Биография саввы мамонтова и сведения о его семье. Аркадий Мамонтов: «Мир справедливости – это ад, а рай – это мир любви Аркадий мамонтов где он сейчас

Аркадий Мамонтов - российский журналист и режиссер-документалист. Телезрители знают журналиста по ряду документальных фильмов, которые просвещают зрителей по поводу социальных или исторических моментов, разоблачают заговоры и военных и иногда носят откровенно скандальный характер. Аркадий Мамонтов снимает фильмы на совершенно разные темы: журналист фокусируется как на социальных и экономических проблемах, так и на шпионских заговорах, разборе ситуации с Украиной, описании силы российского оружия, а также на библейских сюжетах, биографиях святых и знаменитых личностей.

Аркадий Мамонтов родился 26 мая 1962 года в семье телевизионщиков. Его отец работал оператором на телевидении, мать – режиссером, а затем директором студии документальных фильмов.

Детство и юность Мамонтова прошли в родном Новосибирске. В школе он знал, что его дальнейшая судьба будет связана с кинематографом. Аркадий хотел поступать во ВГИК, но провалился на вступительных экзаменах.

Его призвали в армию. Службу он проходил в 1980-1982 гг. в далеком Забайкалье в стратегических ракетных войсках. После демобилизации Аркадий Мамонтов решил, что будет заниматься журналистикой. На журфак МГУ он поступил с первого раза, в 1988 году отлично защитился и получил «красный диплом». Вся его дальнейшая жизнь связана с журналистикой.

Телевидение и журналистика

После университета Мамонтов работал спецкором телевизионного агентства «ТВ-Новости», информагентства «Новости». В 1991 году он впервые поехал в «горячую точку». Следующие три года был стрингером (свободным журналистом), освещавшим события в Таджикистане, Молдавии, Армении и других зонах конфликта. Результатами его работы были актуальные и острые репортажи.


В 1994 году Аркадий Мамонтов начал сотрудничать с телеканалом «НТВ». С этого же года он работает над программой «Специальный корреспондент», которую транслировало «НТВ». Период с 1994 по 2000 годы был урожайным на вооруженные конфликты. Мамонтов был в эпицентре боевых действий в Дагестане и Чечне.

В 2000 году журналист перешел на телеканал «Россия», где работает и сегодня. Он – один из бессменных авторов рейтинговой программы «Специальный корреспондент».

Аркадий Мамонтов – один из немногих корреспондентов, присутствовавших при спасении атомной подлодки «Курск». Разрешение он получил лично от адмирала В. И. Куроедова, а его репортаж с места трагических событий стал одним из самых запоминающихся. Он побывал в Абхазии, Беслане, Ираке. Его работы отмечены орденами и медалями.


Аркадий Мамонтов – талантливый документалист. Его сюжеты неоднозначны, у них много поклонников и противников. В 2003 году он снял фильм «Белые одежды», в котором поднял тему об изъятии донорских органов в одной из московских больниц. Фильм получил большой резонанс, в том же году посмертная трансплантация была запрещена на законодательном уровне. Через три года, 21 января 2006 года, новая сенсация. Мамонтов снял репортаж под названием «Шпионы», в котором рассказал о секретном приборе английской разведки, замаскированном под обычный камень. Тогда его работу критиковали и российские, и иностранные журналисты, открыто называли ее лживой.

Первой режиссерской работой Аркадия Мамонтова стал фильм «База», снятый в 2009 году. В нем Аркадий Мамонтов показал американскую базу «Манас», расположенную в Киргизии. Дальше были документальные ленты «Обратная сторона. Дети», «Югославия. Период распада», «Майдан», « , Россия и Запад».

В фильме «Путин, Россия, Запад», вышедшем в январе 2012 года, журналист снова поднял тему «шпионского камня». В интервью бывший глава канцелярии британского премьера заявил, что репортаж застал спецслужбы его страны врасплох и признал существование секретного прибора.

В апреле 2012 года на канале «Россия-1» вышел документальный фильм «Провокаторы». В нём Аркадий Мамонтов расследовал деятельность группы «Pussy Riot» и попытался показать зрителям, что все акции были тщательно спланированы. Их цель – оскорбить верующих, посеять смуту в обществе. И снова на журналиста и режиссера посыпались обвинения в предвзятости, необъективном освещении событий. Равнодушных к отснятому и смонтированному Мамонтовым материалу не было.

Все его фильмы затрагивают острые темы, поэтому вызывают столько эмоций сразу после просмотра. Также Аркадий Мамонтов не раз обращался к библейским сюжетам, например, в фильмах «Пояс Богородицы» и «Содом».

Личная жизнь

О личной жизни Аркадий Мамонтов не рассказывает. Известно, что он женат, у него есть двое детей.


Коллеги считают Аркадия добрым, восхищаются его трудолюбием и не могут сказать о нем ничего плохого. Он - позитивный и веселый человек, но к работе подходит со всей серьезностью. Аркадий Мамонтов безумно любит свою профессию и, как говорит, старается быть в ней честным и последовательным, как и положено профессионалу.

Аркадий Мамонтов сейчас

Сегодня число фильмов, в съемках которых принимает участие знаменитый документалист, только растет. Аркадий Мамонтов снимает и помогает в съемках ряда картин, но также и выпускает готовые фильмы в эфир в собственной «Авторской передаче Аркадия Мамонтова». Фильмы также можно найти на официальном сайте передачи.

Например, в 2015 году состоялись премьеры только четырех фильмов: «Олигарх» об украинском бизнесмене , «Ожог» о трагических событиях во время противостояния между сторонниками и противниками Евромайдана в Одессе 2 мая 2014 года, «Победоносец» о жизни и подвигах великомученика и «Золотой телец» о масштабах коррумпированности российских чиновников.

В 2016 году Аркадий Мамонтов вошел в состав съемочной группы уже восьми фильмов. В этом же году появился фильм «Афон. Восхождение» о знаменитом месте паломничества Святой горе Афон, который снят с точки зрения русских паломников.

Следующие фильмы передачи были посвящены военной и технической мощи России: «Преображенцы» о Преображенском полке Российской имперской гвардии, «Самолет Президента» о том, на чем же летает Президент РФ, и картина «Оружие возмездия» о ракетных комплексах «Искандер», развернутых в Калининградской области, у которых, по слухам, есть команда стрелять без согласования с центром в случае любой атаки на Москву.

Часть фильмов этого года посвящена экологии, социальным проблемам, проблемам со здоровьем и другим близким непосредственно телезрителям темам. Фильм «Пальмовые берега» рассказал об ущербе здоровью, который наносит пальмовое масло и другие заменители натуральных продуктов. Лента «Ядовитый бизнес» - о том, как загрязняется территория России и какую роль в этом играют крупные производители. «Черные риелторы», как и следует из названия, подробно разобрал проблему черных риелторов, показал страшные последствия и описал способы борьбы с этим явлением.

Также Аркадий Мамонтов выпустил фильм «Четвертая власть», посвященный журналистам, которые собственными расследованиями и материалами борются с несправедливостью.

В 2017 году журналист повторил собственный рекорд и снова засветился в восьми фильмах. В эфир вышли два продолжения злободневных материалов прошлого года: «Ядовитый бизнес-2» и «Пальмовые берега. Часть 2».Также появился еще один фильм о военной силе страны «Триумф Прометея» - о российском ракетно-зенитном комплексе С-500 «Прометей». Также состоялась премьера фильмов «Черный аптекарь» о группе преступников, травивших мужское население России, фильмы «Монах», «Одесса. Три года», «Свои люди», «Украина. Операция «Мазепа».


С октября 2017 года Аркадий Мамонтов занял пост телеведущего новой авторской передачи «Следы империи» на телеканале «Спас».

