, но определить среди них материалы Гиляровского практически невозможно. Подписей Гиляровского нет. Они появляются только в следующем, 1884 году.

Период активного сотрудничества Гиляровского в «Русских ведомостях» выпадает на наиболее интересный момент в истории этой газеты. В 1884 году закрыли журнал «Отечественные записки», и в «Русские ведомости» пришли М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский, А. Н. Плещеев, Н. К. Михайловский. Для Гиляровского было весьма почётно видеть свою фамилию на страницах газет рядом с такими известными публицистами.

В 80-90-е годы имя Гиляровского стало популярным и часто мелькало на страницах газеты, появляясь то в хронике, то в объявлениях по поводу открытой журналистом в 1896 году конторы по приему объявлений во все газеты. Печатались очерки, репортерские отчеты, рассказы Гиляровского.

В 1886 г. публикуется репортаж о пожаре на фабрике Хлудова в Егорьевске. Это весьма яркий образец развернутых «пожарных» репортажей Гиляровского, позволяющий наряду с репортерскими отчетами о пожаре рабочей казармы в Орехово-Зуеве установить типические, характерные черты подобных материалов журналиста .

Второму периоду плодотворной работы в московских газетах предшествовал сравнительно небольшой отрезок времени, когда Гиляровский был сотрудником петербургской газеты «Россия» А. В. Амфитеатрова. В 1899 г. по просьбе редакции он заведовал московским отделением этой газеты. Его обязанностью было сообщать по телефону в редакцию наиболее важные московские новости.

1.3.«Русское слово»

Начало нового века для Гиляровского ознаменовалось тем, что он снова стал активным репортером большой московской газеты “Русское слово”.

“В. М, Дорошевич знал, что я работаю в "Русском слове" только по его просьбе. Уезжая за границу, он всегда просил меня писать и работать больше, хотя и при нем я работал немало” .

В 1901 г. публикации Гиляровского в газете еще носили эпизодический характер. Он написал очерк «Под землей», где рассказывал о впечатлениях репортера, побывавшего в артезианском колодце и в трубе, в которую заключено русло Неглинки. Через несколько месяцев - очерк «Драматурги собачьего зала», позднее целиком вошедший в книгу «Москва газетная», и репортаж о пожаре строящегося здания гостиницы «Метрополь».

В 1902 г. Гиляровский опубликовал в «Русском слове» большой цикл очерков, зарисовок, статей, корреспонденции на болгарскую тему. Первый из них «По дороге на Шипку», а последний - «Народ и войско Болгарии». Это были воспоминания, передающие впечатления от празднования в Болгарии 25-летия победы в Освободительной войне 1877-1878 гг. против турецкого порабощения. Все эти материалы написаны в манере восторженных путевых записок и представляют собой описания завершающих сражений, которые были разыграны на местах исторических боев в дни юбилея. Гиляровский, сохраняя в большинстве случаев репортажный характер своих материалов, рассказывая о торжествах, имитирующих боевые действия на полях былых сражений, вместе с тем говорит и о боях реальных, 25-летней давности, о подвигах и героизме русских и болгарских воинов, народа Болгарии, включая в повествование воспоминания живых участников боев. Этот сплав рассказа о празднестве и очерка реальных исторических событий героической давности составляет яркую особенность болгарских материалов Гиляровского в «Русском слове» 1902 г.

В № 304 «Русского слова», была помещена остроумная фельетонная заметка «Пора бы...» о нелепых названиях многих московских улиц и переулков.
31 января в газете идет репортаж Гиляровского «Бесприютные», в котором говорится об отсутствии в городе надлежащей медицинской помощи роженицам и о нередком случае рождения ребенка прямо на улице. Родовспомогательное отделение при Воспитательном доме открыто на 2000 приемов в год, а их бывает 7000! «Ужасно родиться на улице!»

Loading...Loading...