Кто такая лукреция в древнем риме. История римлянки Лукреции

Обещанная история подлого и вопиющего поступка зарвавшегося Тарквиния - это дело опороченной Лукреции.

Рубенс, "Тарквиний и Лукреция".

Лукреция была римлянкой, прославившейся своей красотой и добродетелью. Жена римского патриция Тарквиния Коллатина и дочь консула Спурия Лукреция Триципитина.
Секст Тарквиний, сын царя Тарквиния Гордого, пленился красотой Лукреции, тайно проник в дом в отсутствие мужа и изнасиловал ее. Лукреция рассказала обо всём своему мужу, когда тот вернулся, и заколола себя на его глазах. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению Республики.
На протяжении веков римской истории Лукреция была весьма почитаема как пример женской добродетели и решимости.

Этот эпизод подробно описан у Тита Ливия:
"57. (1) Рутулы, обитатели города Ардеи, были самым богатым в тех краях и по тем временам народом. Их богатство и стало причиной войны: царь очень хотел поправить собственные дела - ибо дорогостоящие общественные работы истощили казну - и смягчить добычею недовольство своих соотечественников, (2) которые и так ненавидели его за всегдашнюю гордыню, а тут еще стали роптать, что царь так долго держит их на ремесленных и рабских работах. (3) Попробовали, не удастся ли взять Ардею сразу, приступом. Попытка не принесла успеха. Тогда, обложив город и обведя его укреплениями, приступили к осаде.

(4) Здесь, в лагерях, как водится при войне более долгой, нежели жестокой, допускались довольно свободные отлучки, больше для начальников, правда, чем для воинов. (5) Царские сыновья меж тем проводили праздное время в своем кругу, в пирах и попойках. (6) Случайно, когда они пили у Секста Тарквиния, где обедал и Тарквиний Коллатин, сын Эгерия, разговор заходит о женах и каждый хвалит свою сверх меры. (7) Тогда в пылу спора Коллатин и говорит: к чему, мол, слова - всего ведь несколько часов, и можно убедиться, сколь выше прочих его Лукреция. «Отчего ж, если мы молоды и бодры, не вскочить нам тотчас на коней и не посмотреть своими глазами, каковы наши жены? Неожиданный приезд мужа покажет это любому из нас лучше всего». (8) Подогретые вином, все в ответ: «Едем!» И во весь опор унеслись в Рим. Прискакав туда в сгущавшихся сумерках, (9) они двинулись дальше в Коллацию, где поздней ночью застали Лукрецию за прядением шерсти. Совсем не похожая на царских невесток, которых нашли проводящими время на пышном пиру среди сверстниц, сидела она посреди покоя в кругу прислужниц, работавших при огне. В состязании жен первенство осталось за Лукрецией. (10) Приехавшие муж и Тарквинии находят радушный прием: победивший в споре супруг дружески приглашает к себе царских сыновей. Тут-то и охватывает Секста Тарквиния грязное желанье насилием обесчестить Лукрецию. И красота возбуждает его, и несомненная добродетель. (11) Но пока что, после ночного своего развлечения, молодежь возвращается в лагерь.

58. (1) Несколько дней спустя втайне от Коллатина Секст Тарквиний с единственным спутником прибыл в Коллацию. (2) Он был радушно принят не подозревавшими о его замыслах хозяевами; после обеда его проводили в спальню для гостей, но, едва показалось ему, что вокруг достаточно тихо и все спят, он, распаленный страстью, входит с обнаженным мечом к спящей Лукреции и, придавив ее грудь левой рукой, говорит: «Молчи, Лукреция, я Секст Тарквиний, в руке моей меч, умрешь, если крикнешь». (3) В трепете освобождаясь от сна, женщина видит: помощи нет, рядом - грозящая смерть; а Тарквиний начинает объясняться в любви, уговаривать, с мольбами мешает угрозы, со всех сторон ищет доступа в женскую душу. (4) Видя, что Лукреция непреклонна, что ее не поколебать даже страхом смерти, он, чтобы устрашить ее еще сильнее, пригрозил ей позором: к ней-де, мертвой, в постель он подбросит, прирезав, нагого раба - пусть говорят, что она убита в грязном прелюбодеянии. (5) Этой ужасной угрозой он одолел ее непреклонное целомудрие. Похоть как будто бы одержала верх, и Тарквиний вышел, упоенный победой над женской честью. Лукреция, сокрушенная горем, посылает вестников в Рим к отцу и в Ардею к мужу, чтобы прибыли с немногими верными друзьями: есть нужда в них, пусть поторопятся, случилось страшное дело. (6) Спурий Лукреций прибывает с Публием Валерием, сыном Волезия, Коллатин - с Луцием Юнием Брутом - случайно вместе с ним возвращался он в Рим, когда был встречен вестником. Лукрецию они застают в спальне, сокрушенную горем. (7) При виде своих на глазах женщины выступают слезы; на вопрос мужа: «Хорошо ли живешь?» - она отвечает: «Как нельзя хуже. Что хорошего остается в женщине с потерею целомудрия? Следы чужого мужчины на ложе твоем, Коллатин; впрочем, тело одно подверглось позору - душа невинна, да будет мне свидетелем смерть. Но поклянитесь друг другу, что не останется прелюбодей без возмездия. (8) Секст Тарквиний - вот кто прошлою ночью вошел гостем, а оказался врагом; вооруженный, насильем похитил он здесь гибельную для меня, но и для него - если вы мужчины - усладу». (9) Все по порядку клянутся, утешают отчаявшуюся, отводя обвинение от жертвы насилия, обвиняя преступника: грешит мысль - не тело, у кого не было умысла, нету на том и вины. (10) «Вам, - отвечает она, - рассудить, что причитается ему, а себя я, хоть в грехе не виню, от кары не освобождаю; и пусть никакой распутнице пример Лукреции не сохранит жизни!». (11) Под одеждою у нее был спрятан нож, вонзив его себе в сердце, налегает она на нож и падает мертвой. Громко взывают к ней муж и отец.

59. (1) Пока те предавались скорби, Брут, держа пред собою вытащенный из тела Лукреции окровавленный нож, говорит: «Этою чистейшею прежде, до царского преступления, кровью клянусь - и вас, боги, беру в свидетели, - что отныне огнем, мечом, чем только сумею, буду преследовать Луция Тарквиния с его преступной супругой и всем потомством, что не потерплю ни их, ни кого другого на царстве в Риме». (2) Затем он передает нож Коллатину, потом Лукрецию и Валерию, которые оцепенели, недоумевая, откуда это в Брутовой груди незнаемый прежде дух. Они повторяют слова клятвы, и общая скорбь обращается в гнев, а Брут, призывающий всех немедленно идти войною на царскую власть, становится вождем. (3) Тело Лукреции выносят из дома на площадь и собирают народ, привлеченный, как водится, новостью, и неслыханной, и возмутительной. (4) Каждый, как умеет, жалуется на преступное насилье царей. Все взволнованы и скорбью отца, и словами Брута, который порицает слезы и праздные сетованья и призывает мужчин поднять, как подобает римлянам, оружие против тех, кто поступил как враг."


Фрагмент картины Питера Пауля Рубенса "Тарквиний и Лукреция", написанная около 1609 — 1611. Фото сделано мною в Эрмитаже 2 декабря 2014 года. Об истории картины .

Немного об истории, случившейся в стародавние времена и запечатлённой картине Рубенса, увиденной мною во время посещения Эрмитажа.

Оригинал взят у bubligum9000 в Лукреция

Лукреция легендарная фигура в истории Римской республики. Эту историю рассказал Тит Ливий и греческий историк Галикарнас (который жил в Риме во времена римского императора Цезаря Августа)

Похищение Лукреции. Тициан. 1571.

Лукреция - была из старинного рода Лукрециев её отец Спурий Лукреций Триципитин состоял в сенате при царе Тарквинии Гордом(VI век до н э.),а когда последний отправился на войну против Ардей,был назначен «хранителем города».
После свержения царя он остался в прежней должности.Триципитин председательствовал на народных собраниях в Древнем Риме, во время которых были избраны первые консулы.

По преданию Лукреция славилась,красотой и добродетелью она была женой римского патриция Луция Тарквиния Коллатина одиного из двух первых консулов Древнего Рима и родственником правящего римского царя Тарквиния Гордого.

Лукреция и Тарквиний.Симон Вуэ (1590— 1649).

В 509 до н. э. во время осады Ардей на пиру у старшего сына царя Секста Тарквиния вышел спор о достоинствах жен пирующих. Для того, чтобы разрешить спор, разгоряченные вином пирующие вскочили на коней и отправились по очереди в дом каждого. Лишь жену Коллатина Лукрецию застали за работой, в то время как жены остальных предавались забавам в кругу сверстниц.
На следующий вечер Секст вернулся в дом своего двоюродного брата Коллатина. Ночью, угрожая женщине оружием, он обесчестил её, после чего — скрылся. Тотчас Лукреция послала гонца к отцу Спурию Лукрецию Триципитину и мужу.
Когда они прибыли в сопровождении Луция Юния Брута и Публия Валерия, она поведала им о произошедшем, после чего покончила с собой.


Лукреция (ок. 1580) Паоло Веронезе

"Трагедия Лукреции», ок. 1500-1501, Сандро Боттичелли.В центре картины,граждане с обнаженными мечами,клянутся отомстить за смерть Лукреции.

Тело Лукреции вынесли на улицы, демонстрируя преступление царской власти. Подняв народ в Коллации восставшие устремляются в Рим. Там они также воодушевляют народ на борьбу, после чего принимается решение об изгнании царя.

Йорг Брой Elder - Самоубийство Лукреции 1528.

Тирания царя и злоупотребления его сыновей настроили против него все слои общества. Изнасилование Секстом Тарквинием добродетельной Лукреции стало последней каплей терпения: родственники Лукреции Луций Юний Брут и Публий Валерий Публикола внесли её тело на форум и убедили граждан изгнать царя и установить республиканское правление. Тарквиния Гордого не впустили в Рим, и он был вынужден с тремя младшими сыновьями искать убежище в Этрурии. Секст Тарквиний был убит во время восстания в Габии.



Питер Пауль Рубенс: Тарквиний и Лукреция

Из лагеря Ардеи осажденной
На черных крыльях похоти хмельной
В Колладиум Тарквиний распаленный
Несет едва горящий пламень свой,
Чтоб дерзко брызнуть пепельной золой
И тлением огня на взор невинный
Лукреции, супруги Коллатина.

Верна супругу! - Вот что в нем зажгло
Настойчивое, острое желанье...
Ведь Коллатину вдруг на ум пришло
Расписывать супруги обаянье,
Румянец щек и белизны сиянье,
И прелесть звезд, горящих на земле,
Как свет небесных звезд в полночной мгле.

Уильям Шекспир из поэмы "Лукреция"

А вот совершенно другой,интересный взгляд на эту историю;А.В.КОПТЕВ
Изгнание царей и "ритуал перехода" власти в раннем Риме.

Древнеримская легенда об изгнании из Рима династии этрусских царей , связывает причину падения монархии и установления республики с темой поруганной женской чести и мести за нее. В «Истории Рима» Тита Ливия, эта легенда закреплена как исторический факт, произошедший в 509 году до н.э.
Во время осады войсками царя Тарквиния Гордого города рутулов Ардеи, сын царя, Секст Тарквиний, устроил пир для молодых знатных воинов. Все пирующие восхваляли своих жен и решили проверить, чем занимаются римлянки, пока мужья воюют. Так как Ардеи недалеко от Рима, то через несколько часов царский сын и другие воины были уже в городе.
Лишь жена Коллатина (племянника царя) Лукреция сидела за прялкой, остальные жены развлекались. Пораженный красотой Лукреции, Секст Тарквиний через некоторое время вернулся в дом Коллатина, и обесчестил ее.
Бедная женщина решила, что лишь самоубийство будет свидетельствовать о невинности ее души. В соответствии с традициями того времени, она умерла почетной смертью.
Перед тем, как убить себя, она взяла обещание своего мужа, отца и родственника, Луциуса Юниуса Брута, что ее смерть будет отомщена.
Брут, поднял ее, пронзенное ножом, тело и воззвал всех присутствующих отложить свою скорбь и превратить ее в гнев против монархии. Он вынес тело из дома и поместил его на римском форуме. Как пишет римский историк Тит Ливий, Брут « напомнил о более жестоких деяниях и, охваченный чувством гнева, воспламенил толпу и повел ее отобрать власть тирана» с требованием изгнать всю правящую семью. Когда цель была достигнута, были назначено 2 консула, Брут и Коллатин (муж Лукреции), которые провозгласили первую римскую республику.


Этот сюжет был очень популярен в эпоху Возрождения, есть множество гравюр, рисунков и картин описывающих моменты трагедии.

Поругание. Лукреция и Секст Тарквиний


Тьеполо, Джованни Баттиста


TIZIANO Vecellio Tarquin and Lucretia 1568-71


Тинторетто "Тарквиний и Лукреция", 1578-1580


Питер Рубенс "Тарквиний и Лукреция" (Государственный Эрмитаж)


Tarquin and Lucretia 1536 Fresco Palazzo Ducale, Mantua
Уж если вести следствие преступления, то второй мужчина, которого можно видеть на некоторых картинах - это раб Тарквиния, которого тот грозился убить и оставить тело в постели Лукреции, шантажируя бедную женщину и добиваясь её согласия.

Самоубийство Лукреции


Lukrecja -Lucas Cranach Starszy


Йос ван Клеве (Joos van Cleve), 1525. Фландрия


Lucretia - the Elder Cranach Lucas


Lucretia Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar)


Lucas Cranach Lucretia 1537


Lucas Cranach, The suicide of Lucretia, 1538


Lucretia unknow artist


Тициан Вечеллио


Рембрандт Самоубийство Лукреции (1664)


Рембрандт Самоубийство Лукреции (1666)
Кисти Рембрандта, оплакивающего смерть своей жены, принадлежат две картины о Лукреции. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Здесь она уже нанесла себе смертельную рану, что видно по расплывающемуся кровавому пятну на тонкой сорочке. Она еще держится прямо, на мгновение ухватившись, ища опоры, за тесемку звонка, но мертвенная бледность лица свидетельствует, что конец близок.


Джованни Антонио Бацци. Лукреция

Оплакивание


Francesco Rustici Paintings


The Death of Lucretia 1561 Bernaert de Ryckere

Отмщение


The Death of Lucretia, 1871 Giclee Print by Eduardo Rosales


Сандро Боттичелли "Смерть Лукреции"

Во времена античности легендарная Лукреция была чтима потому, что пожертвовала собой во имя идеалов непорочности и была символом патриотизма.

Немного позже, в христианскую эпоху, ее суицид был интерпретирован иначе. Августин в своей книге «Сказание о 2-х градах» настаивал, что христиане не могут совершать суициды ни при каких обстоятельствах. Он привел в пример 300 монахинь, которые были изнасилованы в период римской империи и не совершали суицида. Августин писал, что в подобной ситуации нельзя обвинить женщину в нарушении целомудрия
Позднее 5 церковный соборов подтвердили воззрения Августина и систематизировали наказания за суицид. Собор в Арле (452г) обозначил суицид грехом нравственным. Собор в Орлеане (533) запретил хоронить преступников-самоубийц по христианским обычаям. Собор в Берга (563) применил те же меры ко всем, кто покончил жизнь самоубийством. Собор в Антисидоруме (590) отказывал в приношениях и пожертвованиях от имени погибших от суицида (отказ в божественной благодати). Собор в Толедо (693)определил, что люди, совершившие попытки к суициду должны были быть изгнаны из сообщества.

Не смотря на воззрения Августина, Данте Алигьери в «Божественной комедии» поместил Брута и Лукрецию в Лимбо (первый круг), среди знатных римлян и язычников, кто не может быть обвинен в грехе или наказан. Среди прочих тут же находились Сократ и Сенека, которые совершили суицид.
Лукреция не была помещена в нижние слои ада, где ее с другими самоубийцами терзали бы гарпии, ведь в римской истории она почиталась, как святая. Во времена ренессанса возникло множество упоминаний о ее героическом суициде, как о мученичестве.

Образ Лукреции так же появляется у Шекспира в поэме "Лукреция". У Джеффри Чосера Лукреция - в его произведении « Легенда о примерных женщинах». По Чосеру она сильно любила своего мужа, и поэтому не могла перенести произошедшего с ней, т.е. её отчаянный поступок объясняется любовью к супругу.

Я расскажу еще об одной "любимице" художников Ренессанса и барокко - Лукреции. Эротизм и смерть опять крепко переплелись в этой истории, и Женщина - снова убийца, хоть на этот раз она убила себя. Почему подобные сюжеты были так популярны в живописи: молодость, красота, секс, обнаженность, насилие и смерть "в одном флаконе"? Думаю, дело не только в назидательности сюжета и восхищении благодетельностью, явно затрагиваются некоторые потаенные струны человеческой сексуальности. Что-то есть смутно волнующее в опасной близости нежной женской плоти и острия стального клинка... Ну, а чем еще объяснить такое настойчивое обращение к сюжету?

Я поместила сразу под заголовком картину Гвидо Рени, так как мы "знакомы лично" - я видела ее в галерее Сансуси в Потсдаме, и было мне тогда лет 10. Еще тогда она глубоко впечатлила меня, хотя пока на уровне "а чёйта тётя делает?". Помню, экскурсовод рассказывала, что для достижения эффекта вот этой жемчужной, мерцающей белизны кожи, художники накладывали полупрозрачные слои краски - много-много раз, слой за слоем; у Гвидо это получалось мастерски. Там же в Потсдаме запомнилась мне еще одна очаровательная работа Рени "Смерть Клеопатры" - похоже, даже моделью была одна и та же дама. Картины исполнены нежностью и щемящей грустью - очень жаль прекрасных молодых женщин, вынужденных лишить себя жизни. Я потом множества раз пересматривала буклет с репродукциями, купленный родителями в галерее, и вот сейчас пришло время о них вспомнить.

Теперь гениальный Тициан . Картина написана примерно в 1571 году.
Прекрасная работа, очень волнующая. Мастер изобразил несчастную Лукрецию бессильной жертвой, на ее лице ужас, тоска и смятение. Эмоции переданы так мастерски, что у сочувствующего зрителя наворачиваются слезы.

Так что же здесь происходит, давайте вспомним.

Лукреция была римской патрицианкой, замужней женщиной, преданной своему супругу, консулу Тарквинию Коллатину. В их доме нередко бывал сын царя Тарквиния Гордого, тоже Тарквиний (второе имя - Секст). Во время одной из пьянок вдали от дома приятели Коллатин и Секст и еще парочка собутыльников поспорили, у кого жена лучше и добродетельнее. Проверить решили, заехав к каждому по-очереди домой и посмотрев, чем занимаются их "половины".

Еще один Тициан, чуть другой ракурс.

Оказалось, что одна Лукреция усердно занималась домашней работой, остальные в праздности валяли дурака. Завистливый Тарквиний Секст затаил злобу и решил отомстить, тем более, что Лукреция была красива, и он давно ее тайно вожделел. Ночью, когда муж Лукреции был в дальней отлучке, Тарквиний прокрался к ней в спальню и, угрожая ножом, изнасиловал.

Лукреция послала гонцов к отцу и мужу, и когда родственники собрались, обо всем рассказала и на глазах у всех заколола себя ножом.


Еще одна работа Тициана

Картина Тициана считалась шедевром уже в его время. Она вдохновила многих других художников.


Рубенс, например, написал свою версию в 1606 году, увидев работу Тициана в Испании за три года до этого, даже композиция сходна. Барочные атрибуты - мифологические персонажи (Гарпия слева и Амур над головой Лукреции) - символизируют зло и вожделение.

Тициан не первым "раскрыл тему". Еще в XV веке художники обращались к этому сюжету - добродетель и целомудрие всегда были в цене.


Лукас Кранах Старший - настоящий певец Лукреции - более десятка подобных работ! Обожаю Северный ренессанс!


Еще Кранах


...и еще


Последователь Кранаха


Филиппо Липпи (1480), фрагмент
Здесь запечатлен момент, когда друг мужа Лукреции, Луций Юний Брут, над телом погибшей женщины дает клятву отомстить Тарквинию и преступной власти. Он возглавили восстание против царя этруссков и победил, и это дало основу для создания Римской республики.


Неизв. немецкий мастер, 1500


Джампетрино, прим. 1510
Ученик Леонардо да Винчи, любил изображать вот такие женские полуфигуры. Удачно копировал стиль учителя.
Смотришь на нее, и хочется крикнуть: "Не делай этого! Делов-то!", но она непреклонна: этой женщине важно было спасти не столько свою честь, сколько честь мужа!



Нач. 16 века, неизв. фламандский мастер.
Несовершенство техники придает драматической сцене комический характер.


Большая работа Сандро Боттичелли (1504), фрагмент. Клятва над гробом.


Другой фрагмент той же работы. Здесь сюжет немного изменен - Тарквиний настигает жертву на пороге ее дома, а не в спальне.

Две работы Мастера Святой Крови (прим. 1510)
Черты лица женщины исказила маска смерти, поэтому выглядит она пугающе.


Мастер Святой Крови, 1520


Работа итальянского художника с красноречивым прозвищем Содома (прим. 1516) . Отец и муж пытаются остановить самоубийцу, но поздно.


Еще одна работа Содомы .


Франческо Франча , 1515
Этот художник был еще и скульптором и гравером, а также изготавливал медали и ювелирные украшения. Служил при дворе в Мантуе.


Альбрехт Дюрер, 1518 - слева, живописная работа и 1508 - графическая справа.
Давно его не вспоминали, любимого моего. Женщины у него все немного специфические, на жену его смахивают, а она была далека от канонов красоты.


Маркантонио Раймонди, 1516
Это был довольно неплохой итальянский гравер из Болоньи, ученик упомянутого Франческо Франча. Сделал несколько гравюр с картин Рафаэля, делал гравюры в стиле Дюрера и даже иногда подписывался его именем. Дюрер был так возмущен, что подал на Маркантонио в суд, но тому только запретили использовать чужое имя.


Ханс Бальдунг, 1515
Очень классный и любимый мной немецки художник, лучший ученик Дюрера. У него много картин в стиле "Моменто мори", "Три возраста женщины" и т.п. - где нередко присутствуют жуткие старухи, мумии и скелеты. Здесь же Лукреция просто пышет здоровьем и цветущей красотой. Эх...



Йос ван Клеве, 1520.
Две практически идентичные картины.
Нидерландский живописец, член гильдии святого Луки. Считается, что он побывал в Италии и очень впечатлился работами да Винчи, но, как по мне, он очень "Северный".


Йос ван Клеве, 1515, более ранняя работа.
Ну, да, страшилище у него получилось.


Это две работы неизвестного нидерландского художника, которого условно называют "Мастером Попугаев", прим. 1520-е
Довольно забавно, как мастера Северного Ренессанса пытаются изобразить экзальтацию - эмоции явно не их конек.


Ян Сандерс ван Хемессен, 1530
Еще один парень из Нидерландов. Сначала я думала, что это сцена изнасилования, но это, скорее, уже самоубийство - отец (или муж) пытается удержать ее - нож-то в руке женщины.


Ян ван Скорел, 1535
Здесь Лукреция убивает себя не ножом, а мечом.


Винсет Селер, 1538.
Здесь тоже меч, скорее.


Микеле Тозини, 1540
Это Позднее Возрождение, или маньеризм. Чем от барокко отичается? Мало чем. Некоторые искусствоведы считают, что нет никакого маньеризма, сразу барокко шло. Как мне кажется, маньеризм плосковат и более схематичен, в нем меньше гармонии, больше театральности и аляповатости. Барокко более выпуклое, и уже красивое до невозможности. Пафосные оба стиля. Хотя, очень зависит от автора. Вот Караваджо, например, - барокко, но такое реалистичное! Иногда ужас берет!


Франческо Пармиджано, 1540
А вот это маньеризм, но неплохо, правда? У Пармиджано довольно красивые работы были.


Якопо дель Конте, 1550

Художник наиболее известен своим знаменитым портретом Микеланджело. Мне нравится его Лукреция - такая нежная и уязвимая.


Франс Флорис, 1560
Голландец, учившийся у итальянцев. Типичный маньерист.



Бернард де Рикейре, 1561
Антверпенский художник, мало известный.


Лука Комбьязо, 1575.
Маньерист, не очень известный. Одна из удачных его работ. Вообще у него колорит мрачноватый, умброй явно злоупотреблял.


1575. Неизвестный немецкий художник.
Мне кажется, слишком радужная палитра для такой сцены.


Тинторетто, 1578
Безобразие какое-то происходит! А написано отлично.


Веронезе, 1580
Очень красивый колорит, просто гимн жизни, и на контрасте - ужас происходящего.


Франс фон Аахен, 1580


Гезуальдо де Веноза, 1580


Пальма иль Джованни, 1600


Жак Бланшар, 1630

Очень талантливый художник, несправедливо забытый


Феличе Фичерелли, 1640


А это Артемизия наша Джентилески (1620) . И себя, как обычно, изобразила. Корпулентная была, судя по всему, дама.


Артемизия Джентилески


Тоже, вроде, Артемизия Джентилески


Франческо Рустичи, 1620
Не путать со скульптором Джованни Франческо Рустичи, которому Лина Костенко посвятила поэму "Снег во Флоренции". Наш Франческо из Сиены, караваджист, отец его, Винченцо, тоже был известным художником, их работы даже путали.


Симон Вуэ, 1629
Посмотрите, как красиво выписана ткань одежд - это фишка Вуэ. Француз, много работал в Италии. Он был сыном художника, очень талантлив, рано начал рисовать, уже с 14 лет брал заказы. Был так популярен, что от клиентов не было отбоя, так, что стал со временем немного халтурить. Одно время был совсем забыт, в 19 век о нем опять вспомнили.


Симон Вуэ, 1625


Я начала с Гвидо Рени , потом пошла по хронологии, и теперь опять пришло его время (1626).


Гвидо Рени


Гвидо Рени


Гвидо Рени


Гвидо Каньяччи, 1627
Скандальный художник, пьяница, любитель сомнительных забав с переодеваниями в женскую одежду, но, несомненно, талантливый. Дружил с Гвидо Рени и Симоном Вуэ. Такая выразительная у него Лукреция, страдающая.


Гвидо Каньяччи, 1636
Здесь совсем другая - сосредоточенная и отрешенная.


Джованни Андреа Сирани, 1640
Ученик Гвидо Рени. Достойный ученик.


Лука Феррари де Реджио, 1640


А это писала дочь Джованни Андреа Сирани, Элизабетта, 1660


Лука Джордано, 17 век. Неудачная репродукция.



Это лучшая версия сюжета у Луки Джордано - такой напряженный драматизм


Тоже Лука Джордано или копия, не очень удачная


Джордано Лука, 1695


Тоже Джордано Лука, поздний - 1696


А это Рембранд . Очень страшно - она уже себя пронзила кинжалом, но еще жива, и судорожно хватается за шнур с кистью...


Тоже Рембранд


Это тоже приписывают Рембранду , хотя не уверена


Гевин Гамильтон , 1674


Джузеппе Мариа Креспи 1695


Себастьяно Риччи, 1685


Антонио Белуччи 1700


Виллем ван Мерис 1702


Годфрид Кнеллер 1710


Людовико Мазанти 1737


Джанбаттиста Тьеполо 1750


Жан Оноре Фрагонар, прим. 1760


Жак-Антуан Бофор 1771


Неизвестный, 1799



Эдуардо Розалес 1871


Генри Луи Мариос Пинта 1884


Эдвард Берн-Джонс, прим 1880

Вот такая история искусства в одном сюжете.

А я наконец-то исполнила давнюю мечту - купила набор гипсовых геометрических фигур и полдня отрабатывала штриховку. Рука заболела, так что пришлось временно бросить это занятие, поэтому дописала пост. Вот.


Как правило, художники во все эпохи, создавая свои картины, скрупулезно подходили к выбору сюжетов, которые вдохновляли бы их на написание неповторимых и шедевральных творений. А так как в старые времена сюжеты брались из легенд, мифов, библейских историй, то одна и та же тема раскрывалась живописцами в разных вариациях и по несколько раз. И сегодня хотелось бы припомнить одну из таких легендарных историй, положенных в основу произведений многих именитых мастеров европейской живописи. Этот душещипательный сюжет не обошел стороной и знаменитого голландца Рембрандта Харменса ван Рейна.

А история, занявшая все мысли художника была о благочестивой римлянке Лукреции, любимой героине художников Ренессанса и барокко, трагически ушедшей из жизни, но попытавшейся уберечь свою честь.

В этой удивительной легенде крепко переплелись эротизм и смерть. И сам собой напрашивается вопрос, почему подобные сюжеты были так популярны в живописи в те далекие эпохи: молодость, красота, секс, обнаженность, насилие и смерть и это все "в одном флаконе"? И чтобы это понять, нужно немного окунуться в историю этой старинной легенды.

Легенда о Лукреции


Эта история, замешанная на кровавой драме, послужила причиной свержения монархии Тарквиниев в 510 году. Главными действующими лицами в ней были представлены: Секст Тарквиний, старший сын царя; добродетельная Лукреция, жена Коллатина, родственника правящей династии, сам Коллатин и его друг Брут.

Как-то во время военных действий царские сыновья пирова­ли вместе с Коллатином под стенами осажденного ими города. И в пьяном угаре, как это часто бывает, зашла речь о женах, их верности и безупречности. Каждый стал, как мог, нахваливать свою. Тогда Коллатин предложил воочию убедиться в справедливости слов каждого, и всем вместе отправиться домой, дабы убедиться, чем в данный момент занимаются их супруги.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219416068.jpg" alt=" «Клятва Брута над телом Лукреции».

Красота и целомудрие Лукреции разожгли преступную страсть в сердце Секста Тарквиния и он через некоторое время тайно приехал в дом Коллатина. Лукреция радушно приняла царственную особу, угостила обедом и распорядилась приготовить ему ложе на ночь. Но, одержимый страстью Тарквиний явился к ней в спальню и, угрожая кинжалом, изнасиловал женщину. К утру незваный гость покинул ее дом, а Лукреция вызвала к себе мужа и отца. А когда они явились из-под осажденного города вместе с ближайшими друзьями, женщина поведала о случившемся, затем выхватила кинжал, спрятанный в складках одежды, и вонзила его себе в сердце.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219412672.jpg" alt="Самоубийство Лукреции. 2 версии картины Рембрандта Харменса ван Рейна." title="Самоубийство Лукреции. 2 версии картины Рембрандта Харменса ван Рейна." border="0" vspace="5">


Как было сказано выше, художники могли по несколько раз возвращаться к одной и той же теме, интерпретируя ее по-разному. Так и Рембрандт свою Лукрецию писал дважды. В первой версии, написанной в 1664 году, художник изобразил светскую женщину, которая держит у груди кинжал, только готовясь уйти из жизни.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219413630.jpg" alt="Самоубийство Лукреции. (1666 год). /2-я версия/. Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн." title="Самоубийство Лукреции. (1666 год). /2-я версия/.

Рембрандт гениально показал зрителю момент свершившегося, которое уже никак не отмотаешь назад. Только один миг и все закончится. А пока Лукреция еще стоит на ногах, одной рукой схватившись за шнур звонка для вызова слуг. Именно он – последнее, что связывает ее с миром живых. Другая же рука в это время вместе с кинжалом медленно опускается вниз. Еще секунду и орудие самоубийства со звоном ударится о каменный пол. Этот момент желанной и принимаемой смерти, предшествующий падению погружает образ женщины в состояние отрешенности и непричастности к будущему. Она поставила точку, еще миг и для нее все закончится. Невероятное ощущение вызывает это произведение у зрителя, который в любую секунду готов буквально зарыдать над загубленной жизнью Лукреции, ее несчастной судьбой, несбывшимися надеждами

«Лукреция» стала последним полотном художника на античную тему. Именно в античности Рембрандт часто искал мораль. И что любопытно, как показало рентгенографическое исследование, изначально острие кинжала было в крови, да и сама туника была более окровавлена. Но, кто стер эти яркие пятна с картины, кому это понадобилось? Исследователями предполагается, что скорее всего это был какой-то реставратор, перед которым поставили задачу привести картину в презентабельный для потенциальных клиентов вид.

Наверное, на фоне общей простоты форм эти два пятна крови были нестерпимо яркими и придающими сверх меры глубокий трагизм изображенному. Художник даже предположить не мог, что потомки когда-то сотрут окровавленные пятна, убрав при этом глубокий смысл этого холста.


Что же касается женского типажа, взятого художником для этой картины за основу, то в нем есть немало чего от Хендрикье, модели, сожительницы и матери его дочери, которая умерла в 1663 году и соответственно не могла позировать, но оставалась для художника дорогим человеком до конца его дней.

Образ Лукреции в творчестве европейских художников

К этому сюжету на протяжении длительного времени обращались и другие великие художники, трактовавшие эту легенду в различных вариантах. В Италии, к примеру, легенда о Лукреции порождала изображения мужчины, насилующего женщину.

У Тициана же насильник, угрожая обнаженной Лукреции кинжалом, опрокидывает ее на кровать. И казалось, отрадным было бы зрелищем, не будь оружия в его руках, бесчестящего любовь.

">

Loading...Loading...