Джемилев Мустафа Абдулджемилевич (Джемилъоглу, Крымоглу). И это лидер? Журналисты узнали про семь судимостей и иностранный бизнес Мустафы Джемилева Кто такой джемилев для крымских татар

Верно описал деятельность главы меджлиса Мустафы Джемилева ветеран национального движения Джелял Челеби. Хочу дополнить его статью краткой биографической справкой «героя», составленной на основе воспоминаний его бывших товарищей и некоторых публикаций в СМИ.

«Лидер крымскотатарского меджлиса Мустафа Джемилев», — сказал Виктор Янукович о нем. И это верно, он — лидер только меджлиса, но не народа. Светлана Червонная даже назвала его вождём крымскотатарского народа. Интересно, это её мнение или плата за баснословный гонорар? Я даже слышал сравнение Мустафы Джемилева с Нельсоном Манделой, действительным лидером своей нации. Но так ли это на самом деле?

Справка. Нельсон Ролихлахла Мандела родился 18 июля 1918 г. Старший сын вождя племени темпу. Учился в колледже Форт-Хейер. Работал учеником в юридической конторе в Йоханнесбурге, учился заочно в Южно-Африканском университете. Изучал право в Витватерсрандском университете. В 1952 г. вместе с Оливером Тамбо, лидером Африканского Национального Конгресса (АРК), открыл первую африканскую юридическую фирму в Йоханнесбурге, способствовал созданию Молодежной лиги АНК. Был среди тех членов АНК, которые в конце 1940-х — начале 1950-х годов находились в оппозиции к правящей Националистической партии. Возглавил движение за ненасильственное сопротивление режиму апартеида. В 1953 г. был избран президентом Трансваальского отделения АНК.

Просмотрев биографии известных лидеров разных стран и народов, благо интернет под рукой, узнал, что все без исключения лидеры до их признания прошли определенную жизненную школу, получили как минимум высшее образование, продвинулись по профессиональной службе и, включившись в политику, получили заслуженное признание.

К примеру, Мохандас Ганди в 19 лет отправился в Лондон, где получил юридическое образование. В 1891 г., по завершении обучения, он вернулся в Индию. В 1893 г. отправился работать в Южную Африку, где вступил в борьбу за права проживавших там индийцев. Там он впервые применил в качестве средства борьбы ненасильственное сопротивление (сатьяграха). Большое влияние на формирование мировоззрения Мохандаса Ганди оказала Бхагавадгита, а также идеи Г.Д. Торо и Л.Н. Толстого, с которым М. Ганди состоял в переписке. В 1914 г. М.К. Ганди возвратился в Индию, где активно включился в движение за независимость страны от британского колониального владычества. В 1915 г. знаменитый индийский писатель, лауреат Нобелевской премии в области литературе Рабиндранат Тагор впервые применил по отношению к Мохандасу Ганди титул «Махатма».

Признанные среди крымских татар лидеры национального движения Джеппар Акимов, Мустафа Селимов, Бекир Османов, Бекир Умеров… до участия в национальном движении получили образование, освоили профессии, продвинулись по службе, имели трудовые, партийные и военные заслуги. Анализируя состояние казанскотатарской диаспоры в Ташкенте, один из её лидеров, заместитель председателя совета старейшин татарского культурного центра г.Ташкента Исмаил Исхакович Дивеев пишет: «Хотелось бы сказать, что проблемы нашего народа должны решать люди высокообразованные, достигшие в своей жизни значительных успехов, руководители крупных предприятий, высокопоставленные чиновники и очень болеющие за свой народ люди. Решение наших вопросов может быть успешным лишь тогда, когда на это согласна власть, а с властью должны говорить люди, знающие эту власть, государственные люди из среды татар. Не будет этого — ничего нам не добиться. Если человек в своей жизни ничего не достиг, может ли он решать вопросы государственного значения, как повышение статуса своего народа. Везде должны быть профессионалы. Не зря есть поговорка: каждый сверчок должен знать свой шесток…».
Теперь вернемся к нашему «герою». Мустафа Джемилев родился 13 ноября 1943 г. в селе Бозкой в степном Крыму, куда его родители были выселены из села Ай-Серез (ныне с. Междуречье) Судакского региона Крымской АССР. Семья М. Джемилева в 1944 г. была выслана из Крыма и до 1955 г. проживала под комендантским надзором в Андижанской области Узбекистана. После снятия некоторых ограничений режима спецпоселений для крымских татар семья переехала в г. Мирзачуль (позже переименован в г. Гулистан). После окончания средней школы в 1959 г. Мустафа безуспешно пытался поступить на восточный факультет Среднеазиатского государственного университета в Ташкенте.

Поступил работать учеником слесаря, затем — электрослесарь Мирзачульского ремонтно-механического завода. В конце 1961 г. поступает слесарем на Ташкентский авиационный завод. В августе увольняется и поступает на гидромелиоративный факультет Ташкентского института ирригации и механизации сельского хозяйства (ТИИМСХ).

В ноябре 1961 г. группа студентов столицы Узбекистана пытается создать «Союз крымскотатарской молодежи», куда входили молодые рабочие и студенты. 8 апреля 1962 г. они в количестве 27 человек собираются в пристройке дома родителей Ахмеда Асанова с целью организовать «Союз». Это были студенты, в основном, отслужившие в рядах Советской Армии, комсомольцы, кандидаты и члены КПСС. Большинство из них ещё живы, в том числе и инициаторы организации «Союза»

Мустафа, которому тогда совсем недавно исполнилось 18 лет, был случайно приглашён на эту встречу, и явился туда с игрушечным пистолетом, с которым, кстати, никогда не расставался. Но, увы, «Союз» организовать не удалось. Наутро наиболее отчаянные ораторы той встречи были арестованы. Среди них самый старший по возрасту Марат Омеров 1937 г. р. работал мастером на Ташкентском тракторосборочном заводе, Сеит-Амза Умеров 1939 г.р. учился на 2-м курсе юрфака Ташкентского университета, Рефат Годженов 1938 г.р. член КПСС, был студентом физико-математического факультета Ташкентского университета, Ахмед Асанов 1939 г.р., трудился шофером. Был исключении из вузов: Эскендер Ибраимов студент 4-го курса мехмата Ташкентского университета и Сейран Курбитдинов, студент Ташкентского медицинского института (см. «Ташкентский процесс», Амстердам, 1976, Фонд имени Герцена, стр.59).

После разгрома «Союза», Мустафа Джемилев беспрепятственно продолжает учебу в ТИИМСХ. В те годы в этом институте училось наибольшее количество нашей молодёжи… Уже тогда, будучи студентом, он возвёл себя в ранг самого гонимого, якобы за участие в «Союзе крымскотатарской молодёжи».

В ссыльный период крымскотатарский народ всех сословий: рабочие, крестьяне, небольшая прослойка интеллигенции — все старались учить своих детей, дать им профессиональное или высшее образование. По этому показателю из расчета на тысячу человек крымские татары занимали второе после евреев место в Узбекистане. Также поступили и родители М. Джемилева, все их дети получили различные профессии за исключением Мустафы, который не осилил сложности учёбы, ему трудно давались математика и технические дисциплины. Тем не менее, возомнив себя пламенным революционером, он стал внушать студенческой молодёжи, что за ним осуществляется постоянная слежка, по его пятам днем и ночью ходят и ездят агенты всесильного КГБ. Никто к его словам серьезно не относился. Но, как принято на востоке относиться к слабым, его жалели, оберегали, давали кров и питание, снабжали деньгами. Ему нравилась роль преследуемого изгоя, в какой-то момент он сам поверил в то, что сочинил в своем воспаленном мозгу.

Мустафа Джемилев бросил учёбу, как следствие, появилась задолженность по двенадцати предметам, и, как итог, в 1965 г. за неуспеваемость он был отчислен из института со второго курса. В этой связи, по существовавшим тогда законам Мустафа Джемилев был призван на срочную службу в армию. Не желая служить и, поняв, что совершил роковую оплошность, решил восстановиться в институте. Ему опять помогли средствами, и он поехал в Москву, где его вроде бы пожалели и дали в министерстве какую-то бумажку на восстановление. Но к тому времени прошли все сроки. 12 мая 1966 г. состоялся суд, который за уклонение от несения воинской службы приговорил М. Джемилева по ст.70 ч.1 УК УзССР к полутора годам лишения свободы.

