Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Общая характеристика методики "Тест тематической апперцепции" (ТАТ) Тематический апперцептивный тест тат диагностика

После второй мировой войны тест стал широко применяться психоаналитиками и клиницистами для работы с нарушениями в эмоциональной сфере пациентов.

Сам Генри Мюррей определяет ТАТ следующим образом:

«Thematic Apperception Test , более известный как ТАТ - это метод, с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности и который способствует определению уровня скрытых тенденций, которые субъект или пациент скрывает или не может показать вследствие их неосознанности»

- Henry A Murray. Thematic apperception test. - Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1943.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Measuring Personality: Crash Course Psychology #22

Субтитры

Как бы вы описали свою личность? Дружественная, креативная, странноватая? а что насчет нервная, скромная или общительная? Но называл ли вас кто-либо сангвиником? А что насчет Капхи, или полными металла? Древнегреческий доктор Гиппокрар верил, что личность проявлялась через четыре разных жидкости, и вы являетесь личностью благодаря балансу между флегмой, кровью, желтой и черной желчью. Следуя традиционной китайской медицине, наши личности зависят от баланса пяти элементов: земли, воздуха, воды, металла, и огня. Следующие традиционной Хинду Аювердической медицине видят каждого как уникальную комбинацию трех разных принципов разума-тела, называемые Доша. Сигмунд Фройд считал, что наши личности частично зависят от того, кто выигрывает борьбу импульсов между ид, эго, и суперэго. В то же время, гуманистический психолог Авраам Маслов предположил, что ключ к самореализации лежит в успешном карабкании по иерархии более базовых нужд. А теперь есть BuzzFeed тесты для определения, какой вы тип пирата, шифта, бутерброда, или героя Гарри Поттера, но я бы на эти не обращал особого внимания. Все это к тому, что люди уже долго время пытались охарактеризовать друг друга, и может вы предпочитаете кровь, или желчь, или эго, или ид, или бутерброды, есть много способов описать и измерить личность. Все эти теории, все годы исследований, курения сигар, рассматривания чернильных пятен, и фанатов рассуждающих больше они Люк или Лея, все это сходится к одному важному вопросу. Кто, или что, есть собственная личность? Введение На прошлой неделе мы говорили о том, как психологи часто изучают личность рассматривая разницы между характеристиками, и как эти разнообразные характеристики объединяются чтобы создать полноценного думающего и чувствующего человека. Ранние психоаналитики и гуманистические теоретики имели много идей на счет личности, но некоторые психологи вопрошают их отсутствие четко измеряемых стандартов. например, нет способов действительно перевести в числа ей-то ответ на чернильные пятна, или насколько они орально зафиксированы. Это движение к более научным подходам дало жизнь двум более известным теориям двадцатого века, известным как перспективы характерных черт и социально-когнитивная теория. Вместо внимания к затяжным влияниям подсознания или упущенным возможностям развития, исследователи теории черт пытаются описать личность с помощью стабильных и длящихся узоров поведений и сознательных мотиваторов. По легенде,все началось в 1919, когда молодой американский психолог Гордон Аллпорт навестил самого Фрейда. Аллпорт рассказывал Фрейду о своем путешевствии сюда на поезде, и как там был маленький мальчик, был одержим чистотой и не хотел сидеть рядом с кем-либо или чего-то касаться. Аллпорт было интересно, была ли у матери ребенка фобия грязи, которая на него повлияла. Бла бла бла, он рассказывает свою историю и в конце Фрейд смотрит на него и говорит "Ммм... был ли ты тем маленьким мальчиком?" И Аллпорт ответил "Нет, чувак, это просто был ребенок на поезде. Не надо превращать это все в какой-то подсознательный эпизод из моего подавленного детства." Аллпорт считал, что Фрейд рыл слишком глубоко, и ногда нужно только посмотреть на мотивы настоящено времени, а не прошлого, чтобы объяснить поведение. Так что Аллпорт начал свой собственный клуб, описывая личность в смысле фундаментальных черт, или характерных поведений и сознательных мотивов. Ему было не так интересно объяснять черты, как их описывать. Современные исследователи черт вроде Робера Маккрей и пола Соста с тех пор организовали наши фундаментальные черты в известную Большую Пятерку: открытость опыту, сознательность, экстраверсию, доброжелательность, и нейротизм, которые вы можете запомнить по их инциалам ОСЭДН. Каждая их этих хараткеристик существует на спектре, так что например ваш уровень открытости может простираться от полной открытости новым событиям и разнообразности с одной стороны, или предпочтение строгой и регулярной рутины с другой стороны. Ваш уровень сознательости может отображать импульсивность и беззаботность, или осторожноть и дисциплину. Кто-то с высокой экстраверсией будет общительным, а те кто на другой стороне будут скромными и тихими. Очень доброжелательный человек помогает и доверчивый, а кто-то на противоположном конце недоверчив или недружелюбный. И на спектре нейротизма, эмоционально стабильный человек будет спокоен и уравновешен, а менее стабильный - волнуется, неуравновешен, и жалеет себя. Здесь важна идея того, что эти характеристики считаются способными предугадать поведение и взгляды. например, интроверт может предпочитать общаться по электронной почте больше чем экстраверт, доброжелательный человек чаще может помочь соседу передвинуть диван, чем всех подозревающий и наблюдающий за другими через окно. К зрелости, эти характеристики становятся довольно стабильными, как сказали бы вам ученые, но это не значит что они не могут немного гнуться в разных ситуациях. Один и тот же скромняга може начать петь Эльвиса по караоке в наполненной комнате в определенной ситуации. Так что наши черты личности лучше предугадывают наш среднестатическое поведение, а не поведение в любой ситуации, и исследования показывают, что некоторые черты вроде нейротизма лучше предугадывают поведение, чем другие. Эта гибкость, которой мы все обладаем, приводит к четвертой известной теории личности, социально-когнитивной перспективе. Вначале предложенная нашим избивающим Бобо другом Альфредом Бандурой школа социально-когнитивной теории подчеркивает взаимодействия между нашими чертами и их социальным контекстом. Бандура отметил, что мы учимся многим нашим поведениям наблюдая и имитируя других. Это социальная часть уравнения. Но мы также думаем о том, как эти социальные события влияют на наше поведение, что является когнитивной частью. Таким образом, люди и их ситуации работают вместе, чтобы создать поведение. Бандура называл этот вид взаимодейтвия взаимным детерминизмом. Например, вид книг вы читаете, музыка которую вы слушаете, ваши друзья - все это говорит что-то о вашей личности, потому что разные люди выбирают разную окружающую среду, и затем эти окружения продолжают влиять на утвержение наших личностей. Так что если у Бэрнис тревожная-подозрительная личность, и у нее сильнейшая и титаническая влюбленность в Шерлока Холмса, она будет особенно осторожна в потенциально опасных или странных ситуациях. Чем больше она видит мир таким образом, тем более тревожной и подозрительной она становится. таким образом, мы и создатели и результаты ситуаций, которыми мы себя окружаем. Именно поэтому одним из ключевых указателей личности в этой школе мысли является ощущение личного контроля - то есть, насколько вы ощущаете вашу способность контролировать ваше окружение. Те, кто верят в свою способность контролировать свою судьбу или создавать собственную удачу, имеют внутренний локус контроля, а те кто чувствуют, что они ведомы силами вне своего контроля имеют внешний локусю Говорим ли мы о контроле и беспомощности, интроверсии и эктраверсии, спокойстве и тревоге, или что угодно, каждая из этих разнообразных перспектив на личность имеет собственные методы тестирования и измерения личности. Мы уже говорили о том, как психоаналист Герман Роршах использовал тест чернильных блотов, чтоб вывести информацию о личности человека, и мы знаем, что Фрейд использовал анализ снов, и он и Юнг оба были фанатами свободной ассоциации, но более расширенная школа теоретиком, теперь известные как психо-динамическая школа исходящая от Фрейда и друзей, также используют другие проективные психологические тесты, включая известный Тематический апперцептивный тест. В этом виде тестирования, вам покажут вызывающие воспоминания, но неопределенные картинки, и ва попросят их объяснить. Вас так же могут попросить рассказать историю о картинках, учитывая как себя ощущают герои, что происходит, что случилось до этого события, или что случится потом. Например, плачет ли женщина из-за смерти брата или от жала пчелы? Или это служанка, смеющаяся потому что какой-то багач пьяный отключился на своей кровати, или может объект её пламенной любви только что признался её в любви при жаре, как в стиле Джейн Остин, и у неё паника в коридоре?!Идея в том, что ваши ответы покажут что-то о ваших волнениях и мотивациях в реальной жизни о том как вы видите мир, о ваших подсознательных процессах которые вами двигают Контрастируя с этим подходом, современные исследователи личности верят, что можно измерить личность с помощью набора вопросов. Есть много так называемых инвентарей черт личности. Некоторые преплагают краткое чтение определенной стабильной черты, например тревожности или самооценки, а другие измеряют большое количество черт, например Большую Пятерку. Эти тесты, вроде Майерс Бриггс о которых вы возможно слышали, включают много вопросов типа правда-неправда или согласен-несогласен например, "Нравится ли вам быть центром внимания?" "Легко ли вам понимать боль других?" "Важна ли вам справеливость или прощение?" Но классический Миннесотский многоаспектный личностный опросник наверняка наиболее используемый тест личности. Наиболее недавняя его версия спрашивает набор из 567 правда-неправда вопросов, от "Никто меня не понимает" до "Мне нравятся журналы о технике" до "Я любила своего отца" и часто используется для определения эмоциональных заболеваний. Еще есть методы социально когнитивной школы Бандуры. Потому что эта школа учения сосредатачивается на взаимодействии окружения и поведения, а не только на чертах, они не только спрашивают вопросы. Вместо этого они могут измерять личность в разных контекстах, понимая что поведение в одной ситуации лучше предугадать по тому, как вы вели себя в подобной ситуации. например, если Бэрнис испугалась и пыталась спрятаться под столом во время последних пяти гроз, можно предугадать что она сннова это сделает. И если мы провели контролированны лабораторный эксперимент, где мы изучали эффекты звуков грозы на поведение людей, мы могли бы получить лучшее представление об основных психологических факторах, которые могут предугадать испуг от грозы. и, наконец, есть гуманистические теористы вроде Маслова. Они часто полностью отрицают стандартные тестирования. Вместо этого, они измеряют ваше понимание себя благодаря терапии, интервью и опросниках, спрашивающих людей описать, какими бы они хотели быть, и кем они на самом деле являются. Идея в том, что чем ближе настоящее и идеал, тем более позитивным изображение себя Что возвращает нас к главнейшему из всех вопросов: что или кто этот я? Все те книги о самооценке, самопомощи, самопонимании, самоконтроле и подобному, построенны на идее, что личность управляет мыслями и чувствами и поведением: и вообще является центром человека. Но конечно же, это ловкая проблема. О себе можно думать как о понятии из нескольки личностей - идеальное я, возможно убийственно красивое и интеллигентное, успешное и любимое, и может пугающее я - которое может остаться без работы и в одиночестве и разрухе. Этот баланс потенциальных лучшего и худшего я мотивирует нас по жизни. В конце, когда вы учитываете влияние среды и детских опытов, культуре и всего того, не упоминая биологию, о которой мы сегодня даже не говорили, можем ли мы действительно описать себя? или даже ответить с уверенностью, что у нас есть личность? это, мой друг одно из сложнейших вопросов жизни, до сих пор без универсального ответа Но вы все равно многому сегодня научились, да? Мы говорили о характерной и социально когнитивной теориях, и о многих способах эти и другие школы измеряют и тестируют личность мы также говорили о том. что такое я, и как работает наша самооценка. Спасибо за просмотр, особенно всем нашим подписчикам Subbable, которые помогают этому каналу существовать. Если вы захочете узнать, как стать подписчиком - навестите subbable.com/crashcourse. Эта серия была написана Кэтлин Йейл, редактирована Блейком де Пастино, и нашим консультантом был Др. Ранжит Бхагават. Наш директор и редактор - Николас Дженкинс, заведующий текстом - Майкл Аранда, кто также является нашим звукорежиссером и наша заведующая графикой команда - Thought Café.