Проекты

  • 2000 – «Специальный корреспондент»
  • 2001 - «Обратная сторона. Дети»
  • 2003 – «Белые одежды»
  • 2004 - «Трафик»
  • 2006 – «Шпионы»
  • 2006 - «Западня»
  • 2007 - «Бархат. Ru»
  • 2009 - «База»
  • 2010 - «Речник»
  • 2012- «Путин, Россия и Запад»
  • 2012 - «Провокаторы»
  • 2014 - «Бандеровцы: палачи не бывают героями»
  • 2014 - «Содомия в Европе. Кто виноват и что делать?»
  • 2016 - «Афон. Восхождение»
  • 2016 – «Пальмовые берега»
  • 2017 – «Следы империи»

Аркадий Мамонтов начинал работать на телевидении корреспондентом в «горячих точках». Сегодня его хорошо знают по сюжетам в жанре расследовательской журналистики. А в день прибытия Пояса Богородицы в Россию вышел в эфир — хотя и далеко не в прайм-тайм, а почти в час ночи — документальный фильм Аркадия Мамонтова об этой святыне и о монастыре Ватопед, откуда она была привезена. Мы предполагали поговорить о съемках этого фильма, но Аркадий Викторович рассказал гораздо больше, чем мы ожидали услышать…

Афон: попытка вторая

— Аркадий, летом этого года вы ездили на Афон снимать фильм о Поясе Богородицы. Но, насколько я знаю, это не первая Ваша попытка приехать на Святую гору со съемочной группой?

— Да, я был на Афоне 7 лет назад, тогда мы впервые решили попробовать снять фильм про Святую гору, про наш русский монастырь Святого Пантелеимона. Не удалось: Кинод (это высший орган управления Афона) не дал благословения на это. Поэтому мы просто пробыли в монастыре три дня как паломники: жили в архандарике (гостинице. — Ред.) втроем с коллегами. А уже в июле этого года все получилось!

— Быть на Афоне паломником и журналистом, то есть приехать по работе, — это разные вещи?

— Разные. Когда ты паломник, ты сосредоточен прежде всего на том, что происходит внутри тебя. Ты стремишься полностью погрузиться в атмосферу святого места, прочувствовать его, понять, поразмышлять, походить, посмотреть, пообщаться.

А вот если ты журналист, то на себе в таких местах сосредоточиваешься меньше. Ведь ты работаешь для людей. Как профессионал, ты любые события, встречи, разговоры пропускаешь через призму будущего фильма или программы. Это тоже интересно — наша профессия предполагает изучение мира, жизни. Хотя работа, конечно, всегда остается работой… И если паломник может посидеть, помолчать, подумать, то журналист должен говорить и действовать. Но, несмотря на это, афонская поездка дала нам удивительный опыт. Даже с учетом того, что было очень сильное противодействие нашему стремлению сделать фильм.

— В каком смысле?

— Не в плане каких-то юридических преград. Со стороны монастыря, напротив, нам очень охотно пошли навстречу, быстро оформили все документы. Я о другом противодействии. Не знаю, как у других было, я просто рассказываю про себя.

В Домодедове перед вылетом я вдруг почувствовал, что у меня начинает подниматься давление, сердцебиение сильное. Но главное — появляются такие мысли: «Да не надо тебе туда лететь! Опасно лететь — самолет упадет, вы со всей съемочной группой разобьетесь. И вообще, зачем тебе это надо?» Такая прямая атака. Я не склонен мистифицировать события, просто я рассказываю, как было. Я впервые в жизни вынужден был обратиться в медпункт в аэропорту. Сделали кардиограмму — она оказалась абсолютно нормальной, правда, давление действительно зашкаливало. Врачи вынуждены были сделать укол. Перед самым вылетом я зашел в медпункт уже около самых посадочных ворот. Измерил давление — нормально. Выхожу — и меня опять начинает трясти! В конце концов, я себя переборол, сел в самолет. Мы летели, как будто Бог нас нес на ладони — никакой тряски! Но в Уранополисе — это городок, пристань, откуда отправляются корабли на Афон — нас ждало второе испытание...

— Какое?

— Монастырь прислал за нами катер. Я спросил у капитана: «Есть ли на море волнение?» — а мы плыли не как все паломники, а огибали Афон с другой стороны, чтобы сразу прибыть в монастырь Ватопед, где хранится Пояс. Морячок ответил: «Да не волнуйтесь, все будет здорово!». И вот мы вышли из бухты… и попали в сильнейшее волнение! Для маленького кораблика 3 балла — это очень много: наш катер мотало, подкидывало, бросало из стороны в сторону. И всю дорогу — полтора часа — я в буквальном смысле в небо кричал молитву «Богородице, Дево». Сначала надо мной посмеивались ребятишки — коллеги, а когда нас стало особенно сильно швырять — на подветренной стороне — молиться начали уже все! И, слава Богу, до Афона мы добрались.

Как дети

— Приехали столичные журналисты, с центрального телевидения — снимать фильм о греческом монастыре, о его святыне... К вам не относились с недоверием, настороженностью?

— С самого начала — полдня, наверное, — к нам присматривались: все-таки люди новые, чужие. Но когда насельники поняли, что мы неравнодушные люди, что воспринимаем этот монастырь, его храмы, иконы, монахов, паломников с верой, с благоговением, то, конечно, открылись нам. Я помню, настоятель в первую же нашу встречу сказал мне такую фразу: «Ты снимешь хороший фильм». Я поразился: как я сниму? Я не знал, что именно снимать — ей-Богу!

— Как это не знали? Вы же понимали, куда и за чем едете.

— Да, но я не представлял, как снять так, чтобы люди посмотрели и прониклись, чтобы передать то, что я там увидел и почувствовал. Можно же просто формально снять фильм, а можно — снять неформально. Но как? Тут же нет технологии, алгоритма! Я растерялся. Собралось огромное количество материала: на тебя все новая и новая информация валится, и ты должен быстро сориентироваться. Весь наш первоначальный сценарий разлетелся, все случилось по-другому!


— Сколько у Вас дней было на работу?

— Всего пять дней! Мы приступили к работе тут же: приехали, сбросили вещи в гостинице и с ходу пошли снимать. Нас сопровождал монах, отец Феодох, он родом из Грузии, прекрасно знает русский язык, очень хороший человек — умный, эрудированный, дружелюбный.

К концу первой половины дня мы вымотались. Я смотрел на монахов — как они трудятся и как они при этом спокойны — и поражался! Это другой мир, другое отношение людей друг к другу. Представьте себе: в год в этом монастыре бывает 50 тысяч паломников — ведь можно озвереть от такого количества гостей. Потому что за каждым надо убрать, застелить кровать, каждого накормить, каждого вновь прибывшего паломника угощают водой и рахат-лукумом. Там нет гастарбайтеров или прислуги — это делают сами монахи. И при этом успевают молиться по 6-8 часов в день!

Мне запомнился монах-ключник, который менял белье в номерах. Когда мы с ним в гостиничном лифте поднимались, он постоянно повторял тихонько: «Кирие елейсон, кирие елейсон», то есть «Господи, помилуй». Они всегда молятся про себя, это им помогает. Там воспитывается ангельское терпение! А попробуй ко всем будь ровен, дружелюбен — люди-то разные приезжают, из разных стран, разных культур, с разными целями. Меня поразило общение с монахами. И не только оно. Надо сказать, что на Афоне в принципе совершенно уникальная атмосфера и культура общения. Удивительно: я не заметил ни одного проявления жестокости, не услышал ни одного грубого слова. На острове ведь одни мужчины, а чувствовали себя мы там — как дети! Вся шелуха, вся взрослая наигранность сразу с нас слетели. Это меня поразило больше всего.

И присутствие Божие и Божьей Матери чувствовалось очень сильно. Помните, в нашем фильме был парень-паломник, который сказал: «Я понял, что здесь всё есть. Я теперь смерти не боюсь».

— И Вы это поняли?

— Да. Это правда — так же и мы чувствовали.

— На Ваших коллег тоже повлияла эта поездка?

— Да. Например, Дмитрий, молодой корреспондент, который ездил с нами, в подобное место попал впервые и был, конечно, оглушен — в хорошем смысле этого слова. Он раскрылся. У него был такой взгляд, как будто он маму увидел после долгой разлуки. Наверное, он к чему-то очень родному прикоснулся. Люди там менялись, это было видно.

В первый день съемок на остров приехали немцы (а в монастыре проводят экскурсии на пяти разных языках) — они как раз вошли в храм, когда мы снимали вынос из алтаря Пояса Богородицы и других святынь монастыря. Картина была такая: русские, греки, румыны — православные — крестятся, с благоговением прикладываются… и немцы стоят — вот что значит другая культура! — смотрят, как на диво какое-то: что это тут такое? Потом сами прошли перед этими святынями, выставленными в ряд перед алтарем, просто посмотрели на них, послушали, как монах им рассказывает о них, и отошли.

