Правда и мифы о титанике. Интересные факты о титанике

Все мы видели фильм «Титаник» режиссера Камерона. Наш разговор пойдет не о достоинствах фильма, получившего 11 Оскаров, а о том, что режиссер в целом добросовестно отнеся к историческому материалу.

Картина гибели великого корабля, выглядит не только впечатляюще, но и невероятно достоверно. Потому почти каждый из нас имеет достаточно информации, чтобы представить размеры "Титаника", его интерьеры, публику и обстоятельства его гибели. Но все же в фильме есть моменты (впрочем, как и в других рассказах о "Титанике") , где события либо искажены, либо недостаточно освещены. Именно на них мы и остановимся.

Вода чертовски холодная, а шлюпок на всех не хватит, только для половины. Так что половина людей утонет.
- Не лучшая половина.

Мы помним эти слова. Пожалуй, одна из самых сильных цитат из фильма.

Но вот насколько она соответствуют истине?

На "Титанике" было 2225 членов экипажа и пассажиров, из них 908 – экипаж, 1317 пассажиров (324 - в первом классе, 128 - во втором, 708 - в третьем). При этом в свой первый рейс океанский суперлайнер выходил полупустой! Он был рассчитан на гораздо большее количество пассажиров – 2566.

Количество спасательных шлюпок на "Титанике" всего 20, и они были рассчитаны на 1178 человек. Спаслось лишь 708 человек. Как минимум можно было спасти на этих шлюпках еще 500 человек.

Судя по фильму в лодках были в подавляющем большинстве лишь пассажиры первого класса. Но это совсем не так! Было спасено лишь 202 пассажира из первого класса, 306 (!) - из второго и третьего. Причем двум третям мужчин из первого класса места в шлюпках не нашлось. Ни в одной из морских катастроф ни до, ни после "Титаника" сильные мира сего – миллионеры, богачи и аристократы не погибали в таком количестве, а вот пассажиров третьего класса оказалось на шлюпках точно поровну – как женщин, так и мужчин. Больше всего (в процентном отношении) погибло именно пассажиров второго класса.

Спасательная команда буксирует одну из шлюпок "Титаника"

Считалось, что такие огромные суда не могут утонуть быстро, а потому шлюпки рассматривались не как спасательное средство, а в большей степени как средство эвакуации пассажиров на другое судно поблизости. В этом случае для задачи перевозки пассажиров такое количество было вполне достаточным. С суперлайнерами случались аварии – взрывались котлы, они садились на мель, пробивали днище о скалы, сталкивались с другими судами, но до катастрофы с "Титаником" ВСЕГДА оставались на плаву.

Кроме того, обвинители забывают об очевидной истине, эвакуировать ВСЕХ даже если было достаточное количество шлюпок команде все равно не удалось бы. Смотрите сами – столкновение с айсбергом произошло в 23:45. Затем достаточно много времени ушло на оценку повреждений и принятие решение об эвакуации, спуск шлюпок начался через сорок минут после удара. Последние две шлюпки были спущены в 2:05, к этому моменту крен судна был уже критический, а в 2:20 все было кончено. Еще две лодки спустить так и не успели. Будь шлюпок в два раза больше - вряд ли количество спущенных лодок было больше. "Титаник" утонул СЛИШКОМ быстро.

Но даже в этом случае была возможность спасти многих пассажиров, оказавшихся в воде. И речь вовсе не о невернувшихся в шлюпках.

Дело в том, что и капитан, и вахтенные «Титаника» наблюдали огни другого судна, именно для него предназначался пуск сигнальных ракет, начатый после полуночи. Если бы это судно подошло к «Титанику» – большинство бы успели спасти, даже тех, кто оказался в воде. К сожалению, радист «Калифорниэн» (так называлось это судно) к этому времени ушел спать, а на запуск ракет капитан не среагировал, хотя вахтенный офицер доложил ему об этом сразу. Они даже наблюдали сам «Титаник», освещенный сигнальными ракетами, а не только его огни. В то время запуск ракет означал одно – «терплю бедствие». Даже если представить, что капитан сомневался в назначении ракет, ему было бы достаточно вызвать радиста в радиорубку, чтобы выяснить причину. Однако ничего подобного сделано не было. Помощь пришла слишком поздно – через три часа от другого судна «Карпатия».