История создания методики

Тематический апперцептивный тест был впервые описан в К.Морган и Г.Мюррея в 1935 году . В этой публикации ТАТ был представлен как метод исследования воображения , позволяющий охарактеризовать личность обследуемого благодаря тому, что задача истолкования изображенных ситуаций , которая ставилась перед обследуемым, позволяла ему фантазировать без видимых ограничений и способствовала ослаблению механизмов психологической защиты. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил несколько позже, в монографии «Исследование личности» Г.Мюррея с сотрудниками. Окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году .

Процесс тестирования

Тестируемому предлагаются чёрно-белые рисунки, на большинстве которых изображены люди в бытовых ситуациях. На большинстве рисунков ТАТ изображены человеческие фигуры, чувства и действия ко­торых выражены с различной степенью ясности.

ТАТ содержит 30 картин, некоторые были нарисованы специально по указанию психологов, другие являлись репродукциями раз­личных картин, иллюстраций или фотографий. Кроме того, испытуемому предъявляется также белый лист, на котором он может вызвать путём воображения любую картину, какую захочет. Из этой серии в 31 рисунок каждому испытуемому обычно предъявляется последовательно 20. Из них 10 предлагаются всем, остальные подбираются в зависимости от пола и возраста испытуемого. Эта дифференциация определя­ется возможностью наибольшей идентифи­кации испытуемым себя с изображенным на рисунке персона­жем, так как такая идентификация легче, если рисунок вклю­чает персонажи, близкие испытуемому по полу и возрасту.

Исследование обычно проводится в два сеанса, разделенные од­ним или несколькими днями, в каждом из которых предъявля­ются последовательно в определенном порядке 10 рисунков. До­пускается, однако, модификация процедуры ТАТ. Некоторые психологи считают, что в клинических условиях более удобно проводить исследование целиком в один раз с 15-минутным пе­рерывом, другие же используют часть рисунков и проводят ис­следование за 1 ч.

Испытуемому предлагается придумать исто­рию по каждой картине, в которой нашла бы отражение изоб­раженная ситуация, было бы рассказано, что думают и чувст­вуют персонажи картины, чего они хотят, что привело к ситуа­ции, изображенной на картине, и чем это закончится. Ответы за­писываются дословно с фиксацией пауз, интонаций, восклица­ний, мимических и других выразительных движений (могут быть привлечены стенография, магнитофон, реже запись пору­чается самому испытуемому). Так как испытуемый не знает о значении своих ответов, касающихся, казалось бы, посторон­них для него объектов, ожидается, что он раскроет определен­ные аспекты своей личности более свободно и с меньшим соз­нательным контролем, чем при прямом расспросе.

Интерпретация протоколов ТАТ не должна проводиться «в вакууме», этот материал следует рас­смотреть по отношению к известным фактам жизни личности, которую исследуют. Большое значение придается подготовке и искусству психолога. Помимо знания психологии личности и клиники, он должен иметь значительный опыт работы с ме­тодом, желательно использование этого метода в условиях, когда возможно сопоставление результатов по ТАТ с подроб­ными данными об этих же испытуемых, полученными другими средствами.

Интерпретация результатов

Г.Линдзи выделяет ряд базовых допущений, на которых строится интерпретация ТАТ. Они носят достаточно общий характер и практически не зависят от используемой схемы интерпретации. Первичное допущение состоит в том, что завершая или структурируя незавершенную или неструктурированную ситуацию, индивид проявляет в этом свои стремления, диспозиции и конфликты. Следующие 5 допущений связаны с определением наиболее диагностически информативных рассказов или их фрагментов.

  1. Сочиняя историю, рассказчик обычно идентифицируется с одним из действующих лиц, и желания, стремления и конфликты этого персонажа могут отражать желания, стремления и конфликты рассказчика.
  2. Иногда диспозиции, стремления и конфликты рассказчика представлены в неявной или символической форме.
  3. Рассказы обладают неодинаковой значимостью для диагностики импульсов и конфликтов. В одних может содержаться много важного диагностического материала, а в других - очень мало, или он может вообще отсутствовать.
  4. Темы, которые прямо вытекают из стимульного материала, скорее всего, менее значимы, чем темы, прямо не обусловленные стимульным материалом.
  5. Повторяющиеся темы с наибольшей вероятностью отражают импульсы и конфликты рассказчика.

И, наконец, ещё 4 допущения связаны с выводами из проективного содержания рассказов, касающимися других аспектов поведения.

  1. Рассказы могут отражать не только устойчивые диспозиции и конфликты, но и актуальные, связанные с текущей ситуацией.
  2. Рассказы могут отражать события из прошлого опыта субъекта, в которых он не участвовал, но был их свидетелем, читал о них и т. п. Вместе с тем сам выбор этих событий для рассказа связан с его импульсами и конфликтами.
  3. В рассказах могут отражаться, наряду с индивидуальными, групповые и социокультурные установки.
  4. Диспозиции и конфликты, которые могут быть выведены из рассказов, не обязательно проявляются в поведении или отражаются в сознании рассказчика.

В подавляющем большинстве схем обработки и интерпретации результатов ТАТ интерпретации предшествует вычленение и систематизация диагностически значимых показателей на основании формализованных критериев. В. Э. Рэнге называет эту стадию обработки симптомологическим анализом. На основе данных симптомологического анализа делается следующий шаг - синдромологический анализ по Рэнге, который заключается в выделении устойчивых сочетаний диагностических показателей и позволяет перейти к формулировке диагностических выводов, которая представляет собой третий этап интерпретации результатов. Синдромологический анализ, в отличие от симптомологического, в очень слабой мере поддается какой-либо формализации. Вместе с тем он неизбежно опирается на формализованные данные симптомологического анализа.

Литература

  1. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989 а. С.48-52.
  2. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., стереотипное. М.: Смысл, 2000. - 254 с.
  3. Соколова Е. Т. Психологическое исследование личности: проективные методики. - М., ТЕИС, 2002. - 150 с.
  4. Gruber, N. & Kreuzpointner, L. (2013). Measuring the reliability of picture story exercises like the TAT. Plos ONE, 8(11), e79450. doi:10.1371/journal.pone.0079450 [Грубер, H. & Креузпоинтнер, Л. (2013). Измерение надежности PSE kak TAT. Plos ONE, 8(11), e79450. doi:10.1371/journal.pone.0079450]

1. Общая характеристика ТАТ.

2. Проведение и обработка ТАТ.

3. Модификации ТАТ.

