Война королей. Кукольный театр

Эти письма будут всегда у меня.

Пусть это будет нашей сказкой.

Рассказать «сказку», а точнее, воссоздать историю отношений двух людей, близкую и понятную им одним, – задача не из легких. Всегда остается вопрос о правомерности чтения чужих писем и дневников, даже если они, сохраненные временем, попадают в поле зрения исследователя. Проблема «вмешательства», – нарушения приватности личного пространства, – оправдываемая поисками новых свидетельств, характеристик, нюансов исторической реальности, не только чрезвычайно сложна, но и чревата опасностью мелодрамы, подробностью частного. Однако нынешнее «время рассказчиков», кажется, перестало этим смущаться. Караваны его историй и биографий стремительно заполняют нынешнее культурное пространство, возвращают вытесненное или забытое, создают новые связи и точки пересечения. В этой перекрестной циркуляции знаний, впечатлений, эмоций каждая новая история имеет право на существование.

Эпистолярное наследие Ю. Л. Оболенской и К. В. Кандаурова – огромная залежь, едва тронутый исследователями массив документов, включающий дневники, воспоминания, записи мемуарного характера, переписку с деятелями литературы и искусства первой трети XX века. Все это Юлия Леонидовна бережно хранила, систематизировала, по письмам и дневниковым записям составляла сводные подготовительные материалы для будущих жизнеописаний, полагая, что все важное и мимолетное – события, чувства, обстоятельства бытия – есть канва интереснейшей книги, которая когда-нибудь должна случиться. В начале одной из ее тетрадей есть надпись: «Материалы для истории нашей жизни с К. В. Кандауровым, которую я обещала ему написать, и мы хотели писать ее вместе (Дневники и переписка)» . Если бы такая книга состоялась, это было бы еще одно повествование о жизни в искусстве – о творческом союзе в окружении художников, поэтов – и о самом времени, в котором они кочевали из прекрасного прошлого в неведомое будущее. Центральной ее фигурой, бесспорно, стал бы Константин Васильевич, возле которого эта жизнь полнилась какой-то неистощимой и вдохновляющей силой.

Их знакомство состоялось в Коктебеле у Волошина, где в 1913 году впервые оказалась молодая петербургская художница. Для нее события этого лета определили всю «композицию» дальнейшей истории.

Встреча с Кандауровым соединила в одно любовь и искусство. Устроитель выставок, человек театральной повадки, полный планов и рассказов о театре, актерах, известных живописцах, он сразу оказался для новой знакомой увлекательным собеседником, наставником, поводырем в мир искусства, спутником в походах на этюды – туда, где цвел виноград…

Его главным «подарком» Оболенской стал Константин Богаевский, которого Кандауров боготворил и чей художественный опыт, взаимное дружеское общение и для Юлии Леонидовны оказались очень значимыми. Делая выписки из писем Кандаурова при подготовке материалов к его биографии, она не пропустила связывающую всех троих строчку: «Я все же безумно счастлив, что в жизни моей столкнулся с тобой и с Ю.Л.» .

И, конечно, ярким героем всего повествования не мог бы не быть Максимилиан Волошин, осенивший древние берега Киммерии поэтической славой. С самого начала знакомства он видел в Оболенской не только способную художницу, но и очень заинтересованно отнесся к ее литературным наклонностям. На этой грани – поэзии и художества – возникло особое дружеское притяжение, длившееся годы, отмеченное в дневниках и переписке обоих. Оболенская явно из числа тех женских романтических душ, которыми увлекался и которых увлекал поэт, – способная художница, поддающаяся соблазну рифмы во всей открытости движения навстречу… Он посвящает ей стихи, дарит книги, акварели, знакомит с Черубиной, всячески пробуждая тот самый дух свободы и творчества, настоящего искусства.

«Коктебель для всех, кто в нем жил, – вторая родина, для многих – месторождение духа», – писала Марина Цветаева. И чем больше обживалась волошинская дача, превращаясь в Дом поэта и примагничивая к себе новых персонажей, тем обширнее становилось культурное пространство, которое отзывалось, резонировало ему. Непринужденная повседневность дачной жизни на древней земле у жерла вулкана обретала черты эстетико-географического феномена, природного и культурного взрыва, создававшего «крымский текст» Серебряного века.

Оболенская – не исключение, напротив, яркое подтверждение цветаевской мысли, образным выражением которой стала самая известная ее работа – автопортрет в красном платье на фоне коктебельского пейзажа. Один из первых ее мемуарных опытов также относится именно к Волошину. В 1933 году по просьбе его вдовы, Марии Степановны, она сделала выписки из своих дневников о пребывании в Коктебеле, сопроводив их небольшим комментарием . Текст, хотя и отличается хроникальной точностью, выглядит довольно скромно, оставляя вне портретной характеристики саму мемуаристку. То ли сказалась свойственная ей сдержанность, то ли слишком тяжелы были недавние утраты и срок для воспоминаний еще не наступил. Конечно, жаль. А потому и стоит прочесть эти отношения заново, благо их письменных и рисованных «свидетелей» в архиве Оболенской предостаточно.

Что же касается дневников и переписки (около тысячи писем!) Оболенской и Кандаурова, охватывающих период с 1913 по 1930 год, то их действительно можно считать классическим эпистолярным романом, традиционной love story, развивающейся по всем канонам жанра. Судьбы героев, творческие и личные отношения представляют в этом «романе» главный сюжет, но сквозь него неизбежно просматривается картина времени, поскольку контуры и параметры частной жизни определяются импульсами, идущими извне.

Итак, стремительная завязка, начавшаяся встречей на коктебельском берегу, притяжение-отталкивание в ситуации любви на фоне законного брака, человеческая и творческая соединенность, когда домом стала совместная мастерская, а каждодневные встречи обрастали семейным бытом. И при этом – некоторая незавершенность, отдельность вблизи друг друга, что все же будет придавать этому союзу несемейный оттенок. В их отношениях всегда присутствовали макро- и микрорасстояния: сначала – между Крымом, Москвой, Петербургом, потом – между Большой Дмитровкой и Тверской, которые преодолевали письма, встречи, друзья, работа…

Но порознь – не всегда врозь, притяжение разъединенного имеет свою силу. Поэтому и разрозненный архив, как бы ни труден был в изучении, приманивал, втягивал в свою орбиту, неизвестность настраивала на поиск, и давнишнее обещание книги будто переселилось в сознание ищущего.

«Ибо не дано безнаказанно жечь чужую жизнь. Ибо – чужой жизни нет» (Марина Цветаева).

Нужное. Ненужное. Непрочитанное

С горечью думаю о начинающихся обысках. У меня ничего нет – ни продовольствия (какое там!), ни денег, ни оружия – тем более грустно, что снова перетряхнут все мои тщательно подобранные письма и бумажонки. Никому кроме меня они не нужны, но хочется их сберечь, дорожу ими, как жизнью…

Ю. Л. Оболенская. Из дневника 1920 года

С началом Великой Отечественной самые дорогие для себя письма и документы Оболенская, зашив в холстину, передаст в Государственную Третьяковскую галерею, значительная же часть архива останется дома, в мастерской на Тверской улице, которую тоже придется на время покинуть. В октябре 1941-го она попытается наскоро, хотя бы эскизно набросать очерки о близких ей людях, «свести счеты с прошлым», но в тех условиях это получалось не так, как хотелось. А смерть действительно пришла внезапно – но уже после войны, в декабре 1945-го.

Юлия Юлия родилась (3750 г., 53 см) довольно спокойной девочкой. Через 3 месяца Надя уже вышла на работу. Наняли приходящую няню, затем начали носить к бабушке, а где-то с двух лет отдали в ясли-сад, первый собственный детский комбинат ТНХК. Каких-то серьёзных заболеваний, как у

Из книги Галерея римских императриц автора Кравчук Александр

Юлия JuliaВторая жена будущего императора Тиберия, правившего в 14-37 гг.Родилась в 39 г. до н.э.В первом браке была женой Марка Агриппы.За Тиберия вышла в 12 г. до н.э., была разведена с ним во 2 г. до н.э.Умерла в изгнании в 14 г.От первого брака у нее было пятеро детей, а от брака с

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Юлия Домна Iulia DomnaВторая и последняя жена императора Септимия Севера, правившего в 193-211 гг.Родилась до 170 г. Вышла замуж за Севера между 185 и 187 гг.Титул августы получила в 193 г.Умерла в 217 г., покончив жизнь самоубийством.Была причислена к сонму богов как Diva Iulia Domna.В браке с

Из книги Микеланджело Буонарроти автора Фисель Элен

Юлия МЕНЬШОВА Как вспоминает сама Юлия, в школьные годы она мальчикам не нравилась. Может быть, потому, что «звездные» родители – Владимир Меньшов и Вера Алентова – воспитывали дочь в строгости: ей нельзя было приходить домой поздно, она всегда скромно одевалась. Даже

Из книги Воспоминания автора Цветаева Анастасия Ивановна

Проблемы Юлия II К сожалению, в тот момент Юлию II было трудно дать Микеланджело какие-то деньги: шла война. Вооруженное противостояние началось в январе 1511 года: «папа-солдат» предпринял попытку завоевать союзную Франции Феррару, однако кампания сложилась для него

Из книги Реальность и мечта автора Ульянов Михаил Александрович

ГЛАВА 17. ВИЗИТ МАТЕРИ ТОЛИ ВИНОГРАДОВА. МАРУСЯ ТРУХАЧЕВА. У ЭФРОНОВ. ЮЛИЯ ОБОЛЕНСКАЯ. СЕНЯ ФЕЙНБЕРГ Ко мне приехала Надежда Николаевна, мать Толи Виноградова. Мы сидим с ней наверху в уголке, в бывшей детской, на диване, нам подали чай, и она все медлит заговорить о чем-то,