Фотография "Калифорниэн" сделанная на следующее утро после гибели "Титаника". Фотографировали с "Карпатии".

Были ли другие шансы если не избежать катастрофы, то хотя бы уменьшить ее масштабы? Без всякого сомнения были.

С момента обнаружения айсберга до столкновения прошло всего несколько минут. В тот момент, когда пришло сообщение «Айсберг прямо по курсу» первый помощник капитана вахтенный офицер Мердок дал команду «Право руля!» и перевел рукоятку машинного телеграфа на «Полный назад».

Уильям Макмастер Мердок

громное судно, несущееся по океану со скоростью 42 километра в час, обладает гигантской инерцией, однако "Титаник" успел отвернуть от лобового удара и айсберг лишь вскользь прошелся по левой части носа. Удар показался не столь сильным, многие пассажиры даже не восприняли его как столкновение – лишь как легкую вибрацию.

Как позже выяснилось «Титаник» даже не получил пробоины как таковой, от удара разошлись листы обшивки судна, сорвав заклепки. Судно получило несколько узких разрезов общей длиной до девяноста метров, вода сразу начала затапливать пять отсеков. С этого момента «Титанику» оставалось жить чуть больше двух часов, и уже ничего не могло спасти его.

Айсберг, потопивший "Титаник". Сфотографирован на следующий день.

Если бы Мердок стал поворачивать, не дав команды «Полный назад», был бы шанс, что «Титаник» успел бы уклониться от столкновения. Дав команду «Полный назад» Мердок остановил винты на полминуты необходимые для реверса и сразу резко ухудшил управление судном. С этого момента шансов избежать столкновение уже не было.

Но самое интересное в том, что если бы Мердок не стал бы отворачивать и дал бы только команду «Полный назад», он таким образом максимально повысил бы шансы «Титаника» на выживание. Лобовое столкновение привело бы к затопление одного, максимум двух отсеков, но вполне возможно «Титаник» остался бы на плаву!

Признаться такое допущение вызвало у меня лично большие сомнения. Пока я не узнал, что подобное уже случилось в 1907 году – германский суперлайнер «Кронпринц Вильгельм» на максимальной скорости (около 40 км в час) столкнулся с небольшим айсбергом, сильно повредив нос, но все же смог своим ходом добраться до порта. В нашем случае и айсберг, и судно были больших размеров, но все же последствия скорей всего оказались бы не столь фатальными как в реальности.

Миллиарды людей во всем мире следили за тем, как тонет Леонардо Ди Каприо в фильме «Титаник». Эта лента основана на подлинных событиях, произошедших около полуночи 14 апреля 1912 года на борту роскошного лайнера «Титаник». Мифы, факты, фото, посвященные этому событию, вы найдете в нашем топ-10 малоизвестных фактов и удивительно интересных историй о «Титанике» .

10. Билет ценой в небольшое состояние

Для пассажиров, путешествующих первым классом, цена билета составляла 4350 долларов, что в наше время эквивалентно 106 310 долларов. Такая стоимость проезда объяснялась высочайшими стандартами обслуживания и повышенным комфортом кают.

9. Спасшиеся собаки

Несмотря на то, что на «Титанике» не нашлось достаточно шлюпок, чтобы спасти всех людей, в числе 712 выживших пассажиров были указаны три собаки. Один пекинес и два померанских шпица. А одна из пассажирок «Титаника» отказалась покинуть борт без своей собаки и погибла вместе с ней.

8. Испорченный медовый месяц

Если вы смотрели фильм про «непотопляемый» лайнер, то помните эмоциональные сцены с Джеком и Роуз в последние минуты, когда тонул «Титаник». Исторические факты таковы: 13 пар праздновали свой медовый месяц на этом гигантском корабле. К сожалению, они, вероятно, вошли в число 1 513 утонувших пассажиров.

7. Фатальная ошибка капитана

Капитан «Титаника», 62-летний Эдвард Джон Смит, имел огромный послужной стаж. Вот только у него был богатый опыт управления парусными судами и небольшой — пароходами. Из-за недостатка знаний Смит продолжал командовать экипажу идти на полной скорости (22 узла), даже когда «Титаник» вошел в опасную ледовую зону. Итог известен.