Отбыв срок первый срок заключения, Мустафа Джемилев не спешил устраиваться на работу. В это время наблюдался очередной подъём национального движения, крымские татары отправляли большое количество ходоков в Москву с требованиями восстановления своих попранных прав. Воспользовавшись случаем, в январе 1968 г. он едет в Москву, где, отколовшись от делегации народных представителей, в основном «болтался» в стане диссидентов. Почти год, не работая, Мустафа Джемилев так и мотался между Москвой и Ташкентом на народные средства.11 сентября 1969 г. он был арестован в г. Гулистане. 19 января 1970 г. ташкентским судом, совместно с московским диссидентом Ильёй Габаем был осуждён к трём годам лишения свободы.

Вышел на свободу 2 сентября 1972 г. Опять не работает. Прописывается в г. Гулистане, получает повестку о призыве на воинскую службу. Отказывается. 22 июня 1974 г. судом приговорён к одному году по ст. 199-1 УК УзССР за уклонение от явки на военные сборы. Отправлен этапом в Омскую область. Находясь в заключении, нашёптывает одному-двум заключённым о несправедливости советской системы. 19 июня 1975 г. на основе показаний двух заключенных против него возбуждается новое уголовное дело.

Благодаря стараниям его друга-побратима Решата Джемилева в защиту Мустафы подключаются московские правозащитники. 27 июня 1975 г. академик А.Д. Сахаров направляет заявление «В защиту Мустафы Джемилева» Генеральному секретарю ООН Курту Ваальдхайму, Международной Амнистии, лидерам мусульманских народов, международной общественности.

15 апреля 1976 г. суд в Омске на основании статьи 190-1 УК РСФСР приговорил М. Джемилева к 2,5 годам лишения свободы в лагерях строгого режима. Мустафа объявляет голодовку, которая, якобы, продолжается аж 303 дня (!?).

Правозащитники начинают бурную деятельность в защиту М. Джемилева. Подают апелляцию в Верховный суд РСФСР, который оставил приговор в силе. Главное была создана шумиха вокруг его имени, что очень грело душу стремящегося любыми средствами прославиться честолюбивому бездельнику. Он упивался «славой», когда ему сообщали, что его имя прозвучало в потусторонних радиоголосах. После того, как пронёсся слух, что он умер, сообщали, что Мустафа скорее жив, чем мертв и что он не умрёт, ибо крепко цепляется за жизнь. Говорят, что во время «голодовки» ему по распоряжению из конторы, оставляли хлеб в сортире и он там подкармливался. Когда же он очень слабел, его искусственно кормила по ночам нянечка.

Благодаря, в основном, активности его друга Решата Джемилева и московских диссидентов имя Мустафы Джемилева стало широко известно за рубежом, среди диаспоры в Турции и Румынии. Подогреваемые «друзьями» и «голосами» из-за рубежа тщеславие и вера в собственную избранность укрепляли в нем эгоизм, утверждали вызывающую манеру поведения. Даже его ближайший друг Решат Джемилев часто возмущался: «Мне не однажды приходилось выслушивать от него различные оскорбления и ощущать высокомерное к себе отношение».

22 декабря 1977 г. М. Джемилев освобождён из заключения и направлен по месту жительства брата в Ташкент. 29 декабря ему объявили об установлении над ним административного надзора. Тем не менее он не прописывается, отказывается от устройства на работу, почти ежедневно слоняется в вестибюле гостиниц «Ташкент» и «Узбекистан», где останавливались иностранцы.

Ему неоднократно делают замечания, уговаривают устроиться на работу. Но Мустафа упорствует, ему нужно поддерживать имидж вечно гонимого режимом правозащитника. Вот только неизвестно, чьи права, и как он защищал, но «друзья» передают радиоголосам о преследованиях Мустафы Джемилева. Этот период красочно описал журналист Ю. Кружилин в газете «Вечерний Ташкент» 4 мая 1979 г. в статье «Из зала суда: Профессия — тунеядец». Терпение властей иссякает, и 8 февраля 1979 г. Мустафа добивается своего нового ареста, его обвиняют в злостном нарушении правил административного надзора. 6 марта 1979 г. Мустафу Джемилева по ст. 197-2 УК УзССР приговаривают к 4 годам ссылки в Якутию.

Еще один интересный штрих к портрету М. Джемилева. Газета «Социалистическая Якутия» в 1979 г. опубликовала письмо рабочего А.3. Шарафутдинова из Якутской АССР, где М. Джемилев отбывал срок наказания. Автор пишет: «Мой сын Анвар считал Мустафу порядочным человеком, дружил с ним, а Джемилев оказался гнусным и непорядочным. Пользуясь доверием Анвара, Мустафа разрушил его счастливую семейную жизнь. Из-за этого подонка распалась молодая семья, в которой двое детей». Обращаясь в редакцию газеты, отец Анвара писал: «Джемилев выдает себя за культурного человека и «борца за справедливость». Прошу через газету показать истинное лицо этого негодяя, чтобы о нем знали все жители поселка». Сказанное не требует комментариев.

В июле 1982 г. по истечению срока ссылки Мустафа Джемилев выезжает с женой в Крым, откуда был выдворен в г.Абинск Краснодарского края. Через месяц останавливается у брата Асана Джемилева в Ташкенте. Ему предлагают жильё в г. Янгиюле, где живут родственники жены, но он отказывается. Не видя смысла и перспектив продолжения «борьбы» в Союзе, 18 августа 1982 г. Мустафа Джемилев пишет заявление об отказе от советского гражданства. К заявлению прилагает две копии приглашения в США от 22 апреля 1975 г. и от 3 апреля 1978 г. Теперь основной целью Мустафы становится выезд в США, и все последующие его действия были подчинены этой единственной цели.

Вероятно, на этой стадии и была заключена сделка со спецслужбами о содействии. Ибо чем объяснить его старания в оказании помощи органам в их стремлении посадить на скамью подсудимых как можно больше знакомых ему диссидентов? Этим действиям Мустафы Джемилева посвятил свой подробный анализ 22 марта 1999 г. делегат Курултая Энвер Аметов в своём открытом письме «Кому доверил народ свою судьбу, тот обязан оправдать его доверие». На мой взгляд, Энвер Аметов упустил еще одну очень важную деталь. Он упустил то, что Мустафа хотел к тем, кого уже посадили, повторно посадить за решетку особо уважаемого среди крымских татар Джеппара Акимова, который в то время находился в больнице и умер 22 июля 1983 г. раньше, чем началось следствие.

Когда Мустафа Джемилев продал душу дьяволу, пока установить не удалось. Возможно, и не удастся, говорят, после развала СССР досье Мустафы Джемилева из архивов спецслужб СССР перекочевало в архивы Моссада. Кстати, среди бывших друзей-диссидентов Мустафы Джемилева немало тех, кто сегодня входит в высшую элиту государства Израиль, с которыми он и сегодня поддерживает постоянную тесную связь. Один Натан Щаранский чего стоит…

Еще одна любопытная деталь из биографии Мустафы Джемилева. Как упоминалось выше, родился он 13 ноября 1943 г. в оккупированном фашистами Крыму. В фильме, созданном в честь 60-летия Мустафы Джемилева, его старшая сестра говорит, что тогда их отец находился на фронте. Гитлеровцы вошли в Крым в октябре 1941 года. Так на каком фронте и на чьей стороне воевал их отец? Если в рядах Советской армии, Джемилева старшего в оккупированном Крыму не должно было быть. Тогда возникает другой вопрос: чей же тогда он сын?

Как же могло так случиться, что народу на протяжении столетий снискавшего заслуженный имидж трудолюбивого с тягой к учёбе и знаниям, сумели насадить в лидеры необразованного человека без профессии?! Вся его «заслуга», коей он так кичится — это семь судимостей и 17 лет отбывания наказаний. Причем все судимости вызваны его личностными интересами и действиями.

Не в пример ему, участников национального движения судили либо за «организацию и активное участие в групповых действиях» — митингах, собраниях, демонстрациях, либо за «изготовление и распространение клеветнических измышлений» то есть за изготовление информаций, обращений и документов. Ничем подобным Мустафа никогда не занимался, он не написал ни одного обращения, ни одной информации, не организовывал ни одного собрания или митинга. Он не работал среди крымских татар, в массах. В чём заключалась его диссидентская деятельность, нам не известно должно быть известно самим диссидентам. Все голоса, раздававшиеся в защиту Мустафы Джемилева на западе, мотивировали свои передачи исключительно защитой индивидуальных прав человека и преследовали одну цель — антисоветскую агитацию.