Оказывается, это был первый день их пребывания на Афоне. А на второй день я снова увидел этих немцев: у них были совершенно другие лица! Не видел, прикладывались ли они к святыням или нет. Но то, что они по-другому смотрели на всё, проведя ночь в монастыре, было очевидно.

— Там, говорят, как будто и нет разных национальностей…

— Не то что нет... Они есть, просто этого не чувствуется — там все едины во Христе. Кто откуда приехал — меня, собственно говоря, не интересовало. Православный — и всё. Среди монахов — люди со всего белого света! Конечно, в первую очередь это греки, потом — русские, потом — французы, австралийцы, немцы, американцы, англичане, канадцы, грузины, арабы. В общем, со всего мира. Вот уж действительно — нет ни эллина, ни иудея. Все — братья во Христе.

На воздусях

— Когда Вы к вере пришли?

— Еще в армии — в 1980-82 годах. Нас там колотили здорово, как в тюрьме… Конечно, мне надо было в армию идти, это школа жизни — я не спорю. Но я был интеллигентным мальчиком, из кинематографической семьи: не пил, не курил, матом не ругался. А тут раз — мне 18 лет исполнилось, и меня забрали служить в Забайкалье. В общем, я нагляделся там много на что. И когда было особенно тяжело, надо было к чему-то, к кому-то обратиться. Вот так вот, не зная, как, кого-то я молил о помощи. После армии — крестился. И тогда уже стал идти к Богу, ошибаясь, падая.

Позже я для себя вывел такую формулу: в жизни есть две дороги. Одна — классное шоссе, автобан, пять полос с асфальтовым покрытием, с освещением, по нему можно даже пешком идти с удовольствием, отдыхая иногда в придорожных кафе. А в конце — красивые ажурные ворота, шикарные, золотые.

И есть другая дорога — наша, русская. В деревню Нижние Котлы. Вся разбитая, в рытвинах, ехать по ней невозможно, а идти — еще трудней. А в конце — калитка скособоченная, из горбыля сколоченная. И от человека зависит, какую дорогу выбирать. Всегда стоит выбор — ваш, мой, ее, его: идти, где удобно, или там, где тяжело. Главный вопрос в том, куда придешь. Человек всегда сам выбирает свой путь. Я выбрал не шоссе.

— Значит, Вы впервые ехали на Святую гору, уже определившись с выбором. Но все же Вас не разочаровал тот факт, что Вам в первый раз отказали в съемках?

— Нет, неприятного осадка у нас не осталось, там все равно было очень хорошо. Тогда нам все было в новинку, все казалось удивительным. Ночью при свечах мы впервые все вместе читали вечерние молитвы перед сном, потом вставали в 3 часа ночи и шли на службу. Это было так странно. И послушания — тоже казались странными.

Утром к нам подошел монах и сказал: «Знаете что, ребята. Надо помочь убрать верхний храм: вымыть пол, ступеньки, протереть стасидии*…». «Конечно!» — ответили мы, а сами переглянулись с некоторым недоумением: как это? Мы что — сейчас мыть полы будем? Ну, ладно, проблем нет, помоем! А монах добавил, видно, в шутку: «Знаете, кто в монастыре храм уберет, тому семь грехов спишется». Мы рванули туда, в этот храм, наперегонки! (смеется) До дыр все протерли, убрались так, что там все блестело — как в армии, в общем.

Еще мне очень запомнился случай, который произошел на нашей первой трапезе. Как видите, меня достаточно много, я люблю покушать — есть у меня такой недостаток. Сидели мы, миряне, в ряд, а напротив нас, тоже в ряд, сидели монахи. Мы с ребятами «наворачивали» с голоду (а перед этим мы хорошо поработали) кашу, оливки и все, что там стояло. Как нам казалось, делали мы это медленно и чинно, а на самом деле оказалось — быстро и суетливо. Напротив меня сидел очень худой монах. Лицо — благообразное, глаза — светлые, кристальной чистоты. Перед ним стоит алюминиевая тарелка с фруктами. И он не спеша берет оттуда виноградинку — и откусывает ее. И всё! А ведь он не меньше моего работал! Когда мы встали из-за стола, я подумал: сколько надо было этому человеку идти к такому простому действию? Чтобы вот так просто взять одну виноградинку и не спеша есть? Что стоит за этим неимоверным воздержанием? Он не хотел передо мной рисоваться, просто у него такой образ жизни…

— Ваше самое сильное впечатление от Афона?

— В первую нашу поездку, в одну из ночей, перед утренней службой я вышел на монастырский двор — а электрического освещения там нет. И вот представьте себе: неверный свет луны, неземной аромат — видимо, деревья цвели, дело было весной. И тишина, только птицы поют перед рассветом, и звезды, как бриллианты, рассыпаны по небу. Это было нечто! Я стоял в этом дворе практически неподвижно где-то час, боялся дышать — такое ощущение было, как говорится, что ты «на воздусях». Непередаваемое ощущение покоя, любви.

— Трех дней хватило, чтоб ощутить то, что постоянно ускользает от нас в обычной жизни?

— Вы знаете, там, на Афоне, какое-то необыкновенное течение времени, даже отсутствие времени. В нашем мире, который опутан сетями прогресса, мы все куда-то бежим, едем, спешим, летим, даже ходить не умеем как следует. Мы с вами москвичи, а давайте переедем в провинцию, скажем, в город Барнаул и с ходу пойдем по центральной улице. Вы и я — мы будем обгонять всех подряд! Потому что мы, к сожалению, уже по привычке бежим куда-то. Ритм жизни подгоняет, а это плохо: надо жить спокойно, размеренно, думать, размышлять, созерцанием заниматься. Но есть вещи, которые, к сожалению, пока сильнее нас… Как бы там ни было, Бог дает тебе моменты, когда ты можешь в этой гонке остановиться. И вот тогда был такой момент. Когда я впервые оказался на Афоне, понял, почему надо ходить в храм в воскресенье и на праздники.

— Почему?

— Потому что по воскресеньям ты из этой суеты никчемной выпадаешь и, приходя в храм, оказываешься в Божьем мире. Горнем мире. Общение с Богом — оно не терпит суеты. Оно требует беседы, тихой и спокойной. Иисус Христос и с учениками, и с людьми, среди которых Он проповедовал, всегда беседовал спокойно, не спеша.

Так что получается, воскресенье — это и память Воскресения Бога нашего Иисуса Христа и вместе с тем — воскресение нашего духа, потому, что в этот день мы целиком с Господом.

Я, конечно, не очень хороший христианин: мне иногда трудно всю службу отстоять, я иногда могу проспать и опоздать на Литургию, с ноги на ногу стоять, переминаться, но все равно бывают такие дни, в которые ты весь в богослужении, весь в молитве. Это, конечно, очень многое дает человеку. Особенно в наш век.

Очередь-радуга

— Первое прикосновение к Поясу Богородицы — каким оно было? Вы впервые увидели эту святыню в Вашу вторую, рабочую, поездку?

— Да. Каждый день после трапезы Пояс выносят к паломникам. Мы пришли с камерами — снимать этот эпизод для фильма. Священник вынес ларец, открыл, поставил, и люди стали подходить, прикладываться. А поскольку это был рабочий момент съемок, я сначала и не прочувствовал, что происходит нечто необычное. Сам приложился, помолился — но как-то все обыденно.

Я понял, что это за необыкновенная святыня, уже позже, когда настоятель монастыря повел меня в алтарь. Я встал на колени, а он взял ковчег и крестообразно осенил меня им, благословляя. Сначала ощущений никаких не было. Настоятель прочел молитву. И вот тут как будто, знаете, какой-то столп света на меня упал — не в физическом смысле, конечно, это душевные ощущения. Поток любви, благодати. Это неописуемое ощущение! И я заплакал, потому что… все мы люди очень грешные. Очень грешные. И мне было непонятно, за что мне, такому грешному, недостойному, дано было почувствовать нечто такое, чего не выразить словами, не описать, не углядеть никак!

— Что бы Вы сказали на возражение, что поклонение Поясу Богородицы в какой-то степени граничит с фетишизмом, что это лишнее?