6. Прибыль от катастрофы

Существует несколько фильмов и телевизионных шоу, которые более или менее достоверно «эксплуатируют» факты о «Титанике». В их числе: «Титаник» (1943 год), «Непотопляемая Молли Браун» (1964 год), «Секреты Титаника» (1986 год), «Призраки бездны: Титаник» (2003 год), «Титаник: Кровь и сталь» (2012 год). А фильм о Титанике Джеймса Кэмерона, снятый в 1997 году, принес создателям прибыль в миллиард долларов, а также завоевал 11 Оскаров, включая лучший фильм и лучшую награду за режиссуру.

5. Настоящий герой

Чарльз Герберт Лайтоллер был вторым помощником капитана на «Титанике» и сделал все возможное для эвакуации женщин и детей. Сам офицер чудом спасся, спрыгнув с корабля и доплыв до плавающей вверх дном складной шлюпки, на которой оказалось 30 человек. К утру их подобрали моряки с корабля «Карпатия». Лайтоллер дожил до преклонного возраста — 78 лет.

4. Всякая всячина

«Титаник» напоролся на айсберг в первый же свой выход. И это единственный океанский лайнер, который ушел на дно из-за айсберга. Кроме того, бывший лидер и основатель Северной Кореи Ким Ир Сен родился 15 апреля 1912 года (когда затонул «Титаник»).

3. Выпил и выжил

В интересные факты о «Титанике» вошла история пьяного корабельного шеф-пекаря Чарльза Джуфина. Температура в Атлантическом океане во время трагических событий на «Титанике» была около 0.56 градусов по Цельсию. Из-за этого люди не могли выжить в ней дольше 15 минут. А изрядно хлебнувший горячительного Джуфин до момента своего спасения замерзал в воде в течение двух часов. Он доказал, что пьяным не одно лишь море по колено, но и океан по плечо.

2. Долгие поиски «Титаника»

Потребовалось 73 года, чтобы обнаружить обломки «Титаника». Это произошло в 1985 году. Корпус лайнера был разделен на две части и увлечен на глубину 3784 м.

1. Проклятая мумия

Точно известно, как произошла гибель «Титаника». Научные факты неоспоримы: красавец-лайнер затонул из-за айсберга. А вот о грузе, который вез «Титаник», ходило множество слухов. Один из них: в катастрофе повинна мумия прорицательницы Аменофис IV, которую взяли на борт по распоряжению британского историка лорда Кентервиля. В качестве особо ценного предмета, ящик с мумией находился возле капитанского мостика.

Спустя некоторое время после катастрофы газеты начали публиковать рассказы пассажиров «Титаника». Некоторые из них утверждали, что незадолго до катастрофы капитан был рядом с ящиком Аменофис IV. После чего его поведение стало чрезвычайно странным, а на сообщение о ледовой угрозе не последовало своевременной реакции.

10 апреля 1912 легендарный корабль отправился в свой первый и последний рейс. Британским трансатлантическим пароходом управлял Эдвард Джон Смит - один из самых опытных капитанов с 25-летним стажем. На "Титанике" было все, что душе угодно, даже одноименная газета, в которой публиковались сводки из жизни пассажиров. Однако у этого гигантского судна не было будущего: в ночь с 14 на 15 апреля оно потерпело крушение.

Гибель "Титаника" произошла за 57 часов до солнечного затмения

Согласно астрономическим наблюдениям, в такие затмения часто происходят катаклизмы. Кроме того, ученые заявляют, что полная луна могла вызвать необычайно сильные приливы, мешающие увидеть айсберг.

Спасательной операции могла помешать оптическая иллюзия

Еще одна версия того, почему айсберг остался не замеченным и того, что корабли не сразу пришли на помощь - оптическая иллюзия. Ученые считают, что в ту ночь можно было наблюдать необычный изгиб света - мираж. Подобное явление описали командиры нескольких судов, что находились в районе катастрофы.

Несколько таких кораблей как "Титаник" можно построить на деньги от кассовых сборов одноименного фильма

Если строить лайнер такого класса в наши дни то, на это потребуется порядка 400 млн долларов, тогда как фильм Джеймса Кэмерона "Титаник" в 1997 году заработал почти 2 млрд долларов.