Сейчас среди народа распространяется мнение, что Мустафа Джемилев, якобы, сидел за крымских татар. Но в чём это выражается конкретно, какими действиями он защищал права крымскотатарского народа — не расшифровывается. Сидел за народ и всё, вроде должен был сидеть весь народ, а он взял на себя весь груз и сидел за всех крымских татар. На самом деле он преследовал одну цель — прославиться и если удасться — эмигрировать в США, откуда получил два приглашения.

Если просмотреть книгу рекордов Гиннеса, то диву даешься: на какие только лишения не обрекают себя люди ради достижения хоть какой-нибудь мимолетной славы. «Слава» Мустафы Джемилева создана исключительно на мифах. На мифе, что он способствовал развалу СССР. На самом деле Союз развалила сама насквозь прогнившая номенклатура…

Миф второй, якобы Мустафа способствовал возвращению крымских татар в Крым.

Возвращение началось по воле союзных органов, решениями Верховного Совета СССР и программой Совета Министров СССР. Действия группы джемилевцев только отсрочило на два года принятие этих судьбоносных для нации решений и само начало массового возвращения народа на Родину. Подтверждением этому могут служить документы отдела организационно-партийной работы ЦК КПСС. Интересующиеся сами могут убедиться в этом: сегодня архивы доступны.

Вот уже двадцать лет Мустафа Джемилев в Крыму, верховодит меджлисом в статусе народного депутата Украины.

Привожу цитату для размышления: «Американцы, считая, что нельзя одного и того же человека долго оставлять на высоком посту, утверждают, что человек на высоком руководящем посту быстро истощает запас своей энергии, утрачивает инициативу, скатывается к догматизму в своих действиях. К характеру его работы привыкают, и это снижает силу воздействия лидера. А главное, такой человек, занимая длительное время руководящий пост, сильно изменяется, часто теряет свои лучшие качества, не обогащает управление новыми эффективными методами и стилем руководства, превращая творчество в шаблон, штамп» («Деловая Америка» Н.Н. Смеляков. М. Политиздат, 1967г., стр. 68).

Постоянные и вечные враги — необходимое условие существования вождей. Без врагов внутренних или внешних вождизм немыслим. Чтобы удержать свой трон, необходимо постоянно создавать врагов или их образы. Проследите весь путь, все выступления, заявления Джемилева. В каждом из них обязательно присутствует образ врага. То это КГБ, потом участники национального движения не согласные с ним, затем бывшие друзья, теперь образ глобальный извечного врага — Россия и все русские, и не только в России, но и живущие по соседству, в Крыму.

Имея опыт выживания в экстремальных лагерных условиях, Мустафа Джемилев привнес его в национальное движение. Этот суровый опыт выживания, возможно, и был необходим во времена бандитского беспредела. Но наступило время созидать, к чему Мустафа Джемилев совершенно не неприспособлен. Былые «заслуги» уже не работают. Сегодня народу нужен иной лидер — созидатель, с опытом практической деятельности, профессиональными знаниями, владеющий современными технологиями творчества.

Но, вероятно, выживание и развитие крымскотатарского народа в Крыму, не входят в планы определенных международных центров. Похоже, они так и не отказались от идеи создания в Крыму и на прилегающих к полуострову территориях своего государства. Израиль, как известно, зажат кольцом мусульманских государств, и нет возможности для расширения и принятия рассыпанного по всему миру «избранного» народа численностью свыше нескольких десятков миллионов. В этом отношении куда перспективнее Крым и вся Украина в придачу. Создание самого мощного, передового, процветающего государства, диктующего и устанавливающего мировой порядок как богом избранной нации — их цель.

Проследите действия Мустафы Джемилева и меджлиса за 20 последних лет: всё делается для того, чтобы сократилась численность крымских татар на полуострове, чтобы прекратилось возвращение соотечественников из мест ссылки. Создаются всевозможные препятствия в получении жилья, земли и даже в регистрации… Средства, выделяемые на обустройство крымских татар, присваиваются и разбазариваются, не доходя до нуждающихся, что в условиях физического выживания вызывает множество болезней, сокращаются сроки жизни. Тысячи молодых людей вынуждены годами откладывать создание семей, а женившись, останавливаются на одном, редко на двух детях, тормозятся естественные демографические процессы. Самые интеллектуально развитые, перспективные юноши и девушки направляются на учёбу, работу в Турцию и другие более благополучные страны, откуда, как правило, не возвращаются.

Бурно происходят процессы ассимиляции, деградации: пышным цветом расцвели пьянство, наркомания, ничего этого не наблюдалось даже в ссылке. Апологеты меджлиса, декларируя необходимость защиты родного языка, во главу угла ставят развитие государственного языка, развитие украинских школ, направляя туда даже своих детей, призывая соотечественников следовать их примеру. Язык крымских татар вытесняется из сферы повседневного общения даже на бытовом уровне…

Обратите внимание, сокращается численность не только крымских татар, но и всего населения Украины, ибо воротилам запада такого количества украинцев не нужно, им достаточно оставить не более 15 миллионов физически сильных рабов для подсобных хозяйств под названием «Украина» и «Крымская Калифорния». К сожалению, мало кто из живущих сегодня понимает, что невольно участвуют в глобальных планах как расходный материал для будущего общества избранных.

Немногочисленный крымскотатарский народ, попавший в тяжелейшие условия, нуждается в поддержке, сочувствии, политической и экономической помощи. Ему абсолютно не нужны враги, он не должен втягиваться в противостояние, принимая одну из сторон. Однако Мустафа Джемилев пытается выступать мировым арбитром, но с единственной позиции: Россия и русские — враги всего человечества, глобальное зло, которому он мужественно противостоит…

Мустафа Джемилев, часто разъезжая по миру, участвуя в различных форумах, читая лекции в университетах, у тех, кто его еще принимает, может вызвать, разве что, сочувствие к украинскому руководству, которому приходится иметь дело с «диким племенем» крымских татар, коль скоро в лидерах у него значится подобное ничтожество.

Алим КУТЛАКЛЫ

Джемилев Мустафа Абдулджемилевич (Джемилъоглу, Крымоглу)

Один из лидеров крымскотатарского движения, общественный и политический деятель, бывший председатель Организации крымскотатарского национального движения (ОКНД), бывший председатель Меджлиса крымскотатарского народа (1991-2013). С 1998 по 2014 гг. - народный депутат Украины шести созывов (1998-2002, 2002-2006, 2006-2007, 2007-2012, 2012-2014, с 2014 года по н.в). После присоединения Крыма к России, с августа 2014 года - уполномоченный президента Украины по делам крымских татар.

Биография

Мустафа Джемилев родился 13 ноября 1943 года в деревне Ай-Серез (Междуречье) Судакского района Крымской АССР в крестьянской семье . (По другим источникам в селе Бозкой) . Отец владел виноградной плантацией, был раскулачен и выслан из Крыма, однако бежал из ссылки и тайно вернулся на родину.

В 1944 году семья Джемилевых была депортирована в Андижанскую область Узбекистана. После смерти Сталина и снятия некоторых ограничений в передвижении ссыльнопоселенцев семья переехала в Ангрен, а затем в Мирзачуль, где в 1959 году Мустафа Джемилев окончил среднюю школу.

В 1959 году Джемилев поступал на восточный факультет Среднеазиатского государственного университета в Ташкенте, но получил ответ, что для крымских татар прием на этот факультет закрыт.

В 1959 - 1961 годах работал токарем и слесарем на Мирзачульском ремонтно-механическом заводе, а затем на авиационном заводе в Ташкенте.

В конце 1961 года участвовал в учреждении молодежной подпольной организации "Союз крымскотатарской молодежи", где был руководителем "исторического отдела". После разгрома организации и ареста ее руководителей был вынужден уволиться с работы "по собственному желанию".

В 1962 году поступил на гидромелиоративный факультет Ташкентского института ирригации и механизации сельского хозяйства, но был отчислен с третьего курса. Поводом для исключения стала статья Джемилева "Краткий исторический очерк тюркской культуры в Крыму в ХIII–XVIII вв.", которую он распространял среди студентов.

В мае 1966 года был осужден Народным судом Ленинского района Ташкента на полтора года лишения свободы по обвинению в отказе от службы в армии.