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

Юлия Борисова Я уже писал об этой замечательной актрисе, но столь велико мое восхищение ее талантом, что хочу еще раз вспомнить о ее работе в Театре имени Вахтангова.Ее незаурядное дарование заметил Рубен Симонов, когда она была еще студенткой второго курса. Он тогда

Из книги Франц Кафка автора Давид Клод

ДРУНИНА Юлия ДРУНИНА Юлия (поэтесса; покончила с собой 21 ноября 1991 года на 67-м году жизни). Талантливая поэтесса, фронтовичка Юлия Друнина закрылась в своем гараже в поселке Советский Писатель Подольского района и задохнулась от выхлопных газов собственных «Жигулей». В

Из книги Моя жизнь и люди, которых я знал автора Чегодаев Андрей Дмитриевич

XV Юлия «Безумные, мы пьем прах и душим своего отца». Цюрау не рай. На деревенской площади обосновался какой-то жестянщик, и удары его молотка разрывают барабанные перепонки. Вдобавок к этому заблудившееся в этом затерянном уголке Богемии пианино усиливает мучения. Гуси и

Из книги Чайковский. Старое и новое автора Никитин Борис Семенович

Юлия Юлия Николаевна - мать А.Ч. Ее судьба. Жизнь в Саратове. Переезд в Москву. Последние дни Юлии Николаевны в Самарканде Начну с рассказа о матери: ее жизнь была много более короткой и не такой сложной, как у моего отца.Мою мать звали Юлия Николаевна. Отец долго, со дня их

Из книги Креативы Старого Семёна автора

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Юлия Сергеевна Заведовала всем хозяйством Юлия Сергеевна Балясная. Было ей лет под семьдесят. А может, и больше. До пенсии она преподавала математику в школе. К ней относились с симпатией, но обходили стороной. Иначе Юлия Сергеевна начинала говорить, и несчастный, вместо

Из книги Василий Аксенов - одинокий бегун на длинные дистанции автора Есипов Виктор Михайлович

Юлия Старшая Римская распутницаЮ?лия Старшая (39 до н. э. – 14 н. э.) – дочь Октавиана Августа, римского императора из рода Юлиев-Клавдиев, его единственный родной ребенок, рожденный от брака со Скрибонией.Как рассказывает Сенека, дочь императора в 14 лет была обязана

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

Людмила Оболенская-Флам О встрече с Аксеновым Cегодня трудно даже представить себе, какой была Москва 1976 года в застойное брежневское время - столица полицейского государства с его бедным населением и бессмысленными лозунгами, украшавшими фасады домов. На фоне этой

Эти письма будут всегда у меня. Пусть это будет нашей сказкой.

Рассказать "сказку", а точнее, воссоздать историю отношений двух людей, близкую и понятную им одним, - задача не из легких. Всегда остается вопрос о правомерности чтения чужих писем и дневников, даже если они, сохраненные временем, попадают в поле зрения исследователя в качестве исторических источников. Проблема "вмешательства", нарушения приватности личного пространства, оправдываемая поисками новых свидетельств, характеристик, нюансов исторической реальности не только чрезвычайно сложна, но и чревата опасностью мелодрамы, подробностью частного. Однако нынешнее "время рассказчиков", кажется, перестало этим смущаться. Караваны его историй и биографий стремительно заполняют современное культурное пространство, возвращают вытесненное или забытое, создают новые связи и точки пересечения, и в этой перекрестной циркуляции знаний, впечатлений, эмоций каждая новая история имеет право на существование.

Эпистолярное наследие Ю.Л. Оболенской - огромная залежь, едва тронутый исследователями массив документов, включающий дневники, воспоминания, записи мемуарного характера, переписку с деятелями литературы и искусства десятых-двадцатых, а также молодыми художниками, ее учениками тридцатых-сороковых годов ХХ века. Все это Юлия Леонидовна бережно хранила, систематизировала, по письмам и дневниковым записям составляла сводные подготовительные материалы для будущих жизнеописаний, понимая, что все важное и мимолетное - события, чувства, обстоятельства бытия - есть канва интереснейшей книги, которая, возможно, когда-нибудь и случится.

В начале одной из ее тетрадей есть надпись: "Материалы для истории нашей жизни с К. В. Кандауровым, которую я обещала ему написать и мы хотели писать ее вместе. (Дневники и переписка) "(1).

Если бы такая книга состоялась, это было бы еще одно повествование о жизни в искусстве, о творческом союзе в окружении художников и поэтов, о встречах, дружбах, впечатлениях, о времени, в котором кочевали из прекрасного прошлого в неведомое будущее.

С началом Великой Отечественной самые дорогие для себя письма и документы Оболенская, зашив в холстину, передаст в Третьяковскую галерею, значительная же часть архива останется дома, в мастерской на Тверской улице, которую тоже придется на время покинуть. В октябре 1941 она попытается наскоро, хотя бы эскизно набросать очерки о близких ей людях, "свести счеты с прошлым", но в тех условиях это получалось не так, как хотелось.

А смерть действительно пришла внезапно - но уже после войны, в декабре 1945.

Нужное. Ненужное. Непрочитанное

…С горечью думаю о начинающихся обысках. У меня ничего нет -
ни продовольствия (такое время), ни денег, ни оружия - тем более
грустно, что снова перетряхнут все мои тщательно подобранные
письма и бумажонки. Никому кроме меня они не нужны, но хочется
их сберечь, дорожу ими, как жизнью…

Ю.Л. Оболенская. Из дневника 1920 года.

В Государственный Литературный музей (ГЛМ) выморочное имущество Ю.Л. Оболенской поступило по акту нотариальной конторы. Словосочетание "выморочное имущество" всегда звучит пронзительно и трагично: пустота за гробом, наказание беспамятством, когда оставшиеся фрагменты земного существования никому не нужны. А в данном случае речь шла о человеке, который всю свою сознательную жизнь противостоял небытию, записывая, фиксируя труды, дни и события своей и чужих жизней, переводя их в слова и образы.

Огромный корпус документальных, печатных и изобразительных материалов (около 3000 единиц) обрабатывался и записывался два года (1946-1947), а в конце пятидесятых - начале шестидесятых было произведено его значительное списание и перемещение. Для не имеющего площадей ГЛМ выморочное имущество художницы оказалось слишком велико, было отнесено к "непрофильным", и им распорядились достаточно вольно. В результате часть документального собрания пополнила фонд Оболенской в ГТГ (справедливости ради отметим, что она предполагала все сосредоточить именно там), другая перекочевала в ЦГАЛИ (ныне - РГАЛИ), что-то было списано по состоянию сохранности и прочим сложно формулируемым на современном научном языке причинам.

Итак, архив Оболенской и близкого ей художника, коллекционера, театрального деятеля К.В. Кандаурова - а это 11 тетрадей дневников и записных книжек, около 2000 писем, большое количество фотографий и др. - оказался рассредоточенным по трем известным московским хранилищам. Кроме того, 76 писем (2) Ю. Л.Оболенской к М. А.Волошину находятся в Пушкинском доме, материалы художников есть и в крымских собраниях, в частности, в Доме-музее Волошина.

Еще один хранительский "кундштюк" состоял в том, что внутри ГЛМ выморочные материалы оказались раскассированными по разным коллекциям, и это вытеснило на периферию музейного сознания самого фондообразователя. Поэтому, несмотря на то, что имена Оболенской и Кандаурова известны специалистам, занимающимся Волошиным, Цветаевой, А. Н. Толстым, Богаевским и др., их значимость в качестве самостоятельных культурных героев "серебряного века" никогда не рассматривалась.

Отчасти это связано и с тем, что вне, так сказать, эстетического внимания осталось и их художественное наследие, судьба которого также мало изучена. Ученица Бакста, Добужинского, Петрова-Водкина, Оболенская начала выставляться с 1910 года. Московской публике ее впервые представил на выставке "Мира искусства" К. В. Кандауров в 1912 г. После личного знакомства Оболенская стала постоянным экспонентом выставок, которые устраивал Кандауров в Москве и Петербурге. В двадцатые годы оба они - организаторы и участники выставочного объединения живописцев и графиков "Жар-цвет".

Однако о судьбе ее картин пока не удалось собрать достаточных сведений.

В запасниках ГЛМ и ГТГ хранится лишь небольшое количество графики Оболенской, т.е. в московских музейных и архивных собраниях художница оказалась представлена, прежде всего, как мемуаристка, но не как состоявшаяся творческая личность.

Такое едва заметное присутствие в художественном пространстве и, конечно, разрозненность документального массива привели к тому, что в нарративе "серебряного века" имена Оболенской и Кандаурова присутствуют лишь эпизодически, маргинально - в скромных упоминаниях, комментариях, сносках (3). Их собственная, "личная история" остается непрочитанной.

Love story

Мне хочется стать в Вашей жизни заметной фигурой, чтобы Вы
чувствовали, что у вас есть человек, который готов Вам помочь,
согреть, приласкать и поделить Ваше счастье и горе. Я мысленно
целую Вашу дорогую головку и прошу принимать все мое от
чистого сердца. Дайте мне возможность все это показать на деле, и
Вы увидите, что не ошиблись. Вы меня поняли больше всех, кто
меня знает и это такое для меня счастье. Дорогая Вы моя, я полюбил
в Вас мою мечту. Я нашел в Вас ту, которую бессознательно искала
моя душа всю жизнь.

Дневники и переписку (около 1000 писем) Оболенской и Кандаурова, охватывающие период с 1913 по 1930 год, действительно можно считать классическим эпистолярным романом, традиционной love story развивающейся по всем канонам жанра. Судьбы героев, творческие и личные отношения представляют в этом "романе" главный сюжет, но сквозь него неизбежно просматривается картина времени, идущие извне импульсы определяют параметры частной жизни.

