Независимое общественное движение «Живой Город. Технологии и материалы строительства

Квартал Шкапина - Розенштейна хотят превратить в рынок до конца кризиса
Смольный готов удовлетворить просьбу руководства ООО «Главстрой–Санкт-Петербург» об организации мелкооптового рынка вместо делового квартала Шкапина - Розенштейна. на время кризиса.«В кризис возникла проблема: как я буду эту недвижимость сдавать и продавать, - заявил генеральный директор ООО «Главстрой–Санкт-Петербург» Игорь Евтушевский. - Именно поэтому мы решили попросить у губернатора временной организации в квартале Шкапина - Розенштейна. мелкооптового рынка». Евтушевский обещает, что после окончания кризиса компания вернется к первоначальным планам.Пока решение не принято: на прошлой неделе Валентина Матвиенко находилась в отпуске. Однако исполняющий ее обязанности вице–губернатор Александр Вахмистров сообщил, что такая просьба со стороны компании кажется ему разумной. «Договор, подписанный между городом и инвестором, не подразумевает коммерческого использования этого участка, - говорит Вахмистров. - Но мы понимаем, что сейчас кризис и в принципе какое–то время рынок может там сущ.. Смольный готов удовлетворить просьбу руководства ООО «Главстрой–Санкт-Петербург» об организации мелкооптового рынка вместо делового квартала Шкапина - Розенштейна . на время кризиса.
«В кризис возникла проблема: как я буду эту недвижимость сдавать и продавать , - заявил генеральный директор ООО «Главстрой–Санкт-Петербург» Игорь Евтушевский. - Именно поэтому мы решили попросить у губернатора временной организации в квартале Шкапина - Розенштейна . мелкооптового рынка» . Евтушевский обещает, что после окончания кризиса компания вернется к первоначальным планам.
Пока решение не принято: на прошлой неделе Валентина Матвиенко находилась в отпуске. Однако исполняющий ее обязанности вице–губернатор Александр Вахмистров сообщил, что такая просьба со стороны компании кажется ему разумной. «Договор, подписанный между городом и инвестором, не подразумевает коммерческого использования этого участка , - говорит Вахмистров. - Но мы понимаем, что сейчас кризис и в принципе какое–то время рынок может там существовать. Только если это будет не просто контейнерный рынок, а, например, облагороженный рынок сельскохозяйственной продукции, направленный на удобство садоводов, приезжающих на Балтийский вокзал . » .
По его словам, в отличие от любого другого проекта площадка на Шкапина-Розенштейна . расчищена и это дает инвестору определенные привилегии. «Использование этой территории под рынок позволит инвестору покрывать расходы на аренду, а городу - создать рабочие места» , - поясняет он. Вахмистров подчеркнул, что высказывает свое личное мнение. Однако оно может стать решающим: вице–губернатор не только временно заменял Валентину Матвиенко, но и многие годы возглавлял строительный блок в городе.
Впрочем, другие структуры Смольного пока не разделяют этого оптимизма. Как заявил председатель КУГИ Игорь Метельский, подобное использование объекта противоречит целям предоставления конкурсного предложения. Если власти все же согласятся на предложение девелопера, то будет заключаться дополнительное соглашение о разрешении коммерческого использования земли, например, сроком на 1 год.

Квартал Шкапина-Розенштейна – один из тех самых "депрессивных" районов старого Петербурга, что должны уступить место современным деловым центрам. Жить здесь и вправду было не сладко – экологически вредные предприятия все расширялись, а оказавшиеся в их санитарных зонах дома десятилетиями не ремонтировались. Никто не спорит с тем, что эта зона бедствия давно нуждалась в экстренной помощи. Но едва ли тотальное уничтожение всей, без разбору, исторической застройки – единственное из возможных решений. Наверняка нашлись бы иные, компромиссные пути, если бы ставилась задача не тотальной зачистки территории под новое строительство, а грамотного сосуществования современной и старинной архитектуры, которой можно было дать вторую жизнь, наполнив новым содержанием.

О дурной репутации квартала между Шкапина (Везенбергской) и Розенштейна (Лейхтенбергской) сегодня слышал всякий, кому не лень. Обе улицы за последние полвека приобрели известность как некое подобие трущоб и жутковатое и не безопасное место. Дурную репутацию закрепили в общественном сознании наши СМИ, особенно активизировавшиеся после того, как руководство города объявило о намерении коренным образом взяться за этот район.

Между тем история его довольно примечательна, и далеко не всегда была столь печальна.