Освободившись из заключения Мустафа Джемилев установил контакты с участниками правозащитного движения. Подписывал петиции в защиту инакомыслящих, протестовал против оккупации Чехословакии советскими войсками, участвовал в борьбе за соблюдение прав личности. Познакомился с западными корреспондентами, аккредитованными в Москве, предпринимал усилия по информированию мировой общественности о проблеме крымских татар, лишенных возможности проживать в Крыму.

В сентябре 1969 года Джемилев был повторно арестован с предъявлением обвинения по ст.1914 УК Узбекской ССР (соответствует ст.1901 УК РСФСР) - распространение заведомо ложных клеветнических измышлений, порочащих советский строй). 19 января 1970 года Джемилев был приговорен Ташкентским городским судом к трем годам лишения свободы.

После освобождения Джемилев поселился в Гулистане (Узбекистан), работал инженером в совхозе.

13 мая 1974 года был осужден на 15 суток "за хулиганство" в связи с участием в спровоцированной драке, подтвержденному четырьмя письменными свидетельскими показаниями. В ответ М.Джемилев объявил голодовку, и на девятые сутки его в тяжелом состоянии выпустили.

22 июня 1974 года в г.Гулистане Узбекской ССР Джемилев был арестован в связи с уклонением от призыва на военные сборы, приговором народного суда был признан виновным по ст.199 ч.1 УК УзССР и приговорен к 1 году лишения свободы с содержанием в ИТК строгого режима. Наказание с 19 сентября 1974 года отбывал в ИТК-3 г.Омска. Одной из причин ареста стали полученные КГБ "оперативные сведения" о намерении Джемилева выехать в Москву для вручения петиции крымских татар президенту США Р.Никсону, прибывавшему с визитом в столицу СССР.

19 июня 1975 года, за три дня до освобождения, против Джемилева возбудили новое уголовное дело по обвинению в составлении документов, порочащих советский государственный и общественный строй, и распространении среди заключенных "клеветнических" сведений. В знак протеста объявил голодовку, продолжавшуюся более трехсот дней. Подвергался принудительному кормлению.

15 апреля 1976 года по приговору Омского областного суда (ст.1901 УК РСФСР) Джемилев получил два с половиной года лагерей. На процесс не были допущены специально прибывшие из Москвы академик Андрей Сахаров и его жена Елена Боннэр.

В декабре 1977 года Джемилев был освобожден под административный надзор, проживал в Ташкенте.

На воле и в заключении Джемилев настаивал на своем праве жить в Крыму, писал протесты в советские и международные инстанции, распространявшиеся в Самиздате. Власти неоднократно задерживали его при попытках выехать на родину.

В феврале 1979 года М.Джемилев был арестован по обвинению в "злостном нарушении правил административного надзора". 6 марта 1979 года Народным судом Октябрьского района Ташкента был приговорен к четырем годам ссылки. Отказался от участия в процессе, поскольку к защите не был допущен выбранный им адвокат.

Ссылку отбывал в Якутии, в п.Зырянка. По окончании срока ссылки в июле 1982 выехал с женой и ребенком в Крым, но через три дня вместе с семьей был выдворен оттуда и поселен под административный надзор в г.Янгиюль Ташкентской области. Работал слесарем, разнорабочим.

В ноябре 1983 года был арестован в очередной раз и приговорен Ташкентским областным судом по ст.1914 УК Узбекской ССР (соответствует ст.1901 УК РСФСР) к трем годам лишения свободы. Ему инкриминировалось "составление и распространение документов, порочащих советский государственный строй и его политическую систему", переписка со знакомыми за рубежом, запись на магнитофон передач зарубежных радиостанций, письмо японской радиовещательной корпорации NHK с одобрением позиции Японии в территориальном споре с СССР, а также организация массовых беспорядков при попытке похоронить отца на территории Крыма. Срок отбывал в Магаданской области (РСФСР).

В ноябре 1986 года Джемилев опять попытались не выпустить на свободу, возбудили новое (седьмое) уголовное дело за "злостное неповиновение требованиям администрации исправительно-трудового учреждения". 16 декабря 1986 года выездная сессия Магаданского областного суда, проходившая в п.Уптар Магаданской области, признала Джемилева виновным по ст.1883 УК РСФСР. Был приговорен к 3 годам лишения свободы условно с пятилетним испытательным сроком и освобожден из зала суда .

В апреле 1987 года на первом Всесоюзном съезде активистов крымскотатарского движения был избран в Центральную инициативную группу. Стал редактором ежемесячника "Вестник национального движения крымских татар".

В мае 1989 года на очередном Всесоюзном съезде активистов движения была учреждена Организация крымскотатарского национального движения (ОКНД), председателем Центрального совета которой стал Джемилев. В том же году переехал с семьей в Крым и поселился в Бахчисарае.

В июне 1991 года на Национальном съезде представителей крымских татар, названном Вторым Курултаем крымскотатарского народа, М.Джемилев избран председателем Меджлиса – высшего представительного органа крымских татар.

В марте 1996 года по партийному списку Народного Руха Украины стал депутатом Верховной рады, неоднократно переизбирался. Член комитета Рады по правам человека, национальным меньшинствам и межнациональным отношениям (с 1998 года).

На парламентских выборах 2002 года Джемилев прошел в Раду в составе избирательного списка блока "Наша Украина". На парламентских выборах 2006 года он вновь стал депутатом Верховной рады от "Нашей Украины". На парламентских выборах 2007 года Джемилев избирался в парламент от блока "Наша Украина – Народная самооборона". На парламентских выборах 2012 года попал в Раду по списку ВО "Батькивщина".

После присоединения полуострова к России Мустафе Джемилеву был запрещен въезд в Крым сроком на пять лет. 22 апреля Джемилев вместе с заместителем главы Меджлиса Асланом Омер Кырымлы выехали из Крыма в Киев, и при пересечении российско-украинской границы "гражданину Украины" Джемилеву вручили "Акт уведомления о неразрешении въезда в Российскую Федерацию" до 19 апреля 2019 года

19 апреля 2014 года Мустафе Джемилеву был запрещен въезд в Россию сроком на пять лет (постановление ФМС РФ №140-1301087), о чем он был уведомлен при пересечении российско-украинской границы через КПП "Армянск" в Крыму. 2 мая Джемилев предпринял попытки попасть в Крым транзитом через московский аэропорт «Шереметьево» и через КПП "Армянск", но не смог пройти пограничный контроль .

20 августа 2014 года президент Украины Петр Порошенко назначил Мустафу Джемилева уполномоченным главы государства по делам крымскотатарского народа .

Джемилев о голодовке Надежды Савченко

В связи с голодовкой Надежды Савченко, обвиняемой в пособничестве в убийстве двух российских журналистов под Луганском и незаконном пересечении границы РФ, Мустафа Джемилев заявил: "Надя уже добилась того, что можно было. Я считаю, что ей сейчас нужно было бы остановиться, потому что Россия - агрессор, это не та страна, где правят гуманные принципы". <...> "Надо сохранить жизнь, для того, чтобы выйти на свободу и бороться с Россией другими способам" .

Дело Хайсера Джемилева

27 мая 2013 года 32-летний сын Мустафы Джемилева Хайсер, по данным следствия, застрелил из отцовского ружья 44-летнего Февзи Эдемова. Прокуратура Украины инкриминировала Джемилеву-младшему одну статью Уголовного кодекса Украины - ч.2 ст.115 (умышленное убийство из хулиганских побуждений).

29 мая 2013 года на пресс-конференции Мустафа Джемилев сообщил подробности о состоянии здоровья сына на тот момент: "Я больше всего опасался, что он с собой покончит. Он моей охране говорил, это было пять лет назад, что он плохо себя почувствовал, работая в Таиланде. Оттуда он (Хайсер) начал звонить, говорить какие-то несуразицы, и я быстро принял меры, чтобы его привезти сюда. И тогда у него начались разговоры: что моей жизни угрожает опасность, чтобы я не ел на стороне, чтобы ел только то, что мать готовит. А охране говорил, что его дни сочтены, и он очень просит следить, чтобы с ним было все хорошо". " Мы поняли, что здесь не все в порядке и лечили его в одной из очень престижных клиник Стамбула, где вынесли диагноз: психическое расстройство. Причины какие: он при мне говорил о том, что, будучи в Таиланде, он несколько раз пробовал марихуану" .

В феврале 2014 года адвокат Александр Лесовой сообщил, что дело Хайсера Джемилева будет рассмотрено судом присяжных.

4 июня на обсуждении вердикта присяжных прокуратура запросила для Джемилева 5,5 года колонии .