Стремительная завязка, начавшаяся встречей на коктебельском берегу, притяжение-отталкивание в ситуации любви на фоне законного брака, наконец, человеческая и творческая соединенность, когда домом стала совместная мастерская, а каждодневные встречи обрастали семейным бытом. И при этом - некоторая незавершенность, отдельность вблизи друг друга, которая все же будет придавать этому союзу несемейный оттенок. В их отношениях всегда присутствовали макро- и микро-расстояния: сначала - между Крымом, Москвой, Петербургом, потом - между Большой Дмитровкой и Тверской, которые преодолевали письма, встречи, друзья, работа…

Но порознь - не всегда врозь, притяжение разъединенного имеет свою силу. Поэтому и разрозненный архив, как бы не был труден в изучении, приманивает, втягивает в свою орбиту, неизвестность настраивает на поиск, и давнишнее обещание книги будто переселяется в сознание ищущего.

"Ибо не дано безнаказанно жечь чужую жизнь. Ибо - чужой жизни нет " (М.Цветаева).

Художник пишущий

…Часто есть потребность излить себя в чем-нибудь:
какая-нибудь радость, тревога, ожидание, впечатление мимолетное.
Нельзя для всей этой бегущей жизни успевать писать
большие вещи да и не вмещается она в них…

В случае Оболенской мы имеем редкую ситуацию, когда мемуарист, свидетель и современник действительно заслоняет собой живописца. Юлия Леонидовна принадлежит к редкой категории художников - пишущих и рифмующих, т.е. литературно одаренных. Широкий круг общения и свободное владение словом и пером (в случае дневника - карандашом), привычка к фиксации мельчайших событий и подробностей жизни в письме, дневниковой записи, записной книжке, собственно, и создали тот колоссальный массив документов, который предстоит освоить.

Вместе с тем, эпистолярий Оболенской - текст художника, со всеми уникальными для подобного текста характеристиками. Ее записи аналогичны рисункам, наброскам, когда вместо имен мелькают инициалы, мысли оборваны, фразы доведены до намека самой себе и, чтобы их прочесть, нужна привычка к условному языку и беглому почерку. Но в этой рисуночной манере - цепкий взгляд художника, для которого деталь, подробность, мелочь важнее иного. Для примера - несколько записей из дневников.

28 февраля 1919 г.: "К. принес снимки, делал новые отпеч[атки], а я пис[ала] п[ортре]т. Он еще принес молока и 2 картоф[елины] и 1 лук, стряпал и мы ели и пили молоко. Был пир на весь мир " (4) . Три фразы - и полноценный сюжет, кажущийся знакомым по работам Петрова-Водкина или Штеренберга.

"Веч[ером] доклад Белого. Ковыляли по ужасной дороге посреди улицы гуськом по ледяным выступам (между бывшими прежде рельсами) по бокам - озера. Пост[оянно] провалив[ались] ноги. Трот[уар] непроход[им]… Чит[ал] пути культ[уры] - история становления "я" - розовые, личные и коллективные (как теперь) голубиные книги внутри нас и гроза снаружи " (5).

И опять: эскизно - содержание доклада, но внимательно и пристально - дорога по ледяным выступам, и она становится образом "путей культуры", о которых говорил Белый.

По коктебельскому дневнику можно проследить количество солнечных, пасмурных или дождливых дней, встретить описания пейзажей в разное время суток; крыло птицы или цветок винограда привлекают внимание автора не меньше, чем разговоры об искусстве или стихах. Иначе говоря, описательность, подробность, цветовое наполнение текста - своеобразие мемуаристики Оболенской. Она пропускает содержание через глаз, вербализует образ, который для нее, как для художника, самодостаточен в передаче смысла.

И больше. Впечатление, попавшее в тетрадь, запоминается ярче и оказывается способным превращаться в самостоятельный образ, знак последующих событий, проникать в живопись. В записи первых дней коктебельского лета читаем:

"Возвращаясь, прошли через 2-ой источник, заросший зеленью. Тенистый оазис, где пахло южным Крымом. Я открыла, что это пахли цветы винограда и нарвала их. Тонкий благородный, но пьянящий аромат его лучше всяких роз. Он волнует какой-то необычайной мечтой. В нем не то вся душа моя, не то все то, что ей не хватает. Мы опьянели от радости, срывая и неся эти веточки. Было тепло, море синее, земля легка под ногами, лица горели от ветра, и кружил вокруг сказочный аромат цветущего винограда " (6)

"Цвет винограда" - ощущение необычайного, предчувствие счастья - станет названием одного из будущих портретов Кандаурова.

Конечно, личный архив - это еще не книга; "чужое вчерашнее сердце" (Цветаева), частная жизнь на едва проступающем внешнем фоне. При авторском подходе личное должно было остаться личным, все остальное - дело памяти, способной раскрыть, развернуть запись так, чтобы сокровенное обросло жизненной "плотью". Хороший вкус - ее творческий принцип. Преобразуя монолог, прямую речь в повествование, мемуарист волен быть откровенным в той мере, которую считает достаточной.

В отсутствие авторского участия для подобной реконструкции требуется то самое - смущающее - вторжение в заповедную зону и проживание чужой жизни - день за днем, страница за страницей. Но существует еще и "додневниковый" период: история семьи - известной фамилии, поиски родственников, которых не оказалось рядом в 1945 году.

Родословная

Стихи твои мне очень понравились …

Юлия Леонидовна Оболенская ((28.01.1889 -16.12.1945) происходит из семьи поместных дворян.

Ее отец, Леонид Егорович (1845-1906) - известный в Петербурге писатель, философ, журналист демократического толка, редактор и издатель журнала "Русское богатство". Он читал лекции, писал стихи, критические статьи, под псевдонимом М. Красов публиковал романы.

На одной из фотографий Оболенский снят в группе известных русских писателей и авторов "Русского богатства" в 1900 г. (Д. Мамин-Сибиряк, П. Боборыкин, С. Венгеров, Н. Кареев и др.). Эта фотография может служить символом уходящего века классической русской литературы, ее коллективным портретом. Леонид Егорович умер, когда его младшей дочери было семнадцать лет, но она бережно хранила письма отца, в которых заботливая родительская интонация имеет непринужденное литературное изложение. Когда М. Волошин в 1913 году будет хвалить свою гостью за владение стихом и побуждать к серьезному занятию поэзией, она искренне ответит, что не видит в этом ничего особенного, считая, что так может писать "каждый интеллигентный человек". Любопытно, что и старший брат Оболенской, Леонид, обладал этим же навыком интеллигентной стихотворной речи.

На одной из своих фотографий (1904), подаренной сестре, он сделает такую надпись:

Немного сонный,
Но благосклонный
Вполне бонтонный
чинодрал,-
Сестре законной
Сложил плененный
Строфой пасконной-
мадригал
Молюсь растущей
В ученой куще:
Душой цветущей -
Не забудь!
К радости пущей
Ты, вечно сущей,
Думой живущей,-
Со мною будь! (7)

Между братом и сестрой душевная привязанность сохранялась до конца его жизни, несмотря на большую (16 лет) разницу в возрасте, территориальную отдаленность и не менее существенную разность занятий.

Л.Л. Оболенский служил в банке, жил с семьей в Нижнем Новгороде, Перми, занимался общественной и политической деятельностью. Меньшевик, а потом большевик, он возглавлял финансовые органы, недолго сотрудничал с Луначарским в Главискусстве, был послом в Польше, а в последний - 1930 - год своей жизни несколько месяцев возглавлял Эрмитаж. Как писал в одном из писем его сын, Леонид Леонидович-младший, "отец ничего не успел продать и ничего переставить. Успел только покрасить Зимний в бирюзовый цвет, каковым он был до того, как его выкрасили в красно-коричневый, цвета запекшейся крови " (8).

Племянник Юлии Леонидовны - самый известный Оболенский ХХ века: актер, режиссер, кинодокументалист, заслуженный артист России. После обучения в Германии стал первым в нашей стране профессиональным звукооператором, снялся более чем в семидесяти фильмах. В его биографии была своя трагическая страница, косвенно проясняющая и печальную судьбу архива Оболенской. Он ушел на фронт, попал в плен и оказался на службе у немцев, за что был осужден в 1943 г. и отбывал наказание до 1953 г. в магаданских лагерях.

Был еще один - двоюродный (по линии отца) - брат, Валериан Валерианович, более известный под своей партийной кличкой, ставшей и литературным псевдонимом - Н. Осинский. Видный советский экономист, государственный и партийный деятель, публицист он был расстрелян по делу Бухарина -Рыкова в 1938 г. О кузене у Юлии Леонидовны нет упоминаний, но даже если они и не общались, этот приговор не мог не быть для нее трагичным. И страшным…

В школе Е.Н. Званцевой. Учителя и ученики

Когда я увидела "Сон" Петрова-Водкина, я уже знала про себя, что
именно этого я искала бессознательно на всех выставках… Бакст
сам приблизил к нам возможность вступить на этот путь…

Ю.Л. Оболенская. В школе Званцевой.

В последних классах гимназии Оболенская начала заниматься на художественных курсах, организованных при Обществе Взаимного Вспомоществования русских художников, а с 1907 посещала занятия в частной художественной школе Е.Н. Званцевой. Ее учителями были Л. Бакст, М. Добужинский, К. Петров-Водкин, а соучениками - М. Шагал, С. Дымшиц-Толстая, Н. Тырса, М. Нахман, Р. Котович-Борисяк, В. Жукова, С. Маклецов, Б. Такке и др.