Меню последнего ланча на "Титанике" продано за 88 тыс долларов

Катастрофа была предсказана в книге Моргана Эндрю Робертсона: "Тщетность, или крушение Титана"

Книга американского писателя-фантаста, напечатанная в 1898 году, описала катастрофу 1912 года: "Самый большой корабль из когда-либо построенных, попадает в айсберг в апреле и тонет". Согласно сюжету, из-за нехватки спасательных шлюпок, больше половины пассажиров судна гибнут в Северной Атлантике.

Спустя 100 лет после крушения суперлайнер "Балморал" повторил маршрут "Титаника"

В мемориальный круиз отправилось 1309 пассажиров - столько же, сколько было на "Титанике" (без учёта членов экипажа). На корабле была воссоздана атмосфера начала ХХ века. К месту трагедии отправились и родственники погибших пассажиров "Титаника".

Две из девяти собак, что находились на борту затонувшего лайнера, спаслись

Это собаки пород померанский шпиц и пекинес.

В течение 15-20 лет "Титаник" съедят бактерии

Еще в 1991 году ученые обнаружили, что корабль населяют 24 вида беспозвоночных животных, 12 из которых питаются металлическими и деревянными конструкциями. Но особый вред лайнеру наносят не они, а бактерия, которая впервые была обнаружена на "Титанике" и названа в его честь: Halomonas titanicae. Это особо агрессивный вид бактерий, получающий энергию из процесса окисления железа. По словам ученых, она буквально "вгрызается" в металл. Специалисты пришли к выводу, что в течение 15-20 лет от затонувшего лайнера не останется и следа.

Последняя из выживших пассажирок "Титаника" умерла в 2009 году в возрасте 97 лет

На момент кораблекрушения ей было всего 2,5 месяца.





То, что случилось 14 апреля 1912 года в 23 часа 40 минут в Северной Атлантике, для многих остается загадкой. В эту ночь крупнейший в мире на тот момент пассажирский лайнер "Титаник" столкнулся с айсбергом, в результате чего затонул. Однако эта версия часто подвергалась сомнению. Поговаривают даже, что пароход затонул вовсе не из-за столкновения с айсбергом…

Нераскрытые тайны "Титаника"

Слухи о роковом лайнере . Согласно одному из мифов, незадолго до завершения строительства корабелы неоднократно слышали странные постукивания в той части "Титаника", где располагалось второе дно. Существует мнение, что, поскольку строительство судна велось очень быстро, в его корпусе остался замурованным один, а то и несколько строителей. Этим якобы и объясняются странные постукивания: люди пытались вырваться из ловушки, в которую попали.

Также распространено мнение, что в "Титаник" был заложен антихристианский код. Серийный номер корпуса корабля - 3909 04. Если верить мифу, некоторые строители судна, негативно относившиеся к католической церкви, вложили в шестизначный номер секретное послание. Если написать этот номер от руки на бумаге и посмотреть в зеркало, то там будут отражаться слова "No Pope" (в переводе - "Нет Папы"). Ирландские протестанты полагали, что эти слова означают "Нет Папе Римскому", поэтому божественное возмездие не заставило себя долго ждать, и лайнер затонул в первом плавании.

По слухам, сигнал SOS с "Титаника" современные суда ловят и по сей день. Причем происходит это раз в несколько лет с определенной периодичностью. Одним лишь приемом радиосигналов с давно затонувшего корабля дело не ограничивается. По некоторым свидетельствам, спустя десятилетия после трагедии суда, проплывавшие мимо района затопления "Титаника" периодически вылавливали… спасшихся пассажиров!

Так, из морской пучины якобы выловили женщину средних лет, одетую по моде начала XX века. Она утверждала, что сейчас на дворе 1912 год и ей чудом удалось выжить. После того как женщину доставили на берег и решили установить ее личность, оказалось, что имя, которым она представилась, совпадало с реальным именем одной из пассажирок "Титаника". Впрочем, как и следовало ожидать, дальнейшая судьба этой женщины неизвестна.

Это не единственный случай подобного рода. Члены команды разных судов утверждали, что им удалось подобрать в океане десятимесячного младенца, который находился в спасательном круге с надписью "Титаник", и пожилого мужчину, который был одет в капитанскую форму компании "Уайт Стар Лайн". Мужчина утверждал, что он - никто иной как капитан "Титаника" Смит.