ТАТ был создан Г.Мюрреем в 30-х гг ХХ в, хотя идея была не нова. И до него исследователи применяли картинки для установления раппорта в клинической беседе и диагностике отдельных сторон личности. Мюррей был биохимиком, потом прошел курс психоанализа, преподавал клиническую психологию. Его теоретические взгляды находились на стыке теорий З.Фрейда, К.Левина и У.Мак-Дауголла, у которых он заимствовал идею о наличии базовых влечений у человека, которые лежат в основе всех человеческих проявлений. Но большинство идей все-таки из психоанализа, поэтому и интерпретации ТАТ тяготеют к бессознательному и типичным психоаналитическим проблемам: детство, отношения с родителями, братьями - сестрами, перенос.

В основе историй лежат следующие положения Мюррея.

1. Через характеристику главного героя истории и описание его действий и реакций рассказчик обычно использует (сознательно или нет) некоторые фрагменты собственного прошлого или представляет свою личность, например, предположение, идею, чувство, оценку, потребность, план или фантазию, которые он пережил или которые его занимали.

2. В характеристику других действующих лиц вкладываются личностные характеристики знакомых, с кем у него были или есть тесные отношения. Иногда это персонажи, выдуманные им еще в детстве.

3. Когда рассказчик выстраивает отдельные эпизоды, описывая усилия героя, его отношения с другими персонажами, исход ситуации, он обычно использует, сознательно или нет, события, оказавшие влияние на его становление.

После появления ТАТ его модифицировали многие ученые, причем, как сами картинки, так и интерпретации, и даже теоретические обоснования. Наиболее удачной считается модификация Беллака. Он считал, что в основу ТАТ положены следующие базовые положения.

А) Проекция – наиболее сильное искажение действительности. Это бессознательный процесс, который в большинстве случаев не может осознаться.

Б) Апперцептивные процессы, которые действуют на подсознательном уровне и легко могут быть выведены на сознательный уровень, обозначаются термином «экстернализация».

В) Экстернализация – это явление, характеризующее основные тенденции реакции на ТАТ. В процессе тестирования испытуемый догадывается, хотя бы частично, о том, что он в рассказываемых историях говорил о себе.

Г) Психологический детерминизм, т.е. все написанное и рассказанное имеет динамическую причину и смысл. Каждая порция проецируемого материала может иметь не один, а несколько значений, относящихся к разным уровням личностной организации.

С разных теоретических позиций объясняется и то, что диагностирует ТАТ. С точки зрения Хекхаузена, ТАТ выявляет устойчивые личностные свойства. Мак-Клеланд считает, что ТАТ измеряет мотивы, а вслед за ним Аткинсон, что не просто мотивы, а их силу. Согласно деятельностно-смысловому подходу Леонтьева, в рассказах ТАТ отражается индивидуальный образ мира обследуемого. Сам же Мюррей считал, что с помощью ТАТ можно идентифицировать подавленные и подавляемые склонности и конфликты, а также характер сопротивления этим склонностям.


В настоящий момент считается, что ТАТ диагностирует:

Ведущие мотивы, отношения, ценности;

Аффективные конфликты, их сферы;

Способы разрешения конфликтов: позицию в конфликтной ситуации, использование специфических механизмов защиты;

Индивидуальные особенности аффективной жизни личности: импульсивность – подконтрольность, эмоциональную устойчивость – лабильность, эмоциональную зрелость – инфантильность;

Самооценку, соотношение представлений о Я-реальном и Я-идеальном, степень принятия себя.

Данные о надежности и валидности ТАТ противоречивы. Мюррей считал, что все зависит от компетентности исследователя. С 1940 г стали проводить изучение надежности. Однако, корреляции между суждениями разных экспертов варьировали от 0,3 до 0,96. Разброс этих значений объясняется различиями групп обследуемых, схем обработки и степени квалификации экспертов.

Что касается ретестовой надежности, то Мюррей считал, что от ТАТ не следует ожидать высокой надежности, а большинство исследователей полагают, что устойчивость результатов во времени во многом зависит от особенности личности испытуемого. Тем не менее в исследованиях коэффициент надежности оказался достаточно высоким: 0,8 через два месяца, 0,5 – через десять месяцев. В то же время коэффициент надежности существенно различается для разных картин ТАТ.

Ретестовая надежность ТАТ зависит и от изменений в психологической ситуации у обследуемых. Так, сильная критика рассказов обследуемых приводит к значительному увеличению признаков агрессии, а также числа описаний эмоциональных состояний. На результатах сказывается и порядок предъявления таблиц.

Нормативных данных по рассказам ТАТ практически нет. Часто люди не видят в картинках те или иные детали, которые создатели считают важными. Поэтому нормы нужны, но пока неизвестно, как их разрабатывать.

Что касается валидности, то сложность заключается в выделении критерия. До сих пор неясно, что ТАТ должен измерять, поэтому чаще говорят о валидности отдельных показателей, а не методики в целом. Обнаружено, что около 30% рассказов содержат в себе элементы биографии или жизненного опыта обследуемых. Рассказы ТАТ согласуются с данными анализа сновидений и с результатами теста Роршаха. По данным ТАТ удается восстановить черты характера личности, элементы биографии, уровень интеллекта, установки и личностные конфликты. В то же время валидность зависит от теории, на основе которой интерпретируются результаты (теоретическая валидность).

В последнее время появились данные, свидетельствующие о прогностической валидности. На основе ТАТ удалось спрогнозировать успехи в профессиональной деятельности, учебе, преодолении жизненных проблем. Но до сих пор ТАТ не стандартизирован должным образом, и многие считают, что этого никогда и не произойдет. Поэтому иногда говорят, что ТАТ не является тестом в строгом смысле слова.

Процедура проведения.

Мюррей выделял две части в проведении ТАТа: «разминку» и основную часть.

«Разминка» - первая картинка. Прослушав инструкцию, испытуемый примерно 20 сек может рассмотреть картинку, а потом откладывает её в сторону. Затем его просят выбрать подходящее имя для главного героя, а потом рассказать о нем. Иногда после завершения первой истории бывает необходимо повторить некоторые моменты инструкции, чтобы добиться окончания истории.

Всю основную часть экспериментатор молчит либо разумно хвалит, пока не будут рассказаны все 10 историй и не пройдет час. Обычно истории занимает 5 минут и включает около 200 слов. Обязательно установить раппорт.

Беллак считал, что лучше сидеть так, чтобы испытуемый не видел исследователя, а тот мог бы наблюдать за ним и его мимикой. Однако это положение не подходит для работы с подозрительными или тревожными испытуемыми.

Испытуемым дают следующую инструкцию: «Я буду показывать вам картинки, и я бы хотел(а), чтобы вы рассказали мне, что происходит на каждой из них, что было до этого и чем все это закончится. Я хочу, чтобы ваши истории были интересными, яркими, чтобы вы импровизировали». Таким образом, у испытуемых должно создаться впечатление, что изучают их воображение, фантазию.

Если испытуемый выполняет методику самостоятельно, необходимо объяснить, чтобы он брал по одной картинке в той последовательности, в которой они лежат, а не рассматривал все картинки, а потом выбирал.

Обычно предъявляют сначала первые 10 картинок, а на другой день – остальные. Но если у исследователя есть определенная цель, он может подобрать свой набор картинок. В любом случае важна последовательность предъявления. Первые картинки отражают более универсальные, привычные, обыденные сферы: последние – более специфические, индивидуально значимые сферы. Далее, картины различаются по эмоциональному тону и по степени реалистичности. Мюррей считал, что поскольку первые 10 картин затрагивают более обыденные темы, а вторые – более фантастические, рассказы по первым должны отражать потребности, реализуемые в повседневном поведении, а по вторым – вытесненные или сублимированные желания, но экспериментального подтверждения этому получено не было.

Необходимый набор таблиц для обследования мужчин: 1, 2, 3BM, 4, 6BM, 7BM, 11, 12M, 13MF; женщин – 1, 2, 3BM, 4, 6GF, 7GF, 9GF, 11, 13MF.

Важна и ситуация обследования: поведение экспериментатора, предъявление инструкции; влияние самой ситуации обследования, которую человек может воспринять как ситуацию экспертизы, что приведет к улучшению или ухудшению деятельности (в зависимости от личных качеств).

Нельзя сообщать обследуемому истинное назначение методики, поэтому надо придумать правдоподобную «легенду». Она зависит от состояния и интеллектуального уровня испытуемого. Если ТАТ применяется в клинике, надо учитывать симптоматику. Если не в клинике, - на воображение, утомляемость, работоспособность, умения. Не стоит упоминать, что методика американская. Если человек интересуется, потом можно ответить на его вопросы, раскрыть суть методики. Но этот процесс должен протекать по законам психодиагностики, т.е. как, какую информацию сообщать, чтобы не навредить человеку.

При выполнении методики надо следить, чтобы человек не устал, хотя его сразу надо предупредить, что работа продлится 1 – 1,5 ч. Нельзя прерывать обследование перед таблицами 13, 15, 16 и нельзя начинать с них сеанс. Перед началом работы можно провести короткую и занимательную методику, чтобы человек втянулся в работу, например, «Несуществующее животное».

В целом, общая ситуация, в которой проводится обследование, должна отвечать трем требованиям:

1) должны быть исключены помехи;

2) обследуемый должен чувствовать себя комфортно;

3) ситуация и поведение психолога не должны вызывать у обследуемого каких-либо мотивов и установок.