Первоначально школа располагалась в том же доме на углу Таврической, где у Вяч. Иванова собиралась литературно-художественная элита Петербурга, т.е. его "башня" находилась непосредственно над круглой мастерской, в которой на видном месте стоял "культовый" мольберт Врубеля. И хотя приходившие сюда молодые люди не имели представления о действительной связи всего со всем и могли в ожидании Бакста принять за него Кузмина, ощущение "гения места" не подводило, да и поэзию они любили не меньше живописи.

В 1927 г. Оболенская сделает доклад в ГАХНе о первом - бакстовском - периоде школы, стараясь объективно и точно представить ее атмосферу, методику обучения, отношения между учащимися и преподавателями, показать индивидуальные и творческие особенности молодых художников.

Контрастом сдержанной и внимательной манере преподавания Добужинского, который учил рисунку человеческой фигуры, служил темперамент другого мастера: "При разборе работ Бакст был удивительно тонок в суждениях, а в выражениях груб. Но никому из настоящих учеников не приходило в голову обижаться: напротив, хорошая встряска заряжала на неделю. Случайные же "барышни" часто плакали " (9).

После отъезда Бакста за границу в 1910 году, его место занял Петров-Водкин. Он привлекал учеников своей монументальностью и от него ждали "тайн ремесла".

"Нас занимал мир цвета яркого, звонкого, контрастного; жизнь этого цвета в его развитии, в его столкновениях с другими цветами; нас занимали простые и важные силуэты вещей и людей с неповторимыми типическими особенностями каждой вещи, чуждыми всякой схематичности "(10) .

Память о пребывании в школе Званцевой и добрых отношениях сохранили автографы Добужинского и Петрова-Водкина на книгах, подаренных Юлии Леонидовне. "Дорогой бывшей ученицей " называет Оболенскую Добужинский, надписывая книгу Э. Голлербаха о своих рисунках в 1924 году; "ученицей-другом " именует ее Петров-Водкин в инскрипте 1933 г. на книге "Пространство Эвклида" (11).

Коктебель. Три встречи

С того момента, как я начала писать свои два пейзажа
и заканчивать его же в портрете, я точно больше чувствую себя
в Коктебеле и переживаю какие-то грустные осенние радости,
такое одиночество и холодок и свежесть -
когда погружаешься в линии гор, в формы зубцов,
в цвет сухих пространств полыни и земли,
в акварельное хрустальное небо с мелкими облаками.
Какая-то тайна живописи опять манит,
будто бы забытая, но теперь еще более близкая.

Ю.Л. Оболенская -К.В. Кандаурову. Начало августа 1916.

На лето ученики школы разъезжались на этюды. Весной 1913 г. двадцатичетырехлетняя Юлия Оболенская со своей матерью, Ф.К. Радецким и присоединившейся чуть позже, подругой по школе Магдой Нахман появилась в Коктебеле. Как она пишет - из-за дождя, случайно, но, как часто бывает, именно случай расписывает дальнейший жизненный сценарий на много лет вперед. Почти пять месяцев - с мая до конца сентября - приезжие проведут в доме Волошина, перезнакомившись с его обитателями и завсегдатаями, гостившими в то лето у Макса.

"Коктебель для всех, кто в нем жил - вторая родина, для многих - месторождение духа ", - писала М.Цветаева. Оболенская - не исключение, напротив, яркое подтверждение цветаевской мысли, образным выражением которой стала самая известная ее работа - автопортрет в красном платье на фоне коктебельского пейзажа (12).

События этого лета - три встречи, определившие всю "композицию" ее дальнейшей жизни. Первая соединила в одно любовь и искусство. К. В. Канадуров - художник-осветитель Малого театра, устроитель выставок ("московский Дягилев", как называл его Волошин), человек театральной повадки, полный планов и рассказов о театре, актерах, выставках, известных живописцах и слегка удивленный представлением молодым художницам, картины, которых ему недавно пришлось развешивать. Он приехал с женой (13), он вдвое старше, но сразу стал для новой знакомой увлекательным собеседником, наставником, поводырем в мир искусства, спутником в походах на этюды - туда, где цвел виноград…

Его главным "подарком" Оболенской стал К.Ф. Богаевский, которого Канадуров боготворил и чей художественный опыт, человеческое общение и для Юлии Леонидовны оказались очень значимыми. "У меня какая-то ясность в зрачках, когда его вижу "(14), - запишет она после первых же дней знакомства с художником. Безусловно, в мемуарной книге Богаевский был бы одним из центральных персонажей: Оболенская занималась подготовкой материалов к его биографии и, делая выписки из писем Кандаурова, не пропустила и такую строчку: "Я все же безумно счастлив, что в жизни моей столкнулся с тобой и с Ю.Л. "(15).

И, наконец, М.А. Волошин, который, ценя в Оболенской художника, очень заинтересованно отнесся к ее литературным наклонностям. На этой грани - поэзии и художества - возникло особое дружеское притяжение, длившееся годы, оставившее след в дневниках и переписке обоих.

Отметим, что один из первых мемуарных опытов Оболенской был связан именно с Волошиным. В 1933 г. по просьбе Марии Степановны Волошиной она сделала выписки из своих дневников о пребывании в Коктебеле, сопроводив их небольшим комментарием. Текст "Из дневника 1913 года" известен по публикации в томе воспоминаний о Волошине, подготовленном В.П. Купченко и З.Д. Давыдовым(16).

Он, хотя и отличается документальной точностью, выглядит довольно скромно, оставляя вне портретной характеристики саму мемуаристку. То ли сказалась свойственная ей сдержанность, то ли слишком тяжелы были недавние утраты и срок для воспоминаний еще не наступил. Конечно, жаль. Оболенская явно из числа тех женских романтических душ, которыми увлекался и которых увлекал поэт, - способная художница, поддающаяся соблазну рифмы во всей открытости движения навстречу… Он посвящает ей стихи, дарит книги, акварели, знакомит с Черубиной, всячески пробуждая тот самый дух свободы и творчества, настоящего искусства.

Комплекс материалов "волошинской темы" очень интересен и вписывается в более сложную конфигурацию перекрестных отношений, включающих все тех же Кандаурова, Богаевского и их близкое окружение.

Забавно описывает Оболенская короткую встречу с Кандауровым в Москве по возвращении из Коктебеля в конце сентября 1913 года. Константин Васильевич, сообщив, что Волошин прислал ему письмо с восторженными рассказами об Оболенской, ревниво расспрашивал: "Что Вы сделали с этим толстым чертом?... Что за новые горизонты вы ему открыли? Отчего вы со мной о том не говорили? Он пишет, что каждый день открывает в Вас новое и разные дифирамбы пишет … Как это Вы к концу лета пробили брешь? Я ему ответил - Что это ты все о Ю.Л. пишешь? Чего ты раньше смотрел? и т.д. " (17).

Элегии для " обормотов"

Пишу теперь с М[агдой ] С[ергея Я[ковлевича] в тесной гуще
обормотов. Одни сидят рядом, другие лежат внизу, третьи входят,
читают, снуют. Сокол помогает позировать, пускает мыльные
пузыри, переводит калькомани на сандалии С[ергея ] Я[ковлевича],
мне в альбом, Магде в ящик [… ] Гвалт и столпотворение.
Очаровательные они.

Ю.Л. Оболенская. Из дневника 1913 года.

Действительно, после отъезда Кандауровых, жизнь в Коктебеле для двух петербургских барышень изменилась. Август и сентябрь прошли для них под знаком Волошина и его гостей-"обормотов" - семейства Цветаевой-Эфронов и их друзей.

Любопытно, что еще совсем недавно ситуация была абсолютно иной. Сдержанные петербурженки-художницы Оболенская и Нахман предпочитали более "взрослую" и профессиональную компанию - Кандаурва, Волошина, Богаевского, Рогозинского, но однажды, с подачи все того же Константина Васильевича, Юлии Леонидовне довелось прочесть свои стихи, как она их называет, "пасквили" на коктебельские темы, в которых хозяин дома, "Всевластный Киммерии господин", предстал в окружении своей коктебельской свиты.

Замечательно и то, что стихи были написаны через несколько дней после творческой премьеры венка сонетов "Lunaria", прочитанного Волошиным своим гостям под коктебельскими звездами. И это тоже был венок сонетов - форма сложная, предполагающая владение поэтическим мастерством, хотя и не без легкого намека на пародию.

Стихи вызвали всеобщий восторг, смущенной Оболенской пришлось неоднократно повторять чтение и самому Максу, и его гостям. Так к ней пришла литературная "слава", разрушившая былые напряжения и преграды с "обормотами" и сделавшая ее на целый август литературной знаменитостью Коктебеля. Начались совместные чаепития, игры, чтения стихов, и в дневнике читаем: "Сегодня М[арина] И[вановна] удивлялась, как мы столько прожили (с 16 мая), а познакомились лишь недавно " (18).

Волошин, похвалив Оболенскую за твердый стих, предложил ей "сажать натуру и писать стихотворные портреты " (19), чему она и последовала, сложив стихи всем, с кем подружилась (С.Я. Эфрону, М.И. Цветаевой, М.С. Фельдштейну, В.А. Соколову, Богаевскому и др.). В качестве примера - фрагменты одной из ее элегий:

В подушках на высоком ложе
Чеканный лоб был бел и гладок,
Прозрачно-матовая кожа
Светилась в груде медных складок.
Из мраморной единой глыбы
Черты изваянные четки -
И носа тонкие изгибы
И тяжесть губ и подбородка.
Врезалась рама черных прядей -
И брови в их змеином взлете,
И пальцы в движущемся ряде
На золотистом переплете.
И окаймлен лучистой чернью
Ресниц изогнутых без меры
И острых - на венец из терний -
Цвел взгляд цветком зелено-серым.
Извилисто певуч и длинен
Был весь разбег текучих линий,
И темный галстук посредине
Змеился лентой темно-синей.
И плед был на коленях согнут
Напоминая зиму, город,
И был отвернут и отстегнут
Его рубашки белый ворот.
[…]



Прославлены до апогея
До мученической короны
И имя гордое - Сергея
И прозвище его - Эфрона.
Но вот теперь уносит море
Натуру моего портрета
И тяжкое постигло горе
И живописца и поэта.