10 июня 2015 года Краснодарский краевой суд приговорил Хайсера Джемилева к пяти годам колонии общего режима, но поскольку он два года провел под стражей до суда, то фактический срок составил 3,5 года. Гражданский иск потерпевшего (брата убитого Февзи Эдемова Аслана) о взыскании семи миллионов рублей компенсации морального вреда Краснодарский краевой суд сегодня оставил без рассмотрения.

Х.Джемилев отправлен отбывать наказание в Астрахани , срок заключения в колонии истекает 26 ноября.

12 февраля 2016 года стало известно, что Генпрокуратура России оставила без удовлетворения запрос Минюста Украины о выдаче осужденного в Краснодарском крае Хайсера Джемилева.

25 февраля Советский райсуд Астрахани отказал Джемилеву в УДО .

28 апреля это решение подтвердил Астраханский областной суд .

15 сентября 2016 года Советский районный суд города Астрахани принял решение об административном надзоре в отношении Джемилева, в соответствии с которым ему надлежит проживать три года после освобождения в Республике Крым.

10 октября 2016 года уд в Астрахани отказал Хайсеру Джемилеву в условно-досрочном освобождении по причине того, что он имеет 22 взыскания и "признан в колонии злостным нарушителем правопорядка".

28 октября 2016 года адвокат Хайсера Джемилева - Николай Полозов сообщил, что его подзащитный подал жалобу в Страсбургский суд в отношении России и Украины.

К моменту освобождения Джемилева консульство Украины предоставит ему временные документы, удостоверяющие личность (30 сентября 2016 года Хайсер Джемилев заявил суду, что паспорт гражданина Украины у него был изъят в 2013 году, а гражданство Российской Федерации он не получал, - прим. "Кавказского узла" ) , заметил адвокат.

По словам адвоката, Х.Джемилев как иностранный гражданин, даже несмотря на решение об административном надзоре, имеет право уехать к себе на Родину. Как осужденный за тяжкие преступления, он не может получить вид на жительство. Поэтому максимальный срок его пребывания в России ограничен 90 днями, после чего его обязаны депортировать.

В то же время существует опасность, что "Джемилева могут вообще не выпустить из России ... поскольку он является удобным инструментом для манипуляций в отношении его отца – лидера крымских татар Мустафы Джемилева. Хайсера Джемилева могут выпустить из астраханской колонии, но сразу же задержать, предъявив ему какое-нибудь новое обвинение", добавил адвокат.

Примечания:

  1. Жизненный путь // Мемориал, 14.03.2014.
  2. Джемилев Мустафа Абдулджемиль // Сайт Политрада.
  3. Омский процесс Мустафы Джемилева (из книги "Крымские татары. 1941-1991") // Крым и крымские татары, 29.04.2011.
  4. Экс-лидер крымских татар не добился в суде права вернуться на родину // РБК, 12.02.2015.
  5. Сайт Адміністрації Президента України // Указ Президента України № 657/2014 Про призначення М.Джемілєва Уповноваженим Президента України у справах кримськотатарського народу, 20.08.2014.
  6. Джемилев: Россия могла быть причастна к теракту в Париже // Гордон, 08.01.2015.
  7. В Крым начали завозить ракеты, способные нести ядерные боеголовки – Джемилев // Радио Свобода, 18.01.2015.
  8. Джемилев советует Савченко прекращать голодовку // "Українськi Новини", 09.02.2015.
  9. Мустафа Джемилев признался, что его сын употреблял наркотики // Аргументы недели – Крым, 29.05.2013.
  10. В РФ присяжные признали сына Джемилева невиновным в умышленном убийстве // РИА Новости Украина, 02.06.2015.

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры

Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.

Мустафа Джемилев - советский политзаключенный, правозащитник, до недавнего времени председатель меджлиса, высшего представительно-исполнительного органа крымско-татарского народа, действующего в период между сессиями курултая, депутат Верховной рады Украины от партии «Батькивщина» и по-прежнему неформальный лидер крымских татар. Ему идет 71-й год, но сегодня он один из самых заметных и влиятельных политиков Крыма и Украины. С ним, легендарным борцом за права крымско-татарского народа, единственным из всех нелояльных к России крымских деятелей, в преддверии референдума счел нужным лично пообщаться Владимир Путин. Телефонный разговор между ними, состоявшийся 12 марта, не привел к сближению позиций, пресс-служба главы государства никаких официальных сообщений о нем не распространила, но для президента России это, несомненно, был важный символический жест в сторону всех крымских татар если не в надежде заручиться поддержкой, то хотя бы убедиться в сдержанности их позиции.

Джемилев – противник выхода Крыма из состава Украины, он называет новые власти оккупационными, не принял результаты референдума 16 марта и настаивает на том, что не принял их и весь его народ. Символические жесты не то, что может его удовлетворить. Впереди момент истины, внеочередная сессия курултая крымско-татарского народа, намеченная на 29 марта, а затем и, возможно, всеобщее голосование крымских татар, «национальный референдум по вопросу о самоопределении», о котором говорит Джемилев.

Из всех деятелей правозащитного движения СССР 1960–1980-х годов Мустафа Джемилев сегодня наиболее активен как политик. Через 70 лет после депортации крымских татар последствия этого преступления сталинского государства снова дают о себе знать, и история не отпускает Мустафу Джемилева на пенсию. В начале нового периода биографии Джемилева мы решили вспомнить один из центральных эпизодов его прошлого, Омский процесс 1976 года, и рассказать о нем устами Андрея Дмитриевича Сахарова.

Мустафа Джемилев

Сахаров был старше Джемилева на двадцать два года. Казалось, их разделяла пропасть. Один – гениальный физик, академик, благодаря научному таланту поднявшийся до самых вершин советской военно-политической элиты и оттуда, с вершины, шагнувший дальше, к более важной задаче – борьбе за права человека, получивший в 1975 году высший знак мирового признания гуманитарных заслуг – Нобелевскую премию мира. Другой – шести месяцев отроду вместе со своей семьей и земляками переживший жесточайшую депортацию из Крыма в Узбекистан, выросший в ссылке, исключенный из вуза за смелые выступления в защиту прав своего народа, в 26 лет ставший одним из учредителей Инициативной группы защиты прав человека в Советском Союзе (первой открыто заявившей о себе правозащитной организации СССР) и проведший затем много лет в тюрьмах.

Андрей Сахаров

Впервые Мустафу Джемилева судили в 1966 году за отказ от службы в Советской армии. Государство, нарушающее права своего гражданина, не может рассчитывать на то, что гражданин будет выполнять свои обязанности, – за такую позицию Джемилев поплатился полутора годами заключения. Следующий срок – три года колонии строгого режима – он получил в 1970-м за «распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй». Вместе с молодым крымско-татарским активистом по делу проходили московские правозащитники, генерал Петр Григоренко и поэт Илья Габай. Первого до суда отправили в психиатрическую спецбольницу, второй вместе с Джемилевым в ходе процесса требовал проверки фактов, изложенных в документах, за которые их судили, отрицая наличие в них клеветы; суд от проверки фактов уклонился. Стенограмма этого процесса разошлась в самиздате, а последнее слово Мустафы Джемилева стало одним из самых ярких документов в истории правозащитного движения в СССР: «Каким бы я ни подвергался репрессиям и преследованиям, я твердо могу сказать, что никто, никогда и ни при каких обстоятельствах не сможет меня заставить отказаться от исполнения обязанностей, налагаемых честью, национальным достоинством и гражданским долгом». Что это не были пустые слова, Мустафа Джемилев доказал всей своей последующей жизнью.

В следующий раз он попал за решетку на год в 1974-м, формально – за уклонение от участия в военных сборах, а фактически из-за того, что органам стало известно о его намерении отправиться в Москву, чтобы во время визита в СССР президента США Никсона передать ему письмо, посвященное проблемам крымских татар.

Дискриминация крымских татар, продолжавшаяся даже после формального снятия с них клейма народа-предателя, негласный запрет на их возвращение в Крым, жестокие преследования семей, решившихся нарушить этот запрет, репрессии в отношении активистов – все это было хорошо известно Сахарову. В 1975-м в Нобелевской лекции, оглашенной Еленой Боннэр с трибуны в Осло, Сахаров говорил об этом и называл имя Мустафы Джемилева в числе других советских политзаключенных, о которых должен был знать весь мир. В 1976-м, узнав, что за три дня до окончания срока заключения по предыдущему делу против Джемилева возбуждено новое уголовное дело и что тот в знак протеста держит многомесячную голодовку, подвергаясь мучительным процедурам насильственного кормления, Сахаров отправляется в Омск, чтобы самим фактом своего присутствия на суде поддержать Джемилева и привлечь внимание к его судьбе. Тогда они не были лично знакомы и во время процесса даже не смогли увидеться; академика, нобелевского лауреата не пустили в зал заседаний областного суда. Лишь во время последнего слова подсудимого, когда из коридора донесся шум спора и потасовки от вывода из зала брата Джемилева Асана, сестра подсудимого Васфие Хаирова бросила несколько слов на татарском языке, давая Мустафе понять, кто находится за дверью: «Это наши друзья. Самый громкий голос – это Шакер (то есть "сахар")».

К тому моменту Джемилев отказывался от добровольного приема пищи уже более девяти месяцев. Он сильно исхудал, его здоровье было подорвано. После вынесения приговора, перед отправкой в колонию ему дали свидание с братом. Тот через стекло, разделявшее их, показал ему открытку, где рукой Сахарова была написана просьба прекратить голодовку. Как вспоминает Джемилев, к нему, тридцатитрехлетнему, Сахаров обращался «сынок». Джемилев согласился снять голодовку.

Мустафа Джемилев

Уже в наше время Омскому процессу было посвящено специальное издание , в котором опубликованы обвинительное заключение, приговор, подробные записи происходившего в суде. Но уже в мае 1976-го отчет о суде над Мустафой Джемилевым и о кампании в его поддержку оперативно разместила «Хроника текущих событий» – самиздатовский бюллетень, благодаря которому предавались гласности факты нарушений прав человека в СССР. Эти материалы дополняются «Воспоминаниями» Сахарова. Многое в тех событиях удивительно напоминает сегодняшний день, нынешние политические процессы.

«На 6 апреля 1976 года были назначены сразу два суда – над Андреем Твердохлебовым в Москве и над Мустафой Джемилевым в Омске. Несомненно, это не было случайное совпадение: КГБ хотел лишить кого бы то ни было, в том числе и меня, возможности присутствовать на обоих судах. Я решил, что важней поехать в Омск. В Москве в это время еще было много людей, которые придут к зданию суда над одним из известных диссидентов, в Москве есть иностранные корреспонденты. В Омске ничего этого нет. Можно было опасаться, что почти никакая информация о процессе в Омске не станет вообще доступной общественности или станет известна очень нескоро. Я сделал о своем решении заявление, и мы с Люсей (Елена Боннэр, супруга А.Д. Сахарова. – Сахаровский центр) вылетели в Омск (3 часа полета, билеты не без труда купили с помощью моей "геройской" книжки).

(…) В 1976 году кончался очередной срок заключения, который он отбывал в лагере недалеко от Омска. За полгода до окончания срока против него было возбуждено очередное дело о "заведомой клевете на советский государственный и общественный строй": якобы он говорил, что «крымские татары насильно вывезены из Крыма и им не разрешают вернуться».

Само по себе это так и есть, и Мустафа много раз писал об этом в подписанных им документах и мог, конечно, говорить, но следствию был нужен свидетель. Приехавшие в Омск следователи КГБ концентрируют свои усилия на заключенном того же лагеря Иване Дворянском, отбывающем 10-летний срок заключения за непреднамеренное (в аффекте) убийство человека, оскорбившего, по его мнению, его сестру. Сначала Дворянский противится усилиям следователей и передает "на волю" записку о том давлении, которому он подвергается, – угрозам и обещаниям. За несколько месяцев до суда Дворянского изолируют от остальных заключенных, помещают в карцер. Мы не знаем, что там с ним делают. Через месяц он дает необходимые показания, которые и ложатся в основу нового дела Мустафы Джемилева. С момента возбуждения дела Мустафа держал голодовку, и это нас очень волновало. На суд приехал адвокат Швейский из Москвы, родные Мустафы (мать, брат, сестры) и крымские татары из Ташкента. Швейский раньше защищал В. Буковского и А. Амальрика, и мы знали, что он умел находить необходимую линию между требованиями адвокатской этики и профессии (а он прекрасный адвокат) и реальными условиями работы советского адвоката на процессе инакомыслящего.

Конечно, не все в этой линии нас устраивало, но все же это было кое-что. В первый наш приезд суд был отменен под каким-то нелепым предлогом (кажется, авария водопровода в следственной тюрьме). Очевидно, власти хотели, чтобы мы уехали и не приезжали (это их желание только подтверждало правильность сделанного мною выбора). Отсрочка в особенности волновала нас потому, что мы не знали, в каком состоянии находится голодающий Мустафа. Хотя было утомительно и накладно совершать неблизкий путь вторично (не только нам с Люсей, а и всем приехавшим на суд), мы твердо решили не отступать и 18 апреля (если я не ошибаюсь в датах) опять вылетели в Омск (Сахаров все-таки ошибается. Судебный процесс над Мустафой Джемилевым происходил 14–15 апреля 1976 года. – Сахаровский центр) .

При устройстве в гостиницу произошел забавный эпизод.

Женщина-администратор, увидев в паспорте мою фамилию, нервным движением отбросила его и воскликнула:

– Такому мерзавцу, как вы, я куска хлеба не подам, не только что номер предоставить.

В холле сзади нас молча стояли крымские татары – у них-то уже были койки. Они привыкли игнорировать подобные оскорбления в свой адрес и теперь смотрели, что будет со мной. Вдруг администраторша засуетилась:

– Ах, ах, я так переволновалась, у меня заболело сердце. Нет ли тут у кого-нибудь валидола?

Татары продолжали молча стоять. Я сказал:

– Валидола нет, но, Люсенька, у нас должен быть нитроглицерин.

– Нет, глицерина я боюсь.

Мы пошли вместе с татарами в их номер – у нас было о чем поговорить. Через полчаса явилась та же администраторша:

– Товарищ Сахаров, вот ваши ключи от номера. Когда вы освободитесь, спуститесь, пожалуйста, вниз, заполните карточку.

Несомненно, номер мне дали по указанию ГБ, не хотели скандала, а предыдущий эпизод был – личная инициатива «истинно советского человека».

В конце дня из Москвы приехал Саша Лавут (Александр Лавут – член Инициативной группы по защите прав человека в СССР, постоянный редактор раздела "Хроники текущих событий", посвященного преследованиям крымских татар. – Сахаровский центр) . На другой день начался суд. В зал, кроме подобранной публики и гэбистов, пустили первоначально всех родных Мустафы: мать, брата Асана, сестер. Обстановка в зале суда, а вследствие этого и вовне, сразу же начала стремительно накаляться. Мустафа, который продолжал голодовку, еле стоял на ногах. Судья перебивал его на каждом слове, практически не давал ничего сказать. Но особенно судья пришел в неистовство, когда Дворянский отказался от своих ранее данных, с таким трудом выбитых у него показаний. Рушилось все обвинение! Придравшись к какой-то реплике Асана, судья удалил его из зала. Затем была удалена Васфие (сестра Мустафы), пытавшаяся дать понять ему, что в Омске Сахаров (она употребила для этого татарское слово, обозначающее сахар). И, наконец, во второй день суда удалили мать Мустафы. Когда выведенную мать не пустили после перерыва в зал, она заплакала, закрыв лицо руками. Я закричал:

– Пустите мать, ведь суд – над ее сыном!

Стоявшие у дверей гэбисты ответили насмешками и стали отталкивать нас от дверей зала. В этот момент Люся сильно ударила по лицу штатского здорового верзилу, распоряжавшегося парадом, а я – его помощника: оба, несомненно, были гэбистами. На нас сразу накинулись милиционеры и дружинники, татары закричали, бросились на выручку – возникла общая свалка. Меня и нескольких татар вытащили на улицу, бросили в стоящие наготове «воронки». Я оказался рядом с девушкой-татаркой и одним из тащивших меня милиционеров. Он оказался по национальности казанским татарином, и девушка стала его тут же громко укорять. Милиционер смущенно вытирал потное после схватки лицо. Люсю в этот момент затолкали в какую-то комнатушку. Тащили ее очень грубо, толкали, все руки у нее оказались в кровоподтеках и синяках. Меня привезли в отделение милиции, пытались допрашивать; я отказывался, требуя, чтобы мне дали возможность увидеть жену. Через час-полтора меня отпустили, а Люсю в это время привезли в то же отделение, где перед этим находился я. Тут уж Люся стала требовать, чтобы ей предъявили меня, и за мной послали машину (я уже успел дойти до здания суда). Наконец мы увидели друг друга. Люся стала требовать, чтобы ей прислали врача, освидетельствовать нанесенные ей побои.

Привели каких-то двух работников из поликлиники, но те заявили (очевидно, наученные), что могут оказать медицинскую помощь, но не выдавать какие-то справки. Нас с Люсей отпустили, заявив, что против нас может быть возбуждено дело, уже тогда, когда Мустафе Джемилеву был вынесен приговор, – 2,5 года заключения. При этом суд постановил, что именно первоначальные – против Джемилева – показания Дворянского истинные, а отказ от этих показаний в суде – результат психологического давления, которое оказывал на него подсудимый. Мы не знаем, какие последствия для Дворянского имел его геройский поступок(Стенограмма допроса Владимира Дворянского – один из самых сильных материалов Омского процесса. Суд в итоге вынес частное определение о привлечении свидетеля Дворянского к уголовной ответственности за дачу ложных показаний, то есть за отказ подтвердить свои прежние показания против Джемилева. 18 мая Сахаров и Григоренко распространили заявление в защиту Дворянского, в котором говорилось: "Определение суда – расправа за честность, за то, что человек, оболгавший товарища по заключению, раскаялся в содеянном и нашел мужество сознаться во лжи. Суд хочет создать прецедент расправы над теми, кто не захочет лгать по велению карательных органов. Суд передает беззащитного заключенного в руки тех, кто принудил его к даче нужных следствию ложных показаний". В сентябре 1976 года Владимир Дворянский был осужден, и к 10-летнему сроку заключения, который он ранее отбывал, добавлен еще один год. – Сахаровский центр).

В тот же день появилось сообщение ТАСС на заграницу (переданное по телетайпам), в котором красочно описывалась драка, учиненная в зале омского суда (где мы никогда не были и куда не пускали даже мать подсудимого) академиком Сахаровым и его супругой. Сообщение это, а также отсутствие известий от нас вызвали очень большое волнение во всем мире. Известия отсутствовали потому, что на время суда междугородная телефонная связь Омска, в частности с Москвой, была выключена. У нас есть выражение: "Фирма не считается с затратами", но в данном случае это, пожалуй, даже слабо сказано. В общем, как мне кажется, наша задача – привлечь внимание мировой общественности к процессу Джемилева – была выполнена.

Из рассказов родных Джемилева о суде. Судья заявил:

– Вот Джемилев утверждает, что крымских татар не прописывают в Крыму. Ну и что? Меня вот не пропишут в Москве – и я не жалуюсь на это.

Такова логика противоправного государства, где представитель закона одно беззаконие оправдывает другим. Я говорил с судьей во время первого приезда в Омск, пытаясь (безрезультатно) выяснить, почему откладывается суд. Судья выглядел как вполне «обыкновенный» человек, с достоинствами и недостатками, в прошлом участник войны, боевой офицер, отец семейства, я уверен, считающий, что делает в жизни нужное и трудное дело. Но какова его роль в деле Джемилева, а возможно, и в некоторых «обычных» уголовных делах? Я как-то не подберу слов...

На другой день после приговора родные Джемилева решили добиваться свидания с ним. Я написал письмо Мустафе, в котором уговаривал его прекратить голодовку, длившуюся уже 9 месяцев (с насильственным кормлением). Быть может, именно это письмо, о существовании которого было известно начальству, объясняет, почему родным дали свидание. Голодовку Мустафа решил прекратить. Я был этому очень рад».

Омский процесс не стал последним в биографии правозащитника Мустафы Джемилева. В 1979-м, вскоре после освобождения, он был снова осужден – теперь за сфабрикованные "нарушения правил административного надзора". На этот раз его судили в Ташкенте. Сахаров вылетел туда, и снова повторилась комедия с внезапным переносом даты суда. Новый приговор – пять лет ссылки.

«В этот свой приезд я познакомился со многими активистами крымско-татарского движения, проживающими в Ташкенте, – пишет Сахаров. – Большинство из них имели за плечами по несколько лет заключения. Это были интересные люди, глубоко преданные идее возвращения крымских татар на крымскую землю, с которой их связывают тысячи исторических нитей. Они не скрыли от меня, какие острые споры и разногласия существуют между ними относительно тактики их борьбы, относительно ее реальных перспектив. В одном они были все согласны: что допустимы и оправданны только легальные, ненасильственные методы, в рамках существующей государственной структуры. Спорным был в особенности вопрос об отношении к общему правозащитному движению. Некоторые считали, что контакты с нами (с такими людьми, как Лавут, Сахаров) спутывают простое и очевидное крымско-татарское дело со множеством других сложных проблем и тем очень его затрудняют. По-видимому, они при этом опасались, что удары репрессий, обрушившихся на правозащитников, рикошетом будут падать и на них. Другие (большинство) считали, что крымско-татарское дело – органическая часть общего комплекса проблем прав человека в СССР: свободы передвижения, информации, убеждений, и только вместе мы можем чего-то добиться».

История показала, кто был тогда прав. Но история не завершена, она продолжается сегодня, прямо на наших глазах. Новый ее узел завязывается вокруг крымско-татарского народа.

1

Советский правозащитник и диссидент, украинский политик, деятель крымскотатарского национального движения, председатель Меджлиса крымскотатарского народа в 1991-2013 гг.

Семья

Супруга Сафинанр - председатель Лиги крымскотатарских женщин. Имеет дочь и двоих сыновей.

Биография

По окончании школы в городе Гулистан в 1959 году работал токарем на авиационном заводе в Ташкенте, затем слесарем.

В 1962 году Джемилев поступил в Ташкентский институт инженеров ирригации и мелиорации сельского хозяйства , откуда был исключён в 1965 году за "за недостойное поведение".

В мае 1966 году был призван в армию, но отказался служить и был приговорен за это к 1,5 годам лишения свободы, был освобождён в ноябре 1967 года.

В 1969 году он стал одним из учредителей "Инициативной группы защиты прав человека в Советском Союзе".

В сентябре 1969 г. был арестован по обвинению в "составлении и распространении документов, порочащих советский государственный и общественный строй ". Был осуждён в Ташкенте 12 января 1970 года к трем годам заключения. В 1972 году был освобождён, работал инженером в совхозе.

В июне 1974 года был арестован и осужден к одному году лишения свободы по обвинению в уклонении от военных сборов. В 1975 г. за три дня до окончания срока заключения против него было возбуждено новое уголовное дело по обвинению в распространении измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, среди заключённых.

В знак протеста объявил голодовку, которая при принудительном кормлении через зонд продолжалась десять месяцев. В апреле 1976 г. Омский областной суд приговорил его к 2,5 года лишения свободы. Этот судебный процесс описан в воспоминаниях академика А. Д. Сахарова .

Был освобожден в декабре 1977 года, жил в Ташкенте.

Всего имеет 7 (по другим данным 6) судимостей, провел в заключении в общей сложности 15 лет за "распространение взглядов, порочащих советский строй ". Аресты в 1966, 1969, 1974, 1975, 1979, 1983 гг.

Мустафа Джемилев - почетный доктор права Сельджукского университета в Турции, лауреат Международной премии им. П.Орлика "За демократизацию украинского общества", правозащитной премии Верховного Комиссара ООН по делам беженцев "Премии Нансена", "Награды Солидарности" имени Леха Валенсы.


Награжден орденом Князя Ярослава Мудрого V и IV степеней, Почетными грамотами Верховной рады Украины, Кабинета министров Украины.

Именем Джемилева названы парк в Анкаре, улицы в Анкаре, Сунгурлу и некоторых других турецких городах, лекционный зал в Сельджукском университете, библиотека Университета Кырыккале. Он является почетным гражданином городов Кастамону и Кырыккале в Турции.

Политика

В 1989 году Джемилев вместе с семьёй вернулся в Крым, в город Бахчисарай. Незадолго до этого он был заочно избран председателем Центрального совета Организации крымскотатарского национального движения (ОКНД).

В июне 1991 года впервые за долгое время собрался представительный орган крымских татар, большинство которых (около 5 млн человек) проживает в Турции, - Курултай крымскотатарского народа. Тогда же был избран и президиум (исполнительный орган) этой организации - Меджлис крымскотатарского народа .

С 1999 года по 2010 год - глава Совета представителей крымско-татарского народа при президенте Украины.

Мустафа Джемилев - народный депутат Украины III (1998-2002), IV (2002-2006), V (2006-2007), VI (2007-2012) и VII (с 2012 года) созывов.

В разные годы входил в состав фракций Народного Руха Украины , "Наша Украина", блока "Наша Украина – Народная самооборона".

В Верховной раде VII созыва входил в состав фракции Всеукраинского объединения "Батькивщина" . Председатель подкомитета по вопросам этнополитики, прав коренных народов и национальных меньшинств Украины, жертв политических репрессий Комитета Верховной Рады Украины по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений.

В Верховной раде Украины проявил себя как наиболее бескомпромиссный сторонник отрицания геноцида армян .

16 марта 2014 года в Крыму прошел референдум , на котором большинство жителей полуострова высказались за его вхождение в состав РФ, Крым стал частью России.


Вскоре Джемилеву был запрещен въезд в Крым сроком на пять лет. По словам врио главы республики Сергея Аксенова , запрет был вызван действиями самого Джемилева, направленными на разжигание межнациональной розни.

Однако в первых числах мая Джемилев все же предпринял попытку попасть в Крым. Попытавшись добраться в Крым авиарейсом Москва-Симферополь, Джемилев прибыл в Москву из Киева, однако его не пропустили через пункт паспортного контроля, заявив, что ему въезд запрещён.

Возвратившись на Украину, Джемилев попытался вернуться в Крым через КПП в Армянске . Эта попытка также не удалась. Трасса Армянск-Херсон была блокирована бойцами ОМОН и других силовых спецподразделений, автомобилями "Урал", бронетехникой. Встречавшие Джемилева многочисленные крымские татары прорвались сквозь цепь омоновцев, но провести в Крым Джемилева им не удалось.


20 августа 2014 года президент Украины Петр Порошенко учредил должность уполномоченного по делам крымско-татарского народа и назначил уполномоченным Мустафу Джемилева.

Первым делом на новой должности Джемилев предложил преобразовать ряд районов Херсонской области в Автономную республику Крым в составе Украины. Вместе с Ахмедом Закаевым обвинил Россию в причастности к террористическим актам в Париже в январе 2015 года.

26 февраля 2015 года призвал президента Украины Петра Порошенко ввести полную блокаду Крыма, отрезав полуостров от снабжения энергоносителями и продуктами питания.


Слухи, скандалы

27 мая 2013 года Хайсер, сын народного депутата от фракции "Батьківщина" Мустафы Джемилева по неосторожности из огнестрельного оружия убил человека.

Несчастный случай произошел в Бахчисарайском районе в доме сына Джемилева. "Пуля попала прямо в голову, человек скончался на месте. Туда выехали правоохранители ", - сообщил источник в МВД.


Хайсер, находясь дома, через окно выстрелил в рабочего, тоже крымского татарина, который уже несколько дней занимался мелким ремонтом на территории дома. Судя по всему, сын Джемилева принял рабочего, неосмотрительно подошедшего к окну с внешней стороны, за грабителя.

Источник отметил, что сначала семья Джемилевых озвучивала версию о случайном выстреле во время чистки ружья, а сейчас говорит о том, что Хайсер ходил охотиться на птицу и случайно попал в человека.

По версии другого источника издания, Хайсер сознательно произвел выстрел в друга Решата в результате межличностного конфликта.

Россия провела над Хайсером Джемилевым собственный судебный процесс в Краснодарском краевом суде, который 10 июня 2015 года приговорил его к 5 годам лишения свободы.

Издание отмечает, что покойный Решат приходится родственником главе Бахчисарайского меджлиса Ахтему Чийгозу .

Дело сына Джемилева стало поводом для третьего иска Украины в ЕСПЧ . Киевские власти просили разобраться в "нарушении прав лидера крымско-татарского народа Мустафы Джемилева и его сына Хайсера Джемилева". ЕСПЧ обязал российские власти освободить крымчанина, однако в РФ к этому решению не прислушались.

Осенью 2014 года в Праге установили билборды с фото и высказыванием Джемилева, упрекающим президента Чехии Милоша Земана за его пророссийскую позицию в российско-украинском конфликте.

Фраза Джемилева на билбордах в переводе на русский язык гласит "За выражение несогласия с советской оккупацией Чехословакии в 1968 году я отсидел в тюрьме три года. Сейчас президент Чехии призывает смириться с аннексией Крыма ".

В августе 2015 года Джемилев заявил в эфире "Радио Свобода", что считает блефом российских властей планы по строительству Керченского моста . Однако в случае его постройки ВСУ, по его мнению, имют полное право его разбомбить.

Бессменный лидер крымско-татарского Меджлиса Мустафа Джемилев, горячо поддержавший госпереворот на Украине в феврале 2014 года и претендующий на восстановление своего влияния в Крыму, оказался обладателем бурной биографии. Судимости, в том числе за изнасилование, крупный бизнес в Турции, махинации с недвижимостью и бюджетными деньгами, организованные криминальные группировки - материалы об этом были озвучены в специальном репортаже телеканала "Россия", передает корреспондент Накануне.RU .

Основной задачей крымско-татарского Меджлиса было оказание помощи депортированным крымским татарам, которые вернулись в Крым в конце 1980-х годов. Однако, расследование журналистов показало, что значительная часть депортированных татар свою помощь безрезультатно ждет уже больше двух десятилетий. Для организации финансового потока из государственного бюджета был учрежден "народный" банк "Индат". Однако, как рассказала в сюжете бывшая активистка Меджлиса Ава Азаматова, фактическим владельцем банка был Мустафа Джемилев. По ее словам, через банк проходили бюджетные деньги, которые расхищались и исчезали в неизвестном направлении. Существует множество документов правоохранительных органов, генеральной прокуратуры Украины, в которых фиксируется выявление многочисленных хищений средств через банк, предназначенных на строительство жилья для депортированных крымских татар. Указывается в документах и непосредственная причастность к хищениям Джемилева, который лично получал десятки тысяч долларов США. В итоге, череда скандалов привела к тому, что банк был закрыт, однако украденные деньги найдены не были.

Такое же название - "Индат" - носила одна из крупнейших преступных группировок Крыма в 90-е годы. По словам вице-премьера Крыма Руслана Бальбека, ее отцом-основателем был сам Джемилев. Основой деятельности ОПГ "Индат" был рэкет и крышевание бизнеса в Бахчисарае. Группировка была разгромлена в конце 90-х. В Крыму уверены, что Джемилев действительно мог иметь к ней отношение, поскольку сам имеет криминальное прошлое.

По словам бывшего сотрудника МВД Украины Сергея Веселовского, Джемилев начал свою "карьеру" как вор-форточник, который после общения в местах заключения с "политическими" решил заняться этой более "респектабельной" деятельностью. Всего Джемилев сидел семь раз, при этом одна из "ходок" была за изнасилование, однако по документам считалось, что он сидел за правозащитную деятельность.

При этом, как выяснили журналисты, практически весь татарский бизнес в Крыму находится в сфере влияния семьи Джемилева и его многочисленных друзей и родственников. Они владеют огромными особняками в престижных районах, автопарками, им принадлежат рестораны, кафе, отели, хотя сам Джемилев официально бизнеса не имеет - его основное место работы - "народный депутат Украины". Фактически, даже зданием Меджлиса владеет Джемилев, который является единственным учредителем фонда "Крым", который распоряжается и этим помещением, и многочисленными культурными памятниками.

"Бизнес Мустафы Джемилева огромен. Ему принадлежат целые отрасли строительных компаний в Турции, ряд торгово-развлекательных комплексов на средиземноморском побережье, отелей, гостиниц. Он полностью перенес свой бизнес в Турцию после того, как началась борьба с ОПГ и была ликвидирована этническая преступная группировка "Индат" и одноименный банк", - рассказал журналистам оперативник, знакомый с данными по Джемилеву.

Местные политики отмечают, что деятельность Джемилева активно финансируется и из-за рубежа. Так, лидер партии "Милли Фирка" Васви Абдураимов отметил, что за попытку прорыва российской границы в районе Армянска 3 мая 2014 года - уже после перехода Крыма в российскую юрисдикцию - Джемилев получил польскую премию "Солидарность" и 1 млн евро. "Это только за одну провокацию, а таких провокаций за его жизнь …", - говорит политик.

Интересно, что сам Джемилев отказался прокомментировать озвученные в репортаже данные как при личной встрече с журналистами телеканала, так и по телефону.

Джемилев недавно удостоился большого внимания высших американских чиновников и премии в 1 млн

Loading...Loading...