— Я постараюсь объяснить — но оговорюсь: это мое личное мнение, я могу быть неправ. Мы снимаем сейчас программу «Рождественская открытка». В Петербурге мы встречались с коллекционером, который собрал 40 тысяч открыток, в том числе старинных: конца XIX — начала XX века. Я читал эти открытки. Скажем, открытка 1902 года: «Милая Маша! Поздравляю тебя с Рождеством Христовым и Новым годом! Желаю тебе здоровья, счастья, удачи. Надеюсь быть с вами в Новом году! Петр». В этих строках — ощущение жизни, которой уже нет, она ушла, но в то же время — осталась в этих строках. Так и Пояс: его Матерь Господа нашего носила, когда ходила по этой земле. Это материальное свидетельство Горнего мира. И здесь нет никакого фетишизма — это, на мой взгляд, проблемы тех людей, которые так говорят. А наше счастье, что миллионы наших людей шли к Поясу как к Величайшей Святыне.

— Невероятная очередь к Поясу — она, на Ваш взгляд, что-то рассказала о нашем народе, о стране?

— Конечно. Очередь показала, что у народа есть Вера. Вера, которую «утюжили», корежили, выжигали каленым железом на протяжении всего XX века. Но простые люди все равно верили и продолжают верить. Самое главное: наш народ, русские — я имею в виду не национальность — он жаждет Веры! Потому что ему в свое время перекрыли этот источник, в чем он и сам был виноват: нельзя было отказываться от государя-императора, нельзя было отрекаться от своей Веры. Наши предки соблазнились обещаниями: нам показали змия с золотым яблоком в пасти, и мы кинулись за ним! Думали, что у нас нужники будут из золота, будем жить при коммунизме, как в раю. Такого не бывает. Мир справедливости — это ад, а мир любви — это рай. Вот в чем дело. А сейчас пришло трезвение, и народ жаждет Бога. Поэтому слава Богу, что в Россию прибыла эта святыня, и что люди стояли в очереди.

— А Вы эту самую очередь видели своими глазами, подходили к ней?

— Видел, конечно.

— Какое на Вас впечатление она произвела?

— Благодати. Если б эту очередь можно было бы сфотографировать специальными приборами, она вся бы переливалась радугой. Несмотря на цыган, которые ходили и навязчиво просили денег, несмотря ни на какие споры, ссоры — все равно там была благодать: вот она льется, ее ничем не остановить! И неважно, что говорили неверующие люди: якобы большинство стояло из корысти, эгоистично просило каких-то утилитарных, земных вещей, для себя. Да, просили. Мы люди — мы просили помощи у Бога, у Его Пречистой Матери. А кто нам еще поможет? Но мы-то просили с Верою. Господь же Сам сказал: «Просите и дано будет вам».

Без веры в этом мире делать нечего

— Вы снимаете фильмы о тяжелых явлениях современности, о страшных вещах, которые творятся в нашей стране. И с другой стороны — о святых и святынях, и всегда говорите о вере в наш народ. Одно другому не мешает?

— Наоборот, помогает! Помогает не впасть в уныние. Как бы страшно ни было, а кто-то говорить об этом должен. Понимаете, каждому из нас — вам, мне, любому другому человеку — дано нести определенное служение в этом мире. Мне судил Господь работать в тележурналистике — я работаю. И считаю, что, если есть возможность говорить с экрана о вещах, которые открывают глаза людям на какие-то явления в жизни, я обязан это делать. Я же работаю не потому, что мне это неимоверно нравится, а потому что… чем же еще я могу людям помочь? Ну чем, как? Я не полицейский, не депутат — я просто журналист. Я могу просто сделать фильм о том, что я вижу. Со злом бороться надо, нельзя просто так сидеть сложа руки.

— Вы как-то сказали, что своими расследовательскими программами защищаете свой народ. Программы о Поясе Богородицы, о других святынях тоже подходят под эту категорию?

— Конечно. Кто-то посмотрит, хоть один человек, и умилится, как я умилился, и почувствует то, что чувствовала вся наша съемочная группа. И утешится этим, скажет: «Ой, как интересно!». И что-то в его душе дрогнет. Если хоть один человек так отреагирует, я буду счастлив. Безусловно, масса людей свидетельства о вере не принимает, не принимают Христа. Это личное дело каждого человека… Но я вам должен сказать, что в современном мире без Веры делать нечего.


— Почему?

— Потому что только Вера человека удержит на поверхности и спасет от падения в какую-либо пропасть. Сегодня мир настолько яркий, он предлагает столько увлекательных возможностей: карьера, работа, творчество, машина, квартира, путешествия, деньги, женщины — все что хочешь!

Раньше главным испытанием христиан был страх перед физическими муками, как во времена Римской империи, или страх остаться без работы, без хлеба, как в советские времена. Сейчас другое испытание — муки соблазна. Скажем, у тебя все есть — iPhone, iPad, машина, успех, интересное общение — зачем о Боге помнить? И вот это испытание, может быть, еще страшнее и тяжелее, чем физические пытки. Потому что соблазн не поймаешь, он эфемерный, с ним тяжелее бороться. Но тем не менее есть люди невероятно богатые, которые оставляют все и идут в монахи.

— Вы таких встречали во время съемок?

— Да. В одном не вошедшем в краткую версию фильма «Пояс Богородицы» интервью я спрашиваю у русского монаха, насельника Андреевского скита на Афоне: «Как так? К вам в монастырь, постригаться в монахи, приходят в том числе и очень богатые люди — как они от всего отказываются? Получается, все яркие возможности мира они оставляют за какое-то обещание, исполнение которого в этой жизни даже не увидят!». Он мне ответил: «Яркие возможности — ну и что? Это все до гробовой доски. А что потом?» А потом, если ты веришь, то — жизнь вечная. Если ты веришь. Потому что не зря Господь сказал: «Веруй в Меня и не увидишь смерти во век». И о своей Вере надо не бояться говорить полным голосом.

— А как же понимание того, что ты не вполне сам соответствуешь идеалам, о которых говоришь?

— Главное, — говорить об этом искренне. Само-надеянность, конечно, вредна: если ты как журналист пишешь или делаешь программы на телевидении о Православии, разумеется, нужно консультироваться со священниками, чтобы сделать все правильно. Это очень важный момент. Но своей Веры мы не должны стесняться. А наоборот — должны быть готовы за нее ответить и за нее постоять. Как Иоанн Златоуст пишет: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на площади хулит Бога, сделай ему внушение. Если не послушает, не бойся ударить его по ланите». Но главное — дай Бог нам всем быть рабами Христовыми, чтобы жизнь свою не просто так прожить. Это очень важно.

Фото Игоря Белокопытова

Аркадий Викторович Мамонтов. Родился 26 мая 1962 года в Новосибирске. Российский тележурналист и телеведущий, сценарист, автор документальных фильмов.

Отец - Виктор Гаврилович Мамонтов, оператор.

Мать - Алевтина Ивановна Зимина, режиссёр, была директором Западно-Сибирской киностудии хроники, работала на Центральной студии научно-документальных фильмов.

Старший брат - Гавриил Викторович Мамонтов, дипломат.

В 1988 году с отличием окончил факультет журналистики МГУ.

Начинал карьеру в журналистике как специальный корреспондент в редакции видеоинформации Агентства печати «Новости». С 1992 по 1994 год работал «стрингером» в «горячих точках» на территории Молдавии, на границе Нахичевани и Армении, в Таджикистане, государствах Прибалтики.

В рамках программы «Деловая Россия» делал проект «Российский календарь» о российских купцах-меценатах.

В 1994 году по приглашению Елены Масюк он начал сотрудничать с телекомпанией НТВ на внештатной основе. С апреля 1995 по май 2000 года работал специальным корреспондентом в информационных программах телекомпании НТВ. Готовил репортажи для программ «Сегодня», «Итоги», «Герой дня», являлся одним из постоянных авторов программы «Профессия - репортёр».

Весной 2000 года перешёл работать на телеканал «Россия», где стал одним из авторов программы «Специальный корреспондент».

В августе 2000 года вёл репортажи с места гибели атомной подводной лодки К-141 «Курск». Съёмочная группа РТР была единственной аккредитованной на борту крейсера «Пётр Великий».

В 2003 году Мамонтов выпускает фильм «Трансплантация» из цикла «Специальный корреспондент», на канале «Россия», в котором рассказал о событиях 11 апреля 2003 года в Городской клинической больнице № 20 г. Москвы, где сотрудниками правоохранительных органов были задержаны хирурги Московского координационного центра органного донорства и врачи-реаниматологи по обвинению в приготовлению к убийству Анатолия Орехова с целью изъятия у него органов для трансплантации (т. н. «дело Орехова»). Результатом выхода фильма, а также нескольких подобных газетных публикаций был широкий резонанс в обществе. В 2003 году трансплантация от посмертных доноров в Москве была практически прекращена.