И снова перед нами текст художника, рифмующего визуальный образ и композицию портрета, глазом осваивающего, ощупывающего свою модель. Не был забыт "лукавой музой" и Кандауров, хотя свой "элегический" портрет он получит позже остальных, после Коктебеля. В непритязательных строчках шуточного описания - объединяющий полунамек-полупризнанье: "бурей вздернуты одной"…

В Москве. Хан Даур и Юлька-Безумная

Читая юные записи, я не завидую своей юности.
Теперь лучше. То - томление. Теперь как мила комната наша с ним - совсем иная,
чем в холодном П[етер] б[урге]. Белый его стол, его полка,
nature morte с посудой и подносом, бумажными цветами, кот[рые] он пишет.
Два его мольберта. Господи, не отними…

Ю.Л. Оболенская. Из дневника 1917 года.

В начале 1916 года Оболенская перебралась в Москву, обустроив у себя в квартире общую с Кандауровым мастерскую. Перед этим - бурный "почтовый роман", встречи в Москве, Петербурге, Коктебеле, треугольник (или уже - многоугольник?) отношений, не находящий окончательного решения. В мастерскую приходят общие московские знакомые и приезжают крымчане, хотя существует и квартира Кандауровых на Б. Дмитровке, которую называли, "Ноевым Ковчегом", а ее хозяина "Ханом Дауром", имевшим также кличку "Костька-князь". Оболенская в этой молодой круговерти веселья и розыгрышей звалась "графиня Юлия" или "Юлька-Безумная". Но игра уже давно шла не по правилам.

Поэтому в дневнике встречаются и размышления по поводу любовной связи - на примере Анны Карениной - или просто короткие и от того пронзительные записи: "Костя ушел… ", "Сегодня Котички не было ". Константин Васильевич ситуацию изменить не мог, глубоко переживал, пока не слег, что, похоже, и заставило обеих женщин принять реальность такой, какова она есть.

Кандауров по-прежнему работает в Малом театре и занимается организацией художественных выставок, Юлия Леонидовна дает уроки рисования. Вместе они ставят кукольный спектакль "Война карточных королей" в экспериментальной студии, существующей при ТЕО Наркомпроса. Персонажами пьесы были карточные короли, которых свергали "двойки", "тройки" и "шестерки". Главный герой пьесы, написанной раешным стихом, - Петрушка - вел "карточную игру", представляя персонажей и комментируя действие:

А вот небылица в лицах
Произошла в столицах,
Столицы - пиковая, бубновая
А лица ни для кого не новыя…

Текст пьесы был написан Оболенской, оформлением спектакля занимались семейно-творческим коллективом, включая и мать Юлии Леонидовны- Екатерину Ивановну. Впоследствии Студия выпускала наборы кукол к этой пьесе, которые вместе с текстом высылались в любительские кукольные театры. В начале 1919 г. вышло литографированное издание пьесы под названием "Война королей" в оформлении Оболенской и Кандаурова.


На премьеру, состоявшуюся в артистическом кабаре "Красный Петух" 7 ноября 1918 года откликнулся А. Блок - стихи не похвалил, назвав "дамским рукоделием", но положительно отозвался о спектакле в целом. Тем не менее, память о "первой коллективной работе" Кандауров отметил "блоковским" подарком - книгой "Двенадцать. Скифы", вышедшей в том же году в Петрограде.

Для кукольного театра художница сделала еще несколько переложений, в частности, "Конька-горбунка" и "Золотого петушка". Текст "Конька" есть в черновиках, а к "Петушку" сохранились еще и эскизы декораций.

Сказки - благодатный для мечтательной души материал. Еще в 1916 г. в одном из писем читаем: "…Мне очень хочется заняться иллюстрациями к любимым сказкам […] Мне кажется, что мои картины будут как большие поэмы, а это вроде маленьких лирических стихотворений… Тогда я не буду завидовать певцу, который может "выпеть" всякое свое настроение - у меня будут свои песни, радость от нашей работы войдет в "Аленький цветочек", от твоей любви - в "царевну в гробу", тоска моя - в "Цветные перышки Финиста Ясна Сокола" […] Я хочу их делать довольно большими, светлыми и праздничными " (20).

И когда мир начал рушиться, Юлия Леонидовна осталась в волшебной реальности своей "сказки", где ничего нельзя отнять - мало чем владеешь. Небо - над головой, а счастье живет внутри и его даже можно нарисовать. Упрощаю, конечно - дневники 1917-1921 годов очень сложно поддаются расшифровке, но в них - ощущение собственного пространства, независимого миропорядка, где только и есть - любовь, творчество, книги…

У книжной полки

К. принес голубой альбомчик… и мы его долго смотр[ели].
А когда К. ушел, я так затосковала, что взяла этот альбомчик поближе к себе…

Ю. Л. Оболенская. Из дневника 1919 года.

Литература, книги - "воздух", который необходим, и общая страсть двоих. В дневнике художница описывает походы в книжные лавки, покупки, дарение и чтение книг, как некое со-бытие, ритуал, создающий домашний уют и подчеркивающий их особую близость.

Из их библиотеки в книжные фонды ГЛМ изначально попало свыше двухсот книг. Среди них тома русской классической и зарубежной литературы, книги по искусству, каталоги выставок, сборники современной поэзии, подаренные или подписанные их авторами - Волошиным, Ходасевичем, Толстым и др. Отдельной темой их библиотеки был Пушкин, поэтому для этих книг был сделан свой экслибрис: "Пушкинская полка Оболенской и Кандаурова".

Они были частыми посетителями писательской лавки, где продажей книг занималась чета Ходасевичей, с которыми пересеклись все в том же Коктебеле и приятельствовали в Москве. Словесное пикирование не без легкого кокетства отличают общение Оболенской и Ходасевича - записи и пометы о встречах и разговорах с ним шутливы и остроумны.

"В лавке А[нна] Ив[ановна] и Владислав у кассы - зеленый, костлявый после болезни… В[ладислав] Х[одасевич] ликует, но болен еще. "Я хочу прекрасную девушку, сидеть с ней в прекрасном саду и есть большой бифштекс. Пожалуй, довольно и бифштекса". А[нна] Ив[ановна] ему предлагала каши. Он негодовал " (21).

(В качестве ремарки нельзя не заметить, что в данном случае Ходасевича в его желаниях ограничивали только мечты, которые, как известно, исполнились, а потому от каши он отказывался не зря).

С декабря 1923 г. Кандауров и помогающая ему Оболенская - организаторы выставочного объединения живописцев и графиков "Жар-цвет", которое стало еще одной попыткой удержаться в русле, традициях "Мира искусства". Понятно, что безуспешно. Частные покупатели на станковую живопись перевелись, профессия "Дягилева", коллекционера и куратора оригинальных творческих проектов ушла в прошлое. В письме к Богаевскому Кандауров писал: "…Много тебе придется переоценивать и во многом разочаровываться. Вся эта ломка произошла со мной и из рус[ских] худ[ожников] осталось очень мало. Целые движения искусства полетели в пропасть и многое стало ясным… " (22).

Советская реальность диктовала совсем иное существование. Кандаурову и Оболенской приходилось работать по заказам Госиздата и Наркомздрава, рисуя санитарные плакаты, медицинские пособия, будни совхозов, яслей, детских домов. Польза от этих заказов была только одна - возможность новых впечатлений и поездок, в частности, в Среднюю Азию (в 1921 и 1925 годах) и в любимый Крым. Что-то менялось и в их отношениях, но творческое свое "родство" они сохраняли.

Известные графические работы этого периода - по замыслу и содержанию - можно отнести к жанру "нового быта", этнографического рисунка, книжной иллюстрации. В ГЛМ это, например, серия рисунков Оболенской 1929 г. о сборе винограда и производстве вина в совхозах и колхозах Судака.

Тогда это была их последняя совместная поездка - то ли напоминание о прошлом, то ли прощание с ним…

Души и кисти

Всякая минута твоего упадка или болезни будет для меня
"утренником", морозом - а прекращение навсегда этой работы по
какой бы то ни было причине - гибелью, смертью.

… Я бесконечно счастлив, что ты около меня. Люблю тебя
бесконечно…

Финал у этой истории, как это и бывает в жизни, печален - тяжелая болезнь и смерть Константина Васильевича (12 августа 1930), ставшая для Оболенской не только человеческой потерей, но и серьезным творческим сломом. Юлия Леонидовна не раз отмечала, что их творчество взаимосвязано и взаимообусловлено друг другом. "Да, ты прав, - писала она Кандаурову, - работать я могла бы только возле тебя, и это действительно редкое явление "(23). И свои первые коктебельские вещи она считала его работами, поскольку "вся жизнь их - из тебя, - мои были только руки и кисти " (24). С другой стороны, и Константин Васильевич, "пассивный гений", как он сам себя называл, всерьез занялся живописью благодаря своей молодой подруге, и это было ее большой гордостью и счастьем. "Хватит ли моей жизни, чтобы отплатить за все то, что дала мне, - вторил Оболенской Кандауров. - Ты дала мне счастье почувствовать самого себя "(25). Глубокие личные чувства, взаимодополнение, творческая энергия, усиливаемая друг другом, создавали уникальную ситуацию: художественный талант был у них будто один на двоих.