При предъявлении инструкции нашим испытуемым необходимо подчеркнуть, что рассказ надо составить, отталкиваясь от картинки, а не по картинке, как привыкли в школе. Разница заключается в том, что при составлении рассказа по картинке акцент делается на настоящем, а в ТАТ просят обследуемых представить, что было в прошлом, что будет дальше, и описать чувства и мысли персонажей.

Вторая часть инструкции состоит из следующих сообщений:

Правильных или неправильных вариантов не бывает, любой рассказ, соответствующий инструкции, хорош;

Рассказывать можно в любом порядке. Лучше не продумывать заранее весь рассказ, а начинать сразу говорить первое, что придет в голову, а изменения или поправки можно внести потом;

Литературная обработка не требуется, литературные достоинства оцениваться не будут. Главное, чтобы было понятно, о чем идет речь.

Если основные пункты (настоящее, прошлое, будущее, чувства, мысли) в рассказе отсутствуют, инструкцию надо повторить. Но делать это можно два раза. Если и после третьей картинки этого нет, значит, это диагностический признак, и инструкцию больше не повторяют. На все вопросы испытуемого отвечают уклончиво: «Если вы так считаете, значит, так и есть» и т.п.

Вначале второго сеанса у испытуемого спрашивают, помнит ли он, что надо делать, и просят повторить инструкцию. Если он что-то пропустил, надо напомнить.

Специальные инструкции требуются при работе с табл. 16 (чистое белое поле). Если она не смущает обследуемого, он без дополнительных инструкций дает рассказ. Тогда его просят сочинить еще один рассказ, а потом еще. Считается, что таблица 16 выявляет актуально значимые проблемы. Если они вытесняются, то наиболее ярко проявляются к третьему рассказу. Если нет – видны будут уже в первом, тогда последующие не обрабатываются.

Следует пресекать попытки представить на белом фоне известную картину – И.Е.Репина, Рафаэля и т.д. Если человек удивляется и возмущается белым фоном, ему следует дать инструкцию представить себе на этом листе любую картину и описать её, а затем составить по ней рассказ. И так три раза.

Мюррей предлагал после окончания обследования пройтись по всем картинкам и спросить об источниках сюжетов – из личного опыта, книг, фильмов, рассказов знакомых, просто фантазии.

Иногда испытуемый отказывается работать или уходит от соблюдения инструкции. В случае отказа нужно постараться расположить к себе обследуемого, успокоить. Если у человека проблемы с выражением мыслей, можно задать конкретные вопросы.

Уходов выделяют четыре типа:

Описательный – идет описание того, что изображено, но нет истории. Здесь надо еще раз разъяснить, что необходимо сочинить рассказ;

Формальный – обследуемый четко следует инструкции, задает вопрос и отвечает на него, но рассказ не получается. Если это связано с ригидностью воображения, человека можно расшевелить. Если это сознательное поведение, которое повторяется несколько раз, обследование бесполезно;

Подменяющий – здесь не сочиняется рассказ, а воспроизводится похожее содержание книги или фильма. Если книга или фильм называются, надо указать, что они придуманы кем-то, а надо что-то своё. Если психолог узнал сюжет, реакция должна быть такой же. Но если подмена не узнана, ничего не сделаешь, будут недостоверны результаты;

Разветвленный – обследуемый сочиняет рассказ, но в деталях непоследователен. Например, то мальчику 12 лет, то больше, то меньше; то скрипка его, то нет и т.д. (табл. 1). В этом случае следует попросить обследуемого выбрать один вариант и сосредоточиться на нем.

Обычно от психолога при работе человека с ТАТ требуется минимальная активность. Но бывают ситуации, когда психологу надо проявить активность.

1. Вопросы обследуемого, ответы на которые нельзя отложить «на потом». При ответах надо придерживаться неопределенности. Например:

Вопрос: - Что здесь изображено?

Ответ: - Что вам надо для рассказа, то и используйте.

Это мужчина или женщина?

Как хотите. Если вам кажется, что это мужчина, пусть будет мужчина. Если кажется, что женщина, пусть будет женщина.

Интересный рассказ?

Нормальный.

А такой рассказ уже кто-нибудь рассказывал?

Не помню.

2. Необходимость повлиять на темп рассказа. Возникает, если психолог не успевает записывать рассказ за говорящим. Тогда можно медленно повторить последнее предложение, прервав говорящего. Начать с сообщающего слова: итак, вы сказали… Значит… . Другой вариант, когда обследуемый надолго задумывается, и его надо разговорить наводящими вопросами: «О чем вы думаете?» и т.д.

3. Необходимость эмоционально подкрепить, приободрить обследуемого. Желательно учитывать индивидуальные особенности – замкнутость, нерешительность, робость, тревожность.

4. Необходимость уточнить детали рассказа. Возникает в трех случаях:

а) когда у психолога возникают сомнения в том, что именно обследуемый видит на картинке, т.е. испытуемый говорит о человеке на картинке в среднем роде или не упоминает какие-то детали. Надо выяснить, он их не видит, не распознает или специально опускает;

б) оговорки. Если психолог их заметил, он просит повторить фразу, говоря, что не расслышал. Если человек исправляется, - оговорка, если повторяется – симптом нарушения восприятия или утраты смысла понятия;

в) утрата логической последовательности сюжета, введение дополнительных персонажей, которых нет на картинке. Нарушение логики, последовательности, разорванность рассказа свидетельствуют о патологии: психозе или разорванности мышления. Но только в том случае, если человек не может ответить на уточняющие вопросы: «Вы сказали, он кого-то ждет, а кого?». Либо попросить что-то пояснить. Если же человек с этим справляется, то это его индивидуальные особенности, прежде всего, мыслительные.

Составление протокола.

В него вносится:

1) полный текст всего, что говорит обследуемый, в той форме, в какой он это говорит, со всеми вставками, отвлечениями, повторениями и т.д. Если он хочет что-то исправить, исправления тоже записываются, но основная запись не меняется.

2) все, что говорит психолог, обмен репликами, все взаимные вопросы и ответы;

3) длинные паузы в рассказе;

4) латентное время – от предъявления картинки до начала рассказа, и общее время рассказа – от первого до последнего слова;

5) положение картины. Испытуемый может вертеть картинку, определяя, где верх, где низ. Правильное положение картинки обозначается значком ↓, вверх ногами - , боковые положения - → и ←. Если испытуемый спрашивает, как правильно, отвечают: Как вам удобно, так и держите.

6) эмоциональный настрой обследуемого, динамика его настроения и эмоциональных реакций по ходу обследования и в процессе рассказывания;

7) невербальные реакции и проявления обследуемого вплоть до того, когда улыбнулся, нахмурился, сменил позу.

Кроме того, начинать надо с записи данных об обследуемом (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, члены семьи, состояние здоровья, успехи в профессиональной карьере; основные вехи биографии); ФИО психолога, дата обследования, ситуация обследования (место, время, способ фиксации результатов, другие особенности ситуации, отношения обследуемого к ситуации обследования и к психологу).

Обработка рассказов ТАТ на Западе проще, чем у нас. В основном они пользуются ТАТ – брошюрой Беллака, куда заносят данные из рассказов, а потом интерпретируют, исходя из своих теоретических взглядов (в основном, психоаналитических).

В отечественной обработке заполняется несколько таблиц. Первая – обязательные структурные показатели, вторая – факультативные структурные показатели, третья – обязательные содержательные показатели, четвертая – факультативные содержательные показатели. Затем эти таблицы анализируются, выделяются основные синдромы и строится:

Парадигматическая структура, представляющая собой систему смысловых пучков, лежащих в основе содержания;

Оппозиционная структура, т.е. смысловые противопоставления (например, что есть и чего хочет, каков один персонаж, и каков второй и др.);

Синтагматическая структура – последовательность развития сюжета в рассказе, событий;

Пространственная структура – расположение персонажей в мире;

Актантная структура – взаимоотношения персонажей рассказов.

Возможно, такой анализ более глубокий и более наглядный, лучше позволяет выявить закономерности представлений, взглядов и внутреннего мира человека, но он достаточно громоздкий.

Беллак считал, что ТАТ можно использовать в качестве общего базиса для краткосрочной психотерапии. Также психоаналитики применяют ТАТ, когда у пациентов проблемы со свободными ассоциациями или когда ассоциаций недостаточно. Можно применять ТАТ, когда у пациента депрессия, он молчит, а ТАТ помогает наладить контакт. При этом в консультировании и психотерапии подробный анализ рассказов часто не делают, а лишь читают рассказы и составляют общее впечатление.

Модификации ТАТ

1. САТ (Детский Апперцептивный Тест). Картинки предназначены для детей, но, в основном, на них изображены животные, выполняющие человеческие функции. Считается, что его легче проводить в виде игры. Предназначен для детей от 3 до 10 лет. Дети работают с 10 картинками, хотя первоначально их было 18. Беллак считал, что в картинках отражаются типичные темы теории Фрейда о детской сексуальности. В 60-е годы Мерштейн разработал новый вариант САТ-Н, где представлены люди, а не животные. Но большинство практических психологов считают, что САТ не информативен, т.к. требует от детей делать то, что они не умеют в 3-7 лет – составлять развернутый рассказ с учетом прошлого, будущего, а составлять рассказ с учетом мыслей и чувств они не умеют и в 10 лет. Поэтому диагностическая ценность его сомнительна.

Были попытки создать модификацию для подростков – Тест картинок и рассказов Саймонда – SPST, Мичиганский картиночный тест – МРТ. Но работ с их использованием мало, и никто не смог доказать, работают ли они и что выявляют.