Аркадий Мамонтов вёл репортажи для информационных программ из Чечни, Абхазии, Ирака, Косова, Вифлеема, Беслана, Южной Осетии, района Бирюлёво Западное, после взрыва в Пушкинском переходе, после обрушения «Трансвааль-парка», из центра на Дубровке.

Параллельно Мамонтов работал над циклом передач под названием «Обратная сторона». В рамках цикла в нескольких частях вышли фильмы «Дети», «Чек», «Югославия. Период распада», «Братья», «Чужие» и др.

Большой резонанс имели многие документальные репортажи Мамонтова. «Шпионская жизнь» (2001) - цикл фильмов о шпионаже и судьбах разведчиков. «Дело № 229133» (2002) - о расследовании обстоятельств террористического акта на Дубровке. «1 сентября» (2004) - фильм, рассказывающий о террористическом акте в Беслане (создан на основе рассказов свидетелей, очевидцев и репортажей автора с места событий). «Тайные тюрьмы ЦРУ» (2006) - о тайных тюрьмах ЦРУ на территории Украины. «Западня» (2006) - о жизни русских в США и деятельности местных спецслужб против российских граждан. «Бархат. Ru» (2007) - о подготовке «бархатных революций» в России. «База» (2009) - об американской базе «Манас» в Киргизии. «7:57» (2010) - о взрывах в московском метро в марте 2010 года. «Шлейф» и «Шлейф-2» (2010) - о деятельности Юрия Лужкова на посту мэра Москвы.

В 2008 году вышла книга Аркадия Мамонтова «Чек на тот свет» - роман, написанный в жанре криминального расследования.

С марта 2012 по июль 2014 года, помимо работы над документальными фильмами, Мамонтов являлся ведущим телевизионной программы «Специальный корреспондент» на телеканале «Россия-1». В рамках данного проекта вёл в студии дискуссии с гостями.

Представил проекты «Бандеровцы: палачи не бывают героями», «Содомия в Европе. Кто виноват и что делать?», «Рейс MH17: прерванный полёт» (об авиакатастрофе малайзийского «Боинга» 17 июля 2014 года), «Олигарх» (об Игоре Коломойском), «Ожог» (о трагических событиях в Одессе 2 мая 2014 года), «Победоносец» (о жизни и подвигах великомученика Георгия Победоносца), «Афон. Восхождение» (о жизни на Святой Горе Афон глазами русских паломников), «Преображенцы» (история Преображенского полка), «Самолёт Президента» (о самолёте Президента России), «Оружие возмездия» (о ракетных комплексах «Искандер», развёрнутых в Калининградской области), «Триумф Прометея» (о комплексе С-500 «Прометей»).

В 2017 году на экраны вышло документальное расследование Аркадия Мамонтова «Украина. Операция «Мазепа» . В фильме говорится о перевороте 2014 года в Киеве. Операцию, по данным автора, долго и тщательно разрабатывали специалисты из Лэнгли - штаб-квартиры Центрального разведывательного управления США. Варианты развития событий, как оторвать Украину от России, продумывали разные. Это и работа "агентов влияния" - верхушки украинской власти, это и экономические рычаги. Но самый эффективный и беспроигрышный вариант раскола страны - это разрыв духовных скреп, веками связывающих русских и украинцев. Это православная вера. Вот на что был ориентирован главный удар.

Осуществлению этого плана, говорит Мамонтов, в какой-то степени помогла сама история Украины. А именно - история Мазепы. Был такой гетман в эпоху становления украинского национального самосознания. Сначала он был сподвижником и последователем идей российского императора Петра Первого. Но во время шведского нашествия Мазепа предал своего государя и в поисках новых покровителей переметнулся на сторону врага. Мазепа - классический образчик предательства государственных, национальных, духовных и личных интересов. О чем хорошо знают и западные политологи. История предательства Мазепы и сегодняшняя история церковного раскола на Украине безусловно связаны, считает журналист.

Аркадий Мамонтов: Украина. Операция "Мазепа"

Награжден многочисленными орденами и медалями:

Орден Почёта (27 ноября 2006 года) - «за заслуги в области культуры, печати, телерадиовещания и многолетнюю плодотворную работу»;
- Орден «За личное мужество» (9 января 1994 года) - «за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении профессионального долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни»; Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени (22 апреля 2014 года) - «за высокий профессионализм и объективность в освещении событий в Республике Крым» (Указ о награждении не был выложен в публичный доступ);
- Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 октября 1995 года) - «за заслуги перед государством и многолетний добросовестный труд»;
- Медаль «За укрепление боевого содружества» (Министерство обороны Российской Федерации, 1999 год);
- Медаль «За содействие органам наркоконтроля» (ФСКН России, 2009 год);
- Орден Дружбы (Южная Осетия, 30 января 2009 года) - «за содействие в объективном освещении событий вооружённой агрессии Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года и прорыв информационной блокады».

В августе 2014 года включён Украиной в санкционный список за позицию по войне на Востоке Украины и присоединению Крыма к России.

Рост Аркадия Мамонтова: 181 сантиметр.

Личная жизнь Аркадия Мамонтова:

Женат. Супруга - Ирина Мамонтова. У пары двое детей. Свою личную жизнь предпочитает на публику не выносить.

Фильмы Аркадия Мамонтова:

2001 - Шпионская жизнь
2002 - Дело № 229133
2003 - Чёрная зона
2004 - Трафик
2004 - 1 сентября
2006 - Тайные тюрьмы ЦРУ
2006 - Русский крест
2006 - Западня
2007 - Бархат. Ru
2008 - Трофеи
2009 - Свой - чужой
2009 - База
2010 - Речник
2010 - 7:57
2010 - Шлейф
2010 - Шлейф-2
2014 - Бандеровцы: палачи не бывают героями
2014 - Содомия в Европе. Кто виноват и что делать?
2014 - Рейс MH17: прерванный полёт
2015 - Олигарх
2015 - Ожог
2015 - Победоносец
2015 - Золотой телец
2016 - Афон. Восхождение
2016 - Преображенцы
2016 - Четвёртая власть
2016 - Пальмовые берега
2016 - Чёрные риелторы
2016 - Ядовитый бизнес
2016 - Самолёт Президента
2016 - Оружие возмездия
2017 - Монах
2017 - Одесса. Три года
2017 - Пальмовые берега. Часть 2
2017 - Триумф Прометея
2017 - Свои люди
2017 - Чёрный аптекарь
2017 - Ядовитый бизнес-2
2017 - Украина. Операция «Мазепа»

Сценарии Аркадия Мамонтова:

2015 - Преображенцы (документальный)
2015 - Благотворитель (документальный)
2015 - Афон. Восхождение (документальный)
2016 - Обитель Богородицы. Афон (документальный)


Савва Мамонтов - известный русский предприниматель и меценат 19 века. очень интересна и насыщенна. Современники знали его как прекрасного певца, талантливого скульптора и художника. Именно его поместье в свое время стало центром художественной жизни.

Краткая биография Саввы Мамонтова

Савва Иванович Мамонтов родился в семье купца 15 октября 1841 года. Его отец занимался железнодорожным строительством. Семья жила богато, и в их доме часто устраивались приемы и балы. После завершения учебы на юридическом факультете сын продолжил отцовское дело и сколотил на нем целое состояние. С именем Саввы Мамонтова связаны постройки крупнейших железнодорожных магистралей. Однако широкую известность и память потомков (биография Саввы Мамонтова известна не одному поколению) он приобрел благодаря своему бескорыстному служению искусству. «Московский Медичи», «Савва Великолепный» - именно так отзывались о нем благодарные современники, именно под такими прозвищами вошел он в историю русской культуры.