Со смертью Кандаурова начинается какая-то совсем другая страница в биографии Оболенской. Она преподает на заочных курсах, существующих при Доме народного творчества, делает заказные работы для музейных экспозиций, оформляет детские книги, но это уже совсем иное художественное существование, к "серебряному веку" отношения не имеющее.

В ее жизни будет еще один близкий человек, которого она тоже потеряет - в 1940 г., - записав по обыкновению коротко и точно: "Дежурила три дня и три ночи и сошла с ума ", проведет месяц в клинике Ганнушкина. Потом война, эвакуация в Иваново и возвращение в Москву, в которой не осталось родных, да и друзей тоже.

"Только тени" - книги, рисунки, письма, дневники, та ушедшая жизнь, о которой она так и не успела написать когда-то обещанной Кандаурову книги. Но, возможно, такая книга все же когда-нибудь состоится.

М., 1912

Каталог выставки картин «Мир Искусства». 1-е изд. С.-Петербург, 1913

Каталог выставки картин «Мир Искусства». М., 1913

Ю.Л. Оболенская. (СПБ. Бассейная 25, кв. 11). №234. Пейзаж. №235. Пейзаж с домиками. №236. Огурцы // Каталог IV Художественной Выставки картин. Северный Кружок Любителей Изящных Искусств. Вологда, Типография Н[аследнико]в А.В. Белякова, 1913, с.13

Добычина Н.Е. (устроительница выставки), Шухаева Е.Н. (секретарь), Шухаев В.И. (худ. обложки). Выставка картин в пользу Лазарета деятелей искусств. Каталог. Пг., Художественное бюро Н.Е. Добычиной, 1914

Ю.Л. Оболенская. №№ 111–126 // Выставка Живописи: 1915 год: [Каталог ]. – М. : Художественный Салон (Б. Дмитровка, 11) ; Тип. Т.д. И.С. Коломиец и К° (Москва. Телеф. 2-14-81), , С.12 . – 237 №№. – Обл ., тит .

Ю.Л. Оболенская. №№ 352–356 // Каталог выставки картин «Мир Искусства» : / Уполномоченный для Москвы К.В. Кандауров (тел. 4-48-83); Тел. Выставки 2-61-65 (Больш. Дмитровка, 11). – М., 1915, С.18б . – Обл ., тит . – .

Ю.Л. Оболенская. №№ 180–181 // Каталог Выставки картин . – Пг. ; Худож.-Графическ. Ателье и Печатня М. Пивоварский и Ц. Типограф (Петроград, Моховая, 8. Тел. 88-75), 1916, С.14 . – Изд.2; 280 №№; В надзаг.: Мир искусства; Тел. Выставки 213-42 (Марсово поле, 7); Дозволено военною цензурою 26 февр. 1916 г. – Обл ., тит .

Юлия Оболенская. №№ 247–257 // Каталог Выставки картин / Мир Искусства . – Пг. ; Ц. Типограф (Литейный пр., д. №58), 1917, С. 19 –20 . – Изд.2. – Обл ., тит .

Юлия Оболенская. №№ 343–345 // Каталог выставки картин «Мир Искусства» . – М. ; Тип. Журн. Автомобилист (Москва. Тел. 2-11-26), 1917, С.19 . – 24 с. – Обл ., тит .

В. Иванов. По выставкам [«Мир Искусства»] // Л.Г. Мунштейн (Lolo) (ред.). Рампа и Жизнь. №1. М.; Ред.: Москва, Богословский пер. (уг. Бол. Дмитровки), д.1. Телеф. 2-58-25; Тип. и цинкогр. М.И. Смирнова под фирм. «Московский Листок». Воздвиженка, Ваганьковский пер., д.5; 25 к., 1 января 1917, с.8 – 9 (вкл. илл. с.7) (Обл ., илл.: Ю. Оболенская. В мастерской (с.7). К. Кандауров. У балагана (с.8). Б. Кустодиев. Девушка на Волге (с.8). Н. Ясинский. Скульптура (с.9))

Е.С. Кругликова. Александринская пл. 9. Тел. 3 – 57. Силуэты. №155. Ю. Оболенская // Каталог выставки картин «Мир Искусства». 2-е изд. Пг., 1917, с.13

Война королей. Из серии «Петрушка». Кукольный театр Оболенской [–] Кандаурова. [М.-Пг.], Театральный Отдел Народного Коммисариата Просвещения, 6 руб., 1918 (Текст Ю.Л. Оболенской, рис. Худож. Ю.Л. Оболенской и К.В. Кандаурова, факсимиле рис. и текст исп. Худ. В. Несслер, печ. лит. Р. Бахман, Москва) (Обл ., спинка , илл ., илл ., илл ., илл ., илл ., илл .)

Оболенская, Ю. и Кандауров, К. №128. «Снегурочка». Масло // Каталог IV-ой Государственной выставки картин. 1918 – 1919 г. Пречистинка, 19. Тел. 1-66-13. М., В.Ц.В.Б. [Всероссийское Центральное Выставочное Бюро] Отдела изобразительных искусств Нар. ком. по просвещению, Типография Т-ва Кушнерева, 1919, с.10

Оболенская, Ю.Л. №121. Война королей. Акв. №122. Война грибов. Темп. №123. Аленький цветочек. Темп. №№ 124 – 127. Золотой петушок. Темп. // Каталог IV-ой Государственной выставки картин. 1918 – 1919 г. Пречистинка, 19. Тел. 1-66-13. М., В.Ц.В.Б. [Всероссийское Центральное Выставочное Бюро] Отдела изобразительных искусств Нар. ком. по просвещению, Типография Т-ва Кушнерева, 1919, с.10

Юлия Оболенская. (Москва, 1-я Тверская-Ямская, д. 26). №№ 199 – 220. [в т.ч. №199. Портрет (Самарканд). №200. Водоносы (Бухара). №202. Туркменский базар. №206. В киргизской степи. №207. Чайхане (Самарканд). Рисунки: №208. Базар в Мерве. №№ 209, 210. Ташкент. №№ 211, 212. Бухара. №№ 214, 215. Самарканд. №218. Сарт] // Московское Общество Художников «Жар-Цвет». Каталог выставки картин. М., 1924, с.10 – 11

Оболенская Юлия. (1-я Тверская-Ямская, 26). №№ 250 – 256 // Московское Общество Художников «Жар-Цвет». Каталог выставки картин 1925 г. [Москва], Тип. ЦУП ВСНХ, , с.11

Оболенская Юлия. (1-я Тверская-Ямская 26). №72. Пушкин. №73. Гоголь. (Линолеум). №74. Достоевский. №75. Некрасов. №76. Блок. №77. Машкоп. (Бухара). // Московское Общество Художников «Жар-Цвет». Каталог выставки картин 1926 г. II-е Издание Центрального Дома Ученых «ЦЕКУБУ». [Москва], 3-я Типография Госиздата ССР Армении, , с.5

Ю.Л. Оболенская. Памятник Пушкину в Москве // Красная Нива. Вып.6. М., 7 февраля 1926; Цена в Москве, провинции и на ст. ж.д. – 20 к.; обл.

А. Полканов. Каталог выставки современного искусства (живопись и графика). Симферополь, Издание Центрального Музея Тавриды, 1927

Оболенская Юлия Леонидовна. №№ 136 – 139 // Русский рисунок за десять лет Октябрьской революции: Каталог приобретений Галлереи: 1917–1927 / вст. ст.: А.В. Бакушинский. – М. : ГТГ; 1-я Образцовая тип. Госиздата, 1928, С. 55 – 56. Обл . , тит . – 1 000 экз., 1 руб. 25 коп.

Оболенская, Ю.М. №151. Дети (Детдом им. Дзержинского) // Выставка художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции: Январь 1928: [Каталог ; 230 №№]. – М. : Выставочный комитет; тип. при Управлении делами Совнаркома СССР и СТО (Москва, Малая Дмитровка, 18), 1928, С.13. – 2 000 экз. Обл . , тит .

Оболенская Юлия. (1-я Тверск-Ямская, д. 26). №№ 206 – 214 // Проф. А.А. Сидоров (вст. ст.). Выставка картин Общества Художников «Жар-Цвет». [Каталог]. М., Издание О-ва Художников «Жар-Цвет», 1928, с.38

Четвёртая выставка картин современных русских художников. Феодосия, Государственная галерея Айвазовского и Археологический музей, 1928

Christian Brinton (foreword), P. Novitsky (introduction). Exhibition of contemporary art of Soviet Russia: painting, graphic, sculpture. Grand Central Palace, New York, February, 1929. , Amtorg Trading Corporation, 1929

Grafiek en Boekkunst uit de Sovjet-Unie. Tentoonstelling Stedelijk Museum. Amsterdam, 21.4 – 13.5.29. – : Genootschap Nederland Nieuwrusland, . – Boekomslag ; Ill.: A. Dejneka. Uit « Eerste Mei », kinderboek; Demonstratie ; – Ssolowejtschik. Uit het album « Revolutiejaren »; – J. Pimenoff. Teekening ; – W. Lebedew. Uit « Ijswafels », kinderboek.

В. Мартовский. Среди болот и озёр Нижегородского края. [Рассказ]. Рис. и обложка Ю. Оболенской. М., Работник просвещения; тип. «Гудок». Москва, ул. Станкевича, 7; Читальня советской школы. 3-й год изд. №36 – 37; 10 000 экз., 25 коп., 1929 (Обл ., спинка , тит ., илл .)