Теория заговора

Из-за сходства "Титаника" и другого корабля компании "Уайт Стар Лайн" "Олимпик" сразу после катастрофы появилась теория заговора, согласно которой в трагический рейс на самом деле был отправлен второй корабль. В основе этой теории лежит предположение о возможном мошенничестве с целью получения страховой выплаты, которая могла бы покрыть все убытки компании "Уайт Стар Лайн". Согласно мнению сторонников теории, кормовые листы с названием судна, а также все предметы быта и интерьера с названием судна были заменены, в результате чего, никто не мог заподозрить подмены.

В 1911 году при выходе в 11 рейс "Олимпик" столкнулся с английским крейсером "Хоук". "Олимпик" получил лишь небольшие повреждения, и их было недостаточно для выплаты страховки. Нужно было, чтобы судно получило ещё большие повреждения. Поэтому судно подвергли намеренному риску столкновения с айсбергом - в компании были уверены, что, даже получив серьёзные повреждения, судно не затонет.

Эту теорию не раз пытались опровергнуть. Например, против нее свидетельствовал тот факт, что многие пассажиры "Титаника" ранее плавали на "Олимпике" и могли бы определить, на каком корабле действительно плывут. Но окончательно теория заговора была развенчана только после того, как с парохода подняли детали, на которых был выбит номер 401 (строительный номер "Титаника"), а строительный номер "Олимпика" был 400.

Другие версии крушения

Согласно официальной версии, "Титаник" затонул не столько из-за того, что столкнулся с айсбергом, а сколько , с которой шел корабль. Но далеко не все согласны с этим.

Уже долгое время существует версия, что еще до отплытия в угольном отсеке корабля возник пожар, который спровоцировал сначала взрыв, а потом и столкновение с айсбергом. Эксперт, посвятивший изучению истории "Титаника" более 20 лет, Рэй Бостон, выдвинул новые доказательства этой теории. По его словам, пожар в шестом трюме судна возник еще 2 апреля, и потушить его так и не удалось. Владелец судна Джон Пирпонт Морган решил, что "Титаник" быстро доберется до Нью-Йорка, высадит пассажиров, а затем огонь будет потушен. Корабль вышел в море с пожаром на борту, и во время плавания произошел взрыв. Высокую скорость "Титаника" в ночное время, когда опасность столкновения со льдами была особенно высока, можно объяснить опасениями капитана Эдварда Джона Смита, что его судно взлетит на воздух еще до прибытия в Нью-Йорк. Несмотря на многочисленные предупреждения других кораблей о льдах, Смит не снизил скорость, в результате чего "Титаник" не смог сбросить скорость, когда был замечен айсберг.

Существует версия, что "Титаник" затонул вовсе не от тех повреждений, что нанес ему айсберг, а от торпеды, выпущенной немецкой подводной лодкой, опять же с целью получения страховой выплаты. А командиром подводной лодки, который согласился быть участником аферы, был родственник одного из владельцев "Титаника". Но у данной теории не существует крепких аргументов в ее пользу. Если бы торпеда как-то повредила корпус "Титаника", это не осталось бы незамеченным как пассажирами, так и членами экипажа.

Известно также, что один из историков, лорд Кэнтервиль перевозил на "Титанике" в деревянном ящике прекрасно сохранившуюся египетскую мумию жрицы-прорицательницы. Поскольку мумия имела достаточно высокую историческую и культурную ценность, она была помещена не в трюм, а размещена непосредственно возле капитанского мостика. Суть теории заключается в том, что мумия оказала влияние на рассудок капитана Смита, который, несмотря на многочисленные предупреждения о льдах в том районе, где плыл "Титаник", не сбросил скорость и тем самым обрек судно на верную гибель. В пользу этой версии говорят известные случаи загадочной гибели людей, побеспокоивших покой древних захоронений, в особенности - мумифицированных египетских правителей.