Образование

В семье Мамонтовых было четверо сыновей. Их образованием занимался специально нанятый для этого гувернер. Он обучал детей европейским манерам и иностранным языкам. Биография Саввы Мамонтова, возможно, была бы совсем другой, но все изменилось после смерти матери в 1852 году. Отцу с детьми пришлось переселиться в более скромное поместье, нежели они занимали раньше. Отец семейства тяжело переживал смерть жены. Именно в это время он решил отказаться от домашнего воспитания и отдать детей в московскую гимназию, а спустя два года перевез их в Петербург и определил в институт гражданских инженеров. Однако Савва не смог учиться здесь и вернулся в Москву, в родную гимназию. Одной из причин возвращения была скарлатина, которой он заболел. Учеба давалась ему нелегко. В учебных заведениях того времени были жесткие правила: ученики, отстающие по учебным предметам, должны были сидеть за последними партами. Но Савва Мамонтов, биография, личная жизнь которого обсуждается не одно столетие, уже тогда был любимчиком окружающих, и по просьбе одноклассников его всегда сажали за первую парту. Это уникальное умение объединять вокруг себя людей он пронес через всю жизнь. Однако признание одноклассников не могло повлиять на успеваемость Саввы, и после провала выпускных экзаменов он был вынужден покинуть гимназию.

Приобщение к искусству

Отец устроил сына в Петербургский университет. Во время вступительных экзаменов Савве Мамонтову пришлось пойти на обман - на экзамен по латыни вместо него отправился другой юноша. Савва был зачислен в университет Петербурга, а вскоре перевелся на юридический факультет в Москве. Однако даже в университете Савва Иванович Мамонтов, биография которого рисует нам высокообразованного человека, не слишком интересовался учебой и все свободное время посвящал занятиям в драмкружке, руководителем которого был известный драматург А. Н. Островский. В 1862 г. он сыграл роль Кудряша в пьесе «Гроза». Это был его дебют, кстати сказать, вполне успешный.

Мамонтов - предприниматель

В эти годы Иван Федорович Мамонтов как раз основал и начинал развивать новое торговое товарищество, которое специализировалось на продаже шелка. Отец решил привлечь младшего сына Савву к семейному бизнесу и отправил его обучаться торговому делу в филиал своей фирмы в Баку. Начав работать простым служащим, Савва Мамонтов показал себя отличным коммерсантом. После командировки в Персию он вернулся опытным бизнесменом. Биография Мамонтова Саввы Ивановича гласит, что жизнь его с этого момента круто меняется. Из прогульщика и лоботряса он превращается в отличного предпринимателя.

Семья Саввы Ивановича Мамонтова

Биография Саввы Мамонтова, его семья интересуют многих людей нынешнего поколения. В 1864 году младший сын отправляется в Италию, чтобы подлечиться и изучить положение на местных рынках. Здесь он знакомится со своей будущей женой - Елизаветой Григорьевной Сапожниковой. 17-летняя девушка не отличалась особенной красотой. Но Савву Мамонтова привлекло в ней совсем не это. Она увлекалась искусством, прекрасно пела, много читала и занималась музыкой. Спустя год состоялась пышная свадьба, после которой молодые поселились в Москве. Именно в это время Мамонтовы отошли от торгового дела и занялись железнодорожным строительством. Занимаясь семейным бизнесом, Савва Мамонтов, краткая биография которого изложена в статье, никогда не переставал служить искусству и вкладывал в него огромные средства.

После смерти отца в 1869 году руководство семейным бизнесом полностью перешло в руки младшего сына. Молодая семья решает приобрести собственный дом. В поместье Абрамцево, владельцем которого с 1870 года стала семья Мамонтовых, постоянно собирались именитые русские художники, литераторы и музыканты. Благодаря содействию Саввы Ивановича в то время начала развиваться опера. Зазвучали и стали знамениты такие имена, как Шаляпин, Мусоргский, Римский-Корсаков. Большое внимание меценат уделял декорациям, которые писали знаменитые художники. Сам Мамонтов Савва Иванович, краткая биография которого, конечно, не может раскрыть всех его талантов, вместе с историками и искусствоведами кропотливо выбирал все декорации, сценические детали и костюмы.

Меценатство

Всю свою жизнь Савва Иванович посвятил поддержке самых разнообразных видов творческой деятельности. Он организовывал вечера, выставки, заводил новые знакомства, поощрял и продвигал талантливых людей. На это свое «увлечение» Мамонтов тратил огромные средства, несмотря на недовольство некоторых членов его семьи. У него был особенный дар видеть и распознавать в человеке талант к тому или иному виду искусства. В доме Мамонтовых постоянно жили и творили молодые художники, а хозяева старались создать для их творчества самые благоприятные условия. где проживали Мамонтовы, постоянно перестраивали и ремонтировали, чтобы иметь возможность вместить как можно больше людей. После очередного посещения Италии Савва Иванович вместе со своей женой пригласил в свое поместье молодых художников, выпускников Петербургской академии художеств, которые заканчивали обучение за границей. Благодаря Савве Мамонтову миру стали известны такие имена, как В. Д. Поленов, Е. И. Репин, В. М. Васнецов и другие.

В начале 1885 года Савва Иванович открыл Московскую частную оперу, которая положила начало великому преобразованию сцены. Именно здесь раскрылся талант знаменитого теперь на весь мир Ф. И. Шаляпина. Именно здесь выступали известные композиторы и крупнейшие деятели искусства.

Поддержка жены Елизаветы Григорьевны

Жена Саввы Ивановича во всем поддерживала своего мужа. Именно она открыла школу для детей крестьян, а чуть позже и столярную мастерскую. Выпускники этой мастерской получали в награду набор инструментов, что позволяло им и дальше заниматься трудовой деятельностью.

В доме Мамонтовых была прекрасная библиотека. Елизавета Григорьевна всегда оказывала помощь в подборе необходимых исторических сведений и документов, если кто-то из художников брался писать полотно на историческую тематику. Нередко во время работы художников она читала им классическую литературу, развивая чувство прекрасного в молодых дарованиях.

Судебное разбирательство

К сожалению, не всегда в судьбе Саввы Мамонтова все было гладко и безмятежно. В начале 1900 годов состоялось крупное судебное разбирательство, связанное с незаконной растратой денежных средств. Предпринимателю приходит в голову идея объединить крупные промышленные и транспортные предприятия. На осуществление этого грандиозного замысла требовалась большая сумма денег. Савва Иванович продает акции принадлежащей ему Северной дороги. Одновременно он получает ссуду, заложив под залог акции и векселя, которые принадлежали его семье. Поставив на карту все свое состояние, предприниматель рассчитывал его приумножить, однако все пошло не так. Савва Иванович Мамонтов попал под арест. Ему пришлось даже несколько месяцев провести в тюремной камере. К счастью, дело закончилось оправдательным приговором. Во время судебных слушаний выступало немало свидетелей. Ни один из них не сказал в адрес подсудимого ни одного плохого слова. После того как суд зачитал приговор, весь зал аплодировал. Несмотря на благоприятный исход дела, долги нужно было возвращать. Все семейное состояние было пущено с молотка.

Жизнь после суда

С момента окончания долгого судебного разбирательства и оглашения приговора жизнь Саввы Мамонтова круто изменилась. Он стал вести замкнутый образ жизни и редко появлялся в обществе. Однако верные и преданные друзья не забывали своего покровителя. Такие известные люди, как В. А. Серов, В. М. Васнецов, В. И. Суриков, Ф. И. Шаляпин часто навещали его.

Савва Мамонтов: биография, дети

Савва Иванович очень удачно совмещал служение культуре и искусству с предпринимательской деятельностью. И то и другое отнимало немало сил, но для него это было делом всей жизни. Как признавался сам предприниматель, он ни за что не бросит заниматься ни искусством, ни бизнесом. В своей предпринимательской деятельности, кстати, он видел не только денежную прибыль, но и служение людям, служение на благо людей.

Биография Саввы Мамонтова была бы неполной, если не упомянуть о детях, наследниках великого мецената и промышленника. В семье было пятеро детей. Примечательно, что всех своих отпрысков Савва назвал так, что из первых букв их имен складывалась его собственное имя. Всеволод, Вера, Александра - САВВА. Один из сыновей, Сергей, в какой-то мере продолжил дело отца. Его имя не стало таким же известным, однако он был и драматургом, и поэтом, достаточно знаменитым в своих кругах.

Жизнь после смерти

Годы революции были тяжелыми для всей тогдашней России. Крутые изменения в стране застали Савву Мамонтова тяжело больным. В начале марта 1918 года он подхватил пневмонию. 24 марта великого предпринимателя и мецената не стало. Последующие десятилетия после его смерти власть в стране принадлежала большевикам, а имя Саввы Мамонтова было оплевано и забыто. Но такие люди не уходят бесследно. И сейчас, спустя почти сотню лет после его смерти, мы помним о неизмеримом вкладе Саввы Ивановича Мамонтова в развитие русской культуры. На сегодняшний день в честь знаменитого мецената и покровителя искусства установлены памятники в Сергиевом Посаде и Ярославле. Недалеко от Москвы, на ярославском направлении, его именем названа платформа.