2. Модификации ТАТ, предназначенные для работы с людьми с физическими недостатками и с людьми разных профессий. Но в основном это закрытая информация. Есть «Тест групповой проекции Генри и Гуетцкого, который направлен на изучение динамик малых групп. Он проводится в группе, и рассказ сочиняется всей группой.

3. Тест Х.Хекхаузена на изучение мотивации достижения успеха или избегания неудачи.

4. Техника Объектных Отношений (ORT) – Object Relation Technique – Филлипсона. Создана в 1955г. Очень похожа на ТАТ, но стиль и содержание отдельных картинок характерны для всего спектра серии. Применялась им в качестве дополнения к терапии. Рассказывая историю, человек раскрывает свой способ восприятия мира. Он, в свою очередь, сложился из бессознательного выстраивания отношений в раннем детстве для удовлетворения своих потребностей и из сознательного выстраивания в более поздние годы. Филлипсон считал, что с помощью его техники можно выявить перевес бессознательного или сознательного выстраивания. Стимульный материал включает 13 карточек, в том числе одну белую, предъявляемый в четыре серии. В каждой серии на карточках один стиль изображения. Анализ осуществляется по четырем категориям: перцепция (что видит на картинке); апперцепция (смысл воспринимаемого); содержание объектный отношений (люди, упомянутые в рассказе, и типы взаимодействия, в которые они вовлечены); структура рассказа. В структуре рассказа важен конфликт и его разрешение. Но данных по применению ORT вне психотерапии либо нет, либо они ненадежны. Детский вариант (CORT) разрабатывается Уилкинсоном, он несколько смягчен и более объективирован, но до конца не доделан.

5. Проективные картинки Пикфорда (РРР) – разработаны для работы с детьми. Стимульный материал состоит из 120 контурных рисунков размером с почтовую открытку. Рисунки примитивные. Направлены на выявление взаимоотношений ребенка с родителями, братьями \ сестрами, сверстниками, неожиданными ситуациями, любопытством в вопросах пола, продолжения рода. Рассчитана на 20 сеансов. Применяется преимущественно в психотерапии, школьными психологами. Выявляет мечты, сны, фантазии, проблемы в школе и дома. Существует список распространенных толкований картинок, а также таблица нормативных показателей для мальчиков и для девочек.

6. Картинки про Блэки. Разработаны Дж.Блюмом. Предназначались для изучения психосексуального развития. Сначала считались для взрослых, потом адаптировали их для детей. Стимульный материал изображает жизненные коллизии семьи собак. Всего картинок 12. На рассказ отводится около двух минут. В каждой картинке представлены этапы психосексуального развития, по Фрейду: оральная, анальная, Эдипова комплекса, страх кастрации, идентификация и т.д. После рассказа ребенку задают еще 6 вопросов, в каждом из которых есть варианты ответов. Ребенок должен выбрать один ответ. В заключение картинки надо еще рассортировать на понравившиеся и непонравившиеся. Тест широко применяется, но он может использоваться только в рамках психоаналитической теории.

7. Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга (P-F). Один из старейших и наиболее популярный. Вписывать надо первый пришедший на ум ответ, поэтому много времени не занимает. Хорошо объективирован, есть нормы. Но определяет не тип личности, а тип реакции. Розенцвейг связывал его с эмоциями и защитными механизмами. Валидности и надежности нет, т.к. Розенцвейг полагал, что к проективным методикам они не применимы.

Модификации ТАТ продолжают развиваться. Существуют попытки сделать их для людей разных профессий, уровня образования, культур, например, есть вариант для негров. Но для нас они не годятся, даже если бы и появились, т.к. культура и менталитет другие.

Общая характеристика методики ТАТ

Сущность и назначение ТАТ. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор из таблиц с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Обследуемому предъявляется в определенном порядке несколько таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации.Первоначально ТАТ задумывался как методика для исследования воображения. По мере его применения, однако, выяснилось, что диагностические сведения, получаемые с его помощью, выходят далеко за рамки этой области и позволяют дать развернутую характеристику глубинных тенденций личности, в том числе ее потребностей и мотивов, отношений к миру, черт характера, типичных форм поведения, внутренних и внешних конфликтов, особенностей протекания психических процессов, механизмов психологической защиты и др.

Где применять ТАТ?

На основании данных ТАТ можно делать выводы об уровне интеллектуального развития, о наличии признаков тех или иных психических нарушений, хотя ставить клинический диагноз на основании одних только данных ТАТ, как впрочем, и любого другого психологического теста, нельзя.

С методикой нельзя работать "вслепую", без предварительной биографической (анамнестической) информации об обследуемом.

Наиболее плодотворным оказывается применение ТАТ в клинике пограничных состояний. При этом его целесообразно использовать в одной батарее с тестом Роршаха или MMPI, которые позволяют получить информацию, дополняющую данные ТАТ. Так, содержательная информация, извлекаемая из ТАТ, как правило, позволяет более глубоко и содержательно интерпретировать структуру профиля MMPI, природу и происхождение тех или иных пиков.

Хотя ТАТ предоставляет возможность получения исключительно глубоких и обширных сведений о личности, он никоим образом не гарантирует получения этих сведений в каждом конкретном случае. Объем и глубина получаемой информации зависит в каждом случае от склада личности обследуемого и, в наибольшей степени, от квалификации психодиагноста, причем недостаток квалификации сказывается не только на этапе интерпретации результатов, но и на этапе проведения исследования. Неумелая работа, неудачное взаимодействие с обследуемым часто вызывает у него сильные защитные реакции и - в лучшем случае - в несколько раз снижает информативность результатов.Стимульным материалом ТАТ является стандартный набор из 30 таблиц с изображением относительно неопределенных ситуаций, а также таблица -- пустой бланк. Каждому испытуемому дается 20 таблиц, которые подбираются психологом заранее с учетом его пола и возраста. Методика предназначена для диагностирования лиц, начиная с возраста 14 лет.



Испытуемого просят составить по картинке рассказ, объяснив, что привело к изображенному событию, что происходит в данный момент, что будет происходить в дальнейшем, о чем думают и что чувствуют персонажи. При предъявлении пустого бланка его просят вообразить какую-либо картину и описать ее, а затем составить по ней рассказ. В процессе диагностирования фиксируется время, затраченное на каждую таблицу, латентное время (от момента предъявления таблицы до начала рассказа), длительные паузы, жесты, мимика, поза, настроение. Ведется запись рассказов и всех речевых высказываний испытуемого Как правило, диагностика проводится в два сеанса с интервалом между ними в одни сутки. По окончании рассказов следует беседа с испытуемым, в ходе которой психолог, прежде всего, выясняет источники тех или иных сюжетов, причины логических неувязок, речевых ошибок, оговорок, получает дополнительные сведения об испытуемом.

Мюрреевская схема анализа результатов ТАТ не является единственной. Существуют многочисленные ее модификации и дополнения, опирающиеся на разные теоретические концепции. Их возникновение в первую очередь объясняется направленностью на получение личностной информации, которая может маскироваться защитными механизмами. С этой целью наряду с содержательными характеристиками рассказов выделяют их формальные (структурные) показатели.

В настоящее время благодаря усилиям многих психологов, среди которых следует назвать Д. Рапапорта, С. Томкинса, М. Арнольд, Л. Бел-лака, выделено 27 показателей, которые можно получить по ТАТ . Не все являются обязательными, то есть фиксируемыми в каждом рассказе, но важным принципом анализа является ориентация на их целостную систему, а также на их интеграцию с другими данными об испытуемом. Использование ТАТ требует от диагноста высокого профессионализма, означающего не только знания и опыт, но и опору на интуицию.

Правильное, квалифицированное применение этой сложной методики позволяет получить целостное, глобальное знание о личности, в котором представлена информация о доминирующих потребностях, степени их удовлетворения, конфликтах со средой, целях и средствах их достижения, преградах, состоянии аффективной сферы, психологических защитах, жизненной позиции, мировоззрении, самооценке.

ТАТ и использованный в нем подход к оценке личности послужили основой для разработки целого ряда родственных методик, направленных на измерение одной потребности (например, в достижении или агрессии), для диагностики разных возрастных групп (подростковый апперцептивный тест, геронтологический апперцептивный тест).

Известен Тест детской апперцепции (Children"s Apperception Test -- CAT), разработанный Л. Беллаком (1949, 1955, 1965) и предназначенный для диагностики детей в возрасте от 3 до 10 лет . На карточках CAT вместо людей изображены животные в антропоморфных ситуациях, так как предполагается, что маленьким детям легче фантазировать с изображением животного, чем человека. Эта методика широко используется в практике детских психологов-консультантов и позволяет выявить основные потребности ребенка и степень их удовлетворения, его взаимоотношения с окружающими людьми, страхи, конфликты, психологические защиты.

РАТ - это компактный модифицированный вариант Тематического апперцептивного теста Г. Мюррея 1 , отнимающий немного времени на обследование и приспособленный к условиям работы практического психолога. Разработан совершенно новый стимульный материал, представляющий собой контурные сюжетные картинки. На них схематично изображены человеческие фигурки.

Оригинальный тест Мюррея представляет собой набор черно-белых таблиц с фотографиями картин американских художников. Картинки делятся на 10 мужских (предназначенных для обследования мужчин), 10 женских (предназначенных для обследования женщин) и 10 общих. Всего в каждом комплекте 20 картинок.