Оболенская Ю. (1-ая Тверская Ямская, д. 26). №110. Рисунки // Выставка картин Общества Художников «Жар-Цвет». Каталог выставки 1929 [г.]. М., Издание О-ва Художников «Жар-Цвет», 1929, с.9

Оболенская Ю.Л. Москва, 1-я Тверская-Ямская, 26, кв. 8. №90. Бухарские ткачи. №91. У ткацкого станка. №92. / Общество Художников «Жар-Цвет» // Игн. Хвойник (вст. ст.), И.М. Зыков (сост.). Первая передвижная выставка живописи и графики. [Каталог. М.], Наркомпрос – Главискусство, Издание Главискусства; Типография РИО ВЦСПС. Москва, Крутицкий Вал, д.18; 3 000 экз., 15 коп., 1929 (…за время существования Наркомпроса только один раз, в 1925 г., была предпринята передвижная выставка, посетившая ряд городов Поволжья… выставку за 3 месяца посетило свыше 30 000 человек… Устройство первой передвижной выставки Главискусство Наркомпроса кладёт начало практической работе по обслуживанию провинциального зрителя... приступает к погашению культурного долга центра по отношению к местам… с.4, 3), с.18

Оболенская Ю.Л. №51. Дети, м. Рисунки: №97. Костёр пионеров. №№ 98, 99. Во дворе детдома. №100. Туркменка с детьми. №101. Киргизка с детьми // Игн. Хвойник (вст. ст.), К. Козлова (оформл.), Ю. Пименов (рисунки). Дети в искусстве. Каталог выставки живописи, рисунка, кино-фото, полиграфии и скульптуры на тему: Жизнь и быт детей Советского Союза. Главискусство Н.К.П. – слёту пионеров. М., [Главискусство Наркомпроса]; Мосполиграф – 10-я типография «Заря Коммунизма», [Москва], Чистые пруды, д. 8; 5 000 экз., 1929, с.11, 14

Пятая выставка живописи и графики современных русских художников. Феодосия, Государственная галерея Айвазовского и Археологический музей, 1929

Ю. Оболенская. На шелкомотальной фабрике в Бухаре (рис., с.3); Ю. Сытин. Скорпионы. Рассказ. Рис. Ю. Оболенской (с.4 – 6, илл ., илл ., илл ., илл , илл .) // Красная Нива. Вып.16. М., Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 15 коп., 14 апреля 1929 (Обл.: И. Мазель. Вечер в кишлаке (Из этнографич. серии «Туркменистан») 1929 г.)

Оболенская Ю.Л. №159. Сборщицы винограда в коммуне «Труд». Акв. №160. Носильщик винограда. Тушь. №161. Сбор винограда в совхозе. Тушь. №162. Нагрузка винограда. Тушь / Графика, рисунок, акварель. Сельскохозяйственное строительство // Вторая передвижная выставка: Живопись и графика: Современная социальная тематика: Вступ. статья Игн. Хвойника: [Каталог : 175 №№]. – М. : Главискусство; школа ФЗУ им. Ильича «Мосполиграф», 1930, С.29 . – В надзаг.: Наркомпрос. Главискусство; 3 000 экз, 15 коп. Обл ., тит .

Оболенская, Ю.Л. (1-я Тверская-Ямская, 26, кв.8. Тел. 3-71-21). №76. Во дворе детдома имени Ф.Э. Дзержинского в Феодосии. 1929 // Каталог выставки «Социалистическое строительство в советском искусстве»: : С 14 дек. 1930 г. по 14 янв. 1931 г. : Москва; Кузнецкий Мост, 11 / вст. ст.: Ю. Славинский. – М. : ВКТ «Художник» ; Тип. газ. «Правда» (Москва, Тверская, 48), , С. 36 37. – В надзаг.: Всероссийское Кооперативное Товарищество «Художник»; 1 000 экз. – Обл .: П.Я. Павлинов; тит .

О. Гюль [псевд., Р. Богрова (Розовская)]. Камни поют. Персидские новеллы. Худ. Ю. Оболенская. М., Советский писатель; Типо-литография им. Воровского. [Москва], ул. Дзержинского, 18; 7 250 экз., 2 р. 50 к., пер. 50 к., 1934 (Обл ., тит ., фронтиспис )

Оболенская, Юлия Леонидовна, р. 1899 г. – Москва. №603. Верблюд (1926, ГТГ). №604. Рисунки из серии «Уборочная кампания» (1932) / Каталог выставки. Графика // Бубнов А.С. (Председатель Правительственной Комиссии выставки, вст. ст.). (Члены жюри: Л.А. Бруни, Е.А. Кацман, В.В. Лебедев, Д.И. Митрохин, И.И. Нивинский, А.Д. Чегодаев, А.М. Эфрос и др.). Художники РСФСР за XV лет (1917 – 1933). Живопись. Скульптура. Плакат. Каррикатура . Мороз Иванович. Рисунки Ю. Оболенской. [Сказка]. М.-Л., Детгиз Наркомпроса РСФСР; Фабрика детской книги Детгиза Наркомпроса РСФСР. Москва, Сущевский вал, 49; 50 000 экз., 1 руб., 1944 (Обл ., тит ., илл ., илл .)

Л. Толстой. Рассказы [детям]. Рисунки Ю. Оболенской. М.-Л., Детгиз; Фабрика детской книги Детгиза Наркомпроса РСФСР. Москва, Сущевский вал, 49; 30 000 экз., 2р., 1944 (Школьная библиотека для нерусских школ) (Обл ., тит ., илл ., илл ., илл ., илл ., илл ., илл ., илл .,

Галушкина А.С., Смирнов И.А. (науч. ред.) и др. Выставки советского изобразительного искусства. 1941 – 1947 гг. Справочник. Т.3. М., Советский художник, 1973

Оболенская Ю.Л. Воспоминания о М. Волошине. М., 1990

Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., Издательство Чернышёва, 1992

Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900 – 1980s. London, Izomar Limited, 1998

Кирьянов Г.Н. (вст. ст.). Оболенская Юлия Леонидовна. Материалы к биографии К.В. Кандаурова. Черновики. Отрывки из воспоминаний // Воробьёва Н.Н. (отв. ред.). А.Н.Толстой. Новые материалы и исследования (ранний А.Н. Толстой и его литературное окружение). Сборник. М., Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, 2002, с.201 – 210

Оболенская Юлия // Семенихин В., Верлинская Н. (ред.). Фомин Д., Пиггот Е. (статьи). Детская иллюстрированная книга в истории России. 1881 – 1939. В 2-х томах. М., Улей, 2009, Т.1, с.254 – 255

А.В. Крусанов. Русский авангард. 1907 – 1932. (Исторический обзор в 3-х томах). Т.1 (в 2-х кн.). Боевое десятилетие. 1907 – 1916/1917. М., Новое Литературное Обозрение, 2010,

Ю.Л. Оболенская. Живописец, график, мемуаристка, поэтесса. Дочь Л.Е. Оболенского (псевдоним – М. Красов), писателя, философа, редактора и издателя журнала «Русское Богатство» // В. Леняшин (науч. ред. тома). Живопись. Первая половина ХХ века. Русский музей. Каталог. Т.12. Н – Р. СПб., Palace Editions, Русский музей, Альманах (Вып.404), 5 000 экз., 2013, с.31 (Обл ., тит .)

В мае 1913 г. я с моими близкими <...>, как обычно, поехала в Крым. Нам хотелось попробовать новые места, но в Коктебель мы не собирались. Нас загнал туда проливной дождь и невообразимо глупые заметки местных газеток о коктебельских обычаях, вызывавшие в читателе впечатление, совершенно обратное намерению их авторов.
Нас встретила Елена Оттобальдовна Волошина, в сафьяновых сапогах, в шароварах, с серой гривой, орлиным профилем и пронзительным взглядом. “Комнаты плохие, - отрывисто заявила она, - удобств никаких. Кровати никуда не годятся. Ничего хорошего. А впрочем, сами смотрите. Хотите оставайтесь, хотите - нет”. Мы остались.
Тогда по лестнице быстро затопали, и сбежал вниз М. А. *(М. А. Волошин) , издали спрашивая тонким голосом, по-детски: “Мама, мама, можно мне яйцо?” Яйцо это он держал в руке. На нем был коричневый шушун, волосы перевязаны шнурочком.
Мы познакомились в первые же дни. Началось с того, что, найдя на балконе моего Claudel"я *(Клодель (франц.)) , он с негодованием унес его к себе, привыкнув, что бесцеремонные “обормоты” постоянно растаскивали его ценную библиотеку. Когда я пришла выручать пропавшую книгу, он был очень смущен: он считал, что в России Claudel есть только у него.
Начало было неплохое, но большого сближения не произошло.
В это время съезжались старые друзья-“обормоты”: Эфроны, Фельдштейны *(Художница Ева Адольфовна Фельдштейн и Михаил Соломонович Фельдштейн - юрист, сын писательницы Р. М. Хин (Гольдовской)) , Цветаевы, Майя Кювилье *(Кювилье Мария Павловна (1895-1985, в 1-м браке - Кудашева, затем - жена Ромена Роллана) - поэтесса, переводчица) Они приняли нас холодно. Сблизил нас Константин Васильевич Кандауров *(К. В. Кандауров (1865-1930) - художник) , приехавший в Коктебель 6 июня. О нем заранее известил нас М. А. со свойственной ему пышностью: “Приехал Кандауров - московский Дягилев!” Мы с приехавшей ко мне подругой Магдой Нахман *(Нахман Магда Максимилиановна - художница) сидели на балконе, когда этот “второй Дягилев” проходил мимо нас с Богаевским в мастерскую М. А., остановился, засмеялся и познакомился сам. Мы стали друзьями в тот же день, и он быстро выпытал у меня все мои стихотворные опыты и пасквили на коктебельские темы и так же быстро сообщил о них М. А., привлек его ко мне и, к моему ужасу, заставил меня все это читать ему. Потом устроила мне экзамен Елена Оттобальдовна. Потом вся молодежь. И в результате я оказалась зачисленной в почетный “Орден обормотов”.
Теперь мы допускались на все чтения стихов на капитанском мостике и в мастерской, ходили вместе на этюды и прочее. Но народу было так много, что особенно длительных бесед не было. К тому же Елена Оттобальдовна ревниво следила, чтобы М. А. не отвлекали в часы работы.
Связные записи мои о М. А. начинаются со 2 сентября, с отъезда последних обормотов. До этого они отрывочны и переплетаются с записями о других встречах.
<...> В дневнике есть упоминание о М. А. 10 июня, когда мы всей компанией ходили впервые на Карадаг. Оно незначительно. Более интересная запись есть через несколько дней: “Вчера ходили вечером рисовать с Богаевским, Волошиным и Константином Васильевичем на Сюрю-Кая. По дороге М. А. утверждал, что музеи не нужны и картины должны умирать . Что они у нас не украшают комнату, как у японцев. На него напали, и он сбился с позиции. Майя держалась за его руку. Константин Васильевич ее поддразнивал, она сердилась и становилась похожей на осу. После работы все ждали М. А., но они с Майей вновь отстали, и мы вернулись втроем”.
Запись от 22 июня . <...> По дороге М. А. сказал: “Юлия Леонидовна, мне Константин Васильевич говорил, что Вы интересуетесь моими ненапечатанными стихами, - я Вам прочту, если хотите”.
У него забавная теория, что система в работе необходима лентяям, и необходимо, чтобы им мешали. Я предложила, что в таком случае, когда уедут обормоты, мешать для его пользы буду я. Он ответил, что тогда-то и можно будет поговорить: теперь суета и масса народу.
Федор Константинович *(Ф. К. Радецкий - чиновник по особым поручениям Министерства финансов) снимал М. А. и Константина Федоровича *(К. Ф. Богаевский) в мастерской до обеда. Меня ставили, чтобы испробовать освещение. Во время съемки вошла Майя с подсолнечником в руке и наводила критику на выражение лица М. А. После обеда пошли на этюды. <...> Идти было жарко и душно, висели тучи. Майя бунтовала с шапкой M. A., a он шагал, простоволосый, в сандалиях, с неизменным за плечами картоном, и кудри летели по ветру. По дороге он выбранил Петрова-Водкина - не потому ли он и мне не доверяет как художнику? <...>
15 июля . Вечером М. А. и Майя читали свои стихи на балконе. М. А. просил огурец для натюрморта, а я потребовала “Lunaria”, a потом прочесть другие, еще не напечатанные. Майя пришла позже, грызла кукурузу и читала свои вещи. Она талантлива.
Сегодня, 16-го, я возвратила “Lunaria” и смотрела этюды М. А. Заговорили о живописи, но на разных языках (о краске, цвете - тоже, о контрасте в пейзаже). Потом о его венке, о других стихах, вчера прочитанных, и о поэтах. <...>
11 августа . В окне увидела М. А., и заговорились. Он замазал белилами надписи на целомудренных губернаторских столбах , находя, что они напоминают станционные, - и проектировал на пустых местах, “чтоб место не пропадало”, изобразить палец: вид на Карадаг, - и другой: вид на Янышары *(Янышары - бухта к востоку от Коктебеля) . Мы долго веселились. М. А. спрашивал о впечатлении от первого посещения мастерской Богаевского, пошутил насчет его аккуратности, щурился от солнца и, наконец, ушел купаться.
Я начала работать, но скоро он вернулся и вновь позвал меня посоветоваться, какой краской окрасить бюст Пушкина. А затем, начав его окраску, позвал посмотреть, хорошо ли выходит. Кончив окраску, вновь позвал меня; от разговора об окраске перешли к рассматриванию посудин на его полках, от них - к благовониям, в них лежавшим, - амбре и банхого. Он покурил мне тибетскую палочку - я ее почти всю сожгла. Рассмотрела все его духи, его новые книги. Говоря о Лхасе, он показал набросок с воспитателя Далай-ламы, ему знакомого *(Имеется в виду Агван Доржиев (см. о нем во второй автобиографии М. Волошина 1925 г.)) , и тут же - массу талантливых парижских набросков, офортов, портретов (брюсовский похож на Врубеля), тысячу Бальмонтов. Увидав странный корень на его полке, я спросила: “Что это?” - “Отец Черубины де Габриак, черт Габриах”, - отвечал М. А. и рассказал подробности этой фантастической истории. Я просидела у него до темноты.
15 августа . Уехали обормоты... Вечер 14-го я провела на вышке у М. А., попала туда так: после разговора с Сережей *(С. Я. Эфрон) шла домой, случайно взглянула вверх и увидела М. А. и Владимира Александровича Рогозинского . “Вы почувствовали, что мы на вас смотрим!” - закричали они. Владимир Александрович бросил в меня камешком, а я пошла его бить. Сидели наверху втроем. Они говорили о Козах *(Козы - татарская деревня, расположенная на пути от Коктебеля в сторону Судака (ныне Солнечная долина) , куда едут завтра, о Бахчисарае, о надписях на “Бубнах” . 15-го докончили вечер на вышке: Марина *(М. И. Цветаева) и М. А. читали стихи. <...>
2 сентября. < ...> Вечером М. А. пил у нас чай и рассказывал о могиле Эдгара По , об “Аксёле” и Достоевском, о <...> французских книгах, о своих переводах. Я сказала, что была разочарована стихами Regnier *(Ренье (франц.)) Он запротестовал, принес ряд его книг и весь вечер читал вслух чудесные отрывки. Проза оказалась лучше стихов. Дал мне три книги: “La double maitresse”, “La canne de jaspe” и “L"enfant prodigue” Gide *(Романы Анри Ренье “Дважды любимая”, “Яшмовая трость”, Андре Жида “Блудный сын” (франц.)) Днем рассказывал о лечении пассами.
3 сентября. Пришел М. А. и позвал к себе. Читал корректуру своих статей о театре , очень интересно. <...> Утром рано писала на вышке нарисованный вчера пейзаж. M. A. приходит проведывать и смеется над моими неслышными передвижениями. Сегодня утром, лежа в постели, из-за занавески читал мне “Moise” A. de Vigny *(Поэмы “Моисей” А. де Виньи (франц.)) . (Просыпаясь, читает всегда стихи.)
На днях, 31-го, не то 1-го, показывала М. А. свои работы. Пейзаж ему не нравится: он говорит о необходимости геологии.

Юлия Леонидовна Оболенская (1889-1945) - художница. Ей Волошин посвятил стихотворение “Dmetrius-Imperator” (1917).
Текст - по рукописи, хранящейся в архиве ДМВ. Рукопись представляет собой тетрадь с выписками из дневника Ю. Л. Оболенской 1913 года, сделанными ею в 1933 году по просьбе М. С. Волошиной, и с написанным тогда же авторским вступительным комментарием. Сам дневник Ю. Л. Оболенской хранится в Отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи.

Мысли о “неуместности” масляной живописи и ненужности музеев Волошин высказал в статье “Скелет живописи” (журнал “Весы”. 1904. № 1): “Картина масляными красками гармонировала с церквями стиля Возрождения. Она была уместна во дворцах XVII и XVIII века. Традиционная золотая рама - это кусочек церковных орнаментов Ренессанса, кусочек сцены, на которой когда-то висела картина.
Но нам девать масляную краску решительно некуда. Она режет глаза в современном доме своим анахронизмом. Она слишком тяжела и громоздка для временного места на стене”.
См. в этой связи посвященное Майе - М. П. Кювилье - стихотворение Волошина “Над головою подымая...”, написанное 7 июля 1913 года. В этом стихотворении есть такие строки:


Об инциденте с “губернаторскими столбами” писали в газетах. Так, в петербургских “Биржевых ведомостях” (1914. 2 июля) была помещена заметка “М. Волошин и исправник” с подзаголовком “Нам пишут из Феодосии”. В ней говорилось:
“С поэтом-модернистом Максимилианом Волошиным, прославившимся своим выступлением против И. Е. Репина, приключилась маленькая обывательская история.
Как известно, психология г. Волошина не мирится с какими-либо признаками человеческой культуры, поскольку она, например, является в форме сложных костюмов и т. д.
Нередко можно видеть целые группы голых мужчин бронзового цвета, в одних древнегреческих хитонах и венках на головах - то идет Волошин с друзьями.
Исправник потребовал отделить места купаний мужчин и женщин и предложил тамошнему курортному обществу установить столбы с соответствующими надписями. Столб был установлен как раз против дачи М. Волошина. Тот, не вытерпев нововведения, замазал соответствующие места. Вмешались власти, и в результате Волошин привлечен теперь к ответственности за уничтожение знаков, установленных властью. Дело передано мировому судье, а пока Волошин прислал объяснение исправнику:
“Против моей Коктебельской дачи, на берегу моря, во время моего отсутствия, обществом курортного благоустройства самовольно поставлен столб с надписью: “для мужчин” и “для женщин”. Самовольно потому, что приморская полоса принадлежит не обществу, а гг. Юнге, на это разрешения не дававшим. С другой стороны, распоряжения общества, членом которого я не состою, не могут распространяться на ту часть берега, которая находится в сфере пользования моей дачи. Не трогая самого столба, я счел необходимым замазать ту неприличную надпись, которой он был украшен, так как, я думаю, вам известно, что данная формула имеет определенное недвусмысленное значение и пишется только на известных местах. Поступая так, я действовал точно так же, как если бы на заборе, хотя бы и чужом, но находящемся против моих окон, были написаны неприличные слова.
Кроме того, считаю нужным обратить внимание г. исправника, что зовут меня Максимилианом Волошиным-Кириенко, а имя Макс является именем ласкательным и уменьшительным, и употреблять его в официальных документах и отношениях не подобает”.
Loading...Loading...