В последней передаче, появившейся уже после кассации по делу Pussy Riot, Мамонтов утверждает, что главный организатор "панк-молебна" - муж участницы Pussy Riot Надежды Толоконниковой, акционист Петр Верзилов. При этом Толоконникова и Мария Алехина (вторая участница Pussy Riot, находящаяся в заключении; третья участница группы Екатерина Самуцевич вышла на волю) недавно заявили о нелегитимности Верзилова как "человека, представляющего группу". В интервью "Ленте.ру" Мамонтов рассказал о либеральном моллюске, пожирающем Россию, и непогрешимости Русской православной церкви.

"Лента.ру": Вы говорили, что ждали кассации, чтобы показать третью часть вашего фильма про Pussy Riot. Зачем?



Аркадий Мамонтов: Мы ждали реакции этих женщин, кощунниц, на Петра Верзилова. Письмо Толоконниковой и Алехиной о действиях Верзилова было после кассации.

В вашей программе музыкальный продюсер Иосиф Пригожин высказывает мысль, что виноваты не столько девушки, сколько именно Верзилов.

Они все виноваты. Однозначно! Ничего личного, но для меня их вина выражается в том, что один это все придумал и сконструировал, а они послушались, надели на себя маски и устроили в нашем православном храме богомерзкие пляски.

Нельзя в святом месте устраивать протест. Хочешь - иди митингуй где угодно, но зачем к этому присовокуплять сакральное пространство? Если ты против патриарха и Путина, то выражай это по-другому. А они пришли ко мне в дом - и получили, естественно. Вот вы верующий человек?

Нет.

Вы - атеист, но у вас есть дом, где вы живете. К вам придет группа людей и начнет устраивать пляски. Вы же не будете им хлопать и спрашивать, не мешаете ли вы им. Вот и все.

Лучшие дня

Первично то, что они выскочили на солею и аналой и выкрикивали богомерзкие слова. Все остальное - вторично. Какое они имели право это делать в нашем кафедральном соборе, где происходило воссоединение двух наших церквей, где объявлялись святыми император и царская семья, где происходит служба на Пасху и на Рождество?

Вы должны понять меня как верующего человека! Вот вы - атеист, но вы любите, надеюсь, свою маму, своего отца? Вот и для меня то же самое. Бог - отец, а мать - церковь. Понимаете? Да за такие вещи [могли и хуже с ними поступить]! Слава Богу, что мы в XXI веке живем и у нас вербальное отношение к этому!

Мне всегда казалось странным сравнение церкви с домом.

Вы не христианин, и судить то, как я верую, вы не можете. Я христианин, и моя церковь - это дом. Люди приходят туда молиться, а главнее молитвы в этой жизни ничего нету. Я был в жутких, страшных ситуациях, и, когда не на кого уповать, кроме Бога, Он приходит на помощь.

Все три наши передачи были посвящены одному важному вопросу: "Зачем вы пришли в сакральное место? Зачем вы устроили богомерзкие пляски?"

И какой же ответ?

Я на него ответил в своих передачах. Теперь я вас спрашиваю, какой ответ. Вы понимаете, что они сделали?

Я считаю, что они сделали довольно глупую акцию, но если бы они ко мне пришли в дом и спели на столе, то я бы просто их выгнал, а не стал требовать их посадки.

Да что вы говорите! Вот у вас день рождения, мама, папа за столом, а к вам входят незнакомые люди в масках и начинают плясать на столе, раскидывая яблоки и торт. Вы что, в милицию не напишете?

В Уголовном кодексе-то богохульство не прописано.

Сейчас будет. Уголовный кодекс у нас советский. Его атеисты создавали, которые в 1917 году начали молотить нашу церковь, расстреливать тысячи священников. Православных расстреливали! Крест носишь - к стене!

Вот именно. А вы сейчас говорите, что происходят самые масштабные гонения на церковь.

Однозначно! Сейчас ситуация еще изощреннее. Раньше физически это происходило, а сейчас век виртуальных образов, век влияния на мозги с помощью интернета, с помощью технических новых штук. Втаскивание в мозг, манипулирование сознанием, инфернальная пропаганда. Это страшнее.

И за это надо сажать?

Вы меня не передергивайте. Суд решает, сажать или не сажать, но надо наказывать людей, вторгшихся в сакральное пространство. В советское время кровавые гонения начались с пропагандистcких акций Союза безбожников. Если сейчас попустить вот это, то дальше будет хуже!

Да с чего вы взяли?

Да вы не видите, что ли, сами? В Калининграде пытались поджечь храм, в Челябинске, Архангельске, Мурманске - спилили крест. Вот в Калининграде мне говорили, что хотели это сделать из-за пропаганды в интернете (беседа молодых людей со священником храма, который они пытались поджечь, приведена в третьей программе Мамонтова - прим. "Ленты.ру").

Это и есть поэтапные гонения на церковь! Какие еще вопросы у вас? А вы хотите, чтобы нашего патриарха взяли и вывели на Красную площадь какие-нибудь там арт-хаусные, или как там называют это типа "искусство", и расстреляли, что ли, его? Или священника повесили? Вон в Казани этот полусумасшедший взял и убил женщину! Он написал "фри" и мерзкое это слово!

Да он же подстроил сам это.

Послушайте, ну значит, у него была информация, он читал и видел!

Так информация у него была и от вас тоже, вы же три передачи сделали на федеральном канале.

Я сделал передачи, потому что не хочу участвовать в хоре массовом, который устроили атеисты. Я с февраля месяца видел, как это все развивалось. Перед судом совсем уж давление на суд началось. Тут и Мадонна, весь мир выступил, письмо подписали все наши так называемые светочи культуры. Это что?

А я сделал всего три передачи, которые поздно ночью выходили. Я собрал в студии людей, которые имеют альтернативную точку зрения. Я не хотел никаких споров. Я показал народу, что есть не только хор, считающий их святыми.

Так вы же вроде журналист, а сами признаетесь в ангажированности.

Так здесь бог - одна из сторон.

Вы занимаетесь софистикой. Вы атеист, и между нами река. Зачем нам спорить на эту тему? Я имею право на свою авторскую точку зрения. Вы ведь тоже ангажированы.

Я-то однобокие сюжеты не снимаю, а даю вам слово. Вы вот Верзилову слова не дали.

Зачем я буду давать ему слово? Я рассказал о нем то, что считаю нужным.

Это пропаганда. Вы показываете его таким, каким вам выгодно.

Нет, я показываю его таким, какой он есть. Я показал, как он в Штаты приезжает, я написал письмо группе "Война", опубликовал письмо Толоконниковой и Алехиной.

Да вы даже ему акцию с "изуродованным мостом" приписали, хотя он к ней не имеет отношения. Это питерская "Война" делала.

А я знаю, что имеет. Вы знаете одно, а я точно знаю по-другому!

Но я не хочу в своей передаче давать кому-то еще слово, потому что очень много антислов было раскидано про РПЦ, патриарха, про наш православный народ.

А что, Русская православная церковь непогрешима?

-(Возмущенно) Церковь? Церковь? Русская православная церковь? Конечно, непогрешима. Ее Бог создал!

("И врата ада не одолеют ее", - добавляет телеоператор Мамонтова, который с самого начала зачем-то записывал интервью на камеру)

Вы смотрите с большим удивлением на меня, но вам меня не понять. Вы считаете, что мир состоит только из той реальности, в которой мы существуем. Есть еще Божье присутствие в мире, понимаете? И я его защищал.

Вот вы, утверждая, что между нами река, только усиливаете раскол в обществе. Мы же люди одной страны, одной культуры.

Я раскол не произвожу. Мы граждане одного государства, но мы разные духовно люди. Я посчитал, что могу сделать программу, которая спокойно рассказывает о том, что произошло в храме Христа Спасителя. И чем же она так всех взволновала?

Тем, что там утверждаются факты, которые ничем не доказываются. Например, участие Березовского.

Кто вам сказал, что оно не доказано? Там же вышел человек [бизнесмен Алексей Вишняк], который сказал, что Березовский ему в ресторане рассказал, что предстоят такие-то действия. Он что - не свидетель, не человек?