Кроме того, имеется детский набор картинок (тест КАТ), представленный 10 картинками, часть которых входит и во взрослый вариант методики.

ТАТ - это один из наиболее глубинных личностных тестов 2 . Отсутствие жестко структурированного стимульного материала создает почву для вольной трактовки сюжета испытуемым, которому предлагается по каждой картинке сочинить рассказ, используя собственный жизненный опыт и субъективные представления. Проекция личных переживаний и идентификация с кем-либо из героев сочиненного рассказа позволяет определить сферу конфликта (внутреннего или внешнего), соотношение эмоциональных реакций и рационального отношения к ситуации, фон настроения, позицию личности (активную, агрессивную, пассивную или страдательную), последовательность суждений, умение планировать свою деятельность, уровень невротизации, наличие отклонений от нормы, трудности социальной адаптации, суицидальные тенденции, патологические проявления и многое другое. Большим достоинством методики является невербальный характер предъявляемого материала. Таким образом увеличивается количество степеней выбора для испытуемого при создании сюжетов.

В процессе исследования обследуемое лицо в течение 2–3 часов излагает свои сюжеты (один, два и более) к каждой картинке. Психолог тщательно фиксирует эти высказывания на бумаге (или с помощью магнитофона), а затем проводит анализ устного творчества испытуемого, выявляет неосознаваемое отождествление, идентификацию испытуемого с кем-либо из героев сюжета и перенесение им в сюжет (проекцию) собственных переживаний, мыслей и чувств.

Фрустрирующие ситуации тесно связаны с тем конкретным окружением и обстоятельствами, которые могут вытекать из соответствующей картинки или способствуя реализации потребностей героев (или героя), или препятствуя ей. При определении значимых потребностей экспериментатор обращает внимание на интенсивность, частоту и длительность фиксации внимания испытуемого на определенных повторяющихся в разных рассказах ценностях.

Анализ полученных данных проводится в основном на качественном уровне, а также с помощью простых количественных сопоставлений, что позволяет оценить баланс между эмоциональной и рациональной составляющей личности, наличие внешнего и внутреннего конфликта, сферу нарушенных отношений, позицию личности - активную или пассивную, агрессивную или страдательную (при этом соотношение 1:1, или 50 на 50%, рассматривается как норма, а значимый перевес в ту или иную сторону выражается в соотношениях 2:1 и более).

Отмечая отдельно разные элементы каждого сюжета, экспериментатор суммирует ответы, отражающие склонность к уточнению (признак неуверенности, тревоги), пессимистические высказывания (депрессия), незаконченность сюжета и отсутствие перспективы (неуверенность в будущем, неумение планировать его), преобладание эмоциональных ответов (повышенная эмотивность) и т.д. Присутствующие в рассказах в большом количестве особые темы - смерть, тяжелая болезнь, суицидальные намерения, а также нарушенная последовательность и плохая логическая связанность блоков сюжета, использование неологизмов, рассуждательство, амбитендентность в оценке «героев» и событий, эмоциональная отстраненность, разноплановость восприятия картинок, стереотипия могут служить серьезными аргументами при выявлении личностной дезинтеграции.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

Упрощенным вариантом тематического апперцептивного теста является разработанный нами метод РАТ (рисованный апперцептивный тест). Он удобен для изучения личностных проблем подростка. С помощью механизмов идентификации и проекции выявляются глубинные, не всегда поддающиеся контролю сознания переживания, а также те стороны внутреннего конфликта и те сферы нарушенных межличностных отношений, которые могут в значительной степени влиять на поведение подростка и учебный процесс.

Стимульный материал методики (см. рис. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ) представлен 8-ю контурными рисунками, на которых изображены 2, реже 3 человечка. Каждый персонаж изображен в условной манере: не ясен ни его пол, ни возраст, ни социальный статус. В то же время позы, экспрессия жестов, особенности расположения фигурок позволяют судить о том, что на каждой из картинок либо изображена конфликтная ситуация, либо два персонажа задействованы в сложных межличностных отношениях. Там же, где имеется третий участник или наблюдатель событий, его позиция может быть истолкована как индифферентная, активная или страдательная.

Стимульный материал этой методики еще менее структурирован, чем в ТАТе. Здесь не видна эпоха, культурно-этнические признаки, нет социальных оттенков, которые отчетливо просматриваются в картинках ТАТ (ответы испытуемых на некоторые из них: «Американские солдаты во Вьетнаме», «Трофейный фильм», «Прически и мода зарубежного стиля 20-х годов» и т.д.). Это явно мешает непосредственному восприятию испытуемого, отвлекает, дает возможность продуцировать ответы по типу клише (взятые из фильмов или других общеизвестных источников) и способствует закрытости испытуемого в эксперименте.

Рисованный апперцептивный тест в силу своей лаконичности и простоты нашел применение при обследовании школьников и в семейном консультировании, особенно в конфликтных ситуациях, связанных с проблемой трудных подростков. Не рекомендуется применять методику на контингенте ребят младше 12-летнего возраста.

Позитивной стороной теста РАТ является то, что обследование данной методикой можно проводить одновременно на целой группе детей, в том числе в классе.

ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ

Обследование проводится следующим образом.

Испытуемому (или группе обследуемых лиц) дается задание последовательно, согласно нумерации, рассматривать каждую картинку, при этом постараться дать волю фантазии и сочинить по каждой из них небольшой рассказ, в котором будут отражены следующие аспекты:

1) Что происходит в данный момент?
2) Кто эти люди?
3) О чем они думают и что чувствуют?
4) Что привело к этой ситуации и чем она закончится?

Высказывается также просьба не использовать известные сюжеты, которые можно взять из книг, театральных постановок или кинофильмов, то есть придумывать только свое. Подчеркивается, что объектом внимания экспериментатора является воображение испытуемого, умение выдумывать, богатство фантазии.

Обычно каждому ребенку дается двойной тетрадный лист, на котором чаще всего свободно размещается восемь коротеньких рассказов, содержащих ответы на все поставленные вопросы. Чтобы у детей не было ощущения ограничения, можно дать два таких листа. Время также не ограничивается, однако экспериментатор поторапливает ребят, чтобы получить более непосредственные ответы.

Помимо анализа сюжетов, их содержательной стороны, психологу предоставляется возможность проанализировать почерк ребенка, стиль письма, манеру изложения, культуру языка, словарный запас, что также имеет большое значение для оценки личности в целом.

Защитные тенденции могут проявляться в виде несколько однообразных сюжетов, где отсутствует конфликт: речь может идти о танцах или гимнастических упражнениях, занятиях йогой.

О ЧЕМ ГОВОРЯТ РАССКАЗЫ

1-я картинка провоцирует создание сюжетов, в которых выявляется отношение ребенка к проблеме власти и унижения. Чтобы понять, с кем из персонажей идентифицирует себя ребенок, следует обратить внимание, кому из них в рассказе он уделяет больше внимания и приписывает более сильные чувства, приводит доводы, оправдывающие его позицию, нестандартные мысли или высказывания.

Размер рассказа также в значительной степени зависит от эмоциональной значимости того или иного сюжета.

2, 5 и 7-я картинки в большей степени связаны с конфликтными ситуациями (например, семейными), где сложные отношения между двумя людьми переживаются кем-то третьим, кто не может решительным образом изменить ситуацию. Часто подросток видит себя в роли этого третьего лица: он не находит понимания и приятия в своей семье, страдает от постоянных ссор и агрессивных отношений между матерью и отцом, нередко связанных с их алкоголизацией. При этом позиция третьего лица может быть индифферентной (2-я картинка ), пассивной или страдательной в виде избегания вмешательства (5-я картинка ), миротворческой или иной попыткой вмешательства (7-я картинка ).

3-я и 4-я картинки чаще провоцируют выявление конфликта в сфере личных, любовных или дружеских отношений. В рассказах проявляются также сюжеты с одиночеством, покинутостью, фрустрированной потребностью в теплых отношениях, любви и привязанности, непонятостью и неприятием в коллективе.

2-я картинка чаще других вызывает эмоциональный отклик у эмоционально неустойчивых подростков, напоминает о бессмысленных всплесках неуправляемых эмоций, в то время как по поводу 5-й картинки больше строятся сюжеты, в которых фигурирует дуэль мнений, спор, стремление обвинить другого и оправдать себя.

Аргументация своей правоты и переживание испытуемыми обиды в сюжетах к 7-й картинке нередко разрешаются взаимной агрессией персонажей. Здесь имеет значение, какая позиция превалирует у героя, с которым ребенок себя идентифицирует: экстрапунитивная (обвинение направлено вовне) или интропунитивная (обвинение направлено на себя).

6-я картинка провоцирует агрессивные реакции ребенка в ответ на субъективно переживаемую им несправедливость. С помощью этой картинки (еcли испытуемый идентифицирует себя с поверженным человеком) выявляется жертвенность позиции, приниженность.

8-я картинка выявляет проблему отвержения объектом душевной привязанности или бегства от назойливого преследования отвергаемой им личности. Признаком идентификации себя с тем или иным героем рассказа является тенденция приписывать сюжетно разработанные переживания и мысли именно тому персонажу, который в рассказе оказывается принадлежащим идентичному с испытуемым полу. Интересно отметить, что с равной убежденностью один и тот же рисуночный образ распознается одним ребенком как мужчина, другим - как женщина, при этом у каждого имеется полная уверенность, что это не может вызывать никаких сомнений.