Особого внимания заслуживает версия, которая появилась после того, как был опубликован роман внучки второго помощника капитана "Титаника" Ч.Лайтоллера леди Паттен "На вес золота". Согласно версии, выдвинутой Паттен в своей книге, у судна было достаточно времени, чтобы уклониться от препятствия, но рулевой Роберт Хитченс запаниковал и повернул штурвал не в ту сторону. Правда о том, что на самом деле произошло в ту роковую ночь, держалась в секрете в семье Лайтоллера - самого старшего из выживших офицеров "Титаника" и единственного из выживших, кто точно знал, что стало причиной гибели судна. Лайтоллер скрыл эту информацию, опасаясь, что компания "Уайт Стар Лайн" обанкротится. Единственным человеком, кому Лайтоллер рассказал правду, была его жена Сильвия, которая и передала слова мужа своей внучке.

Другая версия появилась в писательских кругах. Во времена "Титаника" существовал престижный приз в судоходстве, присуждаемый океанским лайнерам за рекордную скорость пересечения Северной Атлантики - "Голубая лента Атлантики". Этим призом обладало судно "Мавритания" компании "Кунард", которая, кстати, являлась и учредителем этой премии, а также главным конкурентом компании "Уайт Стар Лайн". В защиту этой теории выдвигается мнение, что президент компании, которой принадлежал "Титаник", Исмей подбивал капитана "Титаника" Смита прибыть в Нью-Йорк на день раньше положенного срока и получить почетный приз. Этим якобы и объясняется высокая скорость судна в опасном районе Атлантики. Но у этой теории есть элементарное опровержение. "Титаник" просто физически не смог бы развить ту скорость в 26 узлов, на которой "Мавритания" поставила рекорд, продержавшийся еще более 10 лет после катастрофы в Атлантике.

Дата 15 апреля 1912 года отмечена в истории крупнейшей морской катастрофой XX века - в Атлантике, по пути из Саутгемптона (Великобритания) в Нью-Йорк (США), натолкнувшись на айсберг, затонул крупнейший пассажирский лайнер «Титаник».

История «Титаника», корабля-легенды, окружена многочисленными тайнами и мифами, широко известными и не очень. Вот некоторые удивительные факты об этом легендарном судне.

25. Первый фильм о «Титанике» был снят меньше чем через месяц после катастрофы, и главную роль в нем сыграла актриса, выжившая в кораблекрушении.

24. Ким Ир Сен, лидер Северной Кореи, родился в день гибели лайнера.

23. На борту корабля было 12 собак, из них выжили три. На фото одна из них.

22. Останки «Титаника» были обнаружены только через 73 года после катастрофы.

21. Кейт Уинслет, исполнительница главной роли в фильме «Титаник» (1997), рассказала, что ей очень не нравится песня My Heart Will Go On. Актриса даже призналась, что ее передергивает, когда она слышит эту музыку.

20. На самом деле у современных кораблей больше шансов встретиться с айсбергом, чем было у «Титаника».

19. Айсберг, с которым столкнулся корабль (на фото), начал свое путешествие около двух тысяч лет назад.

18. Ни один из 30 механиков корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых машин так долго, как только было возможно, чтобы могли спастись остальные пассажиры. На фото машинное отделение «Титаника».

17. В шлюпки лайнера могли поместиться более половины пассажиров, однако едва ли трети из них действительно удалось сделать это.

16. 13 пар молодоженов отправлялись на «Титанике» в медовый месяц.

15. Самые дорогие номера на корабле сегодня стоили бы более 100 000 долларов.

14. Единственный выживший в катастрофе японец был подвержен остракизму и назван трусом за то, что не умер вместе с другими пассажирами.

13. Хотя корабль мог удержаться на плаву при затоплении четырех отсеков подряд, в роковую ночь были повреждены шесть из них.

12. Кроме «Титаника», ни один лайнер в истории никогда не был потоплен айсбергом.

11. Основатель шоколадной фабрики Hershey’s Chocolate Мильтон Хэрши отменил свое бронирование в последний момент из-за срочных деловых встреч.

10. «Титаник» был настолько огромен, что тонул целых 2 часа 40 минут.

8. Существует версия, что основной причиной гибели «Титаника» стал эффект ледяного миража, скрывшего от наблюдающих реальные очертания айсберга, тем самым не позволив вовремя предупредить катастрофу. Об этом косвенно свидетельствуют показания выживших, рассказавших о невероятно ярких звездах в ту ночь.

7. Шеф-повар ресторана A la Carte выпил столько алкоголя, что смог выдержать жуткий атлантический холод в течение двух часов.

Loading...Loading...