Да он же ненормальный человек и гантелями родителей убил.

Он абсолютно нормальный человек. А убийство кем доказано? У вас что - есть решение суда на эту тему? А его адвокат говорит, что признание было выбито под давлением.

Ну, суд и причастность Березовского не доказал... Вообще, когда Березовского приплетают к очередной истории, все смеются.

Кто смеется? Вы? Я работал в журналистике в 90-х годах, я хорошо знаю Бориса Абрамовича. Смеется тот, кто смеется последний. В том числе над Березовским.

Но в третьем фильме про него нет ни слова, зато возникает Верзилов.

А что Березовский - это папа Римский, что ли? Сказали один раз - и хватит.

Так кто дал денег на Pussy Riot? Березовский или Бэнкси, о котором вдруг зашла речь в третьем фильме?

Вы опять передергиваете! Все три фильма разные. Это поступательное расследование, которое я делал в меру своих сил. Главный герой третьего фильма - это Петр Верзилов. Мы наткнулись на группу Бэнкси и искали конкретного человека. Чего они скрываются? (Бэнкси - английский андерграундный художник, который не раскрывает свою личность - прим. "Ленты.ру") Чего вы боитесь-то, если вы за правду и справедливость?! Откройтесь! Фамилия, имя, адрес - и вперед!

Кто все-таки стоит за Верзиловым?

Слушайте, почему вы решили, что я должен все вываливать, когда вы хотите? В свое время я скажу и об этом. Я же автор-то. Есть свидетель, который сказал про Березовского, - раз. Есть куча доказательств про Верзилова - два. И есть Бэнкси. Мы даем пищу к размышлениям.

Вы сами рассказываете о кровавых гонениях на православную церковь при коммунистах, а у вас в третьем фильме главный герой в студии - оголтелый коммунист Проханов. Как так?

Александр Андреевич Проханов - не оголтелый. Это очень умный, очень порядочный, очень сильный человек. Слава Богу, что в земле российской есть такие люди. Он очень много сделал для спасения России.

От чего?

От либерального моллюска (этот термин использует Проханов в передаче Мамонтова - прим. "Ленты.ру"), который с 90-х годов разрушает нашу страну. Александр Андреевич - это герой нашего времени! Слава Богу, что он был на передаче. А то, что он выступает за советскую идею, так и я вырос в то время. Там было и хорошее.

Вы, я так полагаю, тогда в бога не верили?

Вы не правы. Я верил в Бога, еще даже когда вы были маленький.

Раньше вы не высказывали такие взгляды.

Не было нужды. Вынудили, залезли в храм, нагадили там! Разбудили! Надо было не лезть, и ничего бы не было!

А либеральный моллюск - это что вообще такое? Сейчас вот у власти не либералы, а Владимир Путин.

Либеральный моллюск - это образное выражение Проханова. Я так понимаю, что он выразил этим то, что происходит в духовном мире в России. Все началось в начале 90-х, когда все мы были рады, что советская власть кончилась. А когда началась приватизация, когда народ стал нищ и гол в одночасье, когда появился бандитский капитализм, тогда на поверхность и вылез либеральный моллюск, который начал шлифовать мозги людям. Чтобы никто не возмущался, чтобы можно было разрушить страну.

И так просто этого инфернального виртуального либерального моллюска, который распространил свои щупальца по всей стране, не победить.

Сейчас Путин уже 12 лет у власти.

При чем здесь Путин? Я говорю про духовную составляющую, про идеологему существования людей в этом государстве. А вы мне все время Путина подсовываете!

Я просто думал, что либерализм - это политическая и экономическая система.

Я так не считаю. Либерализм полностью отвергает религию. Либерализм, особенно российский, - это страшнейший необольшевизм, который отвергает все. Если ты говоришь не то, что мы хотим слышать, то мы тебя к стене. Если ты против кощунниц, то ты враг. Мне приходят письма: "Битой по голове! Мразь! Замочить!" Это либералы, ваши друзья и корефаны, пишут!

Вы-то живой и здоровый, а Pussy Riot сидят в тюрьме. Так кто кого к стене поставил?

Кто пришел в храм и нагадил там? Я что ли?! Зачем пришли? Кто их звал? Ответьте вы! Они пришли ко мне домой и нагадили там! Я что - их целовать должен?!

Они против режима Путина выступают.

Так пусть идут на Болотную площадь! Пишут в "Ленте.ру", пишут заявления в мэрию Москвы на одиночный пикет, встают, надевают маски, задирают юбки, нагибаются - все что угодно!!!

(В этот момент оператор шикает и машет рукой вошедшему в раж Мамонтову)

Для атеиста церковь - это примерно такое же здание, как и другие общественные здания. Они крест не рубили, вандализмом не занимались.

Здесь был духовный вандализм, и это страшнее. А их последователи начали рубить кресты.

Ну так сажать надо не за идею.

А какая тут была идея?

Путина прогнать, и, чтобы привлечь внимание к акции, было использовано место, которое привлекает особое внимание. Как до этого была акция Pussy Riot на Красной площади.

Вы сейчас говорите, что любой человек может прийти в мой дом Божий и устроить там акцию для привлечения внимания - и ему ничего за это не будет, так как он ничего не сломал. А то, что он оскорбил чувства миллионов верующих? В этих ваших словах заключается межрелигиозная рознь. Вы привносите рознь и защищаете людей, которые пришли и устроили пляски. Если закон о защите чувств верующих будет принят Госдумой, то это будет правильно.

Если б кощунницы покаялись - ничего бы не было. Раз они считают себя правыми, они наказаны.

Какая связь между покаянием и уголовным судом?

Почему сначала вы больше говорили об антиправославной направленности этой акции, а в третьем фильме напирали на "заговор против Путина"?

У акции было несколько смыслов, в том числе и политический. Она демонизировала Путина, патриарха, народ. Я являюсь государственником и выступил в защиту институтов власти. Вот вы сказали, что храм - это место для привлечения внимания к акции. Значит, для вас святого ничего нет. Это как маму обидеть. Для вас мама - святой человек?

Да.

Если маму вашу обидят, не надо наказывать? Вы что - будете молчать?

Когда маму обидят, надо по морде бить, а не ментам сдавать.

Сажать надо! По морде не надо давать, а наказывать по закону. Вот и все.

(Оператор меняет пленку, а Мамонтов просит снять "общий план беседы")

Вы говорили, что против Путина выступать можно. А против церкви можно выступать?

Нет, никому не позволено нападать на церковь.

Почему?

А зачем? Что вам церковь сделала плохого? Люди строят храмы, приходят и молятся. Чем они вам мешают? Или вам страшно слышать колокольный звон? Зачем вы трогаете?

Речь о спайке церкви и власти, о попытках ввести религиозное образование в школах.

А вы какое образование хотите ввести? Кто людей научит тому, что такое хорошо, а что такое плохо? Какой морали вы их обучите!

Гости вашего третьего фильма активно обсуждают тему войны России и Запада, что победит кто-то один. И Pussy Riot - это одно из орудий Запада?

На мой взгляд, Россия находится перед рывком. Либо мы в коллапс скатимся, либо мы преодолеем эту пустоту идеологическую, в ум войдем и поймем, для чего мы живем. Это никому за пределами России не интересно. Есть страна, где есть много ресурсов и большая территория. Надо ее использовать как колонию, чтобы тут все было как на Западе, была полная глобализация. Чтобы полностью уровень образования и мышления был как на Западе.

Чтобы стерлись все грани, чтобы не было великого русского народа, великой русской литературы, а была бы средняя малая региональная держава. Для этого нужно людям прочистить мозги и ввести в западные ценности. Я против этого.

А какие ценности-то в России? Восточные?

Православные. Мусульманские. Иудейские, буддистские. Самая главная ценность в России, знаете, в чем заключается? В вере!

В Европе или США, по-вашему, веры нет?

А вы думаете, там много веры? В Бельгии храмы в аренду сдают и устраивают там танцы!

Вообще-то, в США в храмы ходит больше людей, чем в России. А в Германии есть христианская партия.

И слава Богу! Значит, еще держатся. А христианская партия в России будет. Мы только начали, только очнулись. На Западе я такую веру, как у нас не видел.

Какую?

Истовую.

А это хорошо?

Loading...Loading...