«Посмотрите, как она сидит! Судя по позе, это девочка (или девушка, женщина)», - говорит один. «Это, безусловно, мальчик (или мужчина), сразу видно!», - говорит другая. При этом испытуемые рассматривают одну и ту же картинку. Этот пример лишний раз наглядно демонстрирует выраженный субъективизм восприятия и склонность приписывать весьма аморфному стимульному материалу методик совершенно конкретные качества. Так происходит у тех лиц, для которых ситуация, изображенная на картинке, является эмоционально значимой.

Безусловно, устный рассказ или дополнительное обсуждение написанных рассказов более информативны, но при групповом обследовании удобнее ограничиться письменным изложением.

Межличностный конфликт, звучащий фактически в каждой картинке, не только позволяет определить зону переживаемых ребенком нарушенных отношений с окружающими, но нередко высвечивает сложный внутриличностный конфликт.

Так, 16-летняя девушка по 4-й картинке строит такой сюжет: «Он объяснился девушке в любви. Она ему ответила: «Нет». Он уходит. Она - гордая и не может признаться в том, что любит его, так как считает, что после такого признания она станет рабой своих чувств, а на это она пойти не может. Будет молча страдать. Когда-нибудь они встретятся: он с другой, она замужем (хотя мужа не любит). Она уже переболела своим чувством, а он все еще ее помнит. Ну и что ж, пусть так, но зато спокойнее. Она неуязвима».

В этом сюжете много личного, не вытекающего из картинки. Внешний конфликт явно вторичный и базируется на выраженном внутриличностном конфликте: потребность в любви и глубокой привязанности фрустрирована. Девушка боится возможной неудачи. Болезненное самолюбие, развившееся на почве негативного жизненного опыта, блокирует свободную самореализацию и непосредственность чувств, заставляет ее отказаться от любви, чтобы не повышать уровень и без того высокой тревоги, неуверенности в себе.

При изучении проблем подростка в семейных ситуациях РАТ хорошо выявляет его позицию. Вряд ли сам подросток смог бы рассказать о себе лучше: самопонимание и жизненный опыт в этом возрасте находятся на достаточно низком уровне.

Так же плохо выражено самопонимание и осознание своей собственной роли в сложных коллизиях житейских ситуаций у детей с высоким уровнем невротизации, эмоционально неустойчивых или импульсивных.

В связи с этим психологическое исследование с использованием РАТ способствует более целенаправленному выбору психокоррекционного подхода не только с ориентацией на содержательную сторону и сферу переживаний испытуемого, но и с апелляцией к определенному языковому и интеллектуально-культурному уровню личности консультируемого психологом ребенка.

Людмила СОБЧИК,
доктор психологических наук

1 G. Murrey. Personality. N.Y., 1960.
2 Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 1998.

Наиболее общая схема интерпретации результатов ТАТ (рассказов испытуемых) включает ряд приемов:

· находят “героя”, с которым обследуемый идентифицирует себя;

· определяют важнейшие характеристики “героя” – его чувства, желания, стремления;

· выявляются “давления” среды, т.е. силы, воздействующей на “героя” извне;

· производится сравнительная оценка сил, исходящих от “героя”, и сил, исходящих из среды.

Сочетание этих переменных образует “тему” или динамическую структуру взаимодействия личности и среды. В итоге обследования получаются сведения об основных стремлениях, потребностях обследуемого, воздействиях, оказываемых на него, конфликтах, возникающих при взаимодействии с другими людьми, способах их разрешения и т.п. ТАТ широко используется для диагностики мотивации достижения. Известны его варианты для пожилых людей и детей, для подростков, для исследования семейных установок, для национальных меньшинств.

За время существования и применения теста было разработано множество способов интерпретации ТАТ.

Самой простой является техника обзора. Часто можно просто пробежаться по содержанию рассказов, рассматривая их в качестве значимых психологических сообщений; при этом нужно просто подчеркивать все, что кажется значимым, характерным или нетипичным. Когда опытный исследователь читает таким образом обработанные истории во второй раз, он может без какого-либо усилия обнаружить повторяющийся паттерн, встречающийся во всех них, или же в разных историях он заметит определенные факты, которые соединяются в осмысленное целое.

Оригинальная техника, применяемая Мюрреем и его коллегами, была основана на анализе историй по схеме “потребность-пресс”. Каждое предложение рассказа анализируется с точки зрения потребностей главного действующего лица (героя) и внешних сил (прессов), воздействию которых он подвергается. Элементарный пример: он (герой) любит ее, но она его ненавидит (потребность (в любви) сталкивается с (прессом) ненавистью).

Таким образом, в соответствии с потребностями и прессами анализируется каждый рассказ и подсчитывается средневзвешенный результат по каждой потребности и прессу. После этого может быть создана стройная иерархическая система потребностей и видов прессов и составлена соответствующая таблица. Параллельно с этим проводится изучение иерархии взаимоотношений потребностей на основе таких выведенных Мюрреем понятий, как конфликт потребностей, субсидиация потребностей и смешение потребностей.

Следующий вариант интерпретации теста принадлежит Роттеру. Он предлагает три этапа интерпретации ТАТ. Первый из них связан с одиннадцатью аспектами рассказов, которые предстоит интерпретировать. Вот эти аспекты: автобиографичность, связность, преобладающее настроение, подход к вопросам пола и секса; окончания и их соотношение с рассказами, повторяющиеся темы, употребление нетипичных слов, отношение к миру, характеристики центральных персонажей, типичные способы решения проблем, персонажи, которых можно идентифицировать с матерью, отцом, сыном и т.д.



Второй этап провозглашает пять принципов интерпретации: частота встречаемости идеи, оригинальность (сюжета, языка, ошибок в узнавании), тенденции идентификации, тенденции стереотипизации, предложение альтернативных интерпретаций (выбор между двумя возможными вариантами интерпретации).

Третий этап представляет собой предложения для качественного анализа личностных тенденций, что и является заключительным этапом интерпретации.

Интерпретация по Рапапорту представляет собой исследование качества клише рассказов. Отступление человека от клише выступает в качестве основного ориентира. Рапапорт выделяет:

А. Формальные характеристики структуры рассказа, которые должны затрагивать три аспекта:

1) подчинение инструкции (опускание деталей и искажения, неверное смещение акцента, сосредоточенность на картинке, а не на ситуации, введение персонажей и предметов, не представленных на картинках);

2) внутренняя логика рассказов испытуемого (межличностная согласованность, заметная из отклонений в экспрессивных и агрессивных качествах; отклонение от общепринятого значения конкретной картинки, а также отклонения, связанные с языком и формой повествования; внутриличностная согласованность);

3) характеристики вербализации.

В. Формальные характеристики содержания рассказа:

1) тон повествования;

2) персонажи – как результат распознавания картинки и взятые из памяти;

3) стремления и установки;

4) препятствия.

Интерпретация по Генри , представившего наиболее развернутый и подробный план анализа, предполагает (вслед за Мюрреем) разделение характеристик по форме (А) и по содержанию (В).

А. Характеристики по форме разбиты на шесть основных категорий, каждая из которых в свою очередь делится на несколько подклассов:

1) количество и характер имагинальной продукции (длина рассказа, объем и характер содержания; живость, яркость образов, оригинальность; ритм и легкость изложения; вариации в согласовании всех этих факторов);

2) структурные качества (наличие или отсутствие предшествующих ситуации событий и исхода рассказа; уровень структурированности; связность и логика; манера подхода к центральной идее повествования; добавление обобщений и подробностей; вариации в согласовании всех этих и других факторов);

3) острота идей, наблюдений и их интеграция;

4) языковая структура (темп, сюжетная линия, определения, описательные слова и так далее);

5) интрацепция – экстрацепция;

6) связь рассказанной истории и общего задуманного содержания (конденсация, подавление).

В. Характеристики по содержанию:

1) основной тон (позитивный и негативный характер изложения; пассивность или агрессивность изложения; описанный или подразумеваемый конфликт; описанные или подразумеваемые дружеские, гармоничные отношения между людьми или действия и мысли о единении);

2) позитивное содержание (включенные в рассказ персонажи, межличностные отношения, развитие событий в рассказе);

3) негативное содержание (то, о чем рассказчик умолчал; что он мог бы рассказать согласно ожиданиям);

4) динамическая структура (содержание, символы, ассоциации).

Что касается соотношения характеристик по форме и по содержанию, то рассматриваются восемь областей: психический подход; креативность и воображение; поведенческий подход; семейные динамики; внутренняя согласованность; эмоциональное реагирование; половая адаптация; итоговое описание и интерпретация.

Томкинс в рамках систематической попытки логически согласующегося анализа фантазии выделяет четыре основных категории:

1. Векторы, включенные потребности или качество стремлений “ради”, “против”, “под”, “за”, “прочь”, “от”, “из-за”.

2. Уровни, такие, например, как уровни желаний, мечтаний.

3. Обстоятельства, которые могут быть обусловлены как внешними силами (прессами по Мюррею), так и внутренними состояниями, такими как тревожность или депрессия. Обстоятельства относятся не к целям стремлений, а к определенным состояниям, которые человек обнаруживает внутри себя или в окружающем мире.

4. Качества, такие как напряженность, случайность (достоверность), временные соображения.

Принцип, лежащий в основе данной системы анализа, заключается в том, что каждый класс может быть соотнесен с любым другим классом. Каждый вектор может быть объектом любого другого вектора (желание для действия, например).

Интерпретация по Уайетту предполагает использование пятнадцати переменных в анализе ТАТ: 1) непосредственно рассказ, 2) восприятие стимульного материала, 3) отступление от типичных ответов, 4) противоречия в самом рассказе, 5) временные тенденции, 6) уровень интерпретации, 7) характер повествования, 8) качество повествования, 9) центральный образ, 10) остальные персонажи, 11) межличностные отношения, 12) стремления, избегания, 13) пресс, 14) исход, 15) тема.

Метод интерпретации ТАТ по А.Беллак. Автор настаивает на эффективности ТАТ как методики, способной выявлять содержание и динамику межличностных отношений и психодинамические паттерны. Поэтому основной смысл интерпретации направлен на получение доступа к повторяющимся в рассказах паттернам поведения.

Автором разработана психоаналитически ориентированная система интерпретации, которая выпускается под названием “ТАТ-бланк и бланк для анализа по Беллаку”. По мнению самого автора, данная система достаточно проста и поэтому может быть доступна многим психологам (при условии наличия соответствующей теоретической подготовки).

Выделяются следующие 14 категорий обработки информации (рассказов) по ТАТ (по А.Беллак).

1. Лейтмотив.Представляет собой попытку переформулировать суть рассказа. (Необходимо помнить о том, что в одном рассказе по ТАТ можно выделить не единственную базовую тему.) В связи с тем, что новички, применяя тест, в большинстве случаев при интерпретации сбиваются с основной темы, можно предложить разбивку основной темы на пять уровней:

а) описательный уровень. На данном уровне тема должна представлять собой элементарное переложение кратко законспектированной сути рассказа, выявление общих тенденций, представленное в сокращенной форме и простых словах;

б) интерпретационный уровень;

в) диагностический уровень;

г) символический уровень;

д) уровень уточнения.

2. Главный герой.Главный герой рассказа – это тот персонаж, о котором сказано больше всего, чьи чувства, субъективные представления и взгляды являются основной темой для обсуждения, в общем, это персонаж, с которым рассказчик, судя по всему, идентифицирует себя. Если возникают неясности с объектом идентификации, то главным героем следует считать персонажа, наиболее приближенного к пациенту по полу, возрасту и другим характеристикам. В некоторых случаях мужчина может идентифицировать себя с “главным героем” женского пола; если это повторяется периодически, то может быть расценено как показатель скрытой гомосексуальности. Профессия, интересы, черты характера, способности и адекватность главного героя в большинстве случаев отражают реальные или желаемые качества пациента.

Под адекватностью героя автор подразумевает его способность решать проблемы в сложных внешних и внутренних условиях социально, морально, интеллектуально и эмоционально приемлемыми способами. Адекватность героя часто соответствует паттерну поведения, проходящему через все рассказы, и часто имеет прямое отношение к силе эго пациента.

Также следует отметить, что в некоторых рассказах может фигурировать и не один герой. Пациент может вводить второго персонажа, с которым он может идентифицировать себя, помимо легко узнаваемого главного героя. Но это встречается довольно редко; обычно таким образом появляется персонаж, не изображенный на картинке, и приписываемые ему чувства и побуждения вызывают у пациента еще большее неприятие, чем те, которые относятся к главному герою. (Для того чтобы эмоционально диссоциироваться от рассказа, пациенты могут перенести действие в географически и/или во временном отношении отдаленные места, например, события могут разворачиваться в другой стране в средние века.)

3. Отношение к вышестоящим персонам (родительским образам) или обществу.Связанные с этим установки обычно ясно проявляются в рассказах по ТАТ. Их можно найти в рассказах, составленных по картинкам, на которых возрастная разница персонажей очевидна, а также в большинстве случаев по картинке, на которой изображен мальчик со скрипкой. Предлагаемые подкатегории не нуждаются в разъяснении, а поведенческий паттерн будет все четче вырисовываться от рассказа к рассказу.

4. Введенные персонажи. Если персонаж не изображен на картинке, а испытуемый вводит его в свое повествование, то мы вдвойне можем быть уверены, что этот персонаж имеет для него огромное значение и что он олицетворяет собой некую жизненно важную потребность или же сильный страх. Мы можем обратить внимание на то, какую роль этот персонаж играет в динамике рассказа (например, преследователь, сторонник), и наряду с этим отметить, появляется ли он как мужчина или как женщина, как родитель или как сверстник и так далее.

5. Упомянутые детали. Именно потому, что только разум испытуемого, а вовсе не стимульная картинка, определяет, какие предметы появятся в рассказе, детали заслуживают особого внимания. Часто в рассказах появляется один класс предметов, например книги, произведения искусства, оружие или же деньги; такие предметы должны интерпретироваться соответствующим образом.

6. Упущенные детали. Эта категория связана со значимой неспособностью включить в рассказ предметы, которые прекрасно видны на картинке. Некоторые испытуемые упускают винтовку на картинке №8ВМ, другие не замечают пистолета на картинке № 3ВМ или полуобнаженную женщину на заднем плане картинки № 4 и так далее. В таком случае необходимо искать другие признаки проблем, которые у пациента могут быть связаны с агрессией или сферой сексуальных отношений и которые заставляют его исключать эти или другие предметы из восприятия.

7. Атрибуция ответственности. Качества и силы, которые, по мнению испытуемого, стали причиной неудачи или трагедии в его повествовании, во многих случаях становятся прекрасными ключами к пониманию его представления об отношении окружающего мира к нему самому. В бланке приведены наиболее часто встречающиеся характеристики; недостающие можно вписать.

8. Значимые конфликты. Конфликты свидетельствуют о неудовлетворенных (блокированных) потребностях, об отклоняющихся тенденциях испытуемого.

9. Наказание за проступок. Соотношение характера проступка и суровости наказания дает нам прекрасную возможность постичь строгость суперэго (по Фрейду). Так, герой рассказа, составленного психопатом, может во всех связанных с убийством историях выходить сухим из воды, сделав лишь вывод о том, что он получил урок, который ему пригодится в дальнейшем; невротик же может придумывать рассказы, в которых герой оказывается случайно или преднамеренно убит, или покалечен, или умирает от болезни, причиной чего оказывается малейшее нарушение или проявление агрессии.

10. Отношение к герою. Испытуемый может выражать собственные конфликты, заставляя героя говорить определенные вещи или совершать определенные поступки по ходу рассказа, а потом, выйдя за рамки повествования, подвергать жесткой критике эти действия. Иногда циничные замечания испытуемого относительно собственных рассказов представляют собой простой процесс защиты от истинной эмоциональной вовлеченности. Обсессивно-компульсивные интеллектуалы в большинстве случаев будут проявлять отстраненное отношение, предлагая экспериментатору несколько разных возможных сюжетов развития событий, каждый из которых у него самого вызывает сомнения. Истерики, маниакальные и гипоманиакальные пациенты часто оказываются драматически вовлеченными в свои эмоционально насыщенные рассказы.

11. Показатели сдерживания агрессии, сексуальных инстинктов и тому подобного.Иногда паузы имеют настолько большое значение, что стоит засекать их продолжительность с целью получить представление о силе сдерживания испытуемого. Смена направления развития сюжета или переход к абсолютно новой истории – это несомненные свидетельства того, что с конфликтным материалом стало слишком трудно справляться. Заминки, вычеркивания, опускание из виду фрагментов картинки, отказ от всей картинки или ее фрагмента, жесткая критика картинки также представляют собой моменты, на которые следует обратить внимание в этой связи.

12. Исход. Дает нам представление о доминирующем настроении пациента и его приспособленности, а также является показателем силы его эго. Следует обратить внимание, приходит ли герой к достойному решению в итоге реалистичной продолжительной борьбы или же пользуется помощью волшебства, нереальных способов, чтобы достичь элементарного удовольствия, что, несомненно, происходит на уровне фантазийного осуществления желаний и мало связано с проявляющимся, нескрываемым стремлением к достижению цели. Если пациент оказывается не в состоянии прийти к приемлемому завершению, то причиной этому могут быть особо значимые, практически непреодолимые проблемы, что должно быть оценено согласно переменным по структуре сюжета (см. категорию 14).

13. Паттерн удовлетворения потребностей. На практике одна история может показать все группы конфликтов, возникающих между разнообразными потребностями различной степени значимости. Так, разработанная Мюрреем концепция смешения и субсидиации потребностей поможет пониманию мотивационных систем данной личности. Например, герой хочет купить ресторан, потому что желает кормить людей более здоровой и качественной пищей и в то же время получить хорошую прибыль в качестве дохода от своего публичного предприятия; в этом случае мы говорим о смешении потребности героя в опеке с его потребностью в приобретении. С другой стороны, герой может иметь желание купить ресторан, так как он считает его хорошим источником дохода, который ему необходим для того, чтобы содержать семью. В этом случае мы должны говорить о том, что его потребность в приобретении (зарабатывании денег) субсидирует потребность в опеке; иначе говоря, он хочет заработать денег ради того, чтобы иметь возможность обеспечивать свою семью. При помощи этих двух понятий мы можем составить полную иерархию мотивов на основе данных ТАТ.

14. Сюжет. В некотором смысле здесь может оказаться полезным формальный анализ рассказов ТАТ.

Категории структуры, эксцентричности и законченности рассказа могут позволить произвести вполне адекватную оценку полноценности мыслительных процессов и способности эго испытуемого контролировать свои эмоциональные проявления.

Loading...Loading...