Освоение территории к югу от Обводного канала началось задолго до революции, еще в XVIII веке. В то время она еще не входила в границы города и развивалась довольно медленно. Строительство Балтийской железной дороги (1857) и заводов Русско-американского товарищества резиновых мануфактур "Треугольник" (1860-е годы) ускорила и развитие территории, и ее интеграцию в городскую инфраструктуру.

Настоящий строительный бум пришелся на начало ХХ века, когда здесь началось массовое возведение многоквартирных домов, ориентированных в основном на рабочих и служащих окрестных предприятий. Именно тогда и сформировался облик двух улиц, отходящих от набережной Обводного канала на юг – Везенбергской и Лейхтенбергской. Свои названия они получили в 1909 и 1880 годах соответственно, по городам Великого княжества Финляндского. Улицы застроили капитальными пяти-семиэтажными домами, выдержанными, в основном, в стиле старого северного модерна, по проектам многих талантливых архитекторов – Н.И. Товстолеса, Г.И. Котенкова, Л.В. Котова (почти половина домов по Везенбергской улице – их авторства) и даже М.С. Лялевича и Б.Я. Зонна. Здесь до сих пор сохранились единственные в городе постройки работы И.К. Бредаля, Б.А. Иванова.

Однако, если в 1860-х годах бурная деятельность Товарищества "Треугольник" всячески способствовала развитию и благоустройству района, после революции картина изменилась кардинально. К 1917 году заводы Товарищества "Треугольник" занимали 18 участков на Обводном канале и прилегающих проездах. Впоследствии, когда обширной территории вокруг предприятия был придан статус санитарно-защитной зоны (СЗЗ), они непрерывно расширялись, делились и размножались, и в результате разрослись более чем вдвое – до 43-х участков (включая дочерние предприятия, созданные на базе 2-го производства "Треугольника", и их ведомственные нежилые объекты).

Кроме того, здесь мы имеем дело едва ли не с "эксклюзивным" случаем, когда дирекции предприятий за последние 85 лет не предприняли практически никаких мер для ограничения прогрессирующего невиданными темпами загрязнения и деградации окружающей среды, и с упорством, достойным лучшего применения, избегали ознакомления с экологически чистыми технологиями. Результатом первобытного поведения "Треугольника" и его дочерних предприятий, их сугубо потребительского отношения к городу, стало уничтожение 29 ценных зданий исторической застройки и захват 31-го участка, загрязнение воздушной среды, превышающее допустимые ПДК вредных веществ в десятки раз. В целом же из 86 исторических зданий только на двух улицах – Шкапина и Розенштейна, - к 2003 году уцелело лишь 51.

Очередное расширение самого "Треугольника" сдвинуло его СЗЗ таким образом, что произошло ее слияние с СЗЗ Балтийской железной дороги. Это привело уже к катастрофе общегородского значения: в 1960-е годы были объявлены "непригодными" для постоянного проживания полностью две улицы – Шкапина и Розенштейна. После этого деградация городской среды пошла нарастающими темпами: дома, требующие капитального ремонта, принципиально не ремонтировались даже косметически. Капитальный жилой фонд постройки в основном 1910-х годов (перекрытия по металлическим балкам, с бетонным заполнением) активно разрушался и приобрел вид закопченной и загаженной трущобы, в то время как тысячи горожан десятилетиями дожидались улучшения жилищных условий.

Описанная ситуация в целом типична для Старого Города: явления такого порядка имеют место в Рождественской слободе, на Самспониевской набережной и в других промзонах. И даже такой дикий вариант, как вышеописанный – тоже не единственный. Например, администрация Балтийского завода догадалась отгородить половину Кожевенной линии и включить ее в состав своей территории. Результатами стали выпадение этого важнейшего городского проезда из планировочно-транспортной структуры района, парализующее его дальнейшее развития, почти полное уничтожение исторической застройки по 19-ти участкам.

Между тем и улица Шкапина, и Кожевенная линия, равно как и многие другие районы исторически сложившегося "промышленного пояса" решением Исполкома Ленсовета от 1989 года включены в охранную зону центра Петербурга – а значит, снос и искажение их облика запрещены законом. Все нормативные акты, действующие в сфере реконструкции и строительства на территориях, представляющих ценность, предписывают не уничтожать, а ремонтировать, не разрушать, а реставрировать.

В 2003 году, по приказу губернатора Владимира Яковлева, снесли дом 12 по Шкапина (арх. Котенков Г.И., 1914) – якобы вследствие "самообрушения". Про режим охранной зоны предпочли при этом не вспоминать, равно как и о том, по чьей вине здание оказалось в таком состоянии. Но все же при прежнем городском руководстве этот снос здесь был единичным случаем. Со сменой смольнинской команды ситуация изменилась в корне. В 2005 году снесли дом 11 по Шкапина. А затем приговорили к той же участи весь исторический квартал (около 50 домов), дабы освободить место для некоего (не существовавшего даже на уровне эскизного проекта) "делового центра". В дело пошли извлеченные из архивов советских времен экспертизы, к ним присовокупили новые, сочиненные будто под копирку. Так полсотни зданий вдруг и одномоментно признали "неремонтопригодными". Только за 2006 год на Шкапина и Розенштейна было снесено 11 исторических домов, еще 18 – расселено и подготовлено к сносу.

  • Здание на углу Шкапина и Обводного канала (124) – жилой дом, арх.Голосуев А.К., постр.1907, стиль модерн, 4-5 этажей
  • Шкапина,22 – жилой дом, арх.Товстолес Н.И., 1910-11 гг., модерн, 6 этажей
  • Шкапина,24 – жилой дом, арх.Котов Л.В., 1910, модерн, 6 этажей
  • Шкапина,28 – жилой дом, арх.Котов Л.В., 1912, модерн, 5 этажей – в 1980-х прошел комплексный капремонт с надстройкой 6 этажа
  • Шкапина,30 – жилой дом, арх.Котов Л.В., 1911, модерн, 5 этажей – в 1980-х прошел ККР, надстроен 6 эт.
  • Шкапина, 36-40, жилой дом,арх.Бредаль И.К., 1914 – неоклассицизм, 6 эт. Единственная сохранившаяся постройка этого автора.
  • Шкапина, 39 – жилой дом, арх.Нагель Н.И., 1914
  • Шкапина, 41 – мастерские А.А.Шиндлера – арх.Кох Э.И., 1914 – эклектика, 2 этажа; одни из двух существующих построек этого автора
  • Шкапина, 43-45 – склады-холодильники Торгового дома «Бр.Вестей» - арх.фон Постельс Ф.Ф., 1908, 1914 – кирпичный стиль, эклектика, 2-4 эт.
  • Шкапина, 44-46 (натурная адресация – дом 44) – мебельно-столярная фабрика «Л.Фролик и Ко», арх.Асеев В.М., 1911, - кирпичный стиль, 2-4 этажей, одна из двух существующих построек этого автора; в советские период снесены лицевые постройки, сохранились остальные здания
  • Шкапина, 48 (натурная адресация – 46) – гараж и мастерские Товарищества автомобильно-омнибусного сообщения, арх.Иванов Б.А., Покровский С.В., 1908, 1913-1914; в советский период снесены лицевые постройки, сохранились остальные здания; единственные сохранившиеся работы этих авторов

Подготовлены к сносу (расселены, без кровли):

  • Шкапина,3 – жилой дом, арх.Товстолеса Н.И., 1911 – модерн, 6 этажей
  • Шкапина,5 – жилой дома, арх.Товстолес Н.И., 1909 г. – модерн, 6 эт.
  • Шкапина, 31 – арх.Нагель Н.И., 1914 – модерн, 7 этажей – заканчивается расселение, готовится к сносу
  • Розенштейна, 1 - угол Обводного канала (128) – жилой дом, автор не известен, эклектика, 5 этажей
  • Розенштейна,3 (натурная адресация – 7) – Производственные здания Товарищества резиновых изделий «Треугольник», арх.Гельман Е.И., надстройка и новый корпус – 1903-1906, - кирпичный стиль, 3 эт.

Планируетсяснос :

  • Розенштейна, 8-12 – производственные здания фабрики искусственной шерсти и пряжи Ю.К.Клейбера (впоследствии – «Буш, Тис и Ко» - арх.Брусилов М.А. –дом 8, (надстройка и расширение, 1875) – кирпичный стиль, 3-4 этажа; одна из трех существующих работ автора.
  • Арх.Гиргенсон Г.О. – перестройка и расширение, 1890-е гг., новые здания – 1906,1913) - дом 10 (снесен), дом 12 – кирпичный стиль, 4 этажа, в сов.период снесены лицевые постройки, сейчас планируется снос сохранившегося дворового флигеля.
  • Розенштейна, 28 – здание в стиле сталинского классицизма

Расселены, лишены кровли, подготовлены к сносу:

  • Розенштейна, 16 – жилой дом, арх.Гизе В.Ф., 1898 – эклектика, 4 этажа
  • Розенштейна, 18 – жилой дом, арх.Богусский Л.В., 1902 – модерн, 5 эта
  • Розенштейна, 20 – жилой дом, арх.Эпельбаум Б.А., 1903 – кирпичный стиль, 5 эт. ; одна из двух существующих работ автора
  • Розенштейна, 22 – жилой дом, арх.Зонн Б.Я., 1903 – модерн, 6 этажей
  • Розенштейна, 24 – жилой дом, автор не известен, модерн 5 эт.
  • Розенштейна, 26 – жилой дом, арх.Баниге С.В., 1913 – неоклассицизм, 5 эт.
  • Розенштейна, 32 -жилой дом, арх.Самсонов П.С., 1904 – модерн, 4 эт.
  • Розенштейна, 34 – жилой дом, арх.Дмитриевский К.И., Еремеев М.Ф.,1910 – модерн, 5 эт.; одна из двух существующих работ архитектора Дмитриевского.
  • Розенштейна, 36 – жилой дом, арх.Кондратьев С.П., 1899-1900 – эклектика, 4 эт.
  • Розенштейна, 39 – жилой дом, арх.Лялевич М.С., 1902-1904 – модерн, 6 эт.

Метро «Балтийская» → Пройти пешком вдоль площади Балтийского вокзала → Пройти пешком по Библиотечному переулку 310 метров (4 минуты) → Повернуть налево на улицу Шкапина - Пройти пешком 380 метров (4 минуты) → Повернуть направо и пройти пешком менее 100 метров (1 минута)

На территорию комплекса ведут пять проездов с ул. Шкапина и Розентштейна. Рядом пролегает Митрофаньевское шоссе, удобный доступ на ЗСД и Московский проспект.

Инфраструктура

На первых этажах секций, обращённых к улице, запроектированы коммерческие блоки с отдельным входом. Здесь предполагают открыть офисы, кафе, непродовольственные магазины, сервисные пункты, аптеку. Паркинг в стилобатной части комплекса «Панорама 360» разделён на 2 отсека и рассчитан на 324 машиноместа, дополнительные открытые стоянки расположатся вдоль внутриквартальных проездов. Зона отдыха и детские площадки будут обустроены на эксплуатируемой кровле стилобата, на отдельном участке – спортивная площадка с набивным покрытием. В новом квартале планируют построить детский сад с бассейном. По соседству с новостройкой находится крупный сетевой гипермаркет, в шаговой доступности известный торгово-развлекательный комплекс с кинозалом, боулингом, катком, фитнес-клубом, многочисленными магазинами, ресторанами и барами. Недалеко от «Панорамы 360» расположены Польский сад и парк Екатерингоф.

"Самым неблагополучным кварталом Петербурга" в свое время окрестили улицы Шкапина и Розенштейна . Аварийные дома, обрушение зданий, смертельная экологическая обстановка, пожары, бунты бомжей... И вот, наконец, долгожданное решение городских властей: снести все эти дома и полностью реконструировать квартал. Администрации Адмиралтейского района до 2 октября поручено завершить расселение жилых домов.

По словам начальника жилищного отдела Адмиралтейского района Дианы Чапуриной, из 1082 семей, которые оказались "подвергнуты" расселению, на данный момент осталось 23 семьи, до сих пор не переехавших. В райжилотделе уверяют, что новое жилье предоставляется в соответствии с нормативами, что большинство граждан только довольны - из жуткого "гетто" люди попадают в благоустроенные квартиры, пусть даже не столь близкие к центру, как прежние. Если учесть, что на Шкапина было множество коммуналок и никакие риэлтеры никогда не смогли бы их расселить (кто будет покупать в этой местности квартиры, хоть десять "евроремонтов" в них сделай?), то, пожалуй, для многих это действительно так.

Тем не менее до сих пор идут судебные процессы - люди хотят большего, чем им предлагает власть. "Аппетиты" граждан психологически, пожалуй, вполне объяснимы - в течение многих лет они жили в неблагоприятном районе, обзавелись кучей болячек, по улицам боялись ходить ночью... Ведь еще в 1968 году Лен-горисполком принял первое решение о расселении улицы Шкапина в связи с неблагополучной санитарной обстановкой - результатом деятельности ныне почившего в бозе "Красного треугольника".

Стоимость одной лишь рекультивации земли здесь, согласно оценкам специалистов, составляет почти 2 млн долларов за гектар. Нет сомнения: не случись обрушений и необходимости что-то экстренно решать - людям никто и никогда не заплатил бы ни копейки компенсации за погубленное здоровье, за здоровье детей, которые вынуждены были гулять на здешних чудовищных детских площадках. Так что же удивительного, если от своего сомнительного "счастья" люди хотят получить как можно больше?

Несмотря на то что еще в сентябре прошлого года губернатор Валентина Матвиенко посоветовала жилищному комитету "не миндальничать" с отказниками, они упираются по сей день. Собственники жилья требуют доплат, исходя из рыночной стоимости квартир, требуют компенсаций за переезд (ведь, по известной поговорке, это половина пожара). Те же, чья площадь является неприватизированной, упираются просто так - и судятся. Доказывают, к примеру, что квартиры нужно давать не на одну, а на три семьи, и т. д. Впрочем, Диана Чапурина убеждена, что все разрешится к общему удовольствию.

Но наличествует еще и такой момент. Есть распоряжения администрации Адмиралтейского района о предоставлении ряду граждан из "нехорошего места" квартир в других районах - в Кировском (пр. Народного Ополчения, 167/21) и Красногвардейском (ул. Осипенко, 4, корпус 1). Вот тут-то и обозначилась проблема.

Заселиться в эти дома оказалось невозможно, потому что они не переведены на постоянное электроснабжение и не приняты на баланс районными жилищными агентствами. И понятно, что люди, в последние годы прожившие на улице Шкапина порой без электричества и воды, не хотят вселяться в дома (пусть даже новые), в которых нет постоянного электроснабжения - потом можно долго его дожидаться... Когда эта проблема будет решена, начальник отдела строительства Красногвардейского района Андрей Галахов ответить затруднился.

Возможно, что расселение - действительно вопрос нескольких дней. Возможно - опять затянется, ведь в свое время глава жилищного комитета Юнис Лукманов уже объявлял торжественно, что ВСЕ жильцы со Шкапина переедут в новые дома с января по март 2006 года. Летом же со ссылкой на официальных лиц по телеканалам прошли репортажи о ЕДИНСТВЕННОЙ нерасселенной квартире на Шкапина...

Тем временем печально знаменитая бывшая Везенбергская (так улица Шкапина называлась прежде, а построены здесь были дома для работников "Треугольника") неожиданно ухитрилась стать не просто отравленной аварийной территорией, но и своего рода фактом петербургского культурного пространства. Этому немало способствовали нашумевшие съемки фильма о бомбежках Берлина.

В молодежных кругах стало модным совершать вылазки на знаменитую улицу, фотографировать руины, парадные, дворы, промзону "Красного треугольника". В ходе этих вылазок ребята обнаруживали удивительные вещи - то подпольный цех по сортировке цветных металлов, то разоренный музей того же "Красного треугольника".

Вот зарисовка молодой писательницы Марии Ряховской: "Мы доехали до улицы Шкапина. Район Балтийского вокзала. Заброшенные дома. Идешь поздно вечером, поднимаешь голову и смотришь на десятки окон вверх. Пустые квартиры. В них ветер. Вдруг раскроется дверь, и с плачем, хохотом и воем вывалится пьяная компания. Кинут бутылкой в окно, оно выплюнет брызги стекол. Скроются так же внезапно, как и появились. Банда Азазелло! Странно, в этих покинутых домах не отключали электричество и воду.

А еще на этой дикой улице Шкапина был один черный дом, с подтеками, оставшимися от пожара, с вынутыми внутренностями. Только четыре стены, как после бомбежки в сорок втором году. Куда девалось остальное? Может, прилетел инопланетный корабль с краном, снял крышу, вынул квартиры с населением и улетел, сыпля огненными искрами? Такие дома я видела в кино, когда показывали разрушенную немцами Варшаву".

К слову, помимо расселения жилых домов в повестке дня - еще не до конца решенный вопрос нежилого фонда, "частников", многочисленных магазинчиков, кафешек (кстати, были среди них и вполне приличные) и прочих предприятий малого бизнеса.

Так или иначе, с карты города это закопченное пятно скоро будет стерто. А что будет дальше? Бизнес-центры? Офисы? Престижная деловая зона в непосредственной близости от знаменитой "Балтийской жемчужины"?..

Автору этих строк вспоминается один знакомый художник. Он писал здесь пейзажи - но необычные. Освобождал мысленным взором здешнее пространство от хлама, грязи и копоти, оставлял линии и плоскости - брандмауэры, кирпичные строения, решетки оград - и вписывал в них плющ, арки, каменные вазы с декоративными кустарниками, скамеечки, фонтанчики и флюгеры, стоянки для велосипедов.

Получались удивительные картины, напоминающие то ли Финляндию, то ли Швецию, - стильное место, куда с удовольствием можно было бы ездить на работу или для того, чтобы поиграть в боулинг. В том числе и бывшим жителям этого квартала - приезжать и радоваться, что бывшая "малая родина" стала чистой и красивой, достойной называться частью городского центра. А не безликой "бизнес-зоной", которых и так сегодня плодится в избытке.

Loading